Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».
материал

Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не только способствуют совершенствованию общих коммуникативных умений, но и позволяют ребёнку лучше усваивать учебный материал, а значит быть успешным. К докладу прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.83 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_dokladu_1.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся

на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».

Учитель русского языка Зверева Ирина Алексеевна

2020-2021 учебный год

Слайд 1. Меня зовут Зверева Ирина Алексеевна, я работаю учителем русского языка  с детьми, имеющими лёгкую степень умственной отсталости.

Надеюсь, что мой педагогический опыт поможет вам, уважаемые коллеги, по-другому взглянуть на проблему неуспешности в обучении школьников.

Слайд 2. Вероятно, всем вам знакомы эти позы, которые сопровождаются словами: «Не хочу ничего делать», «Скучно», а также в каждом классе найдётся ученик, который «сам ничего не делает и другим не даёт».

На этих фото классические образы неуспешных учеников. Это дети, которые по разным причинам плохо усваивают учебный материал. Со временем у них пропадает вера в свои силы. И скрывают проблемы трудностей эти дети за непослушанием. Проще сказать «я не хочу», чем «я не могу».

Слайд 3. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фрагмента к/ф «Звёздочки на земле», где главный герой – мальчик, имеющий диагноз дислексия.

Слайд 4. Обратите ваше внимание на фото. Это Соломоновы острова - государство в юго-западной части Тихого океана. Когда аборигены хотят расчистить себе территорию от деревьев, они не вырубают их, а собираются всем племенем и начинают ругать их. Через какое-то время деревья погибают сами.

Деревья погибают от злобы, а мы, коллеги, имеем дело с человеческими душами. Вспомните слова героини «Иронии судьбы…»:

«Ошибки учителей менее заметны, но в итоге не менее значимы, чем ошибки врачей».

Причин, ведущих к неуспеваемости, может быть много: низкая мотивация и познавательная способность, низкие интеллектуальные возможности и т.д.

Эти дети выделяются из общей массы, за ними закрепляется амплуа неудачников.

Слайд 5. А, между тем, среди детей-неудачников были такие дарования как: Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Пабло Пикассо, Уолт Дисней, Агата Кристи.

Эти люди смотрели на мир иначе, но, между тем, со временем смогли изменить курс истории.

Мои подопечные – это дети, в характеристиках которых значится: низкая познавательная способность и учебная мотивация, низкий уровень памяти, внимания, узкий кругозор, несформированность речи…

Вместе  с тем  эти дети в скором будущем займут место рядом с нами. Поэтому моя основная задача – подготовить их к жизни: не только научить вести диалог, составлять деловые бумаги, выполнять законы общества, но и корректировать трудности.

На сегодняшний день существует огромное множество педагогических технологий, а современный урок – это их совокупность.

Слайд 6. Опыт моей работы будет полезен, ведь в каждом классе имеются ученики, которым трудно усваивать учебный материал. На помощь придёт технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, личностно-ориентированного подхода).

Прежде всего, необходимо провести психолого-педагогическую диагностику, которая позволит определить, какие именно проблемы лежат в основе трудностей.

Проблема, которая встречается очень часто, не только среди учеников коррекционной школы, – это низкий уровень сформированности коммуникативных умений.

Слайд 7. (Коммуникативные умения)

Слайд 8. Особенные трудности дети испытывают при составлении рассказа по картине.

Слайд 9. С целью преодоления коммуникативных трудностей со своими подопечными я использую Методику работы по закрытой картинке, которая была разработана Л.М. Быковой для школы глухих детей.

Слайд 10.

В процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы об её содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать рисунки с картинкой, строить связный рассказ.

В работе по закрытой картинке выделяется 4 этапа.

1. Беседа по выяснению содержания закрытой картинки.

2. Запись и зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал.

3. Анализ рисунков детей и сравнение их с открытой картинкой.

        4. Устное или письменное описание картинки. Проводится с целью развития связной речи учащихся.

Слайд 11. Количество деталей зависит от особенностей аудитории.

Слайд 12. Тематика вопросов имеет следующую последовательность: Когда? Где? Кто и что делает?

Это вопросы опорные, а дети должны задавать уточняющие:

1. В какое время года? Утром, днём или вечером?

2. Где? На улице, в доме, в лесу? Что в комнате?

3. Кто? Это человек или животное? Чем он занят?

Давайте попробуем написать с вами рассказ по закрытой картинке.

Слайд 13. Картинка открыта.

Сравните свои представления и записи с картинкой. Что вы поняли не так?

Слайд 14-15. Со временем можно использовать картины с множеством деталей.

Слайд 16. Применять эту методику можно на всех предметах гуманитарного цикла. Тематика картинки, этап урока, на котором её используют, зависит от задач урока и особенностей класса.

Наблюдения показали, что определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не только способствуют совершенствованию общих коммуникативных умений, но и позволяют ребёнку лучше усваивать учебный материал, а значит быть успешным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование современных педагогических технологий в образовательной деятельности» Зверева Ирина Алексеевна , учитель русского языка ГБОУ школы № 432

Слайд 3

Фрагмент х/ф «Звёздочки на земле»

Слайд 4

Дети - неудачники

Слайд 5

Имеются трудности в усвоении учебного материала? Технология компенсирующего обучения ( педагогическая коррекция, поддержка, выравнивание, личностно-ориентированный подход)

Слайд 6

Коммуникативные умения: умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения; умение оформить свои мысли в письменный текст; умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; - умение самостоятельно изучать литературу (читать с пониманием).

Слайд 7

Составление рассказа по открытой картине

Слайд 8

Составление рассказа по закрытой картинке Мотивация узнать содержание картинки. Внимание к деталям. Составление вопросов и запись мыслей в определённой последовательности.

Слайд 9

Этапы работы 1. Беседа по выяснению содержания закрытой картинки. 2. Запись ответов и зарисовка содержания закрытой картинки. 3. Анализ рисунков детей и сравнение их с открытой картинкой. 4. Устное или письменное описание картинки. Проводится с целью развития связной речи учащихся.

Слайд 10

Количество деталей на картинке зависит от возраста и интеллектуальных возможностей обучающихся.

Слайд 11

Последовательность вопросов Когда происходит действие? Где происходит действие? Кто на картинке и что делает?

Слайд 13

справа При работе с многоплановой картинкой в помощь детям на доске может быть дана такая схема: посередине слева III план II план I план

Слайд 14

I план II план III план слева посередине справа В.М. Васнецов. Алёнушка.

Слайд 15

Сфера применения методики Русский язык, литература, география, история, естествознание, геометрия …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла

Различные подходы в обучении истории и обществознания....

Выступление на педсовете. Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...