Выступление на педсовете. Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».
презентация к уроку по русскому языку ( класс) на тему

Шкунова Ольга Валерьевна

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: «Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык)».

Выполнила: Шкунова Ольга Валерьевна, учитель

Русского языка и литературы,

МБОУ СОШ «Горки – Х»

Одинцовского муниципального района

Московской области

2016

ГЛАВА 1.

         Слайд 1.  Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).

Слайд 2. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Слайд 3. Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному. В широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 4. Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,

- ставить учебные цели,

-  искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,

-  контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 5. Виды УУД.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (внутренняя позиция, мотивация и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические, постановка и решение проблем) и коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов,  управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).

Слайд 6. Для реализации УУД применяются различные педагогические технологии:

1. «Сотрудничество».

2. «Учебные ситуации».

3. Проектная деятельность.

4. Уровневая дифференциация.

5. Информационные и коммуникационные технологии.

Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.

        Слайд 7-8.

Технологии формирования познавательных универсальных действий

Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Разноуровневые задания               

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Слайд 9. Формирование у учащихся познавательных УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы, обеспечивают способность познания окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Слайд 10. Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выводы по теоретической части:

Рассмотрев теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий, мы пришли к следующим выводам:

1. Стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, "ключевых" умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью "уметь учиться".

Теоретико-методологической и научно-методической основой Программы развития УУД является культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.

Как система УУД, так и каждый из её видов характеризуется возрастной спецификой, определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и характером ведущей деятельности и общения.

Сформированность УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребёнка от начального образования и успешности его обучения в основной школе.

2. Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ.

Во второй главе будут описаны результаты опытно – экспериментального исследования по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка.

ГЛАВА 2 (практика).

Слайд 11. Задачи по формированию познавательных УУД
на уроках русского языка.

Задание «Анализ текста». 5 класс.

Тема урока «Части речи» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.

Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.

(Д. С. Лихачев)

Выполнить следующие задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Определить основную идею.
  3. Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:

А)

В)

Б)

Г)

  1. Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»
  2. Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий:

Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.

Заполните таблицу примерами из текста:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

 

 

 

 

 

         Слайд 12. Задание в 9 классе.

Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы 8 и31) [5,с.26,с.121].

1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .

2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .

3.Бессоюзные сложное предложения – это ….

Аналогичные задания в любом классе.

Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.

Слайд 13. Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

  1. Что это такое?
  2. Что обозначает?
  3. На какой вопрос отвечает?
  4. Какими частями речи может быть выражено?
  5. Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике)

Слайд 14. Задание «Слепая таблица». 5 класс.

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:

Предложение

Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое

Ненависть – плохой советчик.

 

 

Народные сказки о животных довольно поучительные.

 

 

Птицы деловито расхаживают по скалам.

 

 

Сказка – это произведение устного народного творчества.

 

 

Слайд 15. Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.

Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».

Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).

Детям раздаются карточки:

Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

- В чем главная мысль этой басни?

- На какие группы делятся все приставки?

- Заполнить таблицу примерами из данного текста:

 

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Приставки, зависящие от

значения

 

 

 

Слайд 16. Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».

Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.

Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «Служебные части речи», «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.

Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…

        Слайд 17. Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

Задание:

Теоретический блок:

План:

  1. Что такое словообразование?
  2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?
  3. Что такое словообразовательный разбор?
  4. Что такое словообразовательная цепочка?

После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практический блок:

  1. Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный. 

Слайд 18. Часть 3 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинение-рассуждение.

При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются все  универсальные учебные действия.

Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения 183[5,с.120] учащимся предлагаю следующие задания:


1. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.

2. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.

3. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.


На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».

Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий.  Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

         Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.

Источники информации:

  1.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. http://минобрнауки.рф/документы/2974 
  4. http://file4.inet21.com/05/26/42/filestore/Сборник_Образование%20сегодня.pdf Щеглова С. Б. «Технологические и методологические аспекты организации учебной деятельности  в условиях внедрения Федеральных государственных стандартов».

                    5. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-        метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

          6.Медведева. Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева /


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных УУД у учащихся по предметам гуманитарного цикла (русский язык). Выполнила: слушатель 47 группы Шкунова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ «Горки – Х» Одинцовского муниципального района Московской области

Слайд 2

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

Слайд 3

совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность . умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД

Слайд 4

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД

Слайд 5

Виды УУД

Слайд 6

Базовые образовательные технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «СОТРУДНИЧЕСТВА»

Слайд 7

Технологии Методы Формируемые УУД Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Постановка и решение проблемы Педагогика сотрудничества Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение. Логические универсальные действия Индивидуально – дифференцированный подход Разноуровневые задания Общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Слайд 8

Компетентностно-ориентированое обучение Исследовательская, проектная работа Постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. Информационно – коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска Логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия

Слайд 9

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 10

Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия моделирование преобразование модели

Слайд 11

Задание «Анализ текста». 5 класс. Тема урока «Части речи» (повторение). Цель : прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать. Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. . Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит. Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа. (Д. С. Лихачев) Выполнить следующие задания: Озаглавить текст. Определить основную идею. Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста. Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?» Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий: Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить. Заполните таблицу примерами из текста: Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Наречие

Слайд 12

Задание в 9 классе . Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы 8 и31) [5,с.26,с.121]. 1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… . 2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … 3.Бессоюзные сложное предложения – это …. Аналогичные задания в любом классе.

Слайд 13

Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс. Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение». Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану: Что это такое? Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Какими частями речи может быть выражено? Как подчеркивается? Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).

Слайд 14

Задание «Слепая таблица». 5 класс. Тема урока: «Сказуемое». Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом. В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу: Предложение Вопрос к сказуемому Чем выражено сказуемое Ненависть – плохой советчик. Народные сказки о животных довольно поучительные. Птицы деловито расхаживают по скалам. Сказка – это произведение устного народного творчества.

Слайд 15

Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс. Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ». Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе). Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством). Детям раздаются карточки: Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания: Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит». - В чем главная мысль этой басни? - На какие группы делятся все приставки? - Заполнить таблицу примерами из данного текста: Неизменяемые приставки Изменяемые приставки Приставки, зависящие от значения

Слайд 16

Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему». Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы. Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «Служебные части речи», «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме. Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…

Слайд 17

Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс. Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография». Форма выполнения задания: работа в парах. Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки). Задание: Теоретический блок: План: Что такое словообразование? Какие 7 способов словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор? Что такое словообразовательная цепочка? После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. Практический блок: Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход. Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.

Слайд 18

Часть 3 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинение-рассуждение. При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются все универсальные учебные действия. Урок по теме «Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения 183[5,с.120] учащимся предлагаю следующие задания: 1. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания. 2. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы. 3. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах. На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».

Слайд 19

Источники информации 1 . ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. http://минобрнауки.рф/документы/2974 4. http://file4.inet21.com/05/26/42/filestore/Сборник_Образование%20сегодня.pdf Щеглова С. Б. «Технологические и методологические аспекты организации учебной деятельности в условиях внедрения Федеральных государственных стандартов». 5. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.- метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 6. Медведева. Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла", выступление на общешкольном родительском собрании...

«Современная оценка достижений учащихся по предметам гуманитарного цикла»

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на...

Выступление на педсовете. Тема "Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД"

«Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1)       Мы ...

Доклад на тему «Совершенствование коммуникативных умений у учащихся на уроках гуманитарного цикла как основа преодоления трудностей в обучении».

Определение направлений работы по совершенствованию коммуникативных умений, использование авторских методик, подобранных в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, не толь...