Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Альмушева Зухра Хайрулловна

Аннотация

В данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты комплексного подхода к развитию творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам "Юный художник" через игровые технологии и индивидуальный подход. 

Содержание опыта

Актуальность опыта

Определение ведущих педагогических идей

Технологии реализации ведущих педагогических идей

Результативность работы педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_na_gmo_zuhra_a.h.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Надежда»

         

                                 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»

                                            Составитель: педагог дополнительного образования

              руководитель объединения по интересам

                                           «Юный художник»

Альмушева Зухра Хайрулловна

                                             

г. Салехард – 2017 г.

Тема: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»

Актуальность темы: В настоящее время Концепция художественного образования в Российской Федерации одной из главных задач считает художественное образование. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

(определение взято из Концепции художественного образования в Российской Федерации)

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Социально экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования педагогического процесса. В Российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

Определение ведущей педагогической идеи: Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так -   как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления. Исследования в области социологии и психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка.  Занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественной творческой элиты. Для освоения содержания художественного образования при реализации свой образовательной общеразвивающей программы «Юный художник» применяю следующие методологические принципы:

  • начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
  • принцип «творчества» – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретения обучающимися собственного самостоятельного опыта творческой деятельности;
  • принцип «психологической комфортности» - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательно-воспитательного процесса, создание доброжелательной атмосферы на занятиях, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества и развитие диалоговых форм общения;
  • опора на национально-культурные особенности нашего региона;
  • комплексный подход к преподаванию изобразительного искусства на основе взаимодействия различных видов искусств (Живопись, Графика);
  • вариативность образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося, а также принцип «вариативности» предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решения в ситуациях выбора;
  • принцип гуманнизации образовательного процесса;
  • принцип последовательности (от простого к сложному);
  • внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям обучающихся.

Интерес к рисованию возникает у детей очень рано, и очень важным является умение поддержать этот интерес, создать условия для развития творческих способностей детей, удовлетворить любознательность, расширить кругозор знаний о мире искусства, помочь овладеть художественными способностями. С этой целью, на своих занятиях по изобразительному искусству я использую самые разнообразные педагогические технологии, методы и приемы решения этой задачи. Одним из наиболее эффективных и используемых являются личностно-ориентированные технологии, которые помогают индивидуализировать подход к особо одаренным личностям и другим категориям обучающихся. В своей работе я опираюсь на педагогический опыт известных личностей в педагогике Ш. Амонашвили с его личностным подходом в обучении, В. Шаталова с отличительными принципами успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности, И. Якиманской с идеей личностно-ориентированного подхода, а также И. Волкова, Е. Ильина и других практиков.

 Цель моей образовательной программы - создание условий для развития художественно-эстетического вкуса и потребности заниматься изобразительным искусством через освоение и познание разнообразных техник живописи и рисунка.

Технологии реализации ведущей педагогической идеи: Одним из ведущих педагогических технологий я в своей практике активно использую личностно-ориентированные технологии, целью которых является – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Преподавая изобразительное искусство в учреждении дополнительного образования для разных возрастных категорий детей от 6 лет до 18 лет, где специфичным является разновозрастный контингент в группе, то задача педагога, как провести занятие так, чтоб усвоение материала прошло на хорошем уровне. Здесь без индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от возрастных особенностей и возможностей не обойтись. Отсюда вытекает ещё одна глобальная цель педагога дополнительного образования: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальные и физические факторы: отрицательное влияние извне (социум), дефекты здоровья, низкое развитие интеллекта, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся и другие. 

Опыт наблюдения за изобразительной деятельностью обучающихся показывают, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и рисунки их интересны; другие работают быстро, но рисунки с большим количеством ошибок; третьи - не справляются с поставленными задачами, потому что неорганизованы; четвертые - работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Поэтому я разделила (условно) для проведения индивидуальной работы обучающихся на три группы:

  • Слабая - обучающиеся, имеющие слабую подготовку к изобразительной деятельности.
  • Средняя - обучающиеся, у которых слабо развит художественный вкус, творческое воображение.
  • Сильная - обучающиеся, имеющие способности, а также умения и навыки в изобразительной деятельности.

Планируя занятия, составляю основные задания, которые обязательны для всех обучающихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях. Для реализации поставленных целей и получения ситуации успеха у обучающихся предлагаются разные задания (карточки-задания, карточки-схемы) по теме, в зависимости от категории детей. Например, при изучении темы «Рисуем животных», «слабым» обучающимся предлагаются схемы поэтапного рисования кошки. Таким образом, учащиеся методом «срисовывания» получают навык рисования кошки, причем ее необходимо нарисовать не одну, а с котятами, т.е. еще парочку, уменьшив их в размере. «Средним» предлагается, также с помощью схем, изобразить не одно, а несколько разных домашних животных, например, корову и собаку. Перед всеми обучающимися всегда есть свобода выбора, т.е. уровень сложности, учащиеся могут выбрать на их собственное усмотрение, но всегда в приоритете оценивания стоят следующие критерии: аккуратность, качество, выполнение работы с желанием.

 На занятиях активно использую следующие приёмы, которые помогают успешно справляться с многими задачами:

  • Игровые приемы.
  • Приемы интеграции образования.
  • Приемы сотрудничества.

Игровые приемы

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятиях.

Один из любимых видов деятельности детей -  игра, в игре ребенок смел и раскрепощен, может заново пережить события, взволновавшие его, а это возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая мнимая ситуация. Игра создает возможность сознательно владеть действиями: оперировать образами памяти, выбирать те или иные изобразительные средства для воплощения образа в материале. Именно поэтому актуально использовать игровую мотивацию на занятиях рисованием. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены на решение одной задачи - развитие личности ребенка. Игровые приемы использую для всех возрастов, все категории детей очень активно включаются в игру. В каждой (ролевые, имитационные, деловые) из них обучающиеся выступают в различных ролях. Игровые приемы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

            На своих занятиях по изобразительному искусству я использую разнообразные обучающие и творческие задания трех типов:

Первый тип: задания индивидуального плана, направленные на ознакомление детей с художественными приемами, техниками и материалами при помощи игр и игровых упражнений.

Второй тип: творческие задания, с использованием игровых приемов направленные на развитие изобразительных умений.

Третий тип: коллективные тематические задания, направленные на укрепление контактов между детьми в группе и повышение уровня их взаимодействия при решении творческих задач, а также на повышение качества творческого продукта. Сюжетные игры: Так, например, в младшей группе первого года обучения (6-8лет), я использую уроки с игровыми приемами – вхождение в образ, на некоторых дети воссоздают образ того или иного персонажа, лепят то, что в дальнейшем изображают на бумаге. Детям такая смена деятельности очень нравится, и они ждут с нетерпением следующих занятий. Кроме этого, используется прием персонажей – гостей, (в основном это животные), которые будут гостить у нас на занятии, а также слушают очень внимательно педагога, наблюдать за поведением создателей. Неожиданным моментом использования персонажей является то, что дети от лица своих вылепленных персонажей, анализируют урок.

Игры-упражнения. Проводятся как на занятиях, так и в воспитательных мероприятиях, игры – упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Использование на учебном занятии таких педагогических приемов дает хороший эффект.  Мои воспитанники любят выступать и делиться впечатлениями, эмоциями от полученного результата, но и не забывают об ошибках и причинах их возникновения.    Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, где ребята учатся находить и принимать решения; развивают способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учатся состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учатся умению общаться, устанавливанию контактов; получают удовольствие от общения с партнерами, учатся создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для всех участников. Игровые приемы могут применяться с детьми любого возраста, на занятиях по любой теме. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех занятиях, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние обучающихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у педагога есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Игровые упражнения по цветоведению

Дети делятся на группы по три человека. Каждая группа получает три цвета: синий и еще два других. Цвета у разных групп не повторяются. На листе ватмана дети рисуют море или небо, используя только свои цвета. Затем вместе с педагогом дети обсуждают, в каких рисунках краски дружат и подчеркивают красоту неба или моря, а в каких — нет, и почему.

Рисунок «Синяя сказка»:

Нарисуйте синюю птицу или синего зверя и придумайте о них сказку. Из работ детей делается альбом: «Синяя сказка».

Рисунок «красные дары земли»

Перечисли дары земли красного цвета. На большом листе бумаги нарисуй «Красные дары земли». Например: ожерелье из ягод красного цвета, венок из красных цветов, вазу с красными овощами или фруктами.

Рисунок «солнечный луч»:

Представь, что ты — желтый солнечный луч. Каждому члену своей семьи ты можешь подарить что-нибудь желтое. Например, маме — желтые бусы, папе — желтую рубашку. Расскажи что ты подаришь всем членам своей семьи.

Упражнение на логическое мышление.

Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.

Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент.

Упражнение с готовыми геометрическими фигурами различных цветов

Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Упражнение с геометрическими фигурами разного цвета

Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета.

Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.

«Вспомни сказку»

Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.

Прием «Дорисовывание». В основе этого приема лежит вера в то, что ребенок настроен на совершенствование, он хочет добиться успеха, т.е., независимо от того, как ребенок проявляет себя в данный момент, мы «накладываем» на него «краски», как будто он уже такой, как будто он устремлен к этому.

Например, обучающиеся творческого объединения, работают над созданием эскиза своего персонажа, для коллективной работы.  Один из воспитанников, которому, как и другим было дано задание, не выполнил его. Педагог, зная, что ребенок пока не проявляет взволнованности и желания её выполнять в срок, успокаивает его: «У тебя очень грустные глаза, видимо из – за того, что ты не успел выполнить свой эскиз. Но ты, не волнуйся, мы подождем твою работу». Через некоторое время, педагог снова говорит ребенку: «Не переживай, ты все принесешь завтра, правда?».  Ребенок соглашается со словами педагога, хотя видно, что он не переживает. После нескольких напоминаний педагога в течение дня об обещании выполнить работу, ребенок все - таки выполняет свое задание. Так «дорисовывается» ответственность, которую педагог хотел бы видеть в ребенке. Качество образования, сохранность контингента обучающихся, удовлетворение потребностей детей напрямую зависит от профессиональной компетенции педагога, от того, на сколько он хорошо знает современные и традиционные педагогические технологии, умеет ориентироваться в их широком спектре.  

Результативность работы педагога: Будучи педагогом, заинтересованным в результативности своей деятельности, я использую системный подход, к внедрению современных педагогических методов и приемов организации образовательного процесса, который строиться, прежде всего, на знакомстве и изучение различных педагогических инноваций, апробации их в своем творческом объединении, и дальнейшем их использовании. Продуктивность использования в обучении различных педагогических приемов, в том, что, благодаря вариативности, содержательности этих приемов, у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности, адекватной самооценки, выбора правильного решения в ситуациях выбора, саморегуляции своих действий и саморазвитие.

        Результатом такой деятельности являются очень оригинальные рисунки, творческие проекты, мини-сообщения и их презентация по темам занятий и по описанию творчества художников, выступления перед родителями, участие детей в различных конкурсах рисунков, в социальных и творческих проектах, личностные достижения.

Естественно, что ни один из этих методов и приемов не может быть абсолютным, важна лишь правильная ориентация педагога в назревшей для решения проблеме, при возникающих социальных изменениях и потребностях детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий»

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом устан...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в системе дополнительного образования"

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги  и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности».Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности....

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ"...