Сценарий выступления "Система работы классного руководителя по патриотическому воспитанию в профильном психолого - педагогическом классе"
материал
В публикации представлен сценарий выступления на региональном методическом семинаре "Сохраним память о Великой Победе в поколениях!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный семинар «Сохраним память о Великой Победе в поколениях!» (апрель 2025 г.)
Сценарий выступления на тему:
«Система работы классного руководителя по патриотическому воспитанию в профильном психолого – педагогическом классе»
Носова М.В., МБОУ – Чемерновская СОШ
1.Представление
- Добрый день, уважаемые участники семинара! Давайте знакомиться! Меня зовут М.В. Носова.
Я являюсь заместителем директора по УВР, учителем биологии Чемерновской школы Клинцовского района.
А еще я являюсь классным руководителем первого в нашей школе профильного психолого-педагогического класса.
2.Интерактивная часть
- Уважаемые коллеги, есть ли среди вас те, кто выполняет обязанности классного руководителя? Поднимите руку, пожалуйста.
- Есть ли среди вас классные руководители педагогических классов?
Приятно видеть тех, кто осваивает новую область практической педагогики.
Я хочу рассказать о моем опыте классного руководства в профильном психолого-педагогическом классе.
А в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне остановиться на патриотическом направлении воспитания в работе классного руководителя.
3.Выступление по теме
Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране.
В условиях дефицита педагогических кадров, усиления профориентационной работы среди старшеклассников, внедрения целевой модели наставничества и необходимости формирования положительного имиджа педагогической профессии вопрос внедрения в школы педклассов является достаточно актуальным.
Работа по формированию целой сети профильных психолого-педагогических классов ведется с 2021 г. (хотя это далеко не новое событие в нашей стране, ведь педагогические классы существовали в России при женских гимназиях и пансионатах с 1874 года). Планировалось, что к концу 2024 года в стране будет функционировать около пяти тысяч таких классов.
В сентябре 2023 г. в нашей школе появился первый профильный психолого-педагогический класс в составе пятерых девочек.
Воспитательная работа в моем классе строится на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов, Рабочей программы воспитания школы на 2023 – 2026 г.г. и Программы патриотического воспитания «Личность. Гражданин. Патриот» для обучающихся профильного психолого-педагогического класса. Программа включает в себя разнообразные мероприятия духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического и гражданско-правового направления.
Важно, чтобы у будущих педагогов были сформированы базовые духовно-нравственные ценности и ориентиры, активная гражданская позиция для успешного продолжения своего образования и дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому для достижения планируемых результатов патриотического воспитания мною используются различные формы деятельности:
- реализация программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном», тематика которой очень разнообразна и включает материал патриотической направленности.
Интересны, например, занятия по таким темам: «Единство народов России», «Что значит служить Отечеству?», «День Героев Отечества», «Моя малая Родина» и др. Они позволяют формировать у обучающихся ценностное отношение к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью;
- проведение тематических классных часов, уроков мужества, экскурсий в музей. Все это необходимо для формирования у обучающихся знаний традиций российского общества, норм поведения, духовно-нравственных ценностей.
В качестве примера подобного мероприятия приведу классный час «Герб моей семьи». На нем мы познакомились с историей науки о гербах, основными правилами геральдики, «расшифровали» герб Брянской области, герб Клинцовского района, а также нарисовали герб своей семьи, учитывая геральдическую символику.
Классный час «Что значит быть патриотом сегодня?» проводился в форме диспута, на котором каждый участник смог высказать свое мнение по вопросам, не имеющим однозначного ответа. В завершении занятия мы смогли составить словесный портрет современного патриота своей страны.
Экскурсия в Клинцовский краеведческий музей, безусловно, позволила учащимся почувствовать себя субъектом исторических событий, понять значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
В текущем учебном году мои ученицы в составе общей группы от школы посетили музей-усадьбу Алексея Константиновича Толстого в Красном Роге. Знакомство с историческим материалом о жизни известных земляков вызывает у школьников сопереживание, потребность к самопознанию, желание поделиться эмоциями и полученными знаниями с другими.
- Проектная деятельность соответствующей тематики – еще одна форма работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Работая над созданием фотоколлажа «Клинцы – любимый город», мы изучили большое количество литературы и интернет-источников об истории основания города, его культурных и исторических памятниках; не без помощи родителей, сделали подборку фотографий достопримечательностей нашего районного центра.
4) Участие в традиционных общешкольных мероприятиях, также является неотъемлемой частью патриотического воспитания в классе. В нашей школе создана система подобных мероприятий, и обучающиеся психолого-педагогического класса – их постоянные участники и организаторы: выступление на школьном смотре строя и песни ко Дню защитника Отечества, участие в общешкольной линейке ко Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, в школьном конкурсе чтецов «Моя Родина», фестивале инсценированных патриотических песен и др.;
- Мои ученицы регулярно принимают участие в конкурсах и олимпиадах, акциях патриотической направленности на различных уровнях.
Ежегодно мы участвуем в акциях «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Письмо солдату», трудовом десанте по уборке территорий вокруг памятников в рамках операции «Обелиск» и др. В подобных мероприятиях участвуют все классы, а в чём особенность деятельности нашего психолого-педагогического класса? Мы ставили целью помочь себе осознать специфику деятельности педагога в данных мероприятиях: а значит, ответить на вопросы «как?», «зачем?», «почему?».
Обучение в профильном психолого-педагогическом классе включает в себя прохождение педагогической практики, направленной на формирование у обучающихся целостного представления о работе педагога, а также приобретение опыта созидательной, преобразующей и творческой деятельности; опыта наставнической деятельности.
Педагогические пробы имеют трехступенчатую структуру.
На первой ступени девочки принимали участие в тренингах, направленных на развитие умений вербального и невербального общения; развитие воображения, актерского мастерства; отработку навыков выражения своих чувств и эмоций, лидерских качеств и т.д.
4.Практическая часть
Уважаемые коллеги, давайте представим себя учащимися педкласса и выполним несколько упражнений тренингового занятия! Для этого мне нужны добровольцы (4 – 5 человек).
Прежде чем мы приступим к упражнениям тренинга, я хочу вас познакомить с основными принципами, которых мы придерживаемся на своих занятиях: принимать активное участие в выполнении заданий; иметь творческую (исследовательскую) позицию (попытаться понять, как выполняемое задание сможет мне помочь); относиться друг к другу доброжелательно и уважительно, а также не забывать давать обратную связь.
Упражнение №1
Первое упражнение называется «Знакомство»
Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу с помощью трех слов: 1 слово – ваше имя; 2 слово – ваше любимое блюдо или продукт, лакомство; 3 слово – ваша черта характера или личности. Все три слова должны начинаться на одну и ту же букву. Например, Марина, миролюбивая, мороженое.
Цель упражнения: не только знакомство, но и определение особенностей личности, которые важно учесть при дальнейшем общении.
Упражнение №2
Следующее упражнение - «Говори правильно»
Цель: тренировка дикции, ведь речь педагога должна быть четкой, понятной, выразительной. В достижении этой цели нам помогут скороговорки.
Уважаемые педагоги, сейчас я вам раздам карточки со скороговорками. Ваша задача: прочитать скороговорку сначала медленно, затем в среднем темпе и в заключительный раз – очень быстро. При этом старайтесь четко произносить все слова.
КАРТОЧКИ:
- Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
- Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
- Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
Упражнение №3
Следующее упражнение – «Говори красиво»
Его цель: формирование выразительности речи, ведь она служит эффективным инструментом воздействия на ребенка, привлекает внимание и запоминается, вызывает у слушателя новые и приятные эмоции.
Задание: произнести фразу и выразить эмоцию, которая указана в ваших карточках, остальные участники группы должны отгадать эмоцию.
Фраза «Иди сюда!»
КАРТОЧКИ:
Злость
Доброжелательность
Усталость
Радость
Таинственность
Удивление
Упражнение №4
Упражнение «Пантомима».
Его цель: освоение техники сценического движения и пластики, снятие психологической зажатости, развитие воображения участников тренинга.
Уважаемые коллеги, ваша задача: с помощью мимики и жестов передать информацию, записанную на ваших карточках; остальные участники группы – угадывают.
КАРТОЧКИ:
1.Солнечный свет слепит глаза.
2.Идет человек, у которого ботинки не его размера.
3.Человек, который тащит тяжелую сумку.
4.Человек, который ест что-то вкусное.
5.Прогулка с собакой на поводке.
6.Ребенок, которого обидели.
7.Человек надувает воздушный шар.
Хочу выразить слова благодарности моей фокус-группе за помощь.
- Скажите, пожалуйста, насколько комфортно вы себя чувствовали во время выполнения заданий?
- Легко ли вам было выполнять предложенные упражнения?
Вы можете занять свои места.
Продемонстрированные упражнения были использованы мною на тренинговом занятии по теме «Слушать и слышать. Вербальная и невербальная коммуникация». Я думаю, вы согласитесь, что даже такие несложные упражнения помогут старшеклассникам преодолеть страх публичных выступлений.
5.Выступление по теме
Педагогические пробы второй ступени представляют собой проигрывание ситуаций взаимодействия с детьми младшего школьного возраста на своих одноклассниках. Над фрагментом мероприятия обычно работают в паре: один отвечает за содержание, второй – за оформление доски и подготовку раздаточного материала. По завершении такого мини-мероприятия учащиеся, играющие роль слушателей, давали ему оценку. Важно отметить, что, прочувствовав на себе трудности подготовки и проведения мероприятия, школьники меняют отношение к деятельности педагога.
На завершающей (третьей) ступени педпроб старшеклассницы выполняют роль помощников классных руководителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня. В этом направлении мы проделали следующую работу:
- в прошлом учебном году мои ученицы провели мероприятие в 4 классе ко Дню пионерии;
- в текущем учебном году ко Дню космонавтики мы провели Космическую викторину для учеников 3 класса;
- смастерили тематические тетради для первоклассников с космическими раскрасками и интересными фактами о космосе;
- совместно с учениками начальных классов подготовили стенгазету «Российские женщины в космосе».
Один из последних наших педагогических проектов посвящен георгиевской ленточке. В преддверии празднования Дня Победы эта тема очень актуальна. Мои ученицы провели мастер-класс на тему «Георгиевская ленточка» для обучающихся младших классов.
Девочками была проведена объемная подготовительная работа:
- мы познакомились с историей появления георгиевской ленточки, значением ее цветов,
- обнаружили более 15 способов ношения георгиевской ленточки, при этом каждый смог выбрать свой стиль и дизайн этого важного символа праздника;
- провели эксперимент с различными видами крепления ленты на одежде и выявили самые надежные;
- выяснили, какой способ ношения георгиевской ленточки предпочитают наши педагоги и родители;
- составили сценарий и отрепетировали выступление нашего мероприятия; подготовили демонстрационный материал;
- своими руками изготовили броши для своих педагогов, дав старт ежегодной акции «Георгиевская ленточка» в нашей школе.
Самыми яркими событиями наших педагогических проб мы делимся с окружающими посредством размещения информации на сайте школы, на страничке нашей образовательной организации в социальных сетях, а также в группе «Педклассы России» в социальной сети «ВКонтакте».
Наша школа тесно сотрудничает с Клинцовским индустриально – педагогическим колледжем, поэтому мои девочки регулярно принимают участие в творческих и профориентационных встречах для обмена опытом и творческими идеями со студентами данного учебного заведения.
Для эффективного выполнения функций классного руководителя важно регулярно повышать свой уровень профессионализма посредством работы над темой по самообразованию, участия в тематических вебинарах и семинарах, а также прохождения курсов повышения квалификации.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию в моем профильном психолого – педагогическом классе ведется целенаправленно и в системе.
Закончить свое выступление хочу словами советского педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий – профессия учителя самая благородная, самая трудная и самая важная!». Эти слова подтверждают особую важность вопроса патриотического воспитания будущих педагогов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять вп...

Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...
Отчет классного руководителя по патриотическому воспитанию
Главное в воспитательной работе является формирование и развитие личности, имеющей высоконравственные идеалы, чёткую гражданскую позицию, исполненную достоинства и само...

Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию
Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию...

Эффективная деятельность классного руководителя по патриотическому воспитанию кадет в общеобразовательной школе
Работа классным руководителем в кадетском классе направлена на патриотическое воспитание. Целью его деятельности является формирование и развитие социально значимых ценностей, гра...

Разработка занятия для профильных психолого-педагогических классов "Игра - это серьезно"
Приёмы игровых технологий, действующие как имнструмент педагога - прекрасно позволяют решать многие педагогические задачи.В данном занятии мы , не только в теории, но и на практике, рассмотрим некотор...

Из опыта работы классного руководителя «Система патриотического воспитания в современных условиях»
Более лет я руководила Юнармейским отрядом, поэтому хочупредставить статью из опыта работы «Система патриотического воспитания в современных условиях»...
