Главные вкладки

    Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
    материал на тему

    Козик Ирина Викторовна

           Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon u_pedagoga_est_trudnaya.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

          У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

            Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

            Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

         Я  работаю в школе 25 лет. Мой стаж работы в должности классного руководителя - 21 год. В настоящее время являюсь классным руководителем 7 класса. В моем классе 10 учеников: 5 мальчиков и 5 девочек. Все они очень разные: высокие и еще маленькие, нерасторопные и подвижные, кареглазые и с голубыми глазами, «хорошисты» и «не очень», есть даже второгодники, но я их всех очень люблю (хотя они, наверное, об этом и не догадываются). 

           В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

    · Не запрещать, а направлять;

    · Не управлять, а соуправлять;

    · Не принуждать, а убеждать;

    · Не командовать, а организовывать;

    · Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

              Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

         - гражданско-патриотическое,

         - духовно-нравственное,

         - спортивно-оздоровительное,

         - культурно-эстетическое,

         - учебно-познавательное,

         - общественно-полезная деятельность,

         - индивидуальная работа с учащимися,

         - проектная деятельность.

           Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

              Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
              Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

              В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я - гражданин».

              Цели работы по патриотическому воспитанию:

    1. формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
    1. воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России»

    Задачи работы по патриотическому воспитанию

    1. сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
    2. сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
    3. сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
    4. сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
    5. вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

              Основные принципы:

    1. Принцип целостно-смыслового равенства.
      У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
    2. Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
    3. Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).
    4. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
    5. Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
    6. Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

             При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

    1. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 
    1. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
    1. Любовь к родной природе
      (охрана окружающей среды)
    1. Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
    1. Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

    Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

    1. ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
    2. ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
    3. ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
    4. СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
    5. БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

            Ожидаемые результаты.

            В процессе реализации  программы патриотического воспитания обучающихся  у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

    1. активная гражданская позиция;
    2. способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
    3. чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
    4. духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
    5. способность к саморазвитию.

            Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

              Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.

             В 2009-2010 учебном году (5 класс) я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.

             Огромное воспитательное значение имел открытый классный час «Государственные символы России»», а также классные часы на тему:

    1. 65-летию Победы посвящается
    2. 4 ноября – День народного единства
    3. Права ребенка. К 20-летию принятия Конвенции о правах ребенка
    4. Улица 20 января. Почему?
    5. Клементьево в годы Великой Отечественной войны
    6. «Я шлю тебе письмо из 41-го» (Село Холм в годы войны)

              Учащиеся класса приняли активное участие в общешкольных мероприятиях, направленных  на воспитание патриота своего Отечества:

    1. Литературно-музыкальная композиция «Москва в солдатской шинели»
    2. «За честь школы»
    3. Киноакция, посвященная юбилею Победы.

    В 2010-2011 учебном году (6 класс) реализация обозначенной воспитательной задачи была продолжена. Вызвали большой интерес школьников классные часы и общешкольные мероприятия на тему:

    1. Страницы истории Клементьевской средней школы
    2. День защитника Отечества
    3. Трагедия в Японии
    4. Гагарин-первый космонавт России
    5. Насилие и закон
    6. Героями не рождаются, героями становятся (Подвиг Жени Табакова)
    7. К годовщине освобождения Можайска. Александра Дрейман
    8. Единый урок, посвященный СНГ
    9. Дорога в космос
    10. Чернобыль: это не должно повториться!
    11. Урок успеха «Знаешь – научи» (встреча с выпускником школы А.И. Дьячковым)
    12. Праздник «За честь школы»

           В текущем учебном году одной из воспитательных задач является развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.

            Все воспитательные мероприятия посвящены двум крупным датам отечественной истории: 70-летию Московской битвы и 200-летию Бородинского сражения:

    Сентябрь- Урок мира. 70 лет битве за Москву

    Декабрь – «Начало Победы» (70-летию битвы за Москву посвящается)

    Январь – 70 лет освобождения Можайска. «Город-воин»

    Февраль – «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

         Особое внимание в работе с детьми сейчас уделяю воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов.

         16 ноября 2011 года (в мире отмечается день толерантности) я провела в классе урок-презентацию «Мы очень разные, но мы вместе». В ходе беседы мы искали ответ на вопрос: Как жить в мире, где столько разных людей? Ребята вывели правила толерантного общения:

    1. Уважай собеседника.
    2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
    3. Отстаивай свое мнение тактично.
    4. Ищи лучшие аргументы.
    5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
    6. Стремись учитывать интересы других.
    7. Не оценивай людей, а цени их.

            Мы пришли к выводу: наш класс- это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

             У подростков 5-8 классов  зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым у подростков в этот период является участие в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и вне ее.

             3 декабря 2011 года школа отмечала 70-летний юбилей. Наши мальчики отличились в концертном номере «Веселые частушки», а девочки участвовали в показе школьной моды разных лет. А потом все вместе: учителя, ученики, гости пели гимн школы:

    Пусть годы промчатся,

    Но мы никогда

    Не сможем забыть

    В нашей школе года…

            Ежегодно класс принимает активное участие в Днях защиты детей. В 2010-2011 учебном году мы заняли 1 место в смотре строя и песни, продемонстрировав взаимопонимание, соподчинение и, конечно, дружбу.

           Традиционно в канун 9 мая в школе проходит митинг, посвященный годовщине Победы, за который отвечает 6 класс. В прошлом учебном году я с детьми подготовила композицию «Поклонимся великим тем годам», которая сопровождалась видео-презентацией. Лучшие ученики класса возложили цветы к памятнику выпускникам школы, погибшим в той войне. В этом мероприятии принимали участие все ученики класса.

          10 февраля 2012 года ученица нашего класса Цветкова Саша проникновенно и торжественно прочитала стихотворение Н.А. Некрасова на общешкольном уроке внеклассного чтения, посвященном 190-летию поэта.

             Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.

             Каждый ученик класса ведет свое портфолио, накапливая в нем все свои достижения. А еще все вместе мы пишем летопись класса, где отмечаем каждое значимое событие в классной жизни.

             В этом учебном году мы приняли эстафету у бывших девятиклассников – стали членами военно-патриотического молодежного объединения «Светозар». Изучаем историю родного края, творим «добрые дела»: убираем территорию у памятника выпускникам школы, помогаем ветеранам (Симакова Анна Ивановна), оказываем посильную помощь инвалидам и одиноким людям (Болвачева Татьяна Ивановна) – участвуем в операции «Свет в окне». Готовимся к ежегодному районному слету патриотического объединения.

              Обучающиеся 7 класса  участвовали  в акции «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны». Электронные версии фотографий можно посмотреть по электронному адресу:http//fotohroniki.ru/.

               При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.

              Проводя анкетирование учащихся, а также диагностику воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

             На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их.  На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как:

    1. Взаимоотношение в семье, как его добиться (ноябрь 2010 г.)
    2. Дети и насилие  (февраль 2011 г.)
    3. Родителям о воспитании толерантности у детей (октябрь 2011 г)
    4. Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм? (февраль 2012 г.)

             Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”,  и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-ресурсами.

        Мой опыт представлен на сайтах:

    1. http://www.proshkolu.ru/
    2. http://www.openklass.ru/
    3. http://www.ucoz.com/

    Имею свой сайт

    http://www.nsportal.ru/irina-viktorovna-kozik

           Здесь я размещаю материал, который может быть полезен другим учителям и классным руководителям.

             Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.


    Модель выпускника школы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

    В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

    Воспитание успехом. Из опыта работы классного руководителя

    Успех начинае формироваться в школе и я как классный руководитель. Взяв 5 класс составила воспитательную систему " По дороге к Успеху" в этой статье я постаралась отметить основные ее направления....

    Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

    Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

    Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

    Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

    Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

       Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

    Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

    В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...