Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла
методическая разработка по истории на тему

Довгаль Галина Серафимовна

Различные подходы в обучении истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 37» имени Новикова Г.Г.

г. Кемерово

Творческая работа учащихся

на уроках гуманитарного цикла

                                                                    Учитель истории, обществознания

                                                                    и права Довгаль Г.С.

Исследуя закономерности развития личности можно увидеть, что настоящее является не самым удачным для активации саморазвития, творчества молодых людей.

     Так как многие моменты жизни молодого человека находятся в кризисном состоянии.

      С одной стороны, профессиональная творчества деятельность развивает личность, но с другой стороны, стихийные механизмы развития личности способствуют трансформации личностного “Я” не позволяет человеку быть самим собой, открыто выражать свои чувства, эмоционально и духовно расти и развиваться.

       Ортега – и – Гассет писал: «Самое интересное – борьба не с миром, не с внешней судьбой, а с призванием». Необходимо, чтобы “Я” - профессиональное не поглотило внутрь себя “Я” - личностное.

      Поэтому главнейшей задачей, стоящей перед профессиональной школой, является обучение профессиональной грамотности на фоне личностного развития молодых людей, их творческого отношения в своей деятельности.

       И в тоже время сегодня необходимо предоставление человеку такого фундамента образования, которое позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами, социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив актуальные приоритеты, т.е. умения адаптироваться быстро в жизни.

       Обучение в наших учебных учреждениях завершается присвоением квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство.

       Но сегодня этого мало. Необходимо овладение еще ролевой подвижностью ( смежными или близкими профессиональными моделями). А здесь уже требуется творчество, саморазвитие, нарастание интеллекта и в то же время идет гражданское, нравственное самоопределение своего “Я”.

       Творческая работа позволяет студенту вырабатывать собственное мнение, оценки явлений и событий, умение анализировать и сравнивать ( а это высший полет интеллекта ума), определять  приоритеты в деятельности, мышлении.

       Поэтому сегодня, наряду с воспитанием, обучением, появилось третья категория, так называемая педагогическая поддержка (помощи в саморазвитии).

 

  • Это положительное отношение и интерес избранной для изучения профессии через опыт творческой деятельности, мышления.
  • Это психологический комфорт, чувство защищенности, устойчивости и уверенности в учебе и их практике;
  • Это оптимизм, трудоспособность, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.

       Педагогическая поддержка индивидуально направлена на конкретного студента, но предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствия, мешающих ему самостоятельно достичь результатов. Именно педагогическая поддержка – суть гуманизации образовательного процесса, так как позволяет не нарушить личность, а наоборот способствует развитию творческой личности.

      Творческая работа учащегося начинается с подготовки домашнего задания. Домашнее задание должно быть конкретным и дифференцированным. Чтобы отношение студентов к выполнению домашнего задания было активным, необходимо включать элементы творчества и исследовательской деятельности.

      Студенту важно знать: как следует выполнять задание, какими приемами

пользоваться, какова методика самостоятельной работы.

      Нужно время от времени давать учащимся возможность отчитываться о методах выполнения работы, какие трудности им пришлось преодолеть. Такой обмен, является важным средством постепенного формирования умений и навыков творческого самообразования. Так на уроках права в качестве домашнего задания даются творческие рисунки на заданную тему, мини-сочинения: «Я и моя семья», «Мои претензии к Президенту…», «Является ли Россия правовым государством» и решения творческих задач по отраслям права и подбор материала из периодической печати и т.д.

     Чтобы выполнять такие задания – необходимо овладеть исследовательскими умениями – анализировать, наблюдать, синтезировать, что способствует развитию рефлексивных способностей учащихся, позволяет формировать творческое начало.

        Каковы стадии творческого процесса работы учащихся.      Сегодня современная педагогика говорит о креативном мышлении. Оно обеспечивается за счет решения следующих задач:

  • Предоставить каждому учащемуся возможность самоутвердиться, раскрыть свои индивидуальные качества и способности;
  • Создать необходимые предпосылки для удовлетворения потребностей обучаемого в активности;
  • Ориентировать обучение не на сегодняшний день, а на завтрашний день.

        Для успешной реализации поставленных задач важное значение имеет правильная организация творческой деятельности учащихся с учетом особенностей протекания ее стадий.

        Сегодня в современной педагогике имеются различные подходы в определении стадий творческой деятельности.

        Они обстоятельно раскрыты в работах Б.А. Лезина, Т.К. Энгельмейера, М.А. Блока, Ф.Ю. Левинсона – Лессинга и др.

       Результаты проведенного исследования показали, что этапы реализации творческих идей в зависимости от важности и сложности процессов мышления могут быть продуктивными и репродуктивными.

      На основе изучения этих процессов определены 4 стадии формирования творческих идей.

      В первой стадии процесс мышления имеет продуктивный характер, т.е. происходит анализ проблемы. Продолжительность стадии зависит от уровня зданий и опыта студентов.

     Во второй стадии исследование проблемы имеет продуктивный характер. Результат формируется на основе анализа решений, существующих в природе или в деятельности человека. Продолжительность стадии зависит от базового знания, опыта, мировоззрения учащегося.

     В третьей – предлагается концепция открытия. Стадия является самой ответственной, так как проблема и найденное решение связываются между собой.

    В четвертой – проводятся экспериментальные исследования предлагаемого  решения, и доказывает его эффективность.

    Стадийный подход способствует, таким образом, целенаправленному и действенному формированию изобретательского творчества.

    Как известно, одним из основных признаков изобретения, творчества, является новизна. А для того требуется неординарный уровень знаний. И когда работаешь с творческой группой, подбираешь учащихся, то обращаешь внимание на следующие качества:

  • Зоркость в поисках проблем;
  • Высокий уровень творческого мышления;
  • Умелое использование творческих знаний и умений;
  • Полнота выражения идей;
  • Умение выражать свои мысли, согласно нормам литературной речи;
  • Способность памяти современно давать информацию;
  • Умение анализировать;
  • Легкость генерирования идей;
  • Беглость речи;
  • Способность доработке;
  • Гибкость мышления;
  • Коммуникабельность и т.д.

     Значительную роль в творческой работе студента, на мой взгляд, являются занятия, где используются различные модификации деловых игр, имитационные и ролевые игры.

     Цель имитационных игр – предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки.

     Например, игра «Суд идет» студенты играют роль подсудимого, судьи, прокурора, адвоката и т.д. и тем самым показывается техника работы судебного заседания.

       Модель деловой игры включает сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Учащиеся получают исходные данные по ситуации, берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, кто более творчески сыграл свою роль. Деловая игра позволяет студенту проявить творческую инициативу, раскрепощает его интеллектуально и эмоционально.

       Творческая работа учащихся во время игры способствует формированию у студентов описания, наблюдения, рассуждения, уважения к другому мнению, сдержанности, логическому мышлению, речевому этикету, умению взаимодействовать с партнерами, толерантности…

        Особенно сегодня проблема толерантности актуальна для студентов, да и для нас преподавателей.

        Коммуникативность, умение правильно организовать свое общение является важным качеством современного человека, т.к. мы живем в условиях тревожной среды, низкой эмоциональной устойчивости, постоянных стрессов…

       В ходе небольших исследований в своей группе было установлено, ≈ 14% студентов испытывают трудности в общении; ≈ 10% не умеют сглаживать неприятные чувства с партнерами, ≈ 45% используют себя в качестве эталона при оценке других.

     Своеобразной формой творческого отношения учащихся является сбор материалов из периодической печати на заданную тему, а затем выступление с данной информацией перед группой или работа в лекторской группе правового клуба «Фемида», который действует в колледже третий год.

     Это самостоятельная исследовательская работа, что позволяет вызвать интерес у студентов, чтобы научить их учиться. Конечно такая форма работы требует затрат времени и энергии как у студентов, так и у преподавателя, так как преподавателю надо руководить такой работой. Во время поиска нужной информации студент проявляет творчество, далее развивается его общая культура: умение следить за своей речью во время выступления, внешностью, контролировать невербальное поведение, что немаловажно  для будущего специалиста.

      Важное значение для формирования творческого студента является опережающее обучение.

Повышает эффективность усвоения нового лекционного материала психологическая готовность студенческой  аудитории и восприятию определенной информации, настрой на конкретную тему.

      Достичь такой готовности учащимся можно путем объявления тематики предстоящей лекции. Творческие учащиеся знакомятся с материалом учебника, нормативными материалами, что позволяет учащимся легко найти контакт со студентами, углубляя знания студентов, материал лекции воспринимается и запоминается намного легче.

       Творческая работа учащихся и учителей организуется на интегрированных занятиях, выполняя занятия, учащиеся работают с понятным материалом, проектируют индивидуальные цели учебной деятельности и на основе формируются общее целевое пространство, также используют элементы исследовательской работы. Она может быть групповая, индивидуальная, фронтальная.

      Т.О. достигается совместная творческая деятельность учащихся и преподавателей в изучении материала на интегрированных уроках.

       Есть древняя китайская пословица: «Я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю и я понимаю».

       Путь к творчеству у студентов лежит через глубокое и интересное содержание уроков преподавателя, его мастерство.

       Урок-конкурс, урок-аукцион, интегрированные уроки, урока самообучения, лекции-дискуссии, … позволяет учащемуся включиться в творческий мыслительный процесс, способствуют формированию у учащихся принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление.

       Большое значение на уроках права, обществознания уделяется использованию различных видов проблемного обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, частично поисковый метод.

       В первом случае создается проблемная ситуация (например):

           а) Вы идете по улице, к вам подходит работник милиции и приглашает пройти в отделение милиции. Ваши действия…..

           б) Вы купили некачественный товар. Как вы в данной ситуации, согласно Закону о защите прав потребителей…..

            в) Преподаватель входит в класс, здоровается с учащимися: “Здравствуйте, граждане России!” Докажите на конкретных примерах, что вы – граждане РФ……

            г) , затем излагаете материал. Учащиеся нередко предвосхищают следующий шаг в рассуждениях. При изучении материала, проявляя творческую мыслительную деятельность.

      Эвристическая беседа позволяет поставить перед учащимися проблемную задачу и ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы к которым ведут к решению задачи.

     При частично-поисковом методе учащиеся решают поставленную перед ними проблемную задачу (например, поиск материала из периодической печати на заданную тему) самостоятельно, преподавателем оказывается помощь в виде плана действий и подсказок в затруднительных ситуациях.

     Привязка к интеллектуальному труду к принятию логических конкретных  решений, их аналитической проработке становится повседневной реальностью, оказывается как фактором достижения эффективности специалиста.

     Задача учителя – побуждать и укреплять познавательные и творческие интересы учащихся, сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а формы творческой, познавательной деятельности наших учащихся разнообразными, творческими и продуктивными. Во многом это зависит от увлеченности самого учителя. Не случайно, поэтому Гербарт в свое время говорил: “Смертный грех учителя – быть скучным”.