Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла
учебно-методический материал по русскому языку

Жулёва Ирина Евгеньевна

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinektikakak_metod_organizatsii_tvorcheskogo_myshleniya.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла Из опыта работы учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ №16

Слайд 2

“ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин

Слайд 3

Цитата из ФГОС ООО Раздел II. Требования к результатам … II . Требования к результатам … 10.6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать…устанавливать причинно-следственные связи… 10.7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Пути достижения Развитие инновационной активности личности Внедрение продуктивных методов обучения

Слайд 4

Актуальность Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся - одна из актуальных задач педагогики.

Слайд 5

Нахождение близкого по сущности решения путем нахождения аналогов в разных областях знаний, или исследование объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Аналогия – хороший возбудитель ассоциаций, которые стимулируют творческие возможности. Из истории СУТЬ В середине 50-х годов Уильям Гордон (США) предложил новый метод поиска творческих решений, названный синектика . ОСНОВА

Слайд 6

Отличия синектики от мозгового штурма Синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно полагающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период работы В организации творческой активности группы внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов.

Слайд 7

Отличия синектики от мозгового штурма Часто в состав группы включают авторитетную личность, которая призвана играть роль эксперта или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций На первых этапах следует избегать попыток формулировать окончательно завершенные, целостные идеи, мысли.

Слайд 8

СИНЕКТИКА - метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий;

Слайд 9

Синектика в учебной деятельности Нестандартное решение учебной задачи Символическая аналогия Неожиданная метафора Интуиция Свободное размышление Вдохновение Цель: активизировать мыслительную деятельность обучающегося при отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника или интернета. Синектика в учебной деятельности

Слайд 10

Инструменты синектики Превращение незнакомого в знакомое проблема делится на части, превращается в ряд простых знакомых задач Превращение знакомого в «незнакомое» знакомая задача рассматривается с новой точки зрения, формируется общий, более широкий взгляд на проблему в целом Инструменты синектики

Слайд 11

Личная Прямая Объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений неожиданное определение предмета образующее удивительное противоречие (объективные и неличные образы). Отождествление себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Символическая Фантастическая Типы аналогий использование в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.

Слайд 12

анализа и определения проблемы предложения спонтанных решений проблемы новой формулировки проблемы Методика состоит из нескольких шагов: построения аналогий разработку подходов к решению. переноса аналогий на проблему

Слайд 13

Алгоритм применения метода I этап. Формулировка проблемы «как она дана» отсутствие деталей задачи облегчает абстрагирование, помогает уйти от привычного хода мышления II этап. Формулировка проблемы «как ее понимают» проблема уточняется и дробится на подпроблемы III этап. Генерирование идей поиск аналогичных проблем в областях, далеких от решаемой задачи, использование аналогий IV этап. Перенос идей на проблему «как она дана» важный элемент – критическая оценка идей экспертами Алгоритм применения метода

Слайд 14

УУД, формируемые при использовании метода Познавательные универсальные учебные действия структурирование знаний моделирование анализ, синтез, сравнение, классификация выдвижение гипотез и их обоснование самостоятельное решение проблем творческого характера Регулятивные универсальные учебные действия Планирование, рефлексия ориентировка в ситуации; Прогнозирование, целеполагание ; оценивание; самоконтроль; принятие решения, коррекция Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование мотивация Коммуникативные универсальные учебные действия организацию и осуществление сотрудничества передачу информации и отображению предметного содержания

Слайд 16

Риски в использовании метода и способы их преодоления Отсутствие включенности обучающихся Дифференцированные задания разного уровня сложности Создание групп, в каждую из которой включаются сильные и слабые ученики Возможность непрогнозиру-емого результата Контроль за деятельностью учеников на каждом этапе включенности Своевременная коррекция деятельности синекторов со стороны учителя Отсутствие эталона решения учебной задачи Формирование высокой степени самоконтроля и самооценки обучающихся Профессионализм учителя в оценивании творческих продуктов Риски в использовании метода и способы их преодоления

Слайд 17

Приёмы реализации метода на уроке истории «От фильма к книге» Приёмы реализации метода на уроках русского языка и литературы « Синектика как метод , способствующий успешному обучению написания сочинений по картине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

Методы активизации творческого мышления учащихся

         Первые реально применяемые неалгоритмические методы – методы активизации творческого познавательного процесса стали появляться в конце 20-х годов ХХ столетия. ...

Методы активизации творческого мышления

Методы активизации творческого мышления помогут современному ребенку разносторонне развиваться, мыслить свободно, искать множество решений одной и той же проблемы, а главное - стать креативн...

Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»

В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....

Брошюра "Критериальное оценивание учебных достижений школьников на уроках гуманитарного цикла"

В данной брошюре рассматриваюся вопросы разработки и использования на уроках критериальной ситемы оценивания практической деятельности учащихся....

Методы активизации творческих способностей школьников на занятиях литературного объединения

Опыт многолетней работы руководителя школьного литературного объединения...

Реализация проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла

Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект ...