Брошюра "Критериальное оценивание учебных достижений школьников на уроках гуманитарного цикла"
методическая разработка на тему

Гордеева Ольга Николаевна

В данной брошюре рассматриваюся вопросы разработки и использования на уроках критериальной ситемы оценивания практической деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Брошюра188.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» города Котовска Тамбовской области

Критериальное оценивание

учебных достижений школьников  

на уроках гуманитарного цикла

Составители: Гордеева О.Н.., учитель истории

Панина Е.В.,учитель русского языка и литературы,

Буданцева А. К., учитель истории

                                                            Романенко У.Н., учитель иностранного языка

Котовск 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

 Введение ………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы разработки системы критериального оценивания …………………………………………………………………….5

Глава II. Подходы к применению системы критериального оценивания на уроках гуманитарного цикла………………………………………………18

Заключение ……………………………………………………………...26

Приложение 1. Задания для анализа текста и рубрикатор оценивания 27

Приложение 2. Задания на составление кластера и рубрикатор оценивания ……………………………………………………………………..36

Приложение 3. Написание эссе и рубрикатор оценивания …………..42

Приложение 4. Задания на составление сравнительной таблицы и рубрикатор оценивания ………………………………………………….……50

Приложение 5. Проблемное задание и рубрикатор оценивания…………………...............................................................................56

Информационные источники…………………………………………...60

Введение.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Учитель, ставя оценку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

а) уровня учащегося относительно определенного эталона, 
          б) уровня учащегося относительно класса в целом,
          в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

  • учитель выполняет контролирующую функцию;
  • отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
  • отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
  • система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
  • традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
  • такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;

В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.

При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться и сделать его успешным. Проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода. 

Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию. В течение последних двадцати лет также неоднократно подвергались изучению вопросы, связанные с оцениванием учебных достижений учащихся (Ш.А. Амонашвили, B.Л. Беспалько, В.В. Давыдов и др.). Была доказана необходимость создания универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества и потребностям личности учащегося системы оценивания (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Б. Воронцов и др.)[2]. Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла, а также трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки — все это требует скорейшего решения. 

Основными показателями успешности ребёнка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребёнка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

Педагогами кафедры гуманитарного цикла разработали критериальную систему оценивания учебных достижений школьников на уроках. В основу данной системы положена универсальность оценки метапредметных и предметных  результатов, полученных в ходе выполнения различных видов продуктивных заданий.

Глава I. Теоретические основы разработки системы критериального оценивания.

В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия,  которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись.  В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. 

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и  формирования  психологических способностей учащегося. [8]

В составе основных видов  универсальных  учебных  действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.

Таблица 1.

Ожидаемые результаты по ФГОС

УУД

Виды деятельности

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.)

- Личностные

- Регулятивные

- Подготовка сообщений, выступлений об исторических деятелях;  - подбор материала к семинарским занятиям;  - дискуссии и диспуты

 

Сформированность навыков критического мышления, анализа и

синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования,

характерные для общественных наук;

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников

Познавательные:

-общеучебные

-логические

-знаково-символические

-Применение ИКТ и информационно-интегрированного продукта «КМ-Школа»;

- Ролевые игры;

-Исследовательская деятельность;

-Самостоятельная постановка цели и проблемы урока;

-Составление таблиц, схем, тезисных и развернутых планов и опорных конспектов;

-Рефлексия учебной темы

Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности

Коммуникативные

-Проектно-исследовательская деятельность;

-Работа в группах;

-социологические опросы;

-взаимодействие с ветеранами

 

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся УУД в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения.

Наиболее полно теория учебных задач разработана известным чешским ученым Д.Толлингеровой. Автор подчеркивает, что задача номер один для учителя - это составлять учебные задачи так, чтобы они соответствовали преследуемым педагогическим целям и учебному материалу. [10] 

Именно учебные задачи, по мнению Д.Толлингеровой, позволяют создать такие условия, при которых учащийся воспроизводит, сопоставляет, абстрагирует и т. д. «Учебные задачи являются теми механизмами, которые позволяют предвидеть учебные действия». Ее система подсказывает последовательность включения определенных типов задач в обучении. Нам удобно использовать прием определения дидактической ценности задачи, поскольку это позволяет определить достижение поставленных целей. 

Разработанная Д.Толлингеровой иерархическая система учебно-познавательных задач предназначена для выработки у учителей умений анализировать и составлять учебно-познавательные задачи для учащихся. В таксономию автором включены пять категорий задач, требующих:- мнемического воспроизведения данных;

- простых мыслительных операций;

- сложных мыслительных операций;

- сообщения данных (кроме мыслительной операции включается речевой акт);

- творческого мышления. 

Такая конкретизация целей упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого  набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов

Таблица 2. Таксономия учебных задач Д. Толлингеровой.

Категория учебной задачи

Тип учебной задачи

Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

  •  Задачи по узнаванию 
  • Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий 
  • Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил 
  • Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц

Задачи, требующие простых мыслительных операций

  •  Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и  т.п.) 
  •  Задачи по перечислению и описанию фактов 
  •  Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий 
  • Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез) 
  •  Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение) 
  • Задачи по распределению (категоризация и классификация) 
  • Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие,  цель, лияние, функция, полезность, способ и т.п.)
  • Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению 
  •  Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.) 

Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

  • Задачи по переносу (трансляция, трансформация) 
  •  Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование) 
  •  Задачи по индукции 
  • Задачи по дедукции 
  • Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации) 
  • Задачи по оценке 

 Задачи, требующие сообщения данных:

  • Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д. 
  • Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов 
  •  Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты 

 Задачи, требующие творческого мышления:

  • Задачи по практическому приложению 
  • Решение проблемных задач и ситуаций 
  •  Постановка вопросов и формулировка задач и заданий 
  •  Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) 
  • Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на рациональной основе). 

Пользуясь таксономией Д.Толлингеровой, достаточно легко выстраивать задания по уровню сложности и программировать дидактическую ценность задач.

Также уровневый подход помогает при подготовке занятия более четко провести анализ материала с позиции его значимости, то есть оценить, до какого уровня должно быть доведено усвоение той или иной темы, понятия, закона и т.д. Наконец, такой подход помогает подготовить вопросы и задания как репродуктивного, так и продуктивного характера. 

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. [8]

Применительно к учебному процессу это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.

Это подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения.

Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Задачи оценивания

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ. 

Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. [4].

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ. 

Критериальная система оценивания - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся

Критериальное оценивание (или оценивание по определенному набору критериев) – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста». [4].

Виды критериального оценивания

Цель технологии критериального оценивания можно определить как создание условий и возможностей для формирования и развития научно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путём приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности.

Её исходной установкой является то, что все учащиеся способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого должны быть заданы определённые критерии, разработанные по всем школьным дисциплинам.

Обязательное условие для содержательного контроля и оценки – наличие у ребенка четких, прозрачных, детальных критериев правильности выполнения учебного действия.

Система критериального оценивания учебных достижений учащихся внедряется в учебный процесс для  объективного оценивания учебных достижений учащихся и определения индивидуальной траектории обучения каждого ученика.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. 
Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. 

Функции критериального оценивания:

  • обучающая
  • контролирующая
  • развивающая
  • воспитывающая
  • диагностическая
  • мотивационная.

Задачи критериального оценивания:

  • Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; 
  • Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой; 
  • Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика; 
  • Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы; 
  •  Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности; 
  • Мониторинг эффективности учебной программы; 
  • Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного и усвоения учебного материала. 

Система критериального оценивания  позволяет:

-        объективно оценить учебные достижения учащихся;

-        определить индивидуальную траекторию  развития каждого учащегося  с учетом его индивидуальных способностей;

-        повысить мотивацию учащихся на развитие умений и навыков  для достижения ожидаемых результатов:

-        улучшить качество преподавания и обучения;

-        разработать  систему работы по осуществлению взаимосвязи учитель – родитель – ученик для выявления качества усвоения учебного материала  и особенностей организации учебного процесса.

При критериальном оценивании:

  •  оценивается с помощью отметки только работа обучающегося, а не его личность;
  •  разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому обучающийся может сам определить свой уровень достижений и определить свою отметку;
  •  оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерии оценивания - конкретное выражение учебных целей;
  •  учитель разрабатывает критерии с учетом типа продуктивного задания (эссе, исследование, лабораторная работа, практикоориентированные задачи и др.). Критерии имеют четкие и ясные описания качественно выполненных заданий.
  •  учитель включает обучающихся в процесс оценивания, создавая ситуацию формирования объективного самооценивания.

Действительно, если вернуться к основам и вспомнить, зачем в принципе понадобились критерии, то окажется, что они нужны:

а) чтобы учащийся понимал, что именно у него не так, чем стоит еще позаниматься, что подтянуть (имеются в виду, конечно, не темы в привычном понимании, а учебные навыки); 

б) чтобы снизить субъективность выставления отметки;

в) чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании.

Критериальное оценивание  позволяет:

        Учителям:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  3. Улучшить качество преподавания;
  4. Улучшить качество обучения;
  5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
  6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

        Учащимся:

  1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования  собственного результата обучения и  осознания успеха;
  3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

        Родителям:

  1. Получать  объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
  4.  Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
  5.  Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Гуманность технологии критериального оценивания заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их представлений, виды совместной работы с учащимися, критерии оценивания и их дескрипторы, можно добиться достижения наивысшего уровня критериальной шкалы, без чего невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности.

Глава II. Подходы к применению системы критериального оценивания на уроках гуманитарного цикла.

В рамках апробации введения ФГОС ООО на базе МБОУ «СОШ №3 с УИОП» кафедрой предметов гуманитарного цикла ведётся работа по созданию системы критериального оценивания учебных достижений учащихся.

При разработке системы критериев для оценки учебных достижений школьников по предметам гуманитарного цикла необходимо учитывать репродуктивный и продуктивный характер их деятельности.

Репродуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

  • умение понимать и выделять главное, тему в простом тексте, касающемся знакомой темы;

  • распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей, теорий;
  • объединение, сравнение, детальное понимание отношений, фактов, событий, фраз на основе повседневного знания.
  • понимание и выделение одной или более простых идей из противоречивой информации; умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний;

умение:

  • выделять из текста и формулировать информацию, необходимую для формулирования приемлемых выводов;
  • пользоваться соответствующими данными для аргументации и коммуникации;

-  глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации; критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях и неожиданных концепциях.

Для оценки учебных достижений учащихся по предметам гуманитарного цикла нами использовалась следующая система критериев, разработанная коллегами из Республики Казахстан (автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»). [5]

Критерий

Описание критерия

Баллы по критериям

А

Научные знания и понятия

  • Знание терминологии; конкретных фактов; способов и средств работы со спецификой.
    Знание (здесь) определяется как запоминание (вспоминание) соответствующей, предварительно изученной информации.
  • Понимание: осознание (понимание) значения информационных материалов, понимание основного содержания текста.

6 баллов

В

Оперирование понятиями и терминами

  • Умение передавать полученную информацию логично, последовательно, осмысленно.
  • Умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Умение объяснять взаимосвязи между социальными компонентами, используя дополнительную информацию.

6 баллов

С

Применение полученных знаний

  •  Умение находить нужную информацию в различных источниках знаний.
  • Умение  выделять главное, записывать в виде логических схем, таблиц, планов, конспектов.
  • Умение объяснять все процессы и явления, происходящие в обществе, с научной точки зрения. Применять научную информацию для решения социальных проблем, нестандартных ситуаций.
  • Анализировать происходящее, предлагать альтернативу решения проблем.

6 баллов

Д

Коммуникация

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Понять другие позиции (взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для совместной деятельноти.

6 баллов

Итого

24

Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся

по предметам гуманитарного цикла

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы

А

6

Ученик выполнил 91% - 100% заданий, продемонстрировал великолепное знание и понимание темы, терминов.

5

Ученик выполнил 71 - 90% заданий, продемонстрировал хорошее знание и понимание темы, терминов, связно излагает информацию.

4

Ученик выполнил 51% - 70% заданий, продемонстрировал удовлетворительное знание и понимание темы, терминов, объяснения логичны, но недостаточно полны.

3

Ученик выполнил 21% - 50% заданий, продемонстрировал ограниченное знание темы и терминов, объяснения неполны.

1-2

Ученик выполнил 10% - 20% заданий, имеет элементарные представления по теме, не понимает значение терминов.

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.

B

(max 6)

6

Ученик выполнил 91% - 100% заданий, умеет передавать полученную информацию логично, последовательно, доказательно.

5

Ученик выполнил 71 – 90% заданий, возможны незначительные неточности, сделаны корректные выводы.

4

Ученик выполнил только 51% - 70% заданий, допущены одна-две незначительные ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы.

3

Ученик выполнил 21% - 50% заданий, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы.

1-2

Ученик выполнил 10% - 20% заданий, допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют.

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.

C

(max 6)

6

При выполнении задания используется логическая последовательность в рамках задания. В работе присутствуют хорошо сформулированные и полностью обоснованные выводы.

5

Тема раскрыта соответствующим образом, за исключением одного или двух незначительных упущений.

 При выполнении задания используется  хорошая логическая и фактическая структура в рамках задания.

В целом может собирать информацию с подробными деталями и делать выводы.

4

Тема раскрыта недостаточно.

Незначительная ошибка логического и фактического материала.

 В работе присутствуют выводы.

3

Тема не раскрыта либо не соответствует  материалу.

При выполнении  задания нарушена логическая последовательность.  

Предпринята попытка сделать выводы.

1-2

Тема не раскрыта, имеются значительные упущения в содержании и существенное несоответствие.

Выводы отсутствуют.

0

Задание  не выполнено; учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.

D (max 6)

6

Готов аргументировано отстаивать свою позицию. Принимает точки зрения других. Владеет приёмами монологической и диалогической речи.

5

Умеет договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для совместной деятельности.

4-3

Отстаивает только собственную точку зрения, не учитывает мнения других.

2-1

Не может сформулировать собственную точку зрения, слабо владея приёмами монологической и диалогической речи.

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.

Баллы по критериям +

Оценка

Сумма баллов

A

B

C

D

22 - 24

«5»

18 – 21

«4»

14 – 17

«3»

0 – 13

«2»

Введение критериального оценивания делает возможным переход к формирующему оцениванию, которое ориентировано на развитие компетенций ученика. Оценка, которая складывается из понятных ученику критериев, стимулирует и мотивирует его и делает процесс обучения осмысленным.

За время работы кафедры был создан банк различных заданий продуктивного типа с соответствующим критериальным аппаратом для их оценивания по следующим блокам: работа с текстом; работа с таблицами; составление кластера; работа над сочинением (эссе), работа над проблемным заданием.

  •  Работа с текстом. В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Работа с текстом способствует развитию метапредметных (работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выявление причинно-следственных связей и др.) и предметных (умение работать с картами; умение давать характеристики отдельных  объектов и процессов; умение выявлять закономерности и особенности явлений и событий) навыков.

 Работа с текстом способствует формированию у учащихся регулятивных УУД (умение самостоятельно определять цели своего обучения; формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; развивать мотивы своей познавательной деятельности),  коммуникативных УУД (смысловое и критическое понимание текста, умение организовывать учебное сотрудничество), познавательных УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять сравнение по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи). Работа с текстом предусматривает следующие виды заданий:

  • анализ текста (Приложение 1);
  • конструирование собственного текста, отражающего понятия и их признаки (проявления);
  • составление кластера (Приложение 2) и т.д.
  • работа над сочинением, эссе (Приложение 3)
  • Работа с таблицей. Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Таблица – это графическое изображение материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться разными источниками информации. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Составление таблиц привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

При составлении таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически изобразить.

Работу с таблицей можно разделить на несколько видов продуктивных заданий:

  • анализ данных таблицы
  • составление сравнительной таблицы (Приложение 4)
  • заполнение таблицы.
  • Работа над проблемным заданием. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, к науке. Решение проблемных ситуаций может осуществляться в форме дискуссии, научного спора, проблемных задач и заданий (Приложение 5).

Таким образом, введение критериального оценивания 
обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного 
процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка 
работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!». Критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса. Кроме того, использование технологии критериального оценивания способствует развитию памяти, внимания, индивидуальных способностей учащихся, формированию у них критического

(открытого, оценочного, рефлексивного) мышления; воспитанию стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни; формированию личной системы ценностей, выражающейся в реальных поступках; продуктивному взаимодействию детей друг с другом, развитию их индивидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации. Педагогическая технология контроля и оценки становится личностно-ориентированной, направленной на развитие ключевых компетенций школьника.

В приложении приведены примеры заданий продуктивного типа (русский язык, история), сопровождаемые рубрикаторами для оценивания учебных достижений школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней деятельности ученика. И особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика. Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка. При этом наиболее эффективной для применения является технология критериального оценивания. Главной задачей оценочной деятельности в настоящее время является создание системы диагностики и контроля образовательного процесса. 

Переход к новой технологии невозможен без большой подготовительной работы как в области обучения педагогических кадров новым приёмам и способам оценивания, так и в сфере психологической подготовки, формирования готовности учителей, учеников и их родителей к инновациям в оценивании. Важно работать над решением этих проблем не только непосредственно в школе, но и в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей, развивая их профессиональную компетентность в данном направлении, а также в обществе в целом.

Приложения

Примеры заданий продуктивного типа (по предметам: русский язык, история), сопровождаемые рубрикаторами для оценивания учебных достижений школьников

Приложение 1.

Задания для анализа текста.

Русский язык

Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом — гласных и звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса. В русском языке, как говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

1. Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, что…

 2. Предположите, с какой целью автор написал этот текст

3. Укажите, с какой целью автор текста цитирует слова Гоголя о русском языке

4. Какое из утверждений является основным тезисом всего текста?

Рубрикатор оценивания задания на анализ текста

Критерий

Показатели

Баллы

 Верное понимание смысла текста

(знание, понимание)

Затрудняется в понимании смысла предложенного текста

0

Частично понимает смысл предложенного текста

1

Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте

2

Уместное и точное владение терминологией и понятийным аппаратом, использование его при анализе текста (применение)

Не владеет понятийным аппаратом, не использует его при анализе текста

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при анализе текста

1

Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Умение определять авторскую позицию (анализ, синтез)

Не может определить авторскую позицию

0

Затрудняется самостоятельно определять авторскую позицию

1

Умеет самостоятельно определить позицию автора

2

Аргументированность выводов (применение, коммуникация)

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулированы аргументированные выводы

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

  1. Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира
  2. Автор написал этот текст с целью убедить читателя, что русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира.
  3. Стремится показать богатство и разнообразие русского языка.
  4. Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира.

История

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Марш-маневр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды.

Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для «фальшивого движения». Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, с тем, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось этого сделать. В течение двух недель Наполеон не знал, где находится Кутузов и его армия.

В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло «исчезнуть» на глазах у противника.  В умении оторваться от французской армии, ввести ее в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно весь фланговый марш-маневр – одна из крупнейших заслуг русского командования.

Завершив маневр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, и Тулу с ее оружейным заводом. В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением, конским составом и всеми видами снабжения.

1. Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике.

2. Укажите название военной операции.

3. Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции.

4. На основе текста и знаний по истории укажите итоги названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

Рубрикатор оценивания задания на анализ текста

Критерий

Показатели

Баллы

 Верное понимание смысла текста

(знание, понимание)

Затрудняется в понимании смысла предложенного текста

0

Частично понимает смысл предложенного текста

1

Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте

2

Уместное и точное владение терминологией и понятийным аппаратом, использование его при анализе текста (применение)

Не владеет понятийным аппаратом, не использует его при анализе текста

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при анализе текста

1

Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Умение определять авторскую позицию (анализ, синтез)

Не может определить авторскую позицию

0

Затрудняется самостоятельно определять авторскую позицию

1

Умеет самостоятельно определить позицию автора

2

Аргументированность выводов (применение, коммуникация)

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулированы аргументированные выводы

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

1. название войны - Отечественная;

Дата войны – 1812 год.

2. Тарутинский марш-манёвр.

3. Заслуга главнокомандующего русскими войсками М.И. Кутузова заключалась, по мнению автора, в умении оторваться от французской армии, замаскировать направление движения главных сил русской армии, дезориентировать командование французской армии.

4. М.И. Кутузову удалось сохранить армию в ходе данной военной операции, поскольку удалось дезориентировать неприятеля. Тарутинский манёвр позволил защитить стратегически важные районы страны – прикрыть Калугу, где были сосредоточены военные запасы и Тулу, где находились оружейные заводы. Расположение русских войск лагерем в Тарутино позволило обеспечить пополнение и снабжение армии.

Английский язык

READING

Прочитай текст и выполни задания 1, 2, 3.

Cambridge, GB

20th August

Dear Michael,

     I am writing my first letter in English to you from Cambridge, as I have promised you. There are many students from all over the world living and studying here. I will be studying at the English Language School for a whole school year. I can't believe it! My days are unforgettable. I am learning so much every moment. Things are going very well for me here.

    In your letter you asked me to describe my host family, my new friends and many other things. Well, I hope to describe some of them in this letter.

    As for my host family, they are really very nice and hospitable! Their names are Jennifer and Christian, and they've got a son John. Jennifer is a housewife and, as our mum, she takes care of the family. She is very understanding and loving. Christian is a mechanic. He repairs both old and modern cars. He is serious about his work and polite. But he has a very good sense of  humour. John is a nice boy. He is only four but next September he'll become a pupil. They are very kind and friendly. They made me feel like part of the family. It is easy for me to get on well with them.

    I've made some good new friends at school too. All students are very friendly. I am having a really good time. It is very interesting for me to practise English. I love to speak and learn new English words.

   Mickey, you will come to visit me at winter holidays, won't you? Cambridge is wonderful but I miss my family and Spain.

   We are going to have a party tomorrow in our language school. Next weekend we are going to London. I am looking forward to this trip. In my next letter I'll write you more about my new school.

    Kisses and hugs to you all.

    Best wishes from your brother,

    Raul

  Задание 1. Выбери правильный ответ на вопрос. Обведи соответствующую букву.

What is this about?

A. It's about the life of a Spanish student.

B.  It's about the life of a English family.

C. It's about the life of a English student.

 

Задание 2. Прочитай предложения. Отметь предложения, которые соответствуют тексту, - T (true), и предложения, которые не соответствуют тексту, -  F (false).

1. Raul is studying a foreign language in Cambridge.

2. There are four people in his host family.

3. Raul likes his host family.

4. Raul has no friends in his language school.

   

Задание 3. Соедини стрелками начало и конец предложения.

Raul is going to

Sim is going to

Michael is going to

 come to Great Britain for winter holidays

visit London next weekend

study at a school next autumn

Рубрикатор оценивания задания на анализ текста

Критерий

Показатели

Баллы

 Верное понимание смысла текста

(знание, понимание)

Затрудняется в понимании смысла предложенного текста

0

Частично понимает смысл предложенного текста

1

Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте

2

Уместное и точное владение лексическими единицами (применение)

Не владеет ЛЕ

0

Частично владеет ЛЕ

1

Уместно и точно использует ЛЕ

2

Умение определять действующих лиц(анализ, синтез)

Не может определить действующих лиц

0

Затрудняется самостоятельно определять действующих лиц

1

Умеет самостоятельно определить действующих лиц

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

Задание 1.

В

Задание 2.

  1. T
  2. F
  3. T
  4. F

Задание 3.

  1. Raul is going to visit London next weekend
  2. Sim is going to study at a school next autumn
  3. Michael is going to come to Great Britain for winter holidays

Приложение 2.

Задание на составление кластера.

Русский язык

Задание: составьте кластер по теме «Имя существительное» (запишите  в центре листа ключевое понятие, а от него нарисуйте стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее)

Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера

Критерий

Показатели

Баллы

Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание)

Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц

0

Частично понимает и может выделить смысловые единицы

1

Верно понимает и выделяет смысловые единицы

2

Запись чёткая, содержательная (понимание, применение)

Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера

1

Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение)

Связи не найдены или найдена 1-2 связи

0

Найдено 3-4 связи

1

Найдено 5 и более связей

2

Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез)

Выводы не сформулированы

0

Сформулированы выводы без аргументации

1

Сформулированы аргументированные и верные выводы

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

Вывод: имя существительное, самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто, что. В предложении бывает подлежащим или дополнением.

История

Задание: составьте кластер по теме

 «Россия в начале правление Александра I».

Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера

Критерий

Показатели

Баллы

Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание)

Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц

0

Частично понимает и может выделить смысловые единицы

1

Верно понимает и выделяет смысловые единицы

2

Запись чёткая, содержательная (понимание, применение)

Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера

1

Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение)

Связи не найдены или найдена 1-2 связи

0

Найдено 3-4 связи

1

Найдено 5 и более связей

2

Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез)

Выводы не сформулированы

0

Сформулированы выводы без аргументации

1

Сформулированы аргументированные и верные выводы

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

Английский язык

Задание: составьте кластер по теме «A person» (запишите  в центре листа ключевое понятие, а от него нарисуйте стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее)

        Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера

Критерий

Показатели

Баллы

Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание)

Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц

0

Частично понимает и может выделить смысловые единицы

1

Верно понимает и выделяет смысловые единицы

2

Запись чёткая, содержательная (понимание, применение)

Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера

1

Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Найдено не менее 3 связей (оперирование, применение)

Связи не найдены или найдена 1-2 связи

0

Найдено 3-4 связи

1

Найдено 5 и более связей

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

 Модельный ответ:

Приложение 3

Написание эссе.

Русский язык.

Задание: напишите эссе на тему «Чему учат русские  сказки»

        

Рубрикатор оценивания написания эссе

Критерий

Показатели

Баллы

Глубокое понимание проблемы, затрагиваемой автором (анализ, синтез)

Затрудняется в понимании смысла предложенного текста

0

Частично понимает смысл предложенного текста

1

Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте

2

Выражена собственная позиция (коммуникация)

Не владеет понятийным аппаратом, не использует его при анализе текста

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при анализе текста

1

Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы (оперирование)

Не может определить авторскую позицию

0

Затрудняется самостоятельно определять авторскую позицию

1

Умеет самостоятельно определить позицию автора

2

Суждения обоснованы, доказательны, завершены выводом.

 (применение, коммуникация)

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулированы аргументированные выводы

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

         Модельный ответ: 

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка – ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!

Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому, что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".

Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

История.

Задание: Напишите эссе на заданную тему.

«Богатым человека делает его сердце» Л. Толстой.

Рубрикатор оценивания написания эссе

Критерий

Показатели

Баллы

Глубокое понимание проблемы, затрагиваемой автором (анализ, синтез)

Затрудняется в понимании смысла предложенного текста

0

Частично понимает смысл предложенного текста

1

Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте

2

Выражена собственная позиция (коммуникация)

Не владеет понятийным аппаратом, не использует его при анализе текста

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при анализе текста

1

Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы (оперирование)

Не может определить авторскую позицию

0

Затрудняется самостоятельно определять авторскую позицию

1

Умеет самостоятельно определить позицию автора

2

Суждения обоснованы, доказательны, завершены выводом.

 (применение, коммуникация)

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулированы аргументированные выводы

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

Понимание проблемы. Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым. Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни.

Собственная позиция. Я согласен с автором высказывания. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей. Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества. Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища.

Раскрытие смысла темы. В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами». Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей. Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения.

Обоснованность, доказательность. Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества. Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения. В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться. Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность. Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

Английский язык

WRITING

   Прочитай отрывок из письма. Напиши ответ своему другу по переписке. Ответь на его вопросы.

I have got a lot of pets. In my house, there are two cats, a dog, three hamsters and a parrot. I take care of them every day. My mum helps me feed them all. When I grow up, I want to be a vet and take care of animals. Have you got any pets? What hobbies do you have? What do you want to be when you grow up?

Best wishes,

Tom

Рубрикатор оценивания написания эссе

Критерий

Показатели

Баллы

Глубокое понимание проблемы, затрагиваемой автором (анализ, синтез)

Затрудняется в понимании смысла предложенного текста

0

Частично понимает смысл предложенного текста

1

Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте

2

Выражена собственная позиция (коммуникация)

Не владеет понятийным аппаратом, не использует его

0

Частично владеет понятийным аппаратом и использует его

1

Уместно и точно использует понятийный аппарат

2

Ответы на вопросы составлены

Не может составить правильно ответ

0

Затрудняется составить правильно ответ

1

Умеет составить правильно ответ

2

Суждения обоснованы, завершены выводом.

 (применение, коммуникация)

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод

1

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Приложение 4

Задания на составление сравнительной таблицы.

Русский язык.

Сравните  причастие и деепричастие по морфологическим и синтаксическим признакам

Характеристики причастия и деепричастия

причастие

деепричастие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрикатор оценивания составления сравнительной таблицы

Критерий

Показатели

Баллы

Выявление основных линий сравнения (анализ, синтез)

Линии сравнения не отражены

0

В таблице отражены не все линии сравнения. Просматриваются только отличительные или только схожие черты.

1

Верно отражены основные линии сравнения. В таблице просматриваются как сходные, так и различные черты

2

Заполнение таблицы (знание, применение)

Графы таблицы не заполнены или заполнены не верно

0

В заполнении граф таблицы допущены фактические ошибки

1

Запись содержательная. Все графы таблицы заполнены без фактических ошибок

2

Лаконичность и глубина информации (коммуникация)

Записи не продуманные, не имеют отношение к теме таблицы

0

Отсутствуют четкие записи, добавлено много лишней информации

1

Запись чёткая, продуманная в деталях, не содержит лишней информации

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

1-2

2

0

Модельный ответ:

№ вопроса

причастие

деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Имеют суффиксы:

-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-

-а- (-я-);

-вши- -ши-

-в-; -учи- (уст.)

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеет окончание

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

9. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

10. Какую часть речи распространяют в предложении

Существительное, местоимение

глагол

11. Как обособляются?

После определяемого существительного

Всегда обособляется

История.

Задание: составить сравнительную таблицу

по теме «Общественное движение второй половины XIX в.:

 западники и славянофилы».

Рубрикатор оценивания составления сравнительной таблицы

Критерий

Показатели

Баллы

Выявление основных линий сравнения (анализ, синтез)

Линии сравнения не отражены

0

В таблице отражены не все линии сравнения. Просматриваются только отличительные или только схожие черты.

1

Верно отражены основные линии сравнения. В таблице просматриваются как сходные, так и различные черты

2

Заполнение таблицы (знание, применение)

Графы таблицы не заполнены или заполнены не верно

0

В заполнении граф таблицы допущены фактические ошибки

1

Запись содержательная. Все графы таблицы заполнены без фактических ошибок

2

Лаконичность и глубина информации (коммуникация)

Записи не продуманные, не имеют отношение к теме таблицы

0

Отсутствуют четкие записи, добавлено много лишней информации

1

Запись чёткая, продуманная в деталях, не содержит лишней информации

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

1-2

2

0

Модельный ответ:

В правление императора  Николая I в российском обществе возникло два философско-идеологических течения: славянофилы и западники. Они имели сходства (например, и те, и другие ратовали за отмену крепостного права в России), но еще больше отличались в своих взглядах на прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

Линии сравнения

       Славянофилы

     Западники

Участники движения

Самарин Ю.Ф.

Хомяков А.С.

А.И.Кошелев

Братья Киреевские

Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль

А. Островский, Ф.И. Тютчев

 

Тургенев И.С.

Анненков П.В.

БоткинВ.П.

Грановский Т.Н.

Чаадаев П.А.

Гончаров А.И.

Корш В.Ф.

Панаев И.Н.

Взгляды на государственное устройство

Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций

Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции

Критиковали монархический строй

Отношение  к крепостному праву

Ратовали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств

Предлагали полную и немедленную отмену крепостничества, считая, что оно тормозит прогресс

Отношение к гражданским правам народа

Частично признавали необходимость гарантий гражданских прав со стороны государства

Полностью признавали необходимость гарантированных гражданских прав

Отношение к религии

Считали, что православие –единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм

Критиковали православие, терпимо относились к другим религиям

Отношение к реформам Петра I

Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России

Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными

Отношение к крестьянской общине

Община, основанная на началах равенства – это будущее России

По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития

Методы изменения государственного строя

Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ

Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна

Место России в мировом процессе

Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп

Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность

Отношение к наемному труду

Не признавали наемный труд, предпочитая труд в общине на началах равенства

Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции

Заслуги и значение для дальнейшего развития России

Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества.

Вера в великое будущее России

Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно - политической мысли в России.

Приложение 5

Проблемное задание.

Русский язык.

Задание:

 Что вы можете сказать о словах  1-й группы: редкий, мягкий, легкий; 2-й группы: редко, мягко, легко. Разберите по составу слова каждого столбика. 
Вспомните, что такое наречие? Чего у наречий  может не быть?

Рубрикатор оценивания проблемного задания

Критерий

Показатели

Баллы

Верно определена проблема и обоснована её актуальность (анализ)

Затрудняется в определении проблемы и обосновании её актуальности

0

Проблема определена, но нет обоснования её актуальности

1

Верно понимает проблему, обосновывает её актуальность

2

Проанализированы факты, данные в тексте задания (анализ, синтез)

Затрудняется при анализе фактов, данных в тексте задания

0

Выделены не все факты для анализа

1

Верно проанализированы все факты, данные в задании

2

Суждения обоснованы, аргументы убедительны (применение)

Убедительные аргументы не приведены, суждения не обоснованы

0

Затрудняется в обосновании и аргументации суждений

1

Суждения обоснованы, аргументы убедительны

2

Полученные выводы обоснованы и доказательны. 

(применение)

Выводы не сформулированы

0

Сформулированы выводы без доказательств

1

Выводы обоснованы и доказательны

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

Слова редкий, мягкий, лёгкий и редко, мягко, легко          являются родственными. В первой группе прилагательные, во второй-наречия.

Ред-к-ий, мяг-к-ий, лёг-к-ий; ред-к-о, мяг-к-о, лег-к-о.

Слова второй группы являются наречиями, неизменяемой частью речи, следовательно не имеют окончания, -О будет являться суффиксом.

История.

Выполните проблемное задание.

Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.

Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые!

Рубрикатор оценивания проблемного задания

Критерий

Показатели

Баллы

Верно определена проблема и обоснована её актуальность (анализ)

Затрудняется в определении проблемы и обосновании её актуальности

0

Проблема определена, но нет обоснования её актуальности

1

Верно понимает проблему, обосновывает её актуальность

2

Проанализированы факты, данные в тексте задания (анализ, синтез)

Затрудняется при анализе фактов, данных в тексте задания

0

Выделены не все факты для анализа

1

Верно проанализированы все факты, данные в задании

2

Суждения обоснованы, аргументы убедительны (применение)

Убедительные аргументы не приведены, суждения не обоснованы

0

Затрудняется в обосновании и аргументации суждений

1

Суждения обоснованы, аргументы убедительны

2

Полученные выводы обоснованы и доказательны. 

(применение)

Выводы не сформулированы

0

Сформулированы выводы без доказательств

1

Выводы обоснованы и доказательны

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2

Модельный ответ:

Выявление проблемы: За что и когда Ольга была причислена к лику святых?

Анализ фактов: Будучи язычницей, Ольга по обычаям того времени проявляла себя как жестокая правительница. Примером является её месть древлянам за смерть мужа (закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень). Но РПЦ причислена к лику святых.

Суждения и аргументы: Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В 955 году Ольга отправилась в Константинополь, где приняла крещение от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена. По возвращении в Киев, Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Священников она пригласила на Русь из Европы. Ольга наказала похоронить ее по православному обычаю, не совершая по ней тризны, так как имела при себе священника, который совершил обряд отпевания. 

Вывод: Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла чуть позднее к XIII веку. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. С этого времени её считают святой покровительницей земли Русской.

Информационные источники:

1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом. 6 класс. Просвещение. Москва,2001г.

2. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-kriterialnoe-otsenivanie-kak-tehnologiyaformirovaniya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-uchaschihsya#ixzz2MZBmgQ8f

3. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе. Пермь, ГПТУ,2010г. 

4. Критериальный подход к оцениванию образовательных результатов как средство повышения мотивации обучающихся. Набатова Раиса Иосифовна, заместитель директора по НМР МАОУ гимназии № 26 г. Томскаhttp://gim26.tomsk.ru/development/development3

5. Методические пособия АО Назарбаев. Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию. kzgov.docdat.comdocs/1203/index-159033.html

6. Романов, Ю. Покушение на систему. Какие задачи решает критериальное оценивание Текст. / Ю. Романов, О. Тришневская // Управление школой. 2009. - №3. - С. 15-19.

7. Соколова, Г.И. Контрольная оценочная деятельность учащихся Текст. / Г.И.Соколова, А.Б. Подкорытников // Директор школы., — 2009. -№4. С.64-67.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – С.14 – 16.

9. Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата. 

10.cnit.mpei.ac.rutextbook/01_03_01_03.htm



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оптимизация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла

презентация к засаданию школьного методического обединения учителей гуманитарного цикла...

Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....

Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»

В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....

«Современная оценка достижений учащихся по предметам гуманитарного цикла»

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на...

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....