Методы активизации творческих способностей школьников на занятиях литературного объединения
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Колесник Ольга Юрьевна

Опыт многолетней работы руководителя школьного литературного объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колесник Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

ОДОД ГБОУ СОШ № 38, руководитель

школьного литературного объединения

Методы активизации творческих способностей школьников

на занятиях литературного объединения

Давно уже было замечено, что таланты

являются всюду и всегда, где и когда

существуют общественные условия,

 благоприятные для их развития.

Г.В. Плеханов

Как ни странно, но поэзия древнее прозы. Древние люди легко сочиняли свои стихи-песни, рассказывая в них обо всем, что их окружает и волнует. Подобно им, без особого труда, сочиняют стихи современные дети, ведь талант заложен в каждом из них. Становясь старше и признавая несовершенство своего литературного творчества, большинство отказывается от этого занятия. Вот тут-то и должен придти на помощь педагог, поддержать, указать ошибки и обогатить недостающими знаниями.

В дореволюционных лицеях и гимназиях стихосложение являлось обязательной дисциплиной. К сожалению, сейчас этот опыт забыт. На смену пришли новые, не менее важные предметы. Но система дополнительного образования дает учащимся возможность получить знания в этой области.

Основная задача педагога дополнительного образования пробудить в детях тягу к творчеству, помочь им реализовать свои творческие способности. Именно с этой целью было создано в школе литературное объединение учащихся.

В литературном объединении нашей школы дети знакомятся с различными поэтическими законами, приемами и формами. В рамках реализуемой программы школьники посещают творческие встречи с поэтами, писателями и издателями, мастер-классы, презентации литературных изданий, участвуют и даже побеждают в конкурсах различного уровня, включая международный – вот уже несколько лет наши ребята становятся победителями и призерами международного фестиваля детского литературного творчества. Лучшие стихотворения ребят опубликованы в таких известных журналах, как «Костер», «Невский альманах», «Сфинкс», «Зубренок», «Мавочки и дельчики», международных сборниках «Мир чудес» и «Виват, Петербург!»

Конечно, для хороших результатов дети должны обладать усидчивостью, работоспособностью, целеустремленностью и огромным желанием добиться отличного результата. Но школьникам, особенно учащимся начальной школы, порой тяжело сосредоточиться и воспринимать «сухую» теорию, ведь занятия дополнительного образования проходят после основных уроков. Тогда на помощь приходят элементы игры. Приведу некоторые из моих методов, иллюстрируя их примерами детских работ.

Разминка с мячом

Учитывая специфику помещения, я сшила яркий, мягкий, легкий мяч. Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, подбирая при этом рифму к заданному мною слову. Тот, кто найдет последнюю рифму, получает право самому задать следующее слово для поиска рифмы. Это несложное упражнение является разминкой и способом расширения словарного запаса, а также помогает приобрести навыки подбора нужной рифмы.

Командная игра  

Разминку с мячом может заменить или дополнить командная игра. Участники делятся на группы. Каждой команде задано слово, к которому нужно подобрать рифмы. Для того, чтобы шансы команд были равны, как правило, задаю слова уже являющиеся рифмами друг к другу (кошка – ложка, глаза – гроза). Побеждает та команда, которая подобрала наибольшее число подходящих слов. Приступая после разминки к практической части занятия, дети с удовольствием используют эти рифмы в своих стихотворениях.

Единица

Мне в тетрадку на страницу

Залетела единица,

Будто с длинной шеей птица

Или для вязанья спица,

Или Ксюшина ресница.

Только что тут веселиться?

Мне теперь совсем не спится,

И у мамы с папой лица

В страхе, будто колесница

К ним на всех колесах мчится.

Хорошо бы, чтоб синицы,

Все склевали единицы.

Я могла бы веселиться,

А родители – не сердиться.

Ксения Белова, 2 класс

Чтение и обсуждение притчи

После разминки необходимо настроиться на серьезную работу. В этом очень помогают притчи. Заметила, что ребята с удовольствием слушают и обсуждают эти короткие, поучительные философские произведения, дают оценку описанным в них событиям, иногда вступая в дискуссию. Естественно, многие потом пытаются сами написать притчу.

Листик и камень

     Долго держался за ветку последний осенний лист, но и его сорвал ветер.

Упал он в траву, рядом с камнем.

– Хорошо тебе тут! Лежишь спокойно много лет и не боишься, что упадешь!

А я вот упал, – грустно сказал листик камню.

Да, спокойно, – согласился камень. Но зато, ты за свою короткую жизнь

увидел с высоты много интересного. А я никогда ничего не видел, дальше травы…

                                                Никита Волков, 2 класс

Сказка от первого лица

Для того, чтобы написать сказку от первого лица – какого-либо предмета – нужно внимательно присмотреться к этому предмету, позволить своей фантазии отправиться в свободный полет, суметь внутренне перевоплотиться в этот предмет. К счастью, дети еще не понимают всей сложности такой задачи, и смело берутся за воплощение задуманного.

                                         Мудрый друг

     С первого взгляда я кажусь неинтересной и скучной. Но если вы

будете более внимательны,  то поймете, что напрасно отвергали меня.

Без меня не обойтись ученикам в школе, студентам в университете,

взрослым на работе и, конечно же, маленьким дошколятам. Не забудьте

пригласить меня в дальнюю поездку или на пляж. Если вы ни на день не

 будете забывать обо мне, то станете более рассудительными и не станете

говорить глупости. Так что, не позволяйте мне просто так пылится на

книжной полке, ведь я – ваш друг Книга.

                                                Ксения Кузьмина, 4 класс

Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет написание прозаических эскизов к стихосложению. На мой взгляд, самое непосредственное. Именно после таких тренировок появляются интересные фантазийные стихотворения.

Осенняя история

Осенний листик на землю упал,

Он ярко-желтый и очень мал.

Падал, кружился он с высоты,

Чтобы поближе увидеть цветы.

Пестрые астры и хризантемы,

Красив гладиолус, несомненно,

Пышные бархатцы, георгины...

Каждый цветочек неповторимый!

– Какой же мне выбрать, я не пойму?

Так желтый листик остался в саду.

Екатерина Солдатова, 2 класс

Божья коровка

Божья коровка летает по небку.

Почему она совсем не устает?

Но сама я видела, как с цветка на ветку,

Коровка своим деткам лакомства несет.

Их она накормит, сказочку расскажет,

Нежно колыбельную деткам пропоет,

Маленькими спицами им обновки свяжет,

А потом, наверное, и сама уснет.

Надежда Зинова, 1 класс

Слайд-шоу

Чтобы помочь детям мыслить образно, видеть прекрасное в привычном, будничном, научиться любоваться природой, городом, планетой, на которой они живут, применяю различные слайд-шоу. Сейчас не составляет особого труда найти в интернете замечательные фотографии, сделанные настоящими мастерами-фотохудожниками. Во время практической части занятий демонстрирую эти слайды. Любопытно, что одна и та же фотография вызывает у ребят совершенно разные ассоциации.

Листопад

Листья летают, как самолеты.

Ветры холодные, будто пилоты.

Лужа большая, словно посадка.

Дерево – будто аэропорт,

Где запускают в дальний полет.

Игорь Генов, 1 класс

Осень

Осень разноцветная,

Яркая и светлая,

Нежная, чуть грустная…

Корочкой арбузною

Первый лед хрустит на луже,

Ветер листья гонит, кружит.

Нет поры тебя милее,

Твой огонь мне сердце греет!

Мария Буравцова, 4 класс

Начало осени

Желтеют листья, опадают.

Деревья, ветви обнажив,

От холода порой страдают,

И старый сквер ни мертв, ни жив.

В осколках неба – синих лужах –

Повисли облака и тучи,

В минорном вальсе листья кружат.

Уныл был день, и вечер скучен…

Шагая по тропе поспешно,

Не замечает человек,

Как листья плачут безутешно,

Закончив век.

Лилия Коновалик, 7 класс        

Совместное творчество

В качестве тренировки предлагаю ребятам поупражняться в совместном сочинении стихотворения. Казалось бы, это просто игра. Но за игровой формой скрывается оттачивание мастерства, умения настроиться на заданный ритм, размер и рифму, ведь они неизменны на протяжении всего стихотворения. Результаты бывают очень симпатичные.

Наши мамы

Я спрошу подругу Настю:

– Настя, что такое счастье?

– Если мама добрый друг,

дарит ласку нежных рук,

может сделать мне подарок,

чтоб красив он был и ярок.

А у тебя какая мама?

–Добрая! Проснется рано,

приготовит вкусный чай,

приголубит невзначай,

после ждет меня со школы,

прогуляться вместе чтобы…

– С мамой я люблю гулять,

все проблемы обсуждать.

Верный мама даст совет.

Если мамы долго нет,

я  по ней скучаю очень,

позвоню ей срочно-срочно.

– Ты права, конечно, Настя.

Наши мамы – это счастье!

Лиля Коновалик, Настя Юшкова 4 класс

Знакомство с новыми формами

Детей всегда привлекало все новое, интересное. Они с большим интересом узнают о различных новых формах и сразу пытаются попробовать свои силы, будь то, например, гарики Игоря Губермана, шуризмы Александра Смира или фотинку (автор не известен). Кстати, именно фотинку очень способствует приобретению навыков образного мышления, не лишенного определенной философии. Четырнадцать строк (сонет!), каждая строка – одно слово. Соответственно, такая форма требует лаконичного, но образного, стиля, то есть, стиля танки и хокку. На все вышеизложенное указывает название: «фотин» – по-английски «четырнадцать», «ку» – последний слог из слова «хокку», обозначающий «стихотворение». Как и хокку, фотинку не требует рифмы. Главное – мысль.

* * *

Легкой

беспечной

бабочкой

улетает

август,

унося

на

ярких

радужных

крыльях

последние

дни

ласкового

лета.

Анна Купцова, 5 класс

Перекрестное редактирование

Предлагаю ребятам не только самим работать над своими текстами, анализировать их и вносить необходимые изменения, но и редактировать тексты своих друзей. Это позволяет, в прямом смысле слова, учиться на чужих ошибках. Как говорится, в чужом глазу и соринка видна. Мне, как педагогу, радостно, что детьми движет не стремление найти максимальное количество ошибок и шероховатостей, а желание помочь и подсказать. Это означает, что у них развивается дух коллективизма, чувство локтя, желание и умение спокойно воспринимать здоровую критику, готовность к работе над каждым словом своего текста.

Вот так, чередуя теорию с практикой, игру с серьезной работой, ребята пишут свои стихотворения. Взрослея, берутся за более серьезные темы, более сложные формы, такие, например, как венок сонетов. Родители замечают, что речь детей становится более выразительной, в лексиконе все меньше сленговых слов. Учителя русского языка и литературы хвалят за хорошие сочинения, а учителя иностранного языка – за грамотные переводы стихотворных произведений. Это означает, что занятия в литературном объединении не проходят даром.

Хочется надеяться, что с переходом на новые стандарты образования, подобные объединения, направленные на развитие творческих способностей детей, будут еще более востребованы.

Ученик склонился над тетрадью,

льются на листочек слов потоки.

Почему, зачем, чего бы ради

рифмой он соединяет строки?

Говорят, стихи теперь не в моде,

наизусть их выучить мученье.

Счастлив тот, чей легкий слог свободен,

а стихи – всей жизни увлеченье.

Слово к слову – бусинки на нитке

сложатся однажды в ожерелье.

А пока лишь робкие попытки.

Только не вспугните вдохновенье!

                                                        Колесник О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"

В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....

Методы активизации творческой деятельности обучающихся объединения "Мягкая игрушка"

В данном материале содержатся задания для обучающихся на развитие творческих способностей через изготовление мягких игрушек....

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа»....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»

АннотацияВ данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты комплексного подхода к развитию творческих способностей детей на занятиях в объединени...

Развитие творческих способностей школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика"

Данная стать носит ознакомительный характер с курсом по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 7 класса....

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....