Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"
учебно-методический материал на тему

Дунаева Кристина Александровна

Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".

Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. 

 Использование технолоии развития критического мышления на уроках способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, а также имеет важное значение в процессе подготовки к ЕГЭ.

Надеюсь этот доклад будет полезен многим учителям!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ АНОСОВСКАЯ СОШ

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

ВЫПОЛНИЛА:

 УЧИТЕЛЬ

 АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 ДУНАЕВА К.А.

АНОСОВО, 2012

Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:

1) вызов (активизация, мотивация)

2) осмысление (активное чтение, слушание),

3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Реализуется эта структура через следующие приемы и методы:

-постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися),

-поиск в тексте ответов на поставленные вопросы,

-маркировка с использованием знаков, которые ставятся на полях,

-графическая систематизация материала теста: кластеры, таблицы, схемы,

-ведение записей («бортовых журналов»).

Мы используем эти приемы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников, на занятиях элективных курсов и т.д.

На «стадии  вызова», целью которой является активизация работы, учитель задает учащимся вопросы: Что бы вы хотели узнать по этой теме? Как бы вы истолковали это слово?

На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях знаки «?» (непонятно), «+» (согласен), «-« (вызывает сомнения), «!» (это главное, это удивило). Здесь используется прием маркировки с использованием значков, которые ставятся на полях. В беседе по прочитанному происходит осмысление содержания. Учащимся предлагается задать вопросы по тексту. Затем они обсуждают, какие из предложенных ими вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора.

На «этапе рефлексии» учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста может завершиться, например, творческой работой.

Что касается методов и приемов, ведущим из них становится составление «кластера». Применение его  в начале урока помогает учащимся выйти на собственное целеполагание. Дети понимают, что будет в центре внимания изучаемой темы. Затем учащиеся, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения, знакомятся с учебно-научным текстом.

 Работая с учебником, дети записывают основные мысли параграфа в свои вопросы «бортовой журнал», состоящий из таблицы, которая имеет графы: «Что мне известно по данной теме?», «Что нового я узнал из текста?». В ней учащиеся фиксируют вопросы , на которые они хотели бы получить ответы.

Использование технолоии развития критического мышления на уроках способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, а также имеет важное значение в процессе подготовки к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

В статье учителя истории ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Абрамова А.И. рассказывается о развитии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Развитие критического мышления учащихся на уроках посредством чтения и письма

Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том...