Развитие творческих способностей на занятиях ДПТ
статья по теме

Кочергина Оксана Геннадьевна

Актуальность данной работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

Районные  педагогические чтения педагогов дополнительного образования

Развитие

творческих способностей  на занятиях декоративно- прикладного творчества

Доклад

                            Выполнила:

                                                            Кочергина Оксана Геннадьевна

                                                      педагог дополнительного образования

                                                     МОУДОД ЦТР и ГО «Радуга»

г.Тайшет

2011г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I Развитие творческих способностей ……………………………………….…..5

  1. Детское  творчество……………………………………………………….5

Глава II.  Влияние ДПИ на развитие творческих способностей……………..7

  1. Декоративно-прикладное творчество как часть народной культуры

2.2.Условия, благоприятствующие развитию творческих способностей на занятиях ДПТ в Центре творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» г.Тайшета……………………………………………………………...7

       Внутренняя творческая среда в объединении……………………………8

       Основная задача творческого объединения  декоративно- прикладного творчества………………………………………………………………………..8

       Творческие  классические методы……………………………………..……9

        Методы стимулирования  учебно-познавательной деятельности………..9

       Этапы занятий ДПТ…………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………14

Введение

         Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится  разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, чтобы быть востребованным в современном обществе, молодым людям необходимо уметь  творчески применять те знания и навыки, которыми они обладают.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Актуальность данной работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Целью данной работы является изучение теоретических основ развития творческих способностей на занятиях декоративно прикладным                творчеством, а также обзор наиболее популярных практических методов работы.     Были поставлены следующие задачи:

-   изучить литературу по теме «Творческие способности»

- изучить наиболее популярные методы развития творческих способностей учащихся

       Дополнительное образование- необходимое звено воспитания  и образования много гранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Педагог является представителем одной из самых социально значимой профессии. Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя  потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах  собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, прив лекательный для родителей и детей, - художественно-творческие виды деятельности. 

 

Глава I.   Развитие творческих способностей

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.
По мнению  Немова Р. С. ,
способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение,                         закрепление и использование на практике.
        Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
      Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

1.2.  Детское  творчество

В чем же заключается творчество детей?
       Если понимать творчество как создание нового, наши дети — самые большие
творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а по большей части, открывают его для себя посредством творческого эксперимента.

     Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности.

Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

        Умение создавать из элементов - построение, комбинировать старое в новые сочетания - составляет основу творчества.

Глава II.  Влияние ДПТ на развитие творческих способностей

  1. Декоративно-прикладное творчество как часть народной культуры

Проблема развития творческих способностей у учащихся в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани,  одежда и  украшения). 

Выявлению значения роли и места народного творчества, художественной культуры, декоративно-прикладного искусства в процессе развития художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М.А. Ершовой, И.О.Кагана, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой.

2.2.  Условия, благоприятствующие развитию творческих способностей на занятиях ДПТ в Центре творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» г.Тайшета


       Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества.

Для успешного развития творческих способностей педагоги отдела декоративно-прикладного творчества нашего Центра, проводят с детьми большую работу это: проведение бесед, лекций, докладов по истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация сменных и постоянно действующих выставок детских работ, оформление к различным праздникам.


Внутренняя творческая среда на занятиях ДПТ

Творческая обстановка на занятиях, поощряемая и направляемая должным образом очень важна. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности.

Грамотно построенная творческая обстановка в объединении прямым образом связана с улучшением качества работ, повышает качество организационных решений, повышает профессиональные навыки учащихся.

Основная задача занятий в  творческом объединении  декоративно- прикладного творчества - развитие творческих способностей подростков в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства.

     Особенности организации процесса занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи. Воспитать у учащихся эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Развить творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
Научить, грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов. Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию. Воспитать стремление использовать полученные знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров.
      Важным видом занятий являются ознакомление учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Педагог имеет возможность подробно рассказать о произведении, о творческом пути художника, сравнить произведения мастеров, используя  информационные технологии.
     Следовательно,
для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Эффективные методики - инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.

Наибольший эффект дают такие методы, как:

  1. творческое задание;
  2. постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  1. дискуссия (организация обсуждения материала);
  2. создание креативного поля;

Творческие  классические методы

  1.  Эволюция – метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения, от предыдущих, новые немного лучше старых. 
  2. Синтез – в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.
  3. Повторное использование – данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

Методы стимулирования  учебно-познавательной деятельности

       Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Методы стимулирования:

  1.  методы эмоционального стимулирования;
  2.  методы развития познавательного интереса;
  1.  методы формирования ответственности и обязательности;
  2.  методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся;
  3.   постановка  перспективы (ближней, рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня, средней, на неделю, четверть или год и дальней, на несколько лет).

Проектные методы обучения на занятиях ДПТ

 «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

     Практика показывает, что на каждом этапе занятия ДПТ необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Этапы занятий ДПТ

Рассмотрим этапы занятий  ДПТ на примере творческого объединения         « Сверкающий мир».

     Весь период занятий разделен на несколько этапов: подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно – прикладного искусства, выясняются склонности, способности и предрасположенность ребёнка к конкретному виду деятельности. Затем подбираются такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше, чем у него пройдёт пик активности и пропадёт интерес заниматься этим делом.          На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и изготовлению изделия. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель и консультант, иногда параллельно с ребёнком выполняет, для наглядности, то же изделие, что и ребёнок. На третьем этапе идет анализ изготовленных изделий, анализ проведенной работы, разбор ошибок и подготовка изделий к выставкам. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого развития ребёнка                                            (выбор изделия, выбор жанра, комбинирование жанров).
    В объединении занимаются дети 11-14лет.
Ребята первого года обучения работают по образцам и самостоятельно. При работе по образцам развиваются навыки, художественный вкус, ребята учатся анализировать, как обрабатывается тот или иной материал, какими средствами достигается создание образа.

На втором году обучения кружковцы разрабатывают свои изделия, используют все те знания, навыки и умения которые они получили не только на занятиях декоративно – прикладного творчества, но и рисования, черчения, литературы,  технологии и др.

      Большие возможности в развитии творчества заключают в себе новые технологии в декоративно- прикладном творчестве, например,  текстильная пирография (выжигание по ткани). Эта область прикладного творчества ещё окончательно не сформирована, и каждый мастер вносит в эту технику что-то своё. Выжигание основано на способности синтетических тканей плавиться, под воздействием высокой температуры. Работа выполняется специальным инструментом для пирографии. Текстильная пирография позволяет имитировать некоторые виды прикладного творчества.

Автором доклада была разработана учебная программа «Текстильная пирография» , имеет статус радикальной (утверждена ИПКРО г.Иркутска 2010 г., автор Кочергина О.Г.)

     Программа удачно реализуется  в объединении «Сверкающий мир»   ЦТР и ГО «Радуга» с 2002 г.                                                

В программе интегрируются знания по культурологии, колористики, композиции, литературе, черчению и графики, физике, разных видов рукоделия, дизайна, эстетике внешнего вида и культуре поведения, самопризентации, выставочной и проектной деятельности.

Автором программы «Текстильная пирография»  разработаны:

  1. техника безопасности при работе с электровыжигательным инструментом;
  2. разные эскизы одинаковой сложности по каждой теме, для каждого года обучения; эскизы, совмещённые с цветовыми схемами;
  3. практические задания разной сложности, технологические карты;
  4. критерии оценки выставочных работ;
  5. критерии оценки освоения образовательной программы на  основе уровневой дифференциации;
  6. методические указания по исправлению ошибок при текстильной пирографии и самоконтролю; мастер-классы и слайдовые презентации.

   Объединение «Сверкающий мир» предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития. Занятия в объединении дают  простор для творческого развития, о чём свидетельствуют устойчивые положительные результаты образовательной деятельности (за последние три года) по показателям  - полнота выполнения программ – 100%, сохранность контингента в среднем в диапазоне от 92,8% до 95,3%, продуктивность участия кружковцев в творческих конкурсах.

Уровень учреждения

  1. Конкурс профессионального мастерства «Рукотворное чудо»

Творческая защита         - 11 чел.    Защита проектов             -  10 чел.

Десять лучших работ      - 40 чел.

Муниципальный уровень

  1. Районные выставки декоративно-прикладного творчества

«Город мастеров»               - 65 чел.

Конкур «Кружковец года»  - 3 чел.

«Студенческая весна»         - 20 чел.

Межрегиональный экологический конкурс детского творчества                     «Дикие животные родного края 2011»                                                 - 9 чел.

Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси 2010»                  - 2 чел.

VII Международный конкурс «Пушкин глазами детей 2011»            - 9 чел.

Международный конкурс «Дети рисуют свой Русский мир 2011»     - 2 чел.

Международный медиа- арт- проект «Гагарин 2011»                           -2 чел.

Международный конкурс  рисунка и ДПТ «Ломоносову-300»           - 7 чел.

Международный конкурс «Мир русского слова 2011»                        - 12чел.

Итоги освоения учебных программ по системе оценок принятой в ЦТР и ГО «Радуга»: по учебной дисциплине текстильная пирография в среднем – 84,6% обучающихся осваивают программу на продвинутом и творческих уровнях.

Таким образом, уровень подготовки воспитанников является высоким по профилю декоративно прикладного творчества в системе дополнительного образования детей Иркутской области, что также подтверждается итогами участия кружковцев в региональных, международных и муниципальных творческих конкурсах.

   Заключение

    Успехи в декоративно – прикладном творчестве рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В данной работе были рассмотрены: природа творчества и творческой деятельности;  понятие творческих способностей; выявлены наиболее эффективные методы развития творческих способностей на занятиях ДПТ.

В заключении можно сделать следующие выводы:

            Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 Подходы  к изучению и развитию творчества:

  1. выявление связи максимальной продуктивности с возрастом;
  2. личностный подход -  изучение индивидуальных качеств личности;
  3. изучение мыслительных процессов, связь интеллектуального развития и способностей к творчеству.

     Декоративно-прикладное творчество, воздействуя на личность ребенка, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает  природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей. В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное....

Развитие творческих способностей на занятиях краеведческого объединения "Поиск"

Цели и задачи развития творческих способностей на занятиях краеведческого объединения, актуальность темы и ее ожидаемые результаты...

Тема семинара: «Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».

Тема  семинара:«Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества»....

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...