Развитие творческих способностей на занятиях краеведческого объединения "Поиск"
материал на тему

Ягавкина Мария Петровна

Цели и задачи развития творческих способностей на занятиях краеведческого объединения, актуальность темы и ее ожидаемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey-_sayt.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся

на занятиях краеведческого объединения «Поиск»                                   

                                     

 Выполнила:  Ягавкина  Мария Петровна-

педагог  дополнительного образования

СП ДОД ДД    ГБОУ СОШ с. Кошки  

м.р. Кошкинский

Введение

Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является краеведение. Особенно широко распространено краеведение среди школьников.    В краеведении используются методы различных наук: истории, археологии, физической и экономической географии, геологии, демографии и др. При этом самое главное - осуществлять комплексное исследование и применять свои знания на практике.

    Изучение родного края - прекрасное дополнение к школьным курсам истории, географии, природоведения и других предметов. Как ни глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение истории, природы, населения и экономики лицом к лицу, не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми, специалистами.    

Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.  Творческий человек, как правило, более успешен во всем: от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию воспитанников к творчеству, создать условия для развития их творческих способностей. Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику. Данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества.                              

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы на систему  образования возлагается непростая задача: восстановить, сохранить  и обеспечить рост интеллектуального богатства России в интересах как нынешнего, так и будущих поколений. Поэтому современная школа должна быть ориентирована на совершенствование уровня развития творческих способностей каждого ученика. 21 век потребовал качественного изменения содержания  образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.

Выпускники школы должны не только овладеть материалом школьной программы, но и уметь творчески его применять, находить решение любой проблемы. Это возможно  только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей  учащихся является одной из наиболее  актуальных. Сегодня мало знать, нужно уметь анализировать факты,  сматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения. Как сказал Рене Декарт: «Недостаточно иметь хороший разум, главное - хорошо применить его». А применить свой разум, реализовать себя и стать счастливым человеком сможет только творческая личность.

Результаты анкетирование, проведенного в начале 1 года обучения:

1) Умеешь ли ты работать над проектом?               Да-15 %,  нет-85%.

2) Знаешь ли ты своих предков?                               Да-10%, нет-90%.

3)Работал ли ты с архивными материалами?           Да-5%, нет-95%.

   Возникают противоречия:

-между наличием негативно-пассивного отношения к краеведению и необходимости осознания значимости занятий объединения «Поиск»;

- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью применить их в нестандартных ситуациях.

На основе выявленных противоречий  можно сформулировать  проблему: как развить творческие способности обучающихся  на занятиях краеведческого объединения?

Цель данной работы:  создание условий, позволяющих максимально самореализоваться  личности ребенка, развить его способности.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. познакомить учащихся с методикой собирательской, научно – поисковой, научно – исследовательской работой;
  2. накопить систематические знания в области краеведения, музееведения, истории, культуры.
  3. Научить учащихся пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  1. Воспитательные:

1)создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания, навыков самостоятельной и творческой работы;

2)формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие, 3)формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

  1. Развивающие:
  1.  развивать умение самостоятельно работать с литературой  архивными материалами;
  2. развивать умение работать в группе, навыкам общения;
  3. развивать у учащихся познавательный интерес к истории  своего села, района, края ;
  4. сохранение и укрепление психического здоровья детей;
  5. создавать среду для развития творческих способностей учащихся.

Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов:   теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта.

Ожидаемые результаты:

 Применение различных приемов по развитию творческих способностей позволит:

-заинтересовать учащихся в учебном процессе, повысить их учебную мотивацию;

-увеличить  количество учащихся с конструктивным и креативным уровнем сформированности творческих способностей;

-активизировать желание участвовать в различных конкурсах, фестивалях и т.д.

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными  в приобретении  общеучебных  умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, вырастит интерес к учению в целом.

-отношения в рамках «учитель- ученик» станут более гармоничными, психологическая среда- комфортной.

Основная часть

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».                  

 Бенджамин Блум

         Что такое "творчество" в нашем понимании? "Творчество" - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского - "сотворение"). Поэтому в деле воспитания, образования понятие "творчество" обычно связывают с понятиями "способности", "развитие".

" Творчество и личность", " творческая личность и общество", "творческие способности"- вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.

Творчество - сложный психический процесс, связанный с - характером, интересами, способностями личности.

Творчество-деятельность по созданию качественно нового, впервые создаваемого оригинального продукта, имеющего общественное значение; это способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческие способности-это интегрированное качество личности, включающее мотивационный,  деятельностный   и творческий компоненты, обеспечивающие  готовность и предрасположенность к деятельности по созданию оригинального продукта.

Компоненты структуры творческих способностей:

1)интеллектуальный,

     2)мотивационный,

     3)личностный,

     4)коммуникативный.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач.                 А решение творческих задач способствует развитию психических свойств личности,  лежащих в основе творческих способностей:

- памяти,

-внимания,

- мышления,

- воображения.

Система познавательных задач ведет к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:

-беглости мысли,

-гибкости ума,

-оригинальности,

-любознательности.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В. Брушлинский ).

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности  школьников, выделяют компоненты творческих (креативных) способностей школьников:

* творческое мышление,

* творческое воображение,

* применение методов организации творческой деятельности.

Можно выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:

1) задания, направленные на развитие творческих способностей;

2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого можно выявить следующие условия:

1)  раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.

2)  различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог и  ситуации, постановка вопроса и т.д.).

3)  творческий потенциал самого учителя, его тактичность.

Общие способы стимулирования творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления.

2.  Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3.  Поощрение высказывания оригинальных идей.

4.  Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.

5.  Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6.  Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.  Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.  В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память.  Американский психолог Фромм говорил, что творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Краеведческое объединение «Поиск» СП ДОД ДДТ работает несколько  лет по авторской программе  на базе школьного музея.  За это время было воспитано не одно поколение  школьных активистов – краеведов, хранителей музейного дела. Школьный  музей  одно из  действенных средств расширения  общеобразовательного кругозора  и специальных  знаний учащихся,  формирования  у ребят  научных интересов и  профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.   За последние годы юные краеведы достигли определенных результатов в поисково-исследовательской деятельности. Они  участвуют в велопробегах, экскурсиях, различных конкурсах, чтениях, конференциях:  Международных Славянских чтениях,  Межрегиональном конкурсе творческих работ   «Возродим Русь святую!», Областных Головкинских  чтениях, Областной  гуманитарно-просветительская  конференция   «История  моей семьи – страница многовековой истории Отечества», фестивалях: окружном Сретенском,   районном  «Шире круг». Активно участвуют во встречах, уроках Мужества, викторинах, конкурсах,  акциях: «Милосердие»,  «Спасибо деду за Победу!»,  «Детство, опаленное войной», «Напиши письмо солдату», «Зажги свечу», «Лента Памяти» Активно в работе используется метод проектов.  Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы  учатся ставить цель, ищут способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Были реализованы с детьми следующие проекты: «Мой личностный музей», «Моё родословие», «Великая Победа»,    « Мое родное село».    

                    Творческому развитию обучающихся  способствуют и различные творческие задания . В течение года  проводятся  познавательные игры и викторины, конкурсы , олимпиады по историческому, географическому, этнографическому краеведению, экскурсии по темам: участники войн, история села школы, предметы быта (этнографическая коллекция), монеты (нумизматика), долгожительницы села, награжденные орденами за трудовое отличие,  разработка вечеров, праздников, устных журналов по краеведению, составление тестов.

  Эти мероприятия стимулируют интерес обучающихся к занятиям краеведения,  познанию, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности. Система творческих заданий рассматривается как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов -  целевого,  содержательного,  деятельностного,  результативного;  системообразующим фактором    в свете положений личностно-деятельностного подхода является личность учащегося: его способности,  потребности,  мотивы,  цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

С позиций личностно-деятельностного подхода особое внимание уделяется творческой самого обучающегося деятельности.  

Особенно важна для получения высокого результата правильная

организация работы над творческими заданиями.  При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

-  стремиться к самостоятельной постановке творческого задания ;

- поощрять использование при выполнении заданий методов творчества;

- ориентировать на идеальный конечный результат;

- схематично фиксировать все полученные варианты;

- демонстрировать разноуровневость творческого задания;

-  поощрять оригинальные решения,  даже если они отличаются;

- поэтапно рефлексировать процесс выполнения творческого задания;

-  выполнение любого    задания должно заканчиваться получением творческого продукта, значимого для обучающегося.

Для развития творческих способностей обучающихся, для того, чтобы поддержать в них интерес к творческой деятельности, существует несколько правил:

   -стараться заинтересовать каждого ребенка;        

  -стимулировать обучающихся к высказываниям без боязни ошибиться;        

  -оценивать деятельность ребенка по процессу достижения, а не только по конечному результату;

   -использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Контрольно – оценочный  блок

Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика можно проводить при помощи следующих методов:

-наблюдения,

-беседы,

-анкетирования,

-тестов.

Преимущества рейтинговой системы контроля  и оценки:

-активное участие учащихся в контроле и оценке своиж достижений;

-мотивация стремления учащихся к успеху в учебно- познавательной деятельности;

-стимулирование самостоятельности в учебе;

-учет индивидуальных качеств учащихся.

Ресурсное  обеспечение

  • историческая, учебная и справочная литература;
  • наглядный материал (иллюстрации, исторические карты, фотографии, зарисовки);
  • разнообразные виды дидактического материала;
  • дидактические игры;
  • выставки книг;
  • создание условий для проведения открытых мероприятий;
  • медийные материалы ( аудио и видео записи, презентации).

Выводы

Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей ребёнка.  Систематическая работа по развитию творческих способностей помогает учащимся проявить себя. Они успешно участвуют в школьных, районных, областных мероприятиях, в различных конкурсах, конференциях, чтениях, имеют призовые места. Ежегодно юные краеведы награждаются районной премией «Талантливые дети» в области краеведения.

Заключение

Данная тема создает  большое поле для  дальнейшей работы, для совершенствования системы.

Сущность опыта:   развитие творческих способностей   учащихся  и воспитание  творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей    каждого ученика, выявление и использование   в учебной деятельности индивидуальной особенности учеников.

Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.    Развитие творческих способностей   учащихся  повышает качество обучения по всем предметам.    У обучающихся будет  повышаться  степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;  данный метод обучения  способствует развитию социальных навыков детей в процессе групповых  взаимодействий,  приобретению обучающимися опыта  исследовательско-творческой деятельности.  

Прогноз: эффекты и риски

Прогнозируя последствия данного проекта   предполагается , что обучающиеся станут более успешными, самостоятельными в планировании своей деятельности, креативными, критичными к собственным ошибкам и толерантными к другим обучающимся детского объединения «Поиск».

Но, как и в любой деятельности, необходимо предупреждать негативные последствия, для этого я выделяю следующие риски проекта: если более слабый обучающийся не сможет довести начатый проект до конца – значит, ему нужно будет предложить более простой вариант выполнения изделия;  если обучающийся проявляет недостаточный интерес к проектной деятельности –  необходимо организовать экскурсии в краеведческий музей на выставки прикладного творчества  работ профессиональных мастеров, с целью стимулирования творческой деятельности обучающихся и повышения заинтересованности в исследовательско-проектной деятельности.

Список информационных источников

Нормативные документы

1.Закон РФ об образовании.

2. Наша Новая школа,2010.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.:  Просвещение. 2012.

Основные источники

1.Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967 - 93с.

3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

5. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. - Л., 1947 – 80.

6. Сердюцкая Е. Ю. Программа «Школьный музей».1996 .

7. Самойлова Е. Ю. Роль школьного музея в становлении личности.2002.

8. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие творческих способностей на занятиях ДПТ

Актуальность данной работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому п...

Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное....

Развитие творческих способностей обучающихся на историко-краеведческом материале

Историко-краеведческий материал создаёт условия для более глубокого и всестороннего изучения истории края обучающихся, воспитывая у них причастность к преобразовательной деятельности в родном крае....

Тема семинара: «Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества».

Тема  семинара:«Развитие творческих способностей на занятиях ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО творчества»....

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...