Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя
методическая разработка (8 класс) по теме

Выступление  на ГРК « Мордовия»  «Патриотическое воспитание  школьников на уроках русского  языка и литературы   и в работе классного руководителя»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым

изучением отдельных предметов № 32»

   Выступление  на ГРК « Мордовия»

         «Патриотическое воспитание                         школьников на уроках русского

        языка и литературы

        и в работе классного руководителя»

                                                                          Учитель русского языка

                                                                      и литературы

         Винокурова

                                                                       Наталия Михайловна

        Саранск

           2013

  В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна.  Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки русского языка и литературы. Именно они  призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты.

   Задача учителя- словесника и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

     Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире.  

     Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.

        У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.

        Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. 

     Я  работаю в школе  больше 20 лет. В настоящее время являюсь классным руководителем 8 А класса. В моем классе 25 учеников. Все они очень разные, но я их всех очень люблю

       В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

· Не запрещать, а направлять;

  · Не принуждать, а убеждать;

  · Не командовать, а организовывать;

  · Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

          Моя воспитательная работа с классом проводится по разным направлениям:

     - гражданско-патриотическое,

     - духовно-нравственное,

     - спортивно-оздоровительное,

     - культурно-эстетическое,

     - учебно-познавательное,

     - общественно-полезная деятельность,

     - индивидуальная работа с учащимися,

     - проектная деятельность.

       Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

      В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна.  Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

      Цели работы по патриотическому воспитанию:

1.Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

2.Воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России».

      При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

1. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 

2. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

3.Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

4.Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).

5.Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

  1. ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
  2. ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
  3. ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
  4. СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
  5. БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

               Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

          Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.

     Учащиеся класса приняли активное участие в общешкольных мероприятиях, направленных  на воспитание патриота своего Отечества.   Огромное воспитательное значение имел в этом году классный час «Государственные символы России»», а также классные часы на тему:

1.«Солдатская слава Сталинграда»

2.«Героями не рождаются, героями становятся», посвященный детям- участникам ВОв.

А также класс участвовал в следующих общешкольных мероприятиях:

1. День православной книги.

2.   4 ноября – День народного единства.

3. Праздник , посвященный Дню защитника Отечества «России сможем послужить», где наш класс занял 1 место

4. Конкурс патриотической песни  «Красная гвоздика», где мы тоже заняли 1 место.

В апреле в школе проходит  акция «Дети войны» ,где мы тоже принимаем активное участие

     Традиционно в канун 9 мая в школе проходит митинг, посвященный годовщине Победы.  Лучшие ученики школы возлагают цветы к стеле.

     Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.

        Особое внимание в работе с детьми сейчас уделяю воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов.

      Мы пришли к выводу: наш класс- это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

        На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их.  

         Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”,  и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Я очень стараюсь быть рядом со своими воспитанниками и быть и нужной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса

Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности.  Более того, воспи...

Анализ работы классного руководителя по военно- патриотическому направлению

Одной из актуальных задач сегодня является задача воспитания подлинного гражданина, который будет гордиться своей родиной – Россией, занимающей достойное место среди других стран мира. Военно-патриоти...

«Система работы классного руководителя по формированию патриотической личности».

Конкурсная работа в рамках Городских педагогических чтений «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологи...

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...

статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...