Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)
материал по литературе ( класс) на тему

Жукова Ирина Владимировна

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и достоверно проверенному, а также побудить их к творчеству, разбудить фантазию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. В. Жукова

МБОУ «СШ №4» г. Иваново

Пресс-конференция на уроке литературы.  (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. Это встреча журналистов с представителями  различных организаций, которые предоставляют  СМИ необходимую информацию «из первых рук». Конференция также предоставляет возможность с помощью вопросов уточнить необходимые сведения. Результатом  работы  корреспондентов являются материалы, предоставленные в редакцию и по – возможности опубликованные.

Литература как предмет, изучаемый в школе, всегда дает возможность учащимся рассуждать, думать, спорить, находить интересную информацию и т.д. Разнообразные формы урока могут позволить учителю поддерживать стойкий интерес к данному предмету среди молодого поколения. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и достоверно проверенному, а также побудить их к творчеству, разбудить фантазию.

Одним из удачных проектов информационного  общения является пресс – конференция «А.С.Пушкин в воспоминаниях…». После изучения творчества поэта, глубокого и всестороннего погружения в материал хотелось бы разнообразить и оживить тему, дать учащимся возможность к  самовыражению, применению полученных знаний на современном уровне. Самым важным является найти информационный повод – то, что сделает событие интересным для всех участников мероприятия. Это может быть и день открытых дверей, и юбилей поэта, и научно-практическая конференция, и многое другое. Повод должен иметь необычную эмоциональную подачу, стать общешкольной новостью.

При подготовке пресс-конференции необходимо определить цель мероприятия, его задачи и ожидаемый результат. Учащимся предлагаются разные роли: участие в данном мероприятии в качестве респондентов, корреспондентов и организаторов.

Группа организаторов определяет дату проведения конференции, готовит и рассылает приглашения, оформляет помещение (стол президиума, места в зале, таблички с инициалами выступающих, наглядный материал и др.) Эта же группа встречает и регистрирует представителей прессы, родителей, администрации школы, гостей.

Самой сложной является подготовка к пресс-конференции респондентов, которые отбираются из числа самых одаренных учащихся, так как они должны прочитать предложенную литературу, свободно владеть речью, оперировать цитатами, проявлять актерский талант при ответах на поставленные вопросы. Учитель литературы проводит серьезную подготовительную  работу, предлагает следующие роли:

  И. И. Пущин «Записки о Пушкине»,

  Н. Н. Гончарова – по книге Агнии Кузнецовой «Моя мадонна»,

  М. И. Цветаева «Мой Пушкин»,

  А. А. Ахматова «О том Пушкине»,

  Ю. М. Лотман «Комментарии к роману «Евгений Онегин»,

  Ю. Н. Тынянов «Пушкин».

Учитель выполняет функцию ведущего, готовит вступительное слово, представляет основных участников конференции, дает слово корреспондентам, контролирует этичность и продуманность вопросов и ответов, регламентирует время выступлений, дает краткие комментарии, произносит заключительное слово и закрывает пресс-конференцию. Учитель продумывает  заранее «драматургию» действия, обыгрывает фантастическое смещение времен, доброжелательно и ровно  руководит журналистами.

Основная группа учащихся выбирает роль журналистов. Они заранее продумывают, какое издательство будут представлять, готовят бейджики, блокноты для записей, фотоаппараты, технику для аудиозаписи. Вопрос формулируют четко, быстро, заинтересованно вступают в некое подобие беседы с участниками конференции, проигрывают эмоции, мимику, жестикуляцию, даже  тембр голоса, остаются смелыми и независимыми. Главная их задача – собрать нужную информацию для написания статьи.                                               По итогам пресс-конференции учителем проводится контроль и анализ подготовленных к печати материалов, выпускается газета, лучшие  материалы публикуются на сайте школы и в Интернете. Учитель может провести сочинение «Заметка в газету», работая с публицистическим или художественным  стилями.

Фрагменты из  некоторых работ учащихся предложены далее:

«Стояло тихое солнечное утро. Лучик солнца осторожно  ложился кривым, из-за бликов и отсветов, зигзагом на длинный, покрытый лаком стол. За столом сидят шесть человек «вне времени и пространства»: близкий друг А. С. Пушкина И. И. Пущин, жена поэта Н. Н. Гончарова, гениальные русские поэтессы М. И. Цветаева и А. А. Ахматова, писатель Ю. Н. Тынянов и литературовед  Ю. М. Лотман. Напротив – журналисты из самых разнообразных изданий, невдалеке – взволнованные гости. И вот с приветственным словом к собравшимся обращается молодая женщина…»

«Мороз и солнце – день чудесный!» - пожалуй, эти строки знакомы всем людям в нашей огромной стране. Они излучают особое тепло, нежные чувства, воспоминания. Юбилею великого поэта была посвящена пресс – конференция «А.С.Пушкин в воспоминаниях…», проведенная в школе №4 нашего города…»

«Прозвучали самые разнообразные вопросы, присутствующие окунулись в незабываемый, загадочный мир поэта. Ребята интересовались чертами характера Пушкина у его друга Ивана Пущина, который поведал много забавных историй из их лицейской жизни, трактовкой образа Евгения Онегина у литературоведа Юрия Лотмана, причинами смерти поэта у жены Натальи Гончаровой. Поэтессы  Анна Ахматова и Марина Цветаева высказали свое мнение о роли поэта в жизни каждого русского человека…»

«В конце пресс-конференции участники ответили на самый интересный, по их мнению, вопрос: «Если бы вы встретились с Александром Сергеевичем, что бы вы ему сказали?»

 И. Пущин:

- Я обнял бы своего друга, поцеловал, и мы целый вечер вспоминали, сидя у камина, «дела давно минувших лет»…

Н. Гончарова:

- Я заплакала бы и сказала, что я его очень сильно люблю, что он «памятник воздвиг себе нерукотворный», и подвела бы к нему его детей.

Ю.Лотман:

- Я попросил бы поэта перенести меня туда, в его время, чтобы, пожив рядом с ним, почувствовать « дыхание эпохи»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

«Эти трудные, странные, загадочные метафоры…» (из опыта работы учителя-словесника), 5 класс.

Данный материал из моей методической копилки отражает работу над умением находить одно из трудных средств художественной выразительно...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...