Творческая и исследовательская работа обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла
статья (история, 9 класс) на тему
Как, наверное, каждый учитель, я мечтаю, чтобы мой предмет вызывал у детей интерес. Творческая и учебно-исследовательская работа обучающихся, с моей точки зрения, помогают мне в этом. Данная публикация отражает мою работу в данном направлении в условиях малокомплектной сельской школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая и исследовательская работа обучающихся в малокомплектной школе 2 ступени | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая и исследовательская работа
обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла
В настоящее время, как и несколько лет назад, продолжается поиск идеи, которая бы объединила нацию и консолидировала общество. Но одновременно с этим государству приходится решать и задачи реформирования системы образования. Эти задачи взаимосвязаны и от их решения во многом зависит благополучие нашего общества в будущем.
Целью современного обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами является не только усвоение учебных дисциплин, но и развитие способности к самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности. Работа в данном направлении по результатам исследования многих ученых ведется хаотично. Образовательными стандартами современного общего образования заложен самообразовательный компонент, предполагается немало времени для самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа — основное средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное самообразование. В документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» ставилась задача «поднять роль самостоятельной работы и самообучения учащихся». Но исследования ученых показали, что самостоятельная работа учащихся по разным причинам не дает ожидаемых результатов. Поэтому мне, как и всем современным учителям приходится искать формы и методы работы, которые дали бы нужный результат.
Следовательно, нужна такая форма работы, которая бы изменила роль ученика, позволяя ему получать знания и оценивать их несколько иначе, чем это принято на традиционном уроке. Данный опыт позволяет ученику заканчивающему основную школу, стать личностью с четкой жизненной позицией, способствующей вхождению этой личности в мир социальных отношений и обеспечивающей ориентацию на успех, здоровье, творческую созидательную деятельность, достижение вершины своего развития.
Мой опыт работы на протяжении последних лет показывает, что творческая и исследовательская работа школьников, если их применять систематически, помогают в решении вышеуказанных задач. Поэтому значительную часть учебного времени я отвожу на данный вид работы учащихся, позволяющий им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися видов заданий включает в себя:
- работу с источниками;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- написание творческих работ – эссе;
- создание исследовательских работ.
Первые три вида заданий во многом являются как бы подготовительным моментом для успешного выполнения эссе и исследовательской работы.
Это позволяет мне создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом его личностные особенности и индивидуальность.
Например: считаю эффективными при работе с книгой такие задания как поиск ответа на вопрос или необходимой информации, анализ таблицы, схем или какого-то исторического документа, вывод, сравнение, составление тезисов по принципу постепенного «расширения» самостоятельности.
Или, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, начинаю с осознания учащимися цели действий, а затем способов действий в данной ситуации. Это способствует повышению эффективности в усвоении материала и закреплении навыков.
Анализ современных общественных явлений – это вид работы, который позволяет реализовать полученные теоретические знания на практике. Обязательным условием анализа является наличие весомых аргументов.
И обязательный этап работы, достаточно интересный для детей, - связь изучаемых общественных явлений с родным краем, т.е. краеведческий материал.
Перед выполнением творческой работы считаю необходимым создать творческую установку, т.е. желание мыслить стереотипно и нестандартно одновременно. Именно в такой ситуации у учащихся появляется потребность самовыражения, которая постепенно ведет к формированию творческой компетенции – умению работать в ситуации неопределенности.
Творческая работа – это вид самостоятельной работы, уже своего рода подведение итога выполнения достаточного большого объёма предварительных заданий: закрепляются навыки самостоятельного поиска, осмысления, аргументирования, логичности изложения мысли, умения делать выводы. И важным моментом здесь я считаю создание потребности самовыражения.
Роль учителя важна на всех этапах работы. Н-р, при работе с историческими источниками учащиеся должны знать, что, источником можно считать все содержащее в себе факты, которые доносят до нас реальные события жизни и свидетельствуют о закономерном развитии человеческого общества. Я напоминаю, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось, в то же время до нас дошли и такие материалы, которые отражают случайные явления. Но и те источники, которые сохранились, исторически часто дают сведения о какой-то малой части исторического процесса или об одном конкретном явлении.
Ученики должны так же знать, что возникновение документов вызывалось требованиями жизни, и содержание их отражало жизнь с той стороны, с которой это важно было важно его создателю. Наконец, считаю необходимым, чтобы школьники к 8-9 классам знали виды источников: карты, статистика, канцелярские источники: грамоты; реестры, книги, указы; деловая переписка; личные письма, дневники, мемуары, исторические повести; летописи, исторические труды, географические описания и т.д.
Изучая темы по обществознанию «Голосование, выборы, референдум» и по истории «Развитие политической системы» (9 класс) для анализа беру Материалы научно-практической конференции «Белгородская область 50 лет на карте России». Там есть интересный материал о формировании системы парламентаризма на территории Белгородской области. Приводятся интересные цифры и факты. Девятиклассники через анализ данных источников наглядно видят в действии то, о чем говорится в текстах учебников. Итогом изучения данной темы стало написание исследовательских работ «Развитие парламентаризма на территории Белгородской области» и «Развитие Российского парламентаризма», а также творческой работы «Почему надо ходить на выборы». Исследовательские работы были представлены на исторических чтениях в 2007 и их авторы стали призерами.
Решение познавательных задач на основе краеведческого материала увлекает детей и помогает мне в закреплении материала. В 5 классе при изучении темы «Местоположение и природные условия. Древней Греции» даю на дом задание: поразмышлять над вопросом: «Как вы думаете, на территории нашего края в данный исторический период существовали постоянные поселения людей?» Для доказательства приведите 3-5 аргументов.
Или, такое задание: в нашем селе находится филиал Старооскольского районного музея. Там четыре прекрасно оборудованных действующих зала. В одном из них постоянно действующая выставка «Предметы труда и быта крестьян на территории нашего края». Среди большого количества предметов есть «ступа». И вот, изучая в 7 классе тему «Перемены в жизни крестьян, горожан,: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи» в разделе «Россия в 1762 – 1800 гг.» показываю детям фотографию ступы и задаю вопросы: «Вы видели этот предмет? Где? Для чего он предназначался? Как им пользовались? Из чего он изготовлен? Как вы себе представляете процесс его изготовления?» и т.д.. При этом напоминаю детям, что современных всевозможных пил, машинок, точилок и прочего не было: все изготавливалось самыми простыми орудиями труда. Подобных «мелких» вопросов на краеведческом материале у меня достаточно много. Работая над ними, дети закрепляют полученные теоретические знания, формируют умение наблюдать, сравнивать анализировать, применять знания на практике.
Изучение теоретического материала во время уроков находит свое продолжение во внеурочной работе со школьниками разного возраста, т.к. в одну группу приходится объединять несколько классов. Почти каждому планируется индивидуальное задание, редко на 2 человека. Внеурочные практические занятия дети посещают охотно. Например, в 2010 году выбрала я такое направление для внеклассной работы: изучение народных обычаев, традиций, уклада жизни крестьян нашего края в конце XIX – начале XX века. Работу разделила на несколько этапов:
- повторение понятий: обычай, традиция, обряд, заговор, оберег, молитва, гадание, православный календарь, сельскохозяйственный календарь и т.д.;
- изучение музейного материала;
- встречи со старожилами, подготовка вопросов;
- фотографирование эпизодов обрядов, гаданий, действий народных целителей, предметов, имеющих к этому отношение;
- систематизация собранного материала;
- подготовка творческих работ и исследований.
Повторение теоретического материала провожу по книгам Т. Беликовой «Живые родники Староосколья» и В. Кичигина «Народная культура юга России». Работая с этими книгами, дети проявляют интерес, работа увлекает их. Материал подается в книгах очень интересно, книги хорошо иллюстрированы и, что для меня очень важно, они увлекают детей любого возраста.
При работе с музейным материалом, во время встреч со старожилами особо обращаю внимание на формирование у детей навыков коммуникабельности и умения планировать работу.
Особенно увлекло детей фотографирование обрядов. Мы фотографировали свадьбы в селе и в городе, различные эпизоды: выкуп невесты, регистрацию, на поляне Любви, у источника в Потудани, венчание и некоторые другие фрагменты. Фотографировали так же крестины. Но особенно сильное впечатление на детей произвели народные целители. Мы встречались с троими из них: Лапониной З.В,, Охотниковой А.А., Тынянских Л.В. Они охотно рассказывали детям о том, как стали этим заниматься (по наследству переняли этот дар), даже согласились «лечить» нас, но все как один отказались фотографироваться в момент работы. Встречались с ними в разное время, живут они в разных частях нашего села, все местные, но вот почему-то фотографироваться, как целители, они не захотели.
Одна женщина, из числа старожил, передала нам в дар несколько комплектов одежды, которую носили женщины нашего села в начале ХХ века. Наши девочки оделись в эти костюмы и попытались воспроизвести действия целительниц. Для этого, конечно, им пришлось сначала сходить «на прием».
В результате такой кропотливой работы были написаны два ученических исследования «Народные лекари, целители, бабки. Почему люди идут к ним?» и «Народные традиции и обряды в селах у истока реки Потудань Воронежской губернии в первой четверти ХХ века» и творческое эссе в форме статьи в районную газету.
Изучая тему «Образование» по обществознанию в 9 классе и тему «Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы» по истории тоже в 9 классе также использую краеведческий аспект. По книге местного краеведа В. Иванова «Родные мотивы» мы знакомимся с положением дел по данному вопросу в нашем селе Знаменка, а по книге А. Никулова «Оскольский край» в районе. Потом в сельской библиотеке обнаружили несколько журналов «Белогорье. Краеведческий альманах» за 2000 – 2004 г. В них было несколько публикаций по данному вопросу. В итоге появилась исследовательская работа «Деятельность Старооскольского земства по развитию системы народного просвещения» и творческая работа в виде публицистической статьи «Развитие народного образования на Белгородчине за 50 лет существования Белгородской области».
Таким образом, при выполнении творческой работы и исследования применяю следующие формы организации работы:
Познавательная – организация деятельности школьников в форме последовательности ряда шагов в реализации намеченной цели;
Ценностно-ориентировочная – аргументация выбора, раскрытие его значения, смысла и ценности как результата деятельности;
Коммуникативная – умение сотрудничать с большим количеством людей для успешной реализации намеченного;
Эстетическая – развитие способностей выражать свои эмоции, чувства, настроение;
Преобразовательная – практическая деятельность по сохранению местных исторических и культурных ценностей, возрождению некоторых народных традиций. Например, изучая традицию в нашем крае иметь в каждом доме святой угол, юные краеведы, изучив теорию вопроса, посетили много домов, где осмотрели святые углы, сфотографировали их. Потом в своих семьях имеющиеся святые углы переделали в стиле тех, которые увидели в домах коренных старожил.
Речевая – во время подготовки к защите исследовательской работы ребенок знакомится с основами орфоэпии, совершенствует дикцию, учится находить контакт с аудиторией, отвечать четко и ясно на конкретные вопросы, а так же задавать вопросы другим.
Обучая детей оформлению исследовательской работы, придерживаюсь традиционно принятого оформления:
- На первой странице помещаем следующую информацию: название работы, фамилия, имя, отчество автора, название учебного заведения, адрес, год написания. /Здесь и далее см. на примере приложения № 2/
- Оглавление /содержание/ помещаем на второй странице. Здесь, как правило, трудностей не возникает.
- Введение. В этой части исследователь определяет круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы к моменту начала исследования, указывает методы исследования.
- Основная часть состоит, как правило, из 2-4 глав. Здесь должны быть отражены: или особенности исторических условий, или культурные и этнографические особенности данной местности, выдвигаются гипотезы и приводятся доказательства или опровержения. Подводятся первые результаты исследования. Обращаю внимание обучающихся, что необходимо хорошо продумывать названия глав. Они должны отражать основные положения и ход работы. Это кропотливая работа, требующая определенной настойчивости, усидчивости. И не у всех детей хватает терпения. Учимся делать ссылки на авторов, когда приводятся цитаты, факты или цифры. Выводы всегда соответствуют поставленным целям и задачам.
- Заключение. В этом разделе обобщаются наиболее существенные положения работы. Подводятся ее итоги. Здесь же обязательно отмечаем перспективы исследования.
- Список литературы и источников. Сюда включаем все источники, на которые ссылаемся в работе. Основные принципы составления списка литературы и источников нашим краеведам достаточно известны:
а/ алфавитный порядок расположения;
б/ если фамилии авторов совпадают, то обращаем внимание на их инициалы;
в/ названия работ одного автора располагаем в хронологической последовательности.
- Приложение. Этот раздел присутствует в каждой исследовательской работе наших краеведов. Сюда включаются копии документов, фотографии, на которые в работе имеются ссылки.
Особое место в работе детей над исследованием я отвожу этапу подготовки к публичному представлению /защите/ работы.
Здесь следует учитывать такие моменты:
а/ подготовить представление на 7-8 минут;
б/ подготовить презентацию;
в/ представление должно передавать суть работы, но не повторять ее; обозначается цель и задачи, дается краткая характеристика источников, определяются методы исследования, высказываются возможные версии, докладываются результаты, обозначаются перспективы исследования, актуальность темы, практическая значимость работы;
д/ в докладе делается акцент на личный вклад исследователя;
е/ заранее продумать возможные вопросы и подготовить ответы;
ж/ речь должна быть интересной и убедительной.
Все эти навыки отрабатываются в данное время на занятиях творческого объединения «Краезнатцы», а несколько ранее в кружке «Юный краевед».
Работе творческого объединения «Краезнатцы» я отвожу особую роль: в объединении дети чувствуют себя более самостоятельными, они свободно общаются, знакомятся с историей села, района, районного и областного центров, историческими и культурными особенностями края, с биографиями известных земляков, работают в сельском музее, иногда в музее г. Старый Оскол и библиотеке имени А.С. Пушкина, в сельской администрации с Похозяйственными книгами, в сельской библиотеке, фотографируют, изучают особенности развития нашего региона, свободно высказывают свою точку зрения.
Определенное значение в процессе создания исследовательской или творческой работы отвожу презентации. Здесь одна особенность: никогда не навязывать свое мнение при отборе материала. Хозяином положения является ученик. Он отбирает именно тот материал, который считает интересным и значимым. Работа моя, как учителя, заключается здесь в том, чтобы помочь в общем плане составлению презентации ребенком. Тут тоже уже сложились определенные традиции, и дети их, в основном, знают:
- правильное оформление заглавного слайда;
- никакой теории, только конкретная наглядность и факты;
- общее количество слайдов 15-18;
- основу презентации должен составлять только краеведческий материал, собранный в процессе работы;
- наличие вывода;
- правильное оформление заключительного слайда.
Таким образом, у нас оформилась небольшая собственная картотека презентаций, сделанных к исследовательским работам.
Наиболее интересные исследовательские и творческие работы выставляем на муниципальном, областном, Всероссийском конкурсах. Фрагменты этих работ публикуем в газетах «Путь Октября» (часто) и «Оскольский край» (реже). Для публикаций отбираем фотографии. Это тоже часть творческого процесса детей. Фотографии должны соответствовать определенным критериям, и дети постепенно обучаются и этому.
Таким образом, результатом такой работы является:
- формирование у обучающихся интереса к предметам история и обществознание;
- стимулирование учебно-познавательного процесса;
- выработка умений оценивать предстоящую работу, выделять в ней главное, планировать, следовать плану, вносить коррективы, делать выбор, нести ответственность за свою часть работы;
- воспитание самостоятельности, организованности;
- развитие творческих способностей школьников;
- организация усвоения конкретных способов действий;
- совершенствование качества мышления;
- выработка умений практического применения знаний;
- совершенствование умения мыслить логически;
- выработка навыков самостоятельной учебной работы.
В целом такая форма работы способствует эффективности педагогического процесса по развитию личности и подготовке ее к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оптимизация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла
презентация к засаданию школьного методического обединения учителей гуманитарного цикла...
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....
Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла
Различные подходы в обучении истории и обществознания....
Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)
Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....
творческий отчёт МО учителей начальных классов и гуманитарного цикла за 1 полугодие 2016-2017 учебного года
Презентация руководителя МО учителей начальных классов и гуманитарного цикла. Творческий отчёт о проделанной работе....
Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе
В концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...
Синектика как метод активизациитворческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла
Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....