Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях
статья на тему

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернышова О.А.

г. Старый Оскол

МОУ «Основная общеобразовательная

 школа № 13»

Военно-патриотическое воспитание

в аспекте формирования гражданской позиции у молодежи

на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Формирование и развитие патриотических чувств – важнейшая составляющая процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.  В важнейших законодательных актах, документах Правительства, принятых в последние годы, чётко и лаконично сформулированы основные задачи военно-патриотического воспитания молодёжи, в совокупности своей характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов Родины, готовых  к защите Отечества. Эти задачи, поставленные, в том числе и перед школой, весьма сложные и ответственные.

 Военно-патриотическое воспитание – многогранный процесс, и решать его надо комплексно. Ведь формирование нравственных качеств человека не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением,  словесными формами воспитательного воздействия. Для усиленной подготовки именно к военной службе, необходима непосредственная военно-патриотическая деятельность школьников, в процессе которой у них закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.

Военно-патриотическое воспитание доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку, ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.

Ведущая роль в военно-патриотическом воспитании принадлежит учебному процессу. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия как Родина, подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах нашего народа, учатся любить родную природу. Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школе. Пусть дети примеряют к себе качества замечательных  людей.

 Большое значение имеют предметы гуманитарного цикла. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ.

В школьном курсе литературы, к сожалению, уделено вопросу военно-патриотического воспитания недостаточно внимания, но вариативная часть программы позволяет реализовать эти задачи. Введение произведений военной тематики воспитывает у учеников чувство патриотизма, оставляя неизгладимый след в их сердцах. Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений: «Житие князя Александра Невского», «От Руси к России» Л.Н. Гумилёва, «Новгород» Л.Ю.Лермонтова и др. В 5-6 классах обучающиеся знакомятся с такими произведениями, как: «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» А. П.Гайдара, «Лёнька Пантелеев» А.Пантелеева и др. В более старшем возрасте в программу включаю произведения: «Навеки – девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «Крик», «Убиты под Москвой» К. Воробьёва, «Сотников», «Обелиск» В. Быкова и др.

В этих произведениях исторического прошлого пытаюсь реализовать следующие задачи:

- заинтересовать учеников процессом чтения военно-патриотической литературы,

- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы, в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

- формировать собственную точку зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и уметь аргументировано её доказывать.

При подборе литературных произведений нужно учитывать их соответствие целям и психологическим особенностям ребят. Художественные произведения должны формировать бережное отношение к прошлым заслугам воинов-ветеранов ВОВ, заставить задуматься о таких понятиях, как Отечество, защитник Отечества.

На уроках литературы и русского языка подростки осмысливают сущность патриотизма, национального самосознания, учатся мыслить. Изучая героическое прошлое истории нашей страны на страницах литературных произведений, учащиеся 5-6 классов раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышляют о значении победы в ВОВ и роли простого народа, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. На таких уроках происходит беседа о ВОВ, выразительное чтение стихотворений. Анализ текстов хорошо дополнят репродукции картин, творческие работы самих учащихся.

Большие возможности принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы в старших классах. Проблемный подход будет организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Чтение и анализ произведений военной тематики мы стараемся завершить внеклассным чтением, экскурсией в исторический музей, просмотром фильмов, которые еще раз дают школьникам возможность прочувствовать героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных военных лет.

Великая Отечественная война – это веха не только в истории нашей страны, но и в мировой истории. В большинстве учебно-методических комплектов по иностранному языку  нет даже упоминания об участии англоязычных стран во Второй мировой, не говоря уже о ВОВ. В последние годы все чаще и чаще у школьников появляется возможность общаться со своими сверстниками из других стран. При этом неизбежно возникают вопросы, касающиеся культурного, исторического наследия той или иной страны. А это ни что иное, как диалог культур, который невозможен, если участники его будут не в состоянии рассказать о своей собственной культуре. Одним из путей решения данной проблемы на уроках английского языка является включение в программу обучения текстов о ВОВ, прежде всего, основанных на региональном компоненте, так как это позволило бы воспитывать не только военный патриотизм, но и патриотизм по отношению к своей малой Родине.

Очень важно, чтобы военно-патриотическое воспитание школьников происходило не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной работы, это позволит направить инициативу учеников, поможет увязать полученные ими теоретические знания с практикой. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по двум направлениям: 

1.Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя проведение экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим датам. На Уроках Мужества ребята со слезами на глазах слушают тех, кто не понаслышке знает о войне, кто испытал и страшную боль от утраты близких, кто страдал от ран, холода, кто видел врага в лицо, кто стал свидетелем страшных зверств фашизма. Исполнение песен военных лет – особая форма в воспитании патриотизма, оно помогает обучающимся прочувствовать то, что трудно объяснить словами.

Важное место в патриотическом воспитании занимает пропаганда российской символики. Изучению Гимна, истории российского Герба, Флага, посвящена целая серия классных часов. Усилению внимания к решению задач гражданского,  патриотического воспитания юных граждан, формированию у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов Содружества независимых Государств был посвящен урок дружбы государств – участников СНГ, проведенный в январе 2011 года.

2. Военно-спортивные игры. В прошлом году учащиеся нашей школы участвовали в игре «Зарница», которая оказала положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствовала развитию общественной активности детей, воспитанию чувства товарищества, взаимной выручки, отваги и смелости, формировала качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Из большого количества средств и форм военно-патриотической работы в работе с классом использую следующие (при этом отборе учитываются интересы детского коллектива):

1. Организация бесед, докладов о войне и мире, боевых традициях и воинском долге, военных профессиях на уроках русского языка, литературы, иностранного языка.

2. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков.

3. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны.

4. Постоянная забота учащихся о ветеранах войны, семьях погибших воинов, оказание им посильной помощи, а также вручение поздравлений, сувениров, сделанных своими руками; выступления участников школьной самодеятельности перед ветеранами.

6. Проведение школьного конкурса на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографию на военно-патриотические темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Этих дней не смолкнет слава», «Есть много стран на свете, но Родина – одна», «Место подвигу есть всегда». Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.

Мероприятия, проводимые в школе, воспитывают в учащихся чувство милосердия,  доброты,  ответственности.  Формируют общечеловеческие нормы нравственности,  являющиеся важнейшим этапом становления гражданственности. Патриотические мероприятия помогают пережить и осмыслить трудные моменты истории.

Процесс военно-патриотического воспитания непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо постоянно помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся. Конечная цель военно-патриотического воспитания предполагает развитие потребности добросовестно трудиться на благо Родины и готовность с достоинством и честью защищать свое Отечество.

Патриотическое сознание граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно–нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой. В процессе воспитания необходимо направить все усилия на то, чтобы каждый учащийся понимал, что безопасность Родины обеспечивается и их личным участием в подготовке к защите Родины. Поколение, которому предстоит пополнить ряды защитников Родины, должно чувствовать ответственность за судьбу своего Отечества.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные...

Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя

Выступление  на ГРК « Мордовия»  «Патриотическое воспитание  школьников на уроках русского  языка и литературы   и в работе классного руководителя»...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»

В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....

Брошюра "Критериальное оценивание учебных достижений школьников на уроках гуманитарного цикла"

В данной брошюре рассматриваюся вопросы разработки и использования на уроках критериальной ситемы оценивания практической деятельности учащихся....

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....