ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
статья по теме

Демченко Ирина Григорьевна

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Педагогическое сотрудничество складывается из творчества учителя и учащихся, содружества двух субъектов педагогического процесса. Нестандартный процесс усвоения знаний – одно из условий появления креативности (творческого мышления).

Труд, потерявший черты принуждения, приносящий радость, создаёт необходимые предпосылки повышения интеллектуальной активности всех учащихся. Учитель, создав творческую атмосферу на уроке, в праве рассчитывать на успех каждого ребёнка, как сотрудника в процессе рождения урока. Диалог и творческая атмосфера не могут возникнуть на уроке сразу, к ним нужно готовить школьника.

        Развитие творческого мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности.

        Обучение учащихся применению этих методов и составляет сущность творческого мышления.

Методы творческой деятельности.

  1. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.

Подбирая творческие задания для урока, учителю необходимо продумать, какие тексты из учебника и материалы из тетради следует предложить ученикам для анализа при выполнении творческих заданий. И хотя в процессе анализа дети не найдут прямых ответов на задание, ведь оно творческое, они ещё раз повторят теоретический материал, который является основой для возникновения ассоциаций в сознании детей. Анализируя возникшие ассоциации, дети смогут найти ответ.

        Так на уроке русского языка обобщающего типа по теме «имя существительное» или другой учитель задаёт вопрос: «Какие ассоциации» возникают в памяти в связи с изученной темой?» Затем идёт их группировка и анализ.

  1. Комбинирование изученных правил.

 Это наиболее эффективный метод выполнения творческих заданий. Для того, чтобы теоретический материал накапливался в системе, полезно использовать справочные тетради.

  1. Методы активизации мышления.

Эти методы применяются как для индивидуальной, так и для групповой творческой работы учащихся. Их использование позволяет активизировать мышление детей и увеличить количество и качество предлагаемых решений для творческих заданий.

  • «Мозговой штурм». Например, такая форма урока, как «суд» над литературным ( историческим ) героем или персонажем.

Задание №1. Прочтите внимательно условие задания и предложите всевозможные, в том числе и абсурдные гипотезы для его выполнения. При выдвижении гипотез запрещается их критика.

Задание №2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны.

  • Метод контрольных вопросов. Для формулирования решения необходимо ответить на поставленные вопросы, предложив все возможные варианты. Например, после докладов школьников на уроке, которые были подготовлены под руководством учителя с целью контроля проводится дидактическая игра «Литературное лото» ( историческое лото ). Правила игры очень простые: Ученики поочерёдно достают из мешочка «бочонок» с цифрой – это номер вопроса, на который необходимо ответить. Вопросы составлены учащимися в содружестве с учителем.

Для развития творческой активности учащихся можно провести дидактическую игру «Веришь –не веришь». Ведущий читает какую-либо фразу, а отвечающие должны либо согласить с высказыванием, либо нет (с пояснением ), а начало фразы звучит традиционно: «Верите ли вы, что…». Продолжения фразы могут быть составлены самими учащимися:

… данное предложение имеет одну грамматическую основу?

… этого героя можно назвать романтическим?

… Курская битва – переломное событие в ходе второй мировой войны?

  • Синектика. Это метод решения творческих задач путём поиска аналогий. Возьмём два вида аналогий, которые наиболее часто используются на уроках гуманитарного цикла: символическая аналогия – изображение условия  в виде рисунка для поиска решений. Например, при изучении темы «Антонимы», «Омонимы» и другие выбрать наиболее успешные схемы или рисунки, объяснить и доказать; фантастическая аналогия – изложение условия задачи в виде сказки и применение приёмов фантазирования для поиска ответов.

  1. Алгоритмические методы. Это составление и применение алгоритмов для выполнения творческих заданий. На первом этапе учащимся предлагаются алгоритмы, составленные учителем. По мере развития мышления детей им предлагается вносить изменения в алгоритмы, дополнения и, наконец, самостоятельно составлять новые алгоритмы, используя для этого имеющиеся.

Но необходимо помнить, что любое творческое задание не будет успешно реализовано, если у учащихся отсутствуют такие умения, как умение планировать, организовывать, контролировать свои учебные действия, то есть не реализуется технологический подход в учении.

Педагогическое сотрудничество на уроке позволяет соединить традиционный способ обучения с учением, наполненным личностным смыслом, способствующим развитию личности. Учебный процесс, как известно, это познание, а знания, умения и навыки – это только средство для развития интеллектуальной и творческой активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла

Различные подходы в обучении истории и обществознания....

ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В статье показан опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися на уроках литературы и истории...

Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».

Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не толь...

Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"

Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...