ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
статья по литературе на тему

Вениаминова Ольга Павловна

В статье показан опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися на уроках литературы и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_konstruktora_zadach_l.s._ilyushina.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА

В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Вениаминова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы

Яковлева Юлия Вячеславовна, учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №9 им. А.С. Пушкина" города Волжска Республики Марий Эл

/ Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации:  современные  парадигмы  общего  и  дополнительного  образования:  Материалы  XXIII   Всероссийской  научно-практической  конференции.  –        Йошкар-Ола:  ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2017./

Аннотация. В статье показан конкретный опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися. Даются примеры составления заданий по истории и литературе с использованием опорных глаголов для каждого компонента познавательной деятельности (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) на уроке с индивидуальным опросом и при групповой форме работы.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС, изменяет общую модель образования: «в переходе от цели как  усвоения ЗУН к цели «учись учиться» [3, с.2]

В этих условиях повышается значимость индивидуально - дифференцированного подхода в обучении как способа  развития мышления обучающихся и роста учебной мотивации.

Существует целый ряд технологий индивидуально-дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Р.Гроот, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов), который применяется в практике школ.

В нашей школе с 2015-2016 учебного года проходит апробация приёмов работы на уроке с помощью «Конструктора задач» Л.С.Илюшина [2]  с опорой на  индивидуально-дифференцированного подход  и с учётом данных психолого-педагогического исследования и педагогического наблюдения.

Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) [3, с.5], которая  предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к  усвоению знаний, причём усвоению не репродуктивному, а деятельностному. В Конструкторе задач, по нашему мнению,  заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым  уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый. Название уровней нами взято у Г.К. Селевко. [4, с.121,122]

Помогает учителю в  конструировании заданий набор глаголов, причём для каждого компонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительным и интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Рассмотрим применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока истории в 5-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход  в обучении  был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся  был предложен единый текст «Из летописи Тутмоса 3, высеченный на стене храма Амона в Фивах» [1]  по разделу «Древний Египет», с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту (им может быть и отдельный пункт параграфа, и переработанный учителем текст энциклопедии) были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированности общеучебных умений.

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? Приведите пример из текста.  Кому приносили  награбленное?

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств  фараона.

Задания для учащихся с углублённым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных  богатств фараона.

Анализ. Выявите принципы, лежащие в основе распределения завоеванного имущества.

Синтез. По пыльным дорогам в Египет гонят огромные стада овец, быков, коней, везут награбленное золото, ткани, черное дерево, но какова главная добыча воинов? Почему?

Оценка.  Какой характер носили войны?

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания. Учащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания. Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с  информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублённого уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.

Если в процессе обучения ученик проявляет интерес к учебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практика показывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вот личностные изменения будут налицо. Но для этого учебный процесс должен быть доступным  для всех обучающихся.  При разноуровневом обучении ученику предлагаются разные способы работы с информацией, и  реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся.

              Приведём  пример урока литературы  по теме «Слово Пушкина» в 5 классе, на котором задания для обучающихся также составлялись с применением Конструктора задач Л.С.  Илюшина.

Класс был поделен на группы, исходя из результатов психолого-педагогических диагностик: учащиеся с базовым уровнем (1группа), учащиеся с продвинутым уровнем (2 группа),  учащиеся с углублённым уровнем (3 группа).  Соответственно и задания группам были составлены разной степени сложности.

Задание 1. Какая картина, на ваш взгляд, созвучна настроению стихотворения Пушкина «Осень». Какие строчки стихотворения наиболее ярко это  показывают, перекликаясь с образами картины?

Это задание для 1 группы, они также получили следующий алгоритм ответа: Среди представленных репродукций картин мы выбрали  (автор, название). Эта картина, как нам кажется, созвучна  настроению стихотворения (автор, название). А строчки из стихотворения (назвать эти строчки) наиболее ярко это показывают, перекликаясь    с образами картины. 

Учащиеся данной группы работали с ноутбуками, где  была заранее размещена презентация с репродукциями русских художников на тему «Осень».

Задание 2. Найдите значения выделенных курсивом слов в толковом словаре. Что они обозначают в данном стихотворении? Очей очарованье,  В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.

Это задание для 2 группы. Учащиеся данной группы работали с толковыми словарями и с текстом стихотворения.

Задание 3. Найдите  рифмы в стихотворении, запишите их. Как они расположены?

Это задание также для 2 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

 Задание 4. Какие выразительные слова подбирает поэт к следующим образам: осень, лес, зима? Что мы видим, слышим, чувствуем благодаря выразительным средствам?

Это задание для 3 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задания для групп составлялись с учётом рекомендаций действий учащихся на каждом этапе познавательной деятельности.

На этапе ознакомления и понимания  учащиеся с базовым уровнем  распознавали и доказывали.

Учащиеся с продвинутым  уровнем интерпретировали и отбирали, решали новую задачу, опираясь на уже знакомые знания.

Учащиеся с углублённым уровнем анализировали и сопоставляли.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося  и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Эффективен ли Конструктор задач для индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися? Итоги сравнительной диагностики сформированности метапредметных (познавательных) умений на октябрь 2015-2016 учебного года и март 2016-2017 учебного года показали положительную динамику. Она проявилась в повышении процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических.

Таким образом, апробация «Конструктора задач» Л.С.Илюшина показала, что данные  приёмы работы можно использовать и   при  индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Но нужно отметить, что добиться большей результативности  можно, если действовать в команде с другими учителями-предметниками, так как Конструктор задач – коллективный продукт, результат целенаправленных усилий всего школьного коллектива.

Библиографический список

  1. Агибалова Е.В.,  Донской Г.М. История средних веков
  2. Илюшин Л.С. Использование "Конструктора задач" в разработке современного урока // Школьные технологии. — 2013. — № 1.
  3. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост. Слобожанинов Ю.В. – Киров, 2012. – 72 с.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.  — 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла

Различные подходы в обучении истории и обществознания....

Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».

Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не толь...

Применение Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС общего образования, направлен на формирование функциональной грамотности  учащихся. Одним из методов формирования функциональной грамотно...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...