Сценарий выступления "Система работы классного руководителя по патриотическому воспитанию в профильном психолого - педагогическом классе"
материал

Носова Марина Владимировна

В публикации представлен сценарий выступления на региональном методическом семинаре "Сохраним память о Великой Победе в поколениях!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный семинар «Сохраним память о Великой Победе в поколениях!» (апрель 2025 г.)

Сценарий выступления на тему:

«Система работы классного руководителя по патриотическому воспитанию в профильном психолого – педагогическом классе»

Носова М.В., МБОУ – Чемерновская СОШ

1.Представление

- Добрый день, уважаемые участники семинара! Давайте знакомиться! Меня зовут М.В. Носова.

Я являюсь заместителем директора по УВР, учителем биологии Чемерновской школы Клинцовского района.

А еще я являюсь классным руководителем первого в нашей школе профильного психолого-педагогического класса.

2.Интерактивная часть

- Уважаемые коллеги, есть ли среди вас те, кто выполняет обязанности классного руководителя? Поднимите руку, пожалуйста.

- Есть ли среди вас классные руководители педагогических классов?

Приятно видеть тех, кто осваивает новую область практической педагогики.

     Я хочу рассказать о моем опыте классного руководства в профильном психолого-педагогическом классе.

    А в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне остановиться на патриотическом направлении воспитания в работе классного руководителя.

3.Выступление по теме

     Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране.

     В условиях дефицита педагогических кадров, усиления профориентационной работы среди старшеклассников, внедрения целевой модели наставничества и необходимости формирования положительного имиджа педагогической профессии вопрос внедрения в школы педклассов является достаточно актуальным.

     Работа по формированию целой сети профильных психолого-педагогических классов ведется с 2021 г. (хотя это далеко не новое событие в нашей стране, ведь педагогические классы существовали в России при женских гимназиях и пансионатах с 1874 года). Планировалось, что к концу 2024 года в стране будет функционировать около пяти тысяч таких классов.

    В сентябре 2023 г. в нашей школе появился первый профильный психолого-педагогический класс в составе пятерых девочек.

    Воспитательная работа в моем классе строится на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов, Рабочей программы воспитания школы на 2023 – 2026 г.г. и Программы патриотического воспитания «Личность. Гражданин. Патриот» для обучающихся профильного психолого-педагогического класса. Программа включает в себя разнообразные мероприятия духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического и гражданско-правового направления.

      Важно, чтобы у будущих педагогов были сформированы базовые духовно-нравственные ценности и ориентиры, активная гражданская позиция для успешного продолжения своего образования и дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому для достижения планируемых результатов патриотического воспитания мною используются различные формы деятельности:

  1. реализация программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном», тематика которой очень разнообразна и включает материал патриотической направленности.

Интересны, например, занятия по таким темам: «Единство народов России»,  «Что значит служить Отечеству?», «День Героев Отечества», «Моя малая Родина» и др. Они позволяют формировать у обучающихся ценностное отношение к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью;

  1. проведение тематических классных часов, уроков мужества, экскурсий в музей. Все это  необходимо для формирования у обучающихся знаний традиций российского общества, норм поведения, духовно-нравственных ценностей.

       В качестве примера подобного мероприятия приведу классный час «Герб моей семьи». На нем мы познакомились с историей науки о гербах, основными правилами геральдики, «расшифровали» герб Брянской области, герб Клинцовского района, а также нарисовали герб своей семьи, учитывая геральдическую символику.

   Классный час «Что значит быть патриотом сегодня?» проводился в форме диспута, на котором каждый участник смог высказать свое мнение по вопросам, не имеющим однозначного ответа. В завершении занятия мы смогли составить словесный портрет современного патриота своей страны.

   Экскурсия в Клинцовский краеведческий музей, безусловно, позволила учащимся почувствовать себя субъектом исторических событий, понять значимость истории в целом и роль простого человека в ней.

   В текущем учебном году мои ученицы в составе общей группы от школы посетили музей-усадьбу Алексея Константиновича Толстого в Красном Роге. Знакомство с историческим материалом о жизни известных земляков вызывает у школьников сопереживание, потребность к самопознанию, желание поделиться эмоциями и полученными знаниями с другими.

  1. Проектная деятельность соответствующей тематики – еще одна форма работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Работая над созданием фотоколлажа «Клинцы – любимый город», мы изучили большое количество литературы и интернет-источников об истории основания города, его культурных и исторических памятниках; не без помощи родителей, сделали подборку фотографий достопримечательностей нашего районного центра.    

4) Участие в традиционных общешкольных мероприятиях, также является неотъемлемой частью патриотического воспитания в классе. В нашей школе создана система подобных мероприятий, и обучающиеся психолого-педагогического класса – их постоянные участники и организаторы: выступление на школьном смотре строя и песни ко Дню защитника Отечества, участие в общешкольной линейке ко Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, в школьном конкурсе чтецов «Моя Родина», фестивале инсценированных патриотических песен и др.;

  1. Мои ученицы регулярно принимают участие в конкурсах и олимпиадах, акциях патриотической направленности на различных уровнях.

Ежегодно мы участвуем в акциях «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Письмо солдату», трудовом десанте по уборке территорий вокруг памятников в рамках операции «Обелиск» и др. В подобных мероприятиях участвуют все классы, а в чём особенность деятельности нашего психолого-педагогического класса? Мы ставили целью помочь себе осознать специфику деятельности педагога в данных мероприятиях: а значит, ответить на вопросы «как?», «зачем?», «почему?».

    Обучение в профильном психолого-педагогическом классе включает в себя прохождение педагогической практики, направленной на формирование у обучающихся целостного представления о работе педагога, а также приобретение опыта созидательной, преобразующей и творческой деятельности; опыта наставнической деятельности.  

    Педагогические пробы имеют трехступенчатую структуру.

На первой ступени девочки принимали участие в тренингах, направленных на развитие умений вербального и невербального общения; развитие воображения, актерского мастерства; отработку навыков выражения своих чувств и эмоций, лидерских качеств и т.д.

4.Практическая часть

     Уважаемые коллеги, давайте представим себя учащимися педкласса и выполним несколько упражнений тренингового занятия! Для этого мне нужны добровольцы (4 – 5 человек).

    Прежде чем мы приступим к упражнениям тренинга, я хочу вас познакомить с основными принципами, которых мы придерживаемся на своих занятиях: принимать активное участие в выполнении заданий; иметь творческую (исследовательскую) позицию (попытаться понять, как выполняемое задание сможет мне помочь); относиться друг к другу доброжелательно и уважительно, а также не забывать давать обратную связь.

Упражнение №1

Первое упражнение называется «Знакомство»

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу с помощью трех слов: 1 слово – ваше имя; 2 слово – ваше любимое блюдо или продукт, лакомство; 3 слово – ваша черта характера или личности. Все три слова должны начинаться на одну и ту же букву. Например, Марина, миролюбивая, мороженое.

Цель упражнения: не только знакомство, но и определение особенностей личности, которые важно учесть при дальнейшем общении.

Упражнение №2

Следующее упражнение - «Говори правильно»

Цель: тренировка дикции, ведь речь педагога должна быть четкой, понятной, выразительной. В достижении этой цели нам помогут скороговорки.

Уважаемые педагоги, сейчас я вам раздам карточки со скороговорками. Ваша задача: прочитать скороговорку сначала медленно, затем в среднем темпе и в заключительный раз – очень быстро. При этом старайтесь четко произносить все слова.

КАРТОЧКИ:

  1. Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  2. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
  3. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
  4. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
  5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

Упражнение №3

Следующее упражнение – «Говори красиво»

Его цель: формирование выразительности речи, ведь она служит эффективным инструментом воздействия на ребенка, привлекает внимание и запоминается, вызывает у слушателя новые и приятные эмоции.

Задание: произнести фразу и выразить эмоцию, которая указана в ваших карточках, остальные участники группы должны отгадать эмоцию.

Фраза «Иди сюда!»

КАРТОЧКИ:

Злость

Доброжелательность

Усталость

Радость

Таинственность

Удивление

Упражнение №4

Упражнение «Пантомима».

    Его цель: освоение техники сценического движения и пластики, снятие психологической зажатости, развитие воображения участников тренинга.

    Уважаемые коллеги, ваша задача: с помощью мимики и жестов передать информацию, записанную на ваших карточках; остальные участники группы – угадывают.

КАРТОЧКИ:

1.Солнечный свет слепит глаза.

2.Идет человек, у которого ботинки не его размера.

3.Человек, который тащит тяжелую сумку.

4.Человек, который ест что-то вкусное.

5.Прогулка с собакой на поводке.

6.Ребенок, которого обидели.

7.Человек надувает воздушный шар.

Хочу выразить слова благодарности моей фокус-группе за помощь.

- Скажите, пожалуйста, насколько комфортно вы себя чувствовали во время выполнения заданий?

- Легко ли вам было выполнять предложенные упражнения?

Вы можете занять свои места.

Продемонстрированные упражнения были использованы мною на тренинговом занятии по теме «Слушать и слышать. Вербальная и невербальная коммуникация». Я думаю, вы согласитесь, что даже такие несложные упражнения помогут старшеклассникам преодолеть страх публичных выступлений.

 

5.Выступление по теме

Педагогические пробы второй ступени представляют собой проигрывание ситуаций взаимодействия с детьми младшего школьного возраста на своих одноклассниках. Над фрагментом мероприятия обычно работают в паре: один отвечает за содержание, второй – за оформление доски и подготовку раздаточного материала. По завершении такого мини-мероприятия учащиеся, играющие роль слушателей, давали ему оценку. Важно отметить, что, прочувствовав на себе трудности подготовки и проведения мероприятия, школьники меняют отношение к деятельности педагога.

      На завершающей (третьей) ступени педпроб старшеклассницы выполняют роль помощников классных руководителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня. В этом направлении мы проделали следующую работу:

  • в прошлом учебном году мои ученицы провели мероприятие в 4 классе ко Дню пионерии;
  • в текущем учебном году ко Дню космонавтики мы провели  Космическую викторину для учеников 3 класса;
  • смастерили тематические тетради для первоклассников с космическими раскрасками и интересными фактами о космосе;
  • совместно с учениками начальных классов подготовили стенгазету «Российские женщины в космосе».

   Один из последних наших педагогических проектов посвящен георгиевской ленточке. В преддверии празднования Дня Победы эта тема очень актуальна. Мои ученицы провели мастер-класс на тему «Георгиевская ленточка» для обучающихся младших классов.

Девочками была проведена объемная подготовительная работа:

  • мы познакомились с историей появления георгиевской ленточки, значением ее цветов,
  • обнаружили более 15 способов ношения георгиевской ленточки, при этом каждый смог выбрать свой стиль и дизайн этого важного символа праздника;
  • провели эксперимент с различными видами крепления ленты на одежде и выявили самые надежные;
  • выяснили, какой способ ношения георгиевской ленточки предпочитают наши педагоги и родители;
  • составили сценарий и отрепетировали выступление нашего мероприятия; подготовили демонстрационный материал;
  • своими руками изготовили броши для своих педагогов, дав старт ежегодной акции «Георгиевская ленточка» в нашей школе.

 

    Самыми яркими событиями наших педагогических проб мы делимся с окружающими посредством размещения информации на сайте школы, на страничке нашей образовательной организации в социальных сетях, а также в группе «Педклассы России» в социальной сети «ВКонтакте».

    Наша школа тесно сотрудничает с Клинцовским индустриально – педагогическим колледжем, поэтому мои девочки регулярно принимают участие в творческих и профориентационных встречах для обмена опытом и творческими идеями со студентами данного учебного заведения.

   

    Для эффективного выполнения функций классного руководителя важно регулярно повышать свой уровень профессионализма посредством работы над темой по самообразованию, участия в тематических вебинарах и семинарах, а также прохождения курсов повышения квалификации.

     Таким образом, работа по патриотическому воспитанию в моем профильном психолого – педагогическом классе ведется целенаправленно и в системе.

     Закончить свое выступление хочу словами советского педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий – профессия учителя самая благородная, самая трудная и самая важная!». Эти слова подтверждают особую важность вопроса патриотического воспитания будущих педагогов.

    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...

Отчет классного руководителя по патриотическому воспитанию

   Главное в воспитательной работе  является формирование и развитие личности, имеющей высоконравственные идеалы, чёткую гражданскую позицию, исполненную  достоинства и само...

Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию

Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию...

Эффективная деятельность классного руководителя по патриотическому воспитанию кадет в общеобразовательной школе

    Работа классным руководителем в кадетском классе направлена на патриотическое воспитание. Целью его деятельности является формирование и развитие социально значимых ценностей, гра...

Разработка занятия для профильных психолого-педагогических классов "Игра - это серьезно"

Приёмы игровых технологий, действующие как имнструмент педагога - прекрасно позволяют решать многие педагогические задачи.В данном занятии мы , не только в теории, но и на практике, рассмотрим некотор...

Из опыта работы классного руководителя «Система патриотического воспитания в современных условиях»

Более лет я руководила Юнармейским отрядом, поэтому хочупредставить статью из опыта работы «Система патриотического воспитания   в современных условиях»...