Главные вкладки

    Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения на уроках гуманитарного цикла в общеобразовательной школе
    статья по теме

    Дронова Марина Витальевна

    Предварительный просмотр:

    Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения на уроках гуманитарного цикла в общеобразовательной школе

    Дронова М.В.,

    Лавриненко О.Б.

    Сознание и чувство Родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к Родине вырастает до понимания своей связи со страной. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание отражает и закрепляет в патриотизме. Готовность к защите Отечества, определяемая основными требованиями, предъявляемыми к гражданину и патриоту России, является предназначением патриотического воспитания, его конечной целью.

    Белгородская область – особый регион России со своей историей, самобытными культурными традициями. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации детей и молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. История Белгородчины богата событиями – дореволюционная история, участие в революции и Гражданской войне, оккупация в годы Великой Отечественной войны, исследование и разработка КМА, история храмов и их священников, земляки - очевидцы. Изучение малой родины, исследование различных страниц ее истории и географии, живого мира и этнографии, трудовых традиций и землячества – это и есть единственно верный путь к формированию у детей любви к Родине  и патриотизма.

    Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.         Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете и посещать школьный и районный музеи, так как здесь собран огромный материал о деревне и районе. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение имеет ценный воспитательный потенциал. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества.  В итоге учащиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи.

    На логопедических занятиях используются типовые тексты краеведческой направленности для лексического анализа. В этих текстах содержится информация о домашней утвари, предметах обихода, ремеслах, блюдах традиционной русской культуры. При этом дети учатся по новому смотреть на мир, учатся ценить слово, как одно из ценностей народной культуры. 

    Использование краеведческого материала на уроках гуманитарного цикла основывается на следующих принципах:

    •        Принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами школьной программы;

    •        Принцип систематичности, состоящий в целенаправленном , запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения;

    •        Принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме типового учебника;

    •        Принцип учета возрастных особенностей школьников при подборе краеведческого материала, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;

    •        Принцип технологизации, предполагающий использование игровых технологий, опору на творчество учащихся, их детское воображение, способность моделировать «условно реальную» коммуникацию в искусственных условиях;

    •        Принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания;

    •        Принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры;

    •        Принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов материалами страноведческого характера -  материала стран изучаемого языка, своеобразное  «соизучение» языков и культур.

    Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре позволяет говорить  о неразрывной связи процессов обучения и воспитания. Оно помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию и зрелое мировоззрение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

    Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. О...

    Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

    Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

    Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

    Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

    Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

    Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

    Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

    Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и общес...

    Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

    Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

    Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе

    В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...