РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
учебно-методический материал по теме

Масляков Сергей Леонидович

Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет профессиональной переподготовки

Кафедра дополнительного образования детей

Масляков Сергей Леонидович

Педагог дополнительного образования, ДДЮТТ, г. Серпухов

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ

ОБЪЕДИНЕНИИ

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Надежда Константиновна Беспятова

Москва – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

…………………………………………………………

3

Глава I

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ

1.1.

Определение понятия «способности»

5

1.2.

Творчество и творческие способности

8

1.3.

Проблемы развития творческих способностей в

современном обществе

10

1.4.

Креативность

12

Глава II

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПОДРОСТКОВ

2.1.

Особенности подросткового периода

16

2.2.

Аспекты технического творчества

17

2.3.

Исследование влияния занятий в радиотехническом объединении на творческую активность детей

20

Глава III

РАЗВИТИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

ПОДРОСТКОВ

     3.1.      

Радиолюбительские соревнования

32

Заключение

…………………………………………………………

34

Список литературы

…………………………………………………

35

Приложения

…………………………………………………………

37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Научно- технический прогресс предъявляет всё большие требования к качеству получаемого образования, иначе может случиться так, что пришедшее на смену поколение не сможет поддерживать в исправном техническом состоянии современный технологический парк, не говоря уже о необходимости его дальнейшего совершенства.

Особое место в системе образования занимает дополнительное образование. В младшем школьном возрасте закладываются основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в подростковом периоде, в котором происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности.

В педагогике проблема творчества не нова и исследовалась такими учеными, как Выгодский Л.С., Дилтс Р., Горский В.А. и др.

Однако проблема творчества в сфере дополнительного образования детей представлена недостаточно.

Необходимо отметить, что современная педагогика постепенно, но всё же меняет свои основные ориентиры с «зазубривания» на творческий подход к получению знаний. Именно поэтому, говоря о системе дополнительного образования, в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. Данное противоречие определило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении».

Объектом исследования являются творческие способности подростка.

Предметом исследования – влияние занятий в радиотехническом объединении на развитие творческих способностей.

Целью данной работы является исследование проблемы развития творческих способностей подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. уточнить основные понятия: «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
  2. определить основные проблемы развития творческих способностей подростков;
  3. выявить роль креативности в развитии творческих способностей детей;
  4. определить влияние занятий радиотехникой на творческую активность подростков.

Была выдвинута гипотеза: творческая активность подростков на занятиях радиотехникой тесно связано с развитием креативного, творческого мышления. Эта проблема так или иначе отражается в работах многих известных психологов.


Глава I. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ

1.1. Определение понятия «способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом предопределяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Значительные трудности в определении природы данного понятия связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина.

В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный» (см. Литература №7). Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, то есть, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Говоря о способности, предполагают возможности человека что-то делать, то есть способность проявляется в успешной деятельности.

В советской психологии способности рассматриваются как индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и воспитания.

На развитие способностей оказывают влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов, зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители — возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.

Более подробно необходимо остановиться на вопросе анатомо- физиологических особенностей одаренных людей. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.

По широте способности делятся на: 1) общие; 2) специальные.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.п.

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности принято называть общими.

Самой общей, и в то же время самой основной, способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей, человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ.

Выделяя, сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Некоторые ученые определяют способности как процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:

  1. способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т.д. — все органы чувств работают на этот процесс);
  2. способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез — завтра сделать то-то и то-то);
  3. способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами) [9].

Способность отражения и психомоторику человек научился усиливать многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем.

1.2. Творчество и творческие способности

Творчество, - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д., то есть там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида. То есть, творчество не может существовать без творческой личности.

Главное отличие творческой личности заключается в её специфической мотивации. Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Творчество - это высшая форма деятельности человека. Условиями развития творческого мышления являются:

- длительная подготовка;

- эрудиция;

- интеллектуальные способности;

- повышенные требования к задаткам и чертам психики;

- талант ученого;

- тонкая наблюдательность;

- любознательность;

- воля;

- способность думать и работать в одном направлении;

- большая работоспособность;

- критический склад ума;

- интуиция и подвижничество;

- стремление к самообучению и самосовершенствованию.

Под творческим мышлением понимают такое мышление, посредством которого деятельность индивида становится творчеством. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Творческому мышлению предшествует длительная подготовка, начиная с самого рождения человека. Вначале человек попадает в окружение семьи, которая его обучает. Затем дошкольные учреждения, затем школа, институт и т.д. Но, как правило, творческая личность не ограничивается формальными общественными институтами. Для творческой личности любое взаимодействие с окружающим миром есть процесс обучения. Обычно таким личностям дают следующие характеристики: любопытный, дотошный (в плане углублённого изучения проблемы), любознательный и т.д.

Следствием длительной подготовки является эрудиция личности. Под эрудицией понимается ученость, начитанность, наличие глубоких основательных познаний в определённой области науки, а также разносторонняя образованность человека. Эрудированному человеку намного легче поддаётся словесно-логическое мышление, что и обуславливает эрудицию, как неотъемлемую часть творческого мышления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под творческими способностями понимаются способности индивида к творческому мышлению, порождающему творческую деятельность.

1.3. Проблемы развития творческих способностей

в современном обществе

В современном обществе вопрос развития творческих способностей становится всё более актуальным. Главная проблема заключается в существующей системе образования, которая не содержит необходимых подходящих методик. Весь образовательный процесс строится по принципу однообразного решения проблемы, то есть, любая задача в школе решается одним способом, установленным в учебнике.

Сам процесс обучения, как правило, сводится не к познанию процесса или явления, а к заучиванию (зазубриванию) алгоритма решения конкретной задачи. В этом плане наше общество недалеко ушло от своих предков. Так, в средние века зазубривание было основной методикой для обучения детей.

Таким образом, основным условием для развития творческих способностей является привнесение в обучение естественных способов познания окружающего мира. Необходимо уйти от зазубривания. Младший школьник с детства должен учиться познавать окружающие объекты в их целостности. Главным в системе образования должна стать задача формирования у личности стремлений к познанию. То есть, человеку с детства должна прививаться особая система мотивации, способствующая развитию творческих начал личности.

Например, решая задачу, не следует замыкаться на определённом алгоритме. Необходимо учить детей умению представлять всю проблему в целом, и это умение, в свою очередь, должно подсказывать им способы решения поставленной задачи.

Созданию чего-нибудь нового всегда предшествует воображение или фантазия. Вначале человек воображает объект, его полезные для себя свойства и т.д., и только затем он строит определённые планы (программу), которые помогут создать ему этот новый объект.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основания предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга.

В то же время возникающие в сознании образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них. Так, созданная воображением картина может влиять на пульс, изменение дыхания и т.д. Нередко встречаются факты внушения различных болезней.

Мышление и воображение тесно взаимосвязаны между собой, особенно с такими видами мышления, как наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Без воображения невозможно существование этих видов мышления. Если предметно-действенное мышление подразумевает наличие самих предметов, то наглядно-образное и словесно-логическое мышление существует благодаря манипулированию воображаемыми предметами и образами.

1.4. Креативность

Говоря о развитии творческих способностей, необходимо дать определение такому понятию как креативность.

Креативность (от лат. creatio – созидание) — то есть творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей, входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой - индивидуальный потенциал, дающий человеку возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее.

Креативность трудно измерить. Частью проблемы, возникающей при изучении креативности, является ее многосторонность. Люди могут быть креативными по-разному. Люди могут быть креативны в профессиональной сфере не будучи таковыми в личной жизни. Креативность напрямую связана с уровнем интеллекта (IQ), но IQ-тесты не способны измерить креативность напрямую.

Многие психологи считают, что креативность, - это исключительно врождённое свойство личности. С ними можно согласиться. Безусловно, врождённые способности индивида играют огромную роль в развитии его творческого мышления (см. Литература №22).

Исследования показывают, что условия среды, воспитания и образования также влияют на проявление умственных способностей, однако они играют лишь второстепенную роль. Опираясь на генетическую природу гениальности, человечество даже создало науку евгенику - об улучшении человеческой породы. Евгеника бурно развивалась в 20-х годах XX века в России и Германии.

Как показывает история, гении рождаются не только у гениев. Одаренные люди рождаются с определенной частотой во времени и пространстве независимо от того, кто их родители.

Другие исследователи считают, что креативность, - это результат отклонения личности от общепринятого поведения. И с ними также можно согласиться, так как для создания нового необходимо отвергнуть старое, общепринятое.

С гениями много непонятного. Например, Била Гейтца, который создал компанию Майкрософт, выгнали из Гарварда после первого курса за неуспеваемость. А в 19 лет он основал фирму; в 30 лет с небольшим стал уже дважды миллиардером, и сегодня все открыто признают его гением. Или пример с Альбертом Эйнштейном, который был «средним» учеником в школе. Мендельсон и Гершвин успели прославиться к 38 годам в европейском и даже мировом масштабе, но в 38 лет умерли от опухоли мозга. И это не единственный пример, когда гениальность связана с различными заболеваниями мозга, которые стимулируют определённые его участки.

Последние исследования в данном направлении показали, что креативность не свойственна личности от рождения. Конечно, в креативности присутствует элемент врождённых способностей, но когда говорят о креативности, подразумевают особый вид специфического человеческого потенциала или способности (см. Литература №2). Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.

Таким образом, креативностью можно обладать, но не знать об этом. Для того, чтобы креативность дала определённый результат, необходимо включить её в процесс мышления, сделав, тем самым, этот процесс творческим. Изучение способов измерения креативности и методов воздействия на неё является одной из главных задач психологии как науки.

Как правило, креативность формируется на ранней стадии развития человека. Основы её закладываются в школе. К сожалению, современная школа не отвечает требованиям времени. Как уже отмечалось выше, задачи современной школы мало отличаются от задач, которые решались в системе образования в далёком прошлом. Современное же образование должно делать упор не на изучение догм, а на развитие креативного потенциала личности.

Как правило, современные школьники, решая задачу, опираются на существующие методики, тем самым, они уходят от понимания проблемы в целом. На самом деле само решение задачи не является важным элементом в развитии творческих способностей личности. Достаточно вспомнить Альберта Эйнштейна.

Важным является умение познавать объекты и явления в целом. То есть, в процессе обучения нельзя полностью опираться на уже существующие понятия и определения. Само обучение должно строиться так, чтобы каждый ребёнок самостоятельно познавал окружающий мир, каждый день делая для себя новые открытия. Ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса обучения, роль же педагога должна сводиться не к роли лектора, а к роли организатора активного процесса мышления.

Креативность должна развиваться с самого раннего возраста, так как именно дети наиболее восприимчивы к познанию. Как правило, проявление креативности присуще большинству детей. Они склоны к исследованиям, восприимчивы к новому, создают себе проблемы и решают их (в играх). Но в последующем эти проявления постепенно затихают. И главная причина, - неправильный подход к воспитанию. Система дополнительного образования обладает возможностью поддерживать исследовательские наклонности ребёнка, начиная с первых дней его обучения в объединении.

Обладая креативностью, человек сам сможет найти множество способов для решения той или иной задачи, и эти способы будут индивидуальными, отличными от существующих. Такой подход к воспитанию личности сможет в корне изменить весь процесс развития человечества в целом, так как новые способы решения стоящих перед обществом задач будут способствовать прогрессу.

Однако в настоящее время ситуация складывается таким образом, что существующая система образования не развивает мышление, а всего лишь прививает человеку однотипное, стандартное мышление, и только те личности, которые позволяют себе выйти за рамки общепринятого, становятся открывателями чего-нибудь нового.

Следует отметить, что нельзя сделать кого-то креативным. Только сам человек может сделать себя таковым, но для этого необходимо дать ему возможность.


Глава II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПОДРОСТКОВ

2.1. Особенности подросткового периода

С древних времен ученые (философы) понимали взаимосвязь возраста с умственным и физическим развитием. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Для подросткового возраста характерны: личностное общение, трудовая деятельность (11-14 лет), происходит определение своей профессиональной деятельности и себя как личности (14-17 лет).

Вступление в подростковый период имеет ту особенность, что представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, в изменившихся условиях, в возникновении дружеской компании у более старших подростков. Кроме того существенную перестройку организма определяет половое созревание.

Характерная черта этого периода – общение на основе различных видов общественно-полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения сверстников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения. В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою судьбу, то есть выбирать место учебы, представлять характер профессии.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен. Часто кто-нибудь из членов семьи, забываясь, слишком явно выражает свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми. А некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил. К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит, прежде всего, лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

2.2. Аспекты технического творчества

Всю творческую деятельность можно разделить на два основных вида: научно-техническое и художественное творчество.

Основной задачей научно-технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико-экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют последним научно-техническим достижениям. В основе технического творчества лежит проектная деятельность.

Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обогащении жанров данного вида искусства.

Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Полноценное художественное творчество требует соответствующего развития способностей человека, художественного мастерства, которые формируются и совершенствуются только в процессе реальной художественной практики.

Способы развития творческих способностей человека

Существуют три опорных свойства технических творческих способностей. Рассмотрим их подробнее.

Творческие способности — синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности.

Наблюдательность — опорное свойство технических творческих способностей. Она заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием интересов личности. Наблюдение — особая форма восприятия, отличающаяся повышенной активностью, целенаправленностью, организованностью и осмысленностью.

В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений — расстояний, величины, фигуры, формы. Специфическим характером наблюдательности является направленность на восприятие принципов построения технического объекта, основных узлов и их взаимодействия.

Техническая наблюдательность отличается гибкостью, легко переключается с одного объекта на другой, помогает критически воспринимать, видеть недостатки и на этой основе определять задачи по их устранению и совершенствованию технических объектов. Было бы неправильным делать вывод о том, что наблюдательность свойственна только людям с техническими способностями. Она необходима во всех сферах деятельности, но в технических способностях ее роль особенно заметна. Эксперименты подтверждают предположения о том, что у способных к технике наблюдательность развита достаточно высоко. Следовательно, наблюдательность — неотъемлемое и опорное свойство личности, успешно занимающейся технической деятельностью.

Пространственное воображение — важнейший компонент технических творческих способностей. В работе конструктора-создателя новой техники велика роль пространственного воображения. Особенность его творчества состоит в том, что свои замыслы он излагает своеобразным языком чертежа. Конструктор сохраняет в своем сознании основные, наиболее существенные и решающие элементы конструкции и далее начинается процесс, состоящий из аналитических расчетов и графического выполнения различных чертежей. В процессе конструирования пространственное воображение и выполняемый чертеж находятся во взаимодействии, причем первое всегда опережает второе.

Люди, занимающиеся технической деятельностью, обладают особым типом пространственных представлений. Особенно важно представить внутреннее устройство технического объекта. Умение прочитать чертежи и пространственно представить по ним конкретный механизм или изобразить на чертеже существующее устройство — качество, необходимое для человека, имеющего дело с техникой. «Когда речь идет о конструировании будущих изделий, станков или машин, способность к такого рода представлениям и комбинированию их можно назвать техническим пространственным воображением» (см. Литература №14). Только по мере углубления в конкретную деятельность в области техники заметно развивается способность к пространственному представлению.

Техническое мышление — важнейший компонент технических творческих способностей. Мыслительная деятельность человека, связанная с созданием и обслуживанием разнообразной техники, отличается от других видов деятельности тем, что она всегда носит, теоретико-практический характер. Техническое мышление происходит как оперирование техническими образами предметов, находящихся не только в статическом, но и в динамическом положении в пространстве (см. Литература №24). Техническое мышление человека формируется в основном в процессе решения производственно-технических задач.

Практическое мышление — это мышление, направленное на изменение окружающей действительности с целью получения или создания нужных нам реальных предметов и явлений. Этот вид мышления проявляется или в соответствующих действиях, или в представлениях об этих действиях, при помощи которых достигается поставленная практическая цель. Так как практически трудовая деятельность человека осуществляется при помощи орудий и выражается в создании техники и конструировании новых объектов, то и практическое мышление в более узком смысле называется техническим и конструктивно-техническим мышлением.

2.3. Исследование влияния занятий в радиотехническом объединении на творческую активность детей

Объектом эксперимента являются учащиеся 7-8 классов из городских школ. Из каждой школы с помощью системы тестов отобраны по 2 человека.

Целью исследования является выявление влияния занятий в радиотехническом объединении на творческую активность детей. Из-за проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, экзаменаторы оказываются неэффективными. Не имея необходимых условий для продолжительного контакта, использовался практический метод исследования, что дало хороший результат.

При исследовании использовался тест на сборку оригинальной радиотехнической конструкции из предоставленного набора радиодеталей.

Подготовка исследования. На базе ДДЮТТ оборудован класс, в котором на каждом столе был электропаяльник на 36 В, светильник. Также к каждому рабочему месту подведена вытяжная вентиляция. На каждом столе имелись необходимые инструменты и материалы (Приложение 3).

Проведение исследования.

Каждому участнику эксперимента предлагалось выбрать схему из предложенных на выбор, либо по оригинальной схеме собрать действующий макет радиотехнического устройства из предложенного набора радиодеталей.

Обработка результатов. Устанавливается уровень творческой активности с учетом степени сложности, оригинальности собранной конструкции, работоспособности устройства. Учитывается колличество компонентов устройства (деталей) и затраченное время на сборку и устранение неисправностей. Колличество баллов, заработанное участником исследования, рассчитывается по следующей формуле:

,

где: Б - количество баллов;

       У- уровень сложности или оригинальности конструкции;

       Д - количество деталей;

       В - время, затраченное на сборку.

Нулевой уровень сложности. Характеризуется тем, что ребенок выбрал простую схему, но при сборке допустил ряд ошибок, что повлияло на работоспособность макета.

Первый уровень. Собрана конструкция по простой схеме, допущена незначительная ошибка, после устранения которой макет функционировал нормально.

Второй уровень. Для сборки выбрано устройство средней сложности. При проверке работоспособности макета выявились незначительные ошибки.

Третий уровень. Макет устройства собран по схеме повышенной сложности. Устройство функционировало нормально, замечания были незначительными.

Четвертый уровень. Выбрана сложная схема. Макет собран без ошибок, функционировал нормально.

Пятый уровень. Устройство собрано по оригинальной схеме большой сложности, и без каких либо замечаний.

Результаты исследования. В эксперименте принимали участие 32 человека. Из них 15 занимались в радиотехническом  объединении.

Экспериментальная группа

№ п/п

Фамилия, имя

Балл

1

Хлань Алексей

3

2

Мальцев Максим

3,1

3

Бобров Михаил

3,1

4

Селихов Никита

2,1

5

Сафонов Александр

4,5

6

Рыбченко Владислав

3,8

7

Степанов Андрей

3,1

8

Медведев Александр

3

9

Фролов Илья

3

10

Разинков Владимир

2,1

11

Егупов Алексей

3

12

Каретников Ярослав

3

13

Линник Александр

3

14

Байков Олег

3,1

15

Детинич Иван

3,1

Коэффициент творческой активности равен частному от суммы баллов и количества детей в группе, т.е. К1=3,07

Контрольная группа

№ п/п

Фамилия, имя

Балл

1

Сердюк Александр

3,1

2

Вахобов Азизбек

2,1

3

Пыников Максим

3,1

4

Гордовой Максим

2,1

5

Яковлев Руслан

3,1

6

Дмитрием Александр

3

7

Разиньков Алексей

3,1

8

Горстка Михаил

4,1

9

Муллаев Максим

3,1

10

Николаев Никита

3,1

11

Куриленко Антон

3,1

12

Морозов Руслан

3

13

Николаев Алексей

3

14

Щетинцев Антон

3,1

15

Мельников Олег

3

16

Клемазов Кирилл

3

17

Коренев Артем

3

          Коэффициент творческой активности: К2 =  3,006

2.3.1. Методы, формы и средства изучения

радиотехники

Большинство отечественных ученых считают продуктивной следующую классификацию (см. Литература №8):

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные пере-дачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод - используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод - используется при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы , проверяют гипотезы и оценивают результаты.

Исследовательский метод – применяется, когда учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические . Словесные методы широко используются, им присущи богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Педагог, рассказывая подросткам о сравнительно сложных технических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии.

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию устройств, приборов, приспособлений или правила построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения.

В работе со школьниками старших классов нередко используют лекционный метод. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом, отсутствует «обратная связь» - необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Поэтому более совершенным методом является беседа — метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.

Наиболее применяемые типы вопросов в беседе:

  1. вопросы, оживляющие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт;
  2. вопросы для формирования понятий, установления связей между фактами, явлениями и процессами;
  3. вопросы, направленные на практическое применение знаний;
  4. особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопросов — такая беседа, в отличие от сообщающей и воспроизводящей, называется эвристи-ческой, она способствует активизации мышления, развивает самостоя-тельность и инициативу школьников.

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной литера-турой представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении телеграфной азбуке, работа на радиостанции является эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования.

Самостоятельная работа с книгой позволяет научить школьников целенаправленно подбирать литературу, овладевать техникой правильного чтения.

На занятиях могут быть использованы запись радио- и телепередач по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий, выступления ученых, производственников и известных радиолюбителей.

Таким образом, для проведения урока преподаватель может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.

В практике учителя радиотехники одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

Самостоятелъные наблюдения учащихся как метод трудового и произ-водственного обучения применяются при длительном изучении процессов производства в реальных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода процесса сборки, монтажа, режимов работы, действия приборов, аппаратуры и т.п. Для получения требуемых результатов наблюде-ний обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить школьни-ков наблюдать, развить у них определенные умения в осмыслении и фиксации наблюдений.

Практические методы различаются методикой их применения в зависи-мости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготови-тельные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель должен требовать соблюдение правил техники безопасности, предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Практические методы направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддер-живаться с первых же занятий.

2.3.2. Построение уроков (занятий)

Урок является основной формой организации учебной работы в объединении. Однако уроки трудового обучения имеют свою специфику:

Во-первых, на занятиях в радиотехническом объединении сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что главное место на уроках трудового обучения отводится практической работе. На сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи.

Во-вторых, занятия по конструированию радиоаппаратуры требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Любые инструменты и оборудование могут стать источни-ком травматизма из-за неумелого использования их учениками.

В-третьих, построение занятий в объединении, предполагая значитель-ную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

К каждому уроку предъявляются различные дидактические требования:

  1. единство учебной и воспитательной работы;
  2. соответствие учебного материала урока учебной программе;
  3. изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии;
  4. правильный подбор учебного материала, его доступность;
  5. целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока.

В зависимости от дидактических целей уроки делятся на следующие основные типы:

  1. урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
  2. урок формирования умений и навыков (главный этап — самостоятельная работа учащихся);
  3. урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по моделированию и конструированию);
  4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от учителя особенно тщательной подготовки);
  5. комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из наиболее применяемых в системе трудового обучения.

Его структура чаще всего такова:

  1. организация обучающихся;
  2. проверка выполнения домашнего задания;
  3. повторение ранее пройденного учебного материала;
  4. изложение нового материала;
  5. закрепление изученного материала и объяснение домашнего задания.

Контроль знаний, умений и навыков

Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний, умений и навыков у школьников. Без «обратной связи» дидактичес-кий процесс теряет смысл .

Внимательный взгляд, опыт, интуиция педагога могут почти безошибочно определить, уяснил ли ученик материал, и как сможет он реализовать свои знания на практике. Эти текущие наблюдения позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом является его систематичность. От занятия к занятию руководитель объединения анализирует повышение или понижение интеллектуального уровня, интереса к знаниям и избирательно воздействует на развитие ученика.

Устный контролъ включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программирован-ного опроса.

Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного-двух учеников с возможно большим охватом остальных дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.

2.3.3. Технические средства обучения

Наряду со средствами наглядности или наглядными пособиями при изучении радиотехники и электроники широко используются технические средства обучения.

Технические средства обучения (ТСО) - это комплекс технических устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контролю за его результатами.

К ТСО относят учебное кино, телевидение, звукотехнику, визуальные светотехнические устройства, средства программированного обучения и контроля (обучающие и контролирующие устройства), тренажеры, а также различную электронно-вычислительную технику (калькуляторы, процессоры, компьютеры и компьютерные классы) и другие технические устройства. Применение различных ТСО способствует, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении радиотехнике. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.

Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО - их информационная насыщенность. Они передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение учебного материала учителем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие учебного материала учащимися. Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность учебного материала, который предлагается учащимся через технические средства обучения, повышает их интерес к изучаемым явлениям, обеспечивает активность процесса познания.

Использование компьютера при изучении телеграфной азбуки, а также при проведении радиосвязей, является инновацией в радиосвязи и приобретает все большую популярность.

2.3.4. Констатирующий эиап

По окончании периода обучения в радиотехническом объединении был проведен контрольный эксперимент для определения влияния занятий на творческую активность детей.

Результаты исследования.

Экспериментальная группа

№ п/п

Фамилия, имя

Балл

1

Хлань Алексей

3,1

2

Мальцев Максим

5,1

3

Бобров Михаил

5,1

4

Селихов Никита

3

5

Сафонов Александр

5,5

6

Рыбченко Владислав

4,8

7

Степанов Андрей

3,3

8

Медведев Александр

3

9

Фролов Илья

3,1

10

Разинков Владимир

3,1

11

Егупов Алексей

3,1

12

Каретников Ярослав

3,1

13

Линник Александр

3,1

14

Байков Олег

3,1

15

Детинич Иван

3,1

Коэффициент творческой активности равен: К11 = 3,64

Контрольная группа

№ п/п

Фамилия, имя

Балл

1

Сердюк Александр

3,1

2

Вахобов Азизбек

3,1

3

Пыников Максим

3,1

4

Гордовой Максим

3,1

5

Яковлев Руслан

3,1

6

Дмитриев Александр

3,3

7

Разиньков Алексей

3,1

8

Горстка Михаил

4,1

9

Муллаев Максим

3,1

10

Николаев Никита

3,1

11

Куриленко Антон

3,1

12

Морозов Руслан

3,1

13

Николаев Алексей

3,1

14

Щетинцев Антон

3,1

15

Мельников Олег

3

16

Клемазов Кирилл

3

17

Коренев Артем

3

Коэффициент творческой активности равен: К21 = 3,15

Сравнение полученных результатов показало, что коэффициент творческой активности в экспериментальной группе значительно увеличился, а в контрольной рост этого показателя практически отсутствовал.


Глава III. РАЗВИТИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

3.1. Радиолюбительские соревнования

Любительское радио жажда состязания не обошла стороной, именно поэтому практически каждую субботу-воскресенье проводятся какие-либо соревнования. Радиолюбители называют их - CONTEST (от англ. - состязание).

Смысл радиолюбительских соревнований заключается в установлении как можно большего числа радиосвязей с другими участниками соревнований в течение ограниченного промежутка времени. Во время соревнований обмен информации сокращается до минимума, участники обмениваются позывными и, так называемыми, контрольными номерами.

Формат такого номера может быть различным для каждого отдельного контекста. За каждую радиосвязь, в соответствие с положением о соревнованиях участнику начисляется некоторое количество очков. Кроме того, некоторые связи приносят дополнительные очки для множителя. Конечный результат - это, обычно, сумма всех очков за связи, умноженная на сумму множителей.

Продолжительность соревнований может быть различна от нескольких часов (например, Европейский спринт) до 48 часов (неофициальный чемпионат мира CQ WW DX CONTEST). Интерес к соревнованиям подогревается тем, что слаженно должны работать и «техническая часть» и сам оператор, кроме того, необходимо знать условия прохождения на конкретных диапазонах в конкретное время, ну и, разумеется, быстро проводить радиосвязи в условиях сильных помех. Это очень похоже на соревнования «Формулы-1», где важно не только мастерство оператора, его опыт, но и надежность аппаратуры - трансиверов и антенн.

Уникальность практически всех радиолюбительских соревнований заключается в том, что вы можете померяться силами с радиолюбителями всего мира (!), не выходя из своего дома, и в конечном счете стать чемпионом.

После окончания соревнования все участники обязаны выслать отчеты в адрес организаторов соревнований. Это перечень всех радиосвязей с указанием даты, времени, диапазона, позывного и контрольных номеров. Организаторы сверяют отчеты участников на предмет верно принятых позывных и контрольных номеров и определяют победителя. Ему адресуются памятные дипломы, доски-плакетки и другие призы, учрежденные организаторами или спонсорами соревнований. Правда в современных условиях, за 48 часов, опытным операторам удается провести 2000-3000 связей, а потому результаты появляются примерно через год.

Само собой разумеется, что об участии ребенка 12-14 лет в таких соревнованиях не может быть и речи. Но на коллективной радиостанции под присмотром взрослых радиолюбителей эта задача может быть вполне разрешима. Для начала составляется график дежурства (участие в соревнованиях). Каждая смена состоит из двух воспитанников и одного взрослого. Дети меняются каждые 2 часа. Втечение дня (с 8:00 до 20:00) с микрофоном успевают поработать 12 и более детей. За это время удается провести несколько сотен радиосвязей, что совсем неплохо.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование влияния занятий в радиотехническом объединении на развитие творческой активности детей позволяет дать ответы на поставленные вначале работы вопросы.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной и т.д. – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

Творческие способности – это способности к созданию чего-то нового, т.е. способности к творческой деятельности.

Задача педагога в период появления интереса у подростков к технике вообще и к радиотехнике в частности – максимально использовать его для развития творческих способностей личности. В данной работе для того, чтобы определить какое влияние на развитие творческих способностей оказали занятия в радиотехническом объединении, был проведен эксперимент. На занятиях в объединении делался упор не на обучение ребенка каким-либо навыкам, а на развитие таких основных процессов психики, как мышление, память, внимание, воображение и т.д. Именно развитие данных процессов психики оказывает влияние на развитие творческих способностей детей. Данный факт был подтвержден экспериментально. Та группа детей, которая занималась в радиотехническом объединении, показала увеличение творческих способностей.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась: занятия в радиотехническом объединении положительно влияют на развитие творческих способностей детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики: пособие для руководителей кружков: - М.: Просвещение, 1980
  2.  Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов: Метод. пособие для развития творческих способностей детей раннего возраста – М.: МЦ «Вариант», 1997
  3.  Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования: пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1990
  4.  Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2003
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991
  6. Горский В.А. Техническое творчество школьников: пособие для учителей и руководителей технических кружков. – М.: Просвещение, 1981
  7. Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.- М.: Русский язык, 1978
  8. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Теория развивающего обучения. – М.:, 1996
  9. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью.  – СПб.: Питер, 2003
  10.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 1999
  11.   Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. – №2 – 1980
  12.   Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989
  13.   Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - /Пер. с лит./ - М.: Педагогика, 1983
  14.   Калугин Н.И. и др. Профориентация учащихся: - М.: Просвещение, 1983
  15.   Климов Е.А. Как выбирать профессию: - М.: Просвещение, 1990
  16.   Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь – справочник. – М.:Фаир-Пресс: ИТД «Гранд», 2002
  17.   Комский Д.М. Кружок технической кибернетики: пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1991
  18.   Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении – М.: Просвещение, 1982
  19.   Психологические тесты /сост. С.Косьянов. – М.: ЭКСМО, 2003
  20.   Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999
  21.   Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983
  22.   Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М: ЭКСМО, 2005
  23.   Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы: пособие для учителей и работников внешкольных учреждений – М.: Просвещение, 1983
  24.   Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  25.   Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности – М.: Педагогика, 1981
  26.   Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на занятиях ДПТ

Актуальность данной работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому п...

Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное....

Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »

Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...

Развитие творческих способностей на занятиях краеведческого объединения "Поиск"

Цели и задачи развития творческих способностей на занятиях краеведческого объединения, актуальность темы и ее ожидаемые результаты...

Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности

Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности . Художественное творчество учащихся 6-х классов....

Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности. Протокол РМО от 24.03.2020г.

Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности и протокол выступления на РМО от 24.03.2020г....