Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
статья на тему

 

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Леденёва С.Г.  учитель иностранного языка

Шевченко С.А.  учитель истории

Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.  Шиллер

В настоящее время проблемы эстетического и художественного образования оказались в фокусе всеобщего внимания, т. к. художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании личности школьника. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание и художественное образование? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Бакушинские чтения34.5 КБ
Microsoft Office document icon bakushinskie_chteniya_3.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Леденёва С.Г.  учитель иностранного языка

Шевченко С.А.  учитель истории

Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.  Шиллер

В настоящее время проблемы эстетического и художественного образования оказались в фокусе всеобщего внимания, т. к. художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании личности школьника. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание и художественное образование? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного».

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что в восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно эти чувства позволяют личности при взаимодействии с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывать богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Огромное значение на учащихся оказывают предметы эстетическо- художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, занятия, связанные с драматическим искусством, искусством кино и телевидением. Но восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Этому способствуют интегрированные уроки.

 Интегрированные уроки - это одно из средств привития интереса к учебным предметам, которые могут  охватывать следующие предметы - историю, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку и географию, иностранный язык.

Предмет музыка легко интегрируется с предметами гуманитарного цикла: литературой, историей, изобразительным искусством, но и оказалось, что неоценимую помощь музыка может оказать в изучении иностранного языка, знание которого сейчас просто необходимо современному человеку. Интегрированный урок предполагает изучение одного и того же элемента содержания с разных сторон. Например, интегрированный урок  объединяющий историю, музыку и литературу, посвященный творчеству А. С. Пушкина. Для каждого предмета ставятся свои цели, а  результатом такого урока становится возможность для школьников творчески использовать  приобретенные знания.

Или, например, тема «Искусство 18-19веков» по истории замечательно сочетается с уроком иностранного языка, с демонстрацией репродукций картин, музыкальным сопровождением, которое знакомит детей с творчеством поэтов Гёте, Шиллера, художников Э.Мане, И.Репина, Ж.Давида, с произведениями В.Скотта, Э.Гофмана, А.С.Пушкина и т.д.  Интегрированные уроки  оказывают огромную помощь в восприятии у школьников эстетических явлений.

Однако следует отметить, что для реализации таких занятий необходима  материально-техническая база, которая позволит полностью выполнять поставленные учителем задачи для формирования эстетического воспитания учащихся.

Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.

В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к истории, странам изучаемого языка, их культуре, осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов (иностранный  язык, литература, география).

Библиографический список

1.Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. М.-1968.

2.Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников.-Л.1972.

3.Система эстетического воспитания школьников, под ред. Герасимова С.А.-М.1983.

4. Савинкова Л.Г. Полихудожественное  образование как фактор развития детей и юношества, журнал «Педагогика», №5 2006.

5.www. yandex. ru



Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Леденёва С.Г.  учитель иностранного языка

Шевченко С.А.  учитель истории

Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.  Шиллер

В настоящее время проблемы эстетического и художественного образования оказались в фокусе всеобщего внимания, т. к. художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании личности школьника. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание и художественное образование? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного».

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что в восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно эти чувства позволяют личности при взаимодействии с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывать богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Огромное значение на учащихся оказывают предметы эстетическо- художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, занятия, связанные с драматическим искусством, искусством кино и телевидением. Но восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Этому способствуют интегрированные уроки.

 Интегрированные уроки - это одно из средств привития интереса к учебным предметам, которые могут  охватывать следующие предметы - историю, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку и географию, иностранный язык.

Предмет музыка легко интегрируется с предметами гуманитарного цикла: литературой, историей, изобразительным искусством, но и оказалось, что неоценимую помощь музыка может оказать в изучении иностранного языка, знание которого сейчас просто необходимо современному человеку. Интегрированный урок предполагает изучение одного и того же элемента содержания с разных сторон. Например, интегрированный урок  объединяющий историю, музыку и литературу, посвященный творчеству А. С. Пушкина. Для каждого предмета ставятся свои цели, а  результатом такого урока становится возможность для школьников творчески использовать  приобретенные знания.

Или, например, тема «Искусство 18-19веков» по истории замечательно сочетается с уроком иностранного языка, с демонстрацией репродукций картин, музыкальным сопровождением, которое знакомит детей с творчеством поэтов Гёте, Шиллера, художников Э.Мане, И.Репина, Ж.Давида, с произведениями В.Скотта, Э.Гофмана, А.С.Пушкина и т.д.  Интегрированные уроки  оказывают огромную помощь в восприятии у школьников эстетических явлений.

Однако следует отметить, что для реализации таких занятий необходима  материально-техническая база, которая позволит полностью выполнять поставленные учителем задачи для формирования эстетического воспитания учащихся.

Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.

В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к истории, странам изучаемого языка, их культуре, осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов (иностранный  язык, литература, география).

Библиографический список

1.Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. М.-1968.

2.Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников.-Л.1972.

3.Система эстетического воспитания школьников, под ред. Герасимова С.А.-М.1983.

4. Савинкова Л.Г. Полихудожественное  образование как фактор развития детей и юношества, журнал «Педагогика», №5 2006.

5.www. yandex. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...

Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла

Различные подходы в обучении истории и обществознания....

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на основе реализации дополнительной общеобразовательной авторской программы "Нескучное рукоделие"

Дополнительное образование детей – это та сфера, где возможна наиболее активная реализация их творческих возможностей в самых разных направлениях. Образовательные программы художественной направ...

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...