«Развитие критического мышления на уроках гуманитарного цикла» презентация
презентация к уроку

Будаева Дарима Цыреторовна

Презентация для методического семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_seminar.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие критического мышления на уроках гуманитарного цикла» Методический семинар МО «Филология»

Слайд 2

Проблема: - низкий уровень мотивации; - снижение или отсутствие интереса к предмету; - быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка. Пути решения Мотивировать учащихся на самообразование Повысить активность учащихся в образовательном процессе Развивать навыки общения Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету через использование приемов технологии критического мышления

Слайд 3

Технология развития критического мышления Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме :

Слайд 4

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Вызов» «Верные и неверные утверждения» «Корзина идей» «Дерево предсказаний» «Кластер» «Ключевые слова» «Сбор ассоциаций»

Слайд 5

Ключевые слова Yгтэhэн үгэнүүдээр «Хэрмэн» гэhэн нэрэтэй текст зохеогты: Хэрмэн уурхай модоной хүнды зөөлэн дулаан hүрэжэ үбэлэйнгөө хоол

Слайд 6

Саашаа юун болохоб ? 2. Юугээр дүүрэхэб ? « Зурхай модон »

Слайд 7

Прием «Верные и неверные утверждения» Das ist Klaus. Er ist 10 Jahre alt. Er kommt aus Deutschland. Er wohnt in Regensburg. Klaus geht in die Schule. Er lernt in der Klasse 4a. Seine Schule ist groβ, schön und modern. Klaus sieht sehr nett aus. Er hat blondes Haar, braune Augen und ein freundliches Gesicht. Klaus ist sehr aktiv und sportlich. Am Montag und am Donnerstag macht er Sport. Er spielt Fussball und Tennis. Am Dienstag und Freitag besucht er eine Sprachschule. Er lernt Englisch und Spanisch. Klaus will gut Spanisch sprechen. Klaus hat noch ein Hobby. Das ist Musik. Er spielt Gitarre und hört Musik gern.

Слайд 8

Прочитай высказывания к тексту и определи, верные они (richtig) или неверные (falsch) Klaus ist zehn Jahre alt Er wohnt in Deutschland Er lernt in der vierten Klasse Klaus ist nett Klaus ist nicht sportlich Am Montag und am Dienstag macht er Sport Er besucht keine Sprachschule Er lernt Spanisch in der Sprachschule Klaus spielt Gitarre Klaus hört Musik nicht gern

Слайд 9

Прием «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Слайд 10

Мозговая атака (работа в парах), предлагая учащимся предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства Древнее Двуречье .(Ассирия, Финикия, Индия, Китай и т.д ) государство Географическое положение религия письменность природа занятия культура класс

Слайд 11

На стадии вызова учащиеся, разбитые на группы (5 – 6 групп по 5 -6 человек) должны методом мозгового штурма вспомнить то, что они знают о Куликовской битве. Запись идей мозговой атаки идет в форме кластеров в группах. Затем кластер составляется на доске. Он выглядит примерно так: Учащиеся получают раздаточный текст, после прочтения, дополняют «гроздья» кластера на доске и в тетрадях.

Слайд 12

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Осмысление содержания» » « Инсерт » (чтение с пометками» «Чтение с остановками» «Совместный поиск» «Сводная таблица» «Таблица синтез» «Ромашка Блума » «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 13

Прием «Ромашка Блума » «Ромашка Блума » помогает научить детей задавать вопросы. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Вот пример использования ромашки « Блума » на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава. 1)Простой вопрос. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни? 2)Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров , как проводил время? Что давало ему власть? 3)Объясняющий вопрос. Почему Троекуров , надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского? 4)Творческий вопрос. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры. 5)Оценочный вопрос. Как характеризует Дубровского случай на псарне? 6)Практический вопрос. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

Слайд 14

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Рефлексия» «Шесть шляп критического мышления» « Синквейн » «Прием «Общее - уникальное» «Кластер» «Ключевые слова» «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 15

Технология креативного мышления «Шесть шляп» «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Слайд 16

Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление

Слайд 17

Алгоритм работы с приемом: Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Слайд 18

Цвет шляпы определяет направление развития мысли: Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе. Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Слайд 19

Примеры использования приема Предмет: Русский язык. Тема: Лексика и развитие речи. Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп. Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…». Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная. Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера. Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах. Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы. Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.

Слайд 20

Примеры использования приема Предмет: литература. После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания: Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр. Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике. Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни. Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения. Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков. Синяя — эксперты.

Слайд 21

Приём « Синквейн » 1 . Первая строка – понятие или тема (1 слово - существительное); 2. Вторая строка – описание этого понятия (2 слова - прилагательные); 3. Третья строка – действия (3 слова - глаголы); 4. Четвертая строка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме; 5 .Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы (1 слово).

Слайд 22

Синквейн «РКМ» ( развитие критического мышления) 1. Технология РКМ 2. Нестандартная, наглядная 3. Развивает, систематизирует, стимулирует 4. Читай, размышляй и записывай! 5. Мышление

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме «У меня дома» с применением технологии «развития критического мышления». 6 класс с презентацией

Технология критического мышления включает в себя процесс целенаправленного суждения, контролируемого человеком, который подвергает оценке объекты, процессы, личный опыт. Эта технология...

Методическая разработка урока английского языка по теме «У меня дома» с применением технологии «развития критического мышления». 6 класс с презентацией

Технология критического мышления включает в себя процесс целенаправленного суждения, контролируемого человеком, который подвергает оценке объекты, процессы, личный опыт. Эта технология...

Методическая разработка урока английского языка по теме «У меня дома» с применением технологии «развития критического мышления». 6 класс с презентацией

Технология критического мышления включает в себя процесс целенаправленного суждения, контролируемого человеком, который подвергает оценке объекты, процессы, личный опыт. Эта технология...

Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"

Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического ...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....