Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)
материал по краеведению ( класс) на тему

Жукова Ирина Владимировна

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жукова Ирина Владимировна,

учитель МБОУ «СШ №4» г. Иваново

               

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла.  (Из опыта работы учителя-словесника.)

В системе преподавания предметов гуманитарного цикла, как-то: русский язык, литература, МХК - предусматривается и краеведение как необходимое средство образования и воспитания личности на основе уважения к достопримечательностям малой Родины, созданным писателями, художниками, музыкантами, архитекторами и др. Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем.

На первом этапе (выбор темы) учитель учитывает склонности конкретного ученика, его идейную и духовную культуру, выбирает материал, посильный для конкретного ученика. Результатом исследовательского проекта может быть создание презентации – выступления на конкретном уроке, демонстрация проекта на краеведческих чтениях, написание материала в газету, работа во время научно-исследовательской конференции и многое другое. Далее учитель помогает определиться с целями, задачами исследования, а также выбрать объект, необходимый для проблемного изучения.

При подготовке проекта изучается материал по выбранной теме: составляется библиография, оформляется список изученной литературы, осуществляется поиск связей с хранителями памяти о данном объекте и работниками нужных учреждений: музеев, библиотек, галерей и пр.

Учащийся может пользоваться различными методами исследования, чтобы добыть фактический материал: наблюдение, сравнение, анализ, синтез и т.д. Особенно важно составить сложный план исследования, подразделяя его на пункты и подпункты. Исследование должно быть написано логично, точно, ясно, связным текстом с использованием необходимых лексических средств. Главным для окружающих является защита проекта в различных формах: презентации, альбома, брошюры, буклета - и его наглядное оформление. Защитное слово помогает составить преподаватель, который также рецензирует работу, указывая на неточности и необходимые изменения.

Исследовательские проекты, созданные моими учащимися, были разнообразны. Предлагаемый список может помочь учителю определиться в выборе темы, что является наиболее сложным по краеведению.

  1. Ивановские меценаты Гарелины. (Генеологическое древо семьи – изыскания потомков.)
  2. Русский портрет 18 века в коллекции Ивановского областного Художественного музея.
  3. «Кузница художественных кадров» (История Ивановского областного художественного училища имени Д. И. Малютина.)
  4. Русские меценаты – коллекция Д. Г. Бурылина в Ивановских музеях.
  5. Русская иконопись в коллекции Ивановского областного Художественного музея.
  6. Русское искусство: Свято-Введенский женский монастырь и традиции религиозных праздников.
  7. В мастерской художника Александра Викторовича Иванова. (К юбилею мастера.)
  8. Культура Древнего Египта. (Коллекция Ивановского областного Художественного музея.)
  9. «Узоры из каменных кружев». (Русское зодчество: храмы и церкви города Иванова.)
  10.  Комната-музей поэта М. А. Дудина в городе Иванове.
  11.  «Добрых рук мастера». (Искусство Палеха – в мастерской художника.)
  12.  Заочная экскурсия по Ивановскому областному Художественному музею.
  13.  «И просится рука к перу…». (Литературное творчество учителей и учащихся школы №4 города Иванова.)
  14.  «Стихи не пишутся – случаются». ( Поэтическое творчество учителей и учащихся школы №4 города Иванова.)
  15.  «Как прекрасен этот мир!» (Создание песенного сборника композитором А.Никольским на стихи учащихся учителя литературы И. В. Жуковой.)
  16.  Традиции общешкольной печатной газеты «School-on-line».

Все исследовательские проекты хранятся и используются в работе. Проекты №№ 1, 6, 9, 10 получили грамоты на городских краеведческих чтениях. Проект №7 стал победителем данных чтений в 2007 году. По проекту №15 композитором создан сборник, песни на стихи учащихся вошли в песенный репертуар его  концертов. Проект №16 ежегодно участвует в региональном конкурсе школьных изданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и дост...

«Эти трудные, странные, загадочные метафоры…» (из опыта работы учителя-словесника), 5 класс.

Данный материал из моей методической копилки отражает работу над умением находить одно из трудных средств художественной выразительно...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....

Интеграция на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы)

Формирование широкой, целостной картины мира в сознании учащихся, способности системно мыслить при решении  практических задач - вот главная цель интеграции в школе...