Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе
статья

Кунцевич Екатерина Валерьевна

В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современного образовательного процесса является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Исследование в обыденном смысле понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Однако в профессиональном словаре современного педагога в контексте задач обучения широко используется понятие «исследовательская деятельность», которое часто не определяется, а поэтому не способствует совершенствованию образовательной практики.

         Исследовательской деятельности присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности, выражающейся в осознанности и смысловой направленности. Следовательно, необходимо обосновать стратегию в работе педагога и обучающихся на этапе получения основного общего образования,   которая определяется принципами организации исследовательской деятельности с ними.

На современном этапе реформирования отечественного образования все большее внимание уделяется развитию навыков к самостоятельному обучению, развитию и познанию вместо конкретных узконаправленных навыков. Именно поэтому сейчас ощущается все большая необходимость в повышении объемов исследовательской деятельности в школе.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся. Данной проблемой занимались выдающиеся ученые прошлого и настоящего, такие как  Г.И. Щукина,  В.С. Ильин, Л.И. Божович, В.И. Андреев, Е.Е.Чудина и другие.

    Все более актуальной становится проблема недостаточной разработки оснований организации исследовательской деятельности учащихся в школе на уровне основного общего  обучения.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что в настоящее время не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; особенности построения  совместной исследовательской деятельностью педагога и обучающего в  целостном педагогическом процессе. С учетом этого и была избрана тема исследования « Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx120.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе

Подготовила материал

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Пятигорска

Кунцевич Екатерина Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.....................................7

1.1. Использования исследовательской деятельности в школе как проблема...................................................................................................................7

1.2. Формирование общеучебных умений и навыков в процессе  исследовательской деятельности.........................................................................11

1.3. Исследовательская деятельность как метод развития творчества учащихся на уроках гуманитарного цикла в основной школе.............….........18

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.......................................................................................22

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................…...........23

2.1. Управление исследовательской деятельностью педагога и обучающего в  целостном педагогическом процессе…..............................................................23

2.2. Анализ  использования исследовательской деятельности на уроках истории в основной  школе..................................................................................29

2.3. Рекомендации учителю по особенностям использования исследовательской деятельности на уроках истории в основной школе….....34

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.......................................................................................38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................43

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современного образовательного процесса является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Исследование в обыденном смысле понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Однако в профессиональном словаре современного педагога в контексте задач обучения широко используется понятие «исследовательская деятельность», которое часто не определяется, а поэтому не способствует совершенствованию образовательной практики.

         Исследовательской деятельности присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности, выражающейся в осознанности и смысловой направленности. Следовательно, необходимо обосновать стратегию в работе педагога и обучающихся на этапе получения основного общего образования,   которая определяется принципами организации исследовательской деятельности с ними.

На современном этапе реформирования отечественного образования все большее внимание уделяется развитию навыков к самостоятельному обучению, развитию и познанию вместо конкретных узконаправленных навыков. Именно поэтому сейчас ощущается все большая необходимость в повышении объемов исследовательской деятельности в школе.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся. Данной проблемой занимались выдающиеся ученые прошлого и настоящего, такие как  Г.И. Щукина,  В.С. Ильин, Л.И. Божович, В.И. Андреев, Е.Е.Чудина и другие.

    Все более актуальной становится проблема недостаточной разработки оснований организации исследовательской деятельности учащихся в школе на уровне основного общего  обучения.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что в настоящее время не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; особенности построения  совместной исследовательской деятельностью педагога и обучающего в  целостном педагогическом процессе. С учетом этого и была избрана тема исследования « Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе».

          ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

  1. Использования исследовательской деятельности в школе как проблема

Процесс изучения определенной дисциплины всегда подразумевает под собой приобретение определенного набора навыков и знаний. Их приобретение возможно различными методиками, и одним из них является исследовательская деятельность.

Понятие исследовательской деятельности является динамичным и изменяет сущность в зависимости от профиля обучения, возраста ученика, выбранной программы и многих других факторов. Так, авторским определением исследовательской деятельности данное понятие определяется как специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. В общем же случае, под исследовательской деятельностью понимается деятельность ученика, связанная с поиском решения поставленной проблемы с заранее неизвестным ходом решения. В данном контексте следует отделять исследовательскую работу школьника от исследовательской работы ученого. Во втором случае происходит построение и осуществление полного цикла исследования (включая постановку проблемы, целей, задач и т.п.), в то время как в первом случае  осуществляются лишь элементы такого цикла [1, c.358], [2, c.4].

Исследовательская деятельность имеет четко поставленную цель в виде образовательного результата, направленного на развитие критического мышления и заинтересованности у учащихся. Реализуется, зачастую, через поиск и самостоятельное ознакомление с определенными образовательными фактами.

Если рассматривать определение исследовательской деятельности, то следует выделить виды (направления) реализации исследовательской работы в школе (Рис. 1)

Рис. 1.  Виды исследовательской деятельности [3]

Научно-исследовательская (проектная) деятельность характеризуется  заранее выработанным представлением о конечном продукте деятельности, планированием этапов проектирования и предполагает в конечном результате реализацию проекта, его осмысление и  рефлексию результатов деятельности. Данная деятельность является спорным видом исследовательской деятельности в литературе. Некоторые исследователи разграничивают проектную и исследовательскую деятельность на основе различий в анализе результатов и развитии навыков.

Теоретическая исследовательская деятельность так же является спорным видом исследовательской деятельности. Некоторые исследователи включают ее в учебно-исследовательскую деятельность, некоторые же выделяют её обособленно. Особенностью такого вида деятельности является постановка и проверка определенной теоретической гипотезы [2, c.5].

Экспериментальная исследовательская деятельность по разным источникам относится либо к научно-исследовательской деятельности, либо выносится в самостоятельный вид. Особенностью данного вида деятельности является постановка эксперимента как результата реализации совокупности теоретических знаний учащегося на практике для подтверждения их правильности самим школьником в процессе [3].

Несмотря на особенности видов исследовательской деятельности все они ставят перед собой следующие цели:

- вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность путем непосредственного в ней участия;

- развитие творческих способностей, интересов, формирование мировоззрения;

- повышение эффективности и углубление общеобразовательной подготовки;

- развитие конкретных навыков и качеств у учащихся [2, c.6].

Основываясь на данных задачах, в научно-методологической литературе предлагаются следующие перечни типовых задач, которые преследует исследовательская деятельность в школе:

- развитие самостоятельности у учащегося – самостоятельный поиск информации любыми доступными методами развивает навык самостоятельности в учащемся, необходимый для нормальной социальной адаптации;

- самопознание и самореализация учащегося – проведение исследовательской деятельности в школе позволяет учащемуся адекватно оценить свои знания, возможности и таланты, а так же дает возможность реализации себя в классе как личности;

- развитие способностей учащегося – исследовательская деятельность является комплексным процессом, который требует от учащегося использования и развития памяти, образного мышления, усидчивости;

- развитие коммуникаций учащегося – исследовательская деятельность, в некоторых случаях, требует вовлечения в неё окружающих, что повышает социальную активность учащегося, развивает его коммуникативные навыки [4, c.114].

Исходя из поставленных целей и задач исследовательской деятельности в школе, можно сформировать основные функции, которые данная деятельность выполняет в образовательном процессе:

-личностноразвивающая - развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, освоение способов интеллектуального саморазвития и самосовершенствования в образовательном процессе;

- методологическая - формирование целостного представления о современной  картине мира; овладение современными методами познания сложных систем; формирование исследовательского стиля мышления;

-культурологическая - вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества; приобщение к культуре научных школ, к культуре исследовательской деятельности; вовлечение в широкий социокультурный контекст развития современной науки и техники;

-ценностно-ориентационная - способность осознавать ценность собственной исследовательской деятельности   как условия реализации личностного смысла в обучении, средство преодоления отчуждения личности от образования; самореализации в учебно-познавательной деятельности [6, c.21].

Помимо данных функций, некоторые исследователи выделяют так же следующие:

- воспитательная – формирование познавательных интересов учащегося;

- мотивационная – повышает вовлеченность учащегося в образовательный процесс и, соответственно, эффективность последнего;

-  закрепляющая – знания, полученные в результате образовательного процесса, закрепляются в ходе практической их проверки, анализа [5, c.86].

Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать основные причины обоснования использования исследовательской деятельности в школе:

- исследовательская деятельность в школе способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения;

- исследовательская деятельность позволяет индивидуализировать и, тем самым, оптимизировать образовательный процесс на основании индивидуальных особенностей учащихся (понимание проблемы, особенности изложения материала и т.п.);

- исследовательская деятельность позволяет развивать и совершенствовать познавательный процесс в виду  наличия у результатов исследований субъективной и объективной новизны;

- исследовательская деятельность позволяет развивать личностные качества учащихся.

Таким образом,   можно утверждать об обоснованности и необходимости использования исследовательской деятельности в образовательном процессе в виду многочисленности его преимуществ и выполняемых функций. Однако, при этом не стоит забывать и об отдельных особенностях организации процесса исследовательской деятельности, основываясь на конкретном его виде.

1.2. Формирование общеучебных умений и навыков в процессе  исследовательской деятельности 

Научно-исследовательская деятельность является одним из видов исследовательской деятельности и имеет свою специфику в организации и назначении. Проведем её сравнение с другими видами исследовательской деятельности (таблица 1).

Исходя из таблицы 1, можно предположить, что научно-исследовательская деятельность является наиболее оптимальной для реализации в основной школе, так как является промежуточной по комплексности между учебной и проектной исследовательской деятельностью. Она сочетает в себе образовательную эффективность учебной деятельности и наглядность, нестандартность и креатив проектного подходов[6, с.45], [3], [2, c.7-8]

Таблица 1

 Сравнительная характеристика видов исследовательской деятельности

Научно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Планирование объекта

Не предполагает создание заранее планируемого объекта

Необходима на начальном этапе разработка и планирование объекта или результата

Не предполагает создание заранее планируемого объекта

Назначение

Реализация знаний на практике, создание  интеллектуального продукта

Решение практической проблемы

Расширение кругозора ученика, получение дополнительных знаний сверх общей нормы

Процесс

Поиск нового знания или анализ реализации теории в практической среде

Разработка проекта изменения какой-либо ситуации

Поиск определенной уже имеющейся, но не входящей в учебную программу информации и знаний

Значение для образовательного процесса

Направлен на формирование всего комплекса универсальных учебных действий

Направлен на формирование всего комплекса универсальных учебных действий

Направлен на формирование познавательных универсальных учебный действий и развитие личностных характеристик учащегося

Однако, научно-исследовательская деятельность так же имеет свои преимущества и недостатки в рамках учебного процесса. При этом, большинство таких особенностей характерны для использования исследовательской деятельности в принципе, поэтому рассмотрим подробнее преимущества и недостатки использования научно-исследовательской деятельности в учебном процессе (таблица 2).

При анализе содержания таблицы 2 можно увидеть в ряде преимуществ получение реальных навыков и перечня познавательных, учебных умений. [4, с.134-135]

Таблица 2.

Преимущества и недостатки использования научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе

Преимущества

Недостатки

Самостоятельность углубленного изучения реальных знаний сверх учебного плана

Значительность временных рамок

Коллективный характер деятельности

Необходимость основательной  предварительной подготовки как со стороны педагога, так и со стороны ученика

Получение реальных навыков по построению технологических цепочек типа «задача – результат»

Формализованность и академичность работы, снижающая интерес ученика из-за необходимости соблюдения требований и плана;

Обеспечивает больший уровень познания через более активную мыслительную, а не только поисковую деятельность

Увеличение общей эмоциональной и интеллектуальной нагрузки на отдельного ученика;

Развитие большего спектра навыков, нежели в учебно-исследовательской деятельности (самоконтроль, самомотивация, абстрактное мышление и т.п.)

Наличие риска  неудачного выполнения работы и  субъективной оценки результатов со стороны педагога;

Однако сам процесс научно-практической деятельности, несмотря на зависимость содержания от конкретных поставленных условий, является типовым и для реального развития навыков и эффективности реализации в целом должен базироваться на следующих принципах:

‒ интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости по математике

 ‒ непрерывность — процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и преподавателей;

‒ межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда [9, c.1224].

Так же, при выборе методов реализации научно-практической деятельности предпочтение отдается тем методам, средствам и приемам, которые:

-формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

- развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- реализуют принцип связи обучения с жизнью [2, c.310].

Особенно важно определение перечня общеучебных умений и навыков, которые будет реализовывать и развивать использование исследовательской деятельности в учащихся. Ведь для каждого уровня общего образования целесообразно, в общем случае, развивать свои умения. Конкретно к основной школе к стандартам  общих навыков принято относить навыки из следующих  видов деятельности:

-  познавательная деятельность;

- информационно-коммуникативная деятельность;

- рефлексивная деятельность [11].

Рассматривая требования к формированию навыков в рамках видов деятельности, мною была составлена таблица данных общеучебных навыков и умений (Таблица 3).

Анализируя таблицу 3, мы видим, что часть умений и навыков  реализуется наиболее эффективно исходя из перечисленных выше преимуществ использования научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Для более подробного определения эффективности отдельных моментов процесса исследовательской деятельности следует представить её типовой план и разобрать, какие же умения, соответствующие таблице 3, реализуются на тех или иных этапах. [11]

Таблица 3

Стандарты общеучебных умений и навыков основного общего образования

Познавательная деятельность

Информационно- коммуникативная деятельность

Рефлексивная деятельность

Навык использования различных методов познания мира

Адекватное восприятие, интерпритация и передача информации через устную и письменную речь

Навыки контроля и оценки своей деятельности;

Умение разделять процессы на составляющие, выявлять причинно-следственные связи

Умение анализировать текст на наличие определенной информации и по смыслу

Умение планирования и предвидения результатов действий и процессов

Навык определения и реализации решений для задач по заданным алгоритмам и в ситуациях, имеющих несколько вариантов решений

Владение монологической и диалогической речью

Умения кооперации, распределения обязанностей в коллективе, правильного отражения собственного вклада в коллективную работу

Навык анализа и понимания несложных практических ситуаций, выдвижение предположений

Навык использования для решения поставленных задач различных форм и видов источников информации

Умение правильной интерпритации своих возможностей и интересов, их реализации

Умение нестандартного и креативного решения поставленных задач, самостоятельность в выборе методов и форм познания

-

-

Типовой план реализации исследовательской деятельности состоит из следующих этапов, на которых будут реализовываться определенные навыки и умения учащихся:

- постановка проблемы или вопроса исследования;

- изучение теории, посвященной данной проблеме;

- подбор методов исследования;

- сбор собственного материала (составление карточек, выписок, конспектов и т.п.);

- основная часть работы, обработка и сопоставление данных, анализ и обобщение, собственные выводы;

- представление работы [2, c.8].

Основываясь на вышеуказанном плане, можно составить таблицу реализации общеучебных умений  и навыков на различных этапах выполнения научно-исследовательской работы (Таблица 4).

Таблица 4.

Реализация общеучебных навыков и умений учащимся на этапах проведения научно-исследовательской работы

 Этап плана научно-исследовательской работы

Реализованные общеучебные навыки учащегося

Постановка проблемы или вопроса исследования

- Навык анализа и понимания несложных практических ситуаций, выдвижение предположений;

- Умение планирования и предвидения результатов действий и процессов;

- Умение правильной интерпритации своих возможностей и интересов, их реализации

Изучение теории, посвященной данной проблеме

- Умение анализировать текст на наличие определенной информации и по смыслу;

- Навык использования для решения поставленных задач различных форм и видов источников информации;

Подбор методов исследования

- Навык использования различных методов познания мира;

- Навык определения и реализации решений для задач по заданным алгоритмам и в ситуациях, имеющих несколько вариантов решений;

- Умение нестандартного и креативного решения поставленных задач, самостоятельность в выборе методов и форм познания

Сбор собственного материала

- Умение анализировать текст на наличие определенной информации и по смыслу;

- Навыки контроля и оценки своей деятельности;

Обработка и сопоставление данных, обобщение, собственные выводы

- Умение разделять процессы на составляющие, выявлять причинно-следственные связи;

- Навык анализа и понимания несложных практических ситуаций, выдвижение предположений;

- Умение нестандартного и креативного решения поставленных задач, самостоятельность в выборе методов и форм познания

- Навыки контроля и оценки своей деятельности;

 Представление работы

 - Владение монологической и диалогической речью;

- Адекватное восприятие, интерпритация и передача информации через устную и письменную речь

Таким образом, можно утверждать о высокой эффективности научно-исследовательской деятельности в образовательной процессе с точки зрения реализации и развития стандартных навыков и умений у учащихся основной школы. Некоторые умения дублируются, что показывает дополнительную эффективность использования такой деятельности в виду многократности повторения и, следовательно, повышения степени овладения учащимся определенным навыком. Однако, стоит учитывать, что при эффективности данной деятельности реализуются и его негативные последствия, а неправильное построение или несвоевременное изменение подхода к реализации данной деятельности способны лишь усложнить процесс обучения школьников. Именно поэтому следует более подробно рассмотреть особенности реализации творческого потенциала учащихся в зависимости от цикла дисциплин (на примере гуманитарного цикла).

1.3 Исследовательская деятельность как метод развития творчества учащихся на уроках гуманитарного цикла в основной школе

Как упоминалось ранее, исследовательская деятельность имеет различные направления реализации, зависящие от особенностей циклов, в которых используются.

Для гуманитарных дисциплин выводят следующие особенности:

- гуманитарное знание бесконечно в познании;

- гуманитарное познание направлено, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие учащихся, а не на получение практических навыков;

- результаты гуманитарного познания субъективны и могут иметь различную трактовку в зависимости от субъекта познания [12, c.7].

Для особенностей реализации творчества учащихся через исследовательскую деятельность необходимо правильно интерпретировать само понятие «творчество учащегося». Творческая деятельность учащегося – это совокупность  внешне выраженных проявлений ученика, в которых раскрывается внутреннее мироощущение, мировоззрение и личностные особенности, направленные на  осмысление образовательной информации, в результате которого получается творческий продукт. [13]

Далее следует понять, из каких составляющих групп формируется творческая способность школьника. В общей практике выделяют следующие группы творческих способностей школьника (Рисунок 2).



Рис. 2. Составляющие группы творческой способности школьника

Основываясь на содержании рисунка 2, мы можем сказать, что содержательная сторона исследовательской деятельности является лишь одной из трех частей, формирующих творческую способность школьника. Немаловажное значение следует уделять мотивационной и эмоциональным сторонам при организации такой деятельности.

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих групп творческой способности школьника.

Мотивационная сторона творческой деятельности основывается на соответствии поставленной темы и формата работы интересам и склонностям школьника. Игнорирование хотя бы одной из составляющих данной группы приведет к падению заинтересованности школьника в результатах исследования, формированию негативного отношения к такому виду деятельности

Эмоциональная сторона связана с особенностями характера и мышления отдельно взятого школьника, особенностями его деятельности, например, темпом работы и пониманием проблемы. Характер учащегося основной школы является наиболее сложным в виду становления и укрепления системы мировоззрения, оценок, установок. Игнорирование данных аспектов приведет к эмоциональной нагрузке учащегося, создаст внутреннее сопротивление и абстрагирование от данного типа обучения.

Умственная сторона творческой деятельности зависит уже от уровня интеллектуального развития школьника, его эрудированности, а так же способности правильно интерпретировать информацию и, в целом,  уровня развитости его навыка обучаемости. При разработке плана исследовательской деятельности и темы следует учитывать глубину, обширность выбираемой темы, особенности поиска теоретического материала, его доступность. Игнорирование данных особенностей может привести к неспособности ученика к выполнению поставленных перед ним задач и, соответственно, потерей интереса к исследовательской деятельности как таковой [1].

Исходя из всего вышесказанного, следует выделить особенности построения исследовательской деятельности в школе для гуманитарного цикла, предлагаемые в психолого-педагогической  литературе (Таблица 5).

При рассмотрении таблицы 5, а так же особенностей творческой деятельности учащихся школы, можно определить требования, которые должны быть учтены при использовании исследовательской деятельности. [14]

При исследовании особенности формирования творчества исследовательской деятельностью следует сформировать основные этапы структуры её реализации на практике.

Структура творческого процесса, получаемого в ходе исследовательской деятельности, будет иметь следующие этапы:

- накопление знаний и навыков, необходимых для постановки и осмысления проблемы исследования;

- сосредоточение усилий на поиске недостающей информации и подготовка авторского решения поставленных задач;

- период преобразования информации с одновременным преодолением разочарования в трудности реализации поставленных решений;

- озарение, как формирование творческой идеи или промежуточного творческого результата;

- проверка и обработка творческого результата, его представление [15, c.107].

Таблица 5

Особенности исследовательской деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла

Организационные особенности

Методологические особенности

Гносеологические особенности

Эвалуационные особенности

Организация исследовательской деятельности должна быть направлена на углубленное изучение  различных гуманитарных дисциплин через элективные курсы

Стимулирование активности учащегося при проведении исследования через раскрытие им ценностно-смысловой природы гуманитарного знания

Понимание ценностно-смысловой природы гуманитарного знания и нахождение учащимся личных смыслов в гуманитарном познании

Учет самооценки учащегося при формировании у него критического отношения к компонентам своей исследовательской деятельности

Нейтрализация субъективной стороны гуманитарных дисциплин через сотрудничество и сотворчество во внеурочной деятельности

Диалогизация исследовательской деятельности

-

Ведение портфолио (как способ оценивания учащимся своего личностного роста)

-

-

-

Удовлетворение потребностей учащегося в  поисковой активности и общении

Таким образом, реализация творческих способностей обучающегося на уроках гуманитарного цикла в рамках исследовательской деятельности имеет ряд особенностей и составляющих групп, которые должны быть учтены педагогом при формировании и применения на практике метода исследовательской деятельности. Так же данный метод развития творческих способностей должен быть скорректирован на особенности гуманитарного познания, как процесса изучения дисциплин гуманитарного цикла. В целом же процесс реализации творчества обучающегося через метод исследовательской деятельности будет представлять, поэтапный процесс, совмещающий в себе ключевые этапы творческой и исследовательской деятельности. При всем этом, не следует забывать об особенностях и требованиях к управлению данным процессом педагога и учащегося в силу двустороннего характера такой деятельности.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Управление исследовательской деятельностью педагога и обучающего в  целостном педагогическом процессе

Реализация исследовательской деятельности в школах  г. Пятигорска Ставропольского края строится на подготовке и регулированию осуществления процессов исследовательской деятельности, как на уровне учителя, так и на уровне ученического состава в виду двусторонней зависимости эффективности такой деятельности.

Содержание исследовательской деятельности учащихся варьируется в зависимости от ступени общего среднего образования: в 1—4-х классах это мини-проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме ролевых игр; учащиеся 5-7-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках; учащиеся 8-9-х классов (предпрофильное обучение) осуществляют частично исследовательскую деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности); на этапе профильного обучения (10-11-е классы) ситуация научно-исследовательской деятельности строится в рамках научного общества учащихся.

Именно поэтому стоит отдельно рассмотреть особенности функционирования исследовательской деятельности как с учетом влияния условий данной школы, так и действующей системы образования в целом.

К учащимся края на сегодняшний день относятся дети, имеющие  ряд психолого-педагогических особенностей в  организации образовательного процесса (на уровне основного общего образования):

- высокий навык пользования электронными устройствами и гаджетами реализуется в виде высокой скорости и развитости навыка к поиску информации без осмысления и переживания её содержания;

- зависимость от цифровых технологий у них реализуется в виде малого запаса терпения и сосредоточенности на краткосрочных, мало амбициозных целях. Более ориентированы на потребление и индивидуальность. Отстаивают право на самостоятельное принятие решений, поэтому тяжело реализуют и развивают коммуникативные навыки;

- предпочтение виртуального общения реальному реализуется в виде высокого уровня уверенности в себе при  одновременном  существовании скрытых страхов;

- особенности работы с интернет-ресурсами преобразуются в образе мыслей, отличающемся фрагментарностью и даже поверхностностью [16, c.12].

Так же существуют психолого-педагогические условия в контексте современного образования, которые порождают особенности и противоречия организации исследовательской деятельности учителей г. Пятигорска:

- необходимость балансирования между высокой потребностью в инновационном творческом подходе к образованию, основанном на использовании передовых педагогических технологий и их доработке, и  традиционной системой управления педагогическими кадрами, не обеспечивающей поддержку педагогической исследовательской деятельности;

-  отсутствие критериев и показателей готовности педагога к исследовательской деятельности при необходимости подготовки педагога-исследователя;

 - необходимость повышать качество управления подготовкой педагогов к исследовательской деятельности и отсутствием целостных научных исследований по педагогическому мониторингу, способному интегрировать различные методы диагностики в систему комплексного мониторингового сопровождения процесса качественного управления формированием готовности учителя к педагогическому исследованию;

-  потребность педагога в самореализации и самоактуализации сталкивается с недостаточной разработанностью механизмов управленческой деятельности, основанной на соуправлении субъектов образовательного процесса [17, c.677-678].

Под управлением в общем смысле принято понимать многосторонний процесс, направленный на достижение цели и  включающий в себя:

- планирование и прогнозирование;

- организацию и координацию;

- мотивацию и контроль.

Управление исследовательской деятельностью в школах г. Пятигорска реализовывается  в виду реализации следующих функций:

- мотивационно-целевая – определение перспектив тенденций и целей исследовательской деятельности учителя через построение системы морального и материального стимулирования, а так же установку критериев готовности   к исследовательской деятельности;

- планово-прогностическая – прогнозирование процессов управления исследовательской деятельностью на основании разработки программ исследовательской деятельности педагогов;

- организационно-исполнительная функция – осуществление взаимодействия коллектива в процессе исследовательской деятельности;

-  контрольно-диагностическая -  проведение диагностики результативности исследовательской деятельности;

-  регулятивно-коррекционная – проведение корректировочных действий по внесению изменений в протекающие процессы исследовательской деятельности.

Рассматривая управление исследовательской деятельностью учащегося учителями, уделяется отдельное внимание следующим формам исследовательской деятельности:

- аннотация – краткая характеристика определенного текста, отражающая основные затронутые проблемы, а так же работу автора в виде собственных мыслей, оценок, суждений;

- доклад – публичное выступление на определенную тему, развивающее познавательный интерес и навыки поиск информации;

- конспект -  краткая запись выборки определенных фактов из текста, производимая учеником исходя из поставленных задач;

- реферат – авторский текст, содержащий новизну  изложения, систематизации, авторской позиции учащегося, сравнительного анализа, но не обязательно новый по идеям;

- учебно-исследовательская работа (проект) – овладение технологией творчества через анализ поставленной перед учеником проблемы или вопроса с выдвижением гипотезы и её доказательством или опровержением с постановкой эксперимента или подборкой доказательной базы и последующее публичное выступление [9, c.1223].

Разрабатывая систему управления исследовательской деятельностью учащихся, педагог правильно и обоснованно относится  к выбору используемым формам исследования.

К внеурочной деятельности данной  образовательной организации относят следующие формы проведения исследования:

- научное общество учащихся «Благовест»;

- участие в образовательных мероприятиях: «Научные чтения», «Евдокимовские образовательные чтения» и тд   ;

- факультативные занятия «Шаг в науку»;

- выездные практические мероприятия.

При выборе форм проведения исследования педагог  учитывает, какие общеучебные умения и навыки реализуются и развиваются у учащихся.

Основываясь на всем вышескзанном, педагог при управлении исследовательской деятельности учащихся учитывает   особенности как процесса исследования и его форм проведения, так и психолого-педагогические особенности самих учащихся. Однако основными показателями-факторами, отражающими потребности в изменении   проведения исследовательской деятельности учащихся на основании требований ФГОС ООО (Таблица 6).

Основываясь на функциях исследовательской деятельности действует следующая поэтапная структура реализации  административного процесса управления исследовательской деятельностью учителя:

- диагностика результативности исследовательской деятельности;

- постановка целей и задач управления деятельностью педагогов в школе;

-выделение  наиболее эффективных организационно-педагогических условий управления;

- утверждение мероприятий по повышению качества исследований, мотивированности учителей и т.п.;

- сбор и анализ результатов управления исследовательской деятельности учителей  

Таблица 6

Критерии определения эффективности политики проведения исследовательской деятельности учащихся учителем

Критерий

Базовый уровень

Повышенный уровень

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца; часть работы выполнялось при поддержке руководителя. Проявляются элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа спланирована и реализована самостоятельно. Обучающийся самостоятельно осуществлял контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления исследовательской (проектной) деятельности Подготовлена презентация. Автор отвечает на вопросы.

Тема определена ясно. Сообщение структурировано. Все мысли выражены ясно, логично. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Таким образом, управление исследовательской деятельностью и учащихся, и учителей происходит по общей поэтапной структуре. Однако было выявлено, что если критерии результативности исследовательской деятельности учащихся можно вывести из ФГОС ООО, то четких единых критериев для оценки результативности ведения исследовательской деятельности педагогом не существует, поэтому администрации разрабатывают свои критерии и стандарты. Так же было определено, что при реализации системы управления исследовательской деятельностью следует учитывать множество внутренних и внешних факторов, которые зависят от субъекта управления или окружающей его обстановки.

2.2. Анализ  использования исследовательской деятельности на уроках истории в основной  школе

Проведение исследовательской деятельности, как уже было указано в прошлой главе, является эффективным способом усвоения материала. Однако следует определить, какие из проводимых видов проведенных школьных  исследований наиболее эффективны при работе с учениками школы.

Для этого на базе школы МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска был проведен  опрос среди учащихся 7 классов, в количестве -90 человек (Приложение 1).

При ответе на первый вопрос «Почему вы любите урок истории» ответы школьниками были даны следующим образом (рисунок 3).

Рис. 3.   Ответ на вопрос 1 анкеты

Анализируя ответы на первый вопрос мы наглядно видим востребованность исследовательской деятельности, так как в целом 73% школьников отметили, что им интересно читать об историях той эпохи, рассматривать особенности быта и литературные источники тех времен. А вот целенаправленное изучение отечественной истории по учебникам считают интересным лишь 12% учащихся, что лишь подтверждает ранее сделанный вывод. 5% дали разнообразные ответы, не имеющие отношения анализу либо не несущие особой смысловой нагрузки.

Получается, что уроки истории в основной  школе  проходят  более интересно при альтернативном изучении учениками фактов из истории определенных событий. Именно поэтому следующий вопрос был призван отразить, какая исследовательская деятельность, проводившаяся ранее на уроках истории, является наиболее интересной для учеников. Были получены следующие ответы (Рисунок 4).

При анализе ответов о наиболее интересном событии были, как и предполагалось, выбраны «Урок-путешествие в Новое время» и «Карточные войны». Причем в проценты по данным мероприятиям входят и ответы тех детей, которые выбрали сразу два мероприятия. Так, «Урок – путешествие в Новое время», проводимый в октябре 2018 года, показал, что игровая форма работы позволила детям лучше усвоить материал о географических открытиях, исторических личностях и т.д. ( Приложение 2). «Карточные войны», которые представляли собой квест-пазл, по которому школьники по командам должны были восстановить контурные карты походов в ходе русско-турецких войн или территориальном делении стран через соотношение стран. Так же проводилась вариация с восстановлением походов одной из сторон в военных компаниях на карте. Однако, данное мероприятие, очевидно, меньше понравилось детям в виду его сложности и требования хорошего и глубокого знания пройденного материала.

«Урок-исследование» же оценили две трети учащихся, так как работа с печатными изданиями (их сканированными копиями) того времени была интересна на предмет анализа необычных фактов и уклада жизни, а так же разбора старого стиля написания текстов.

        

Рис. 4. Ответы на вопрос 2 анкеты  

В то же время, доклад о личности и конспект события из учебника не находит особого отражения в предпочтениях школьников, что показывает небольшую эффективность их использования в качестве урочной исследовательской деятельности.

Для связки результатов ответов на первый и второй вопросы необходимо рассмотреть статистику ответов по предпочтениям школьников на вопрос о выборе между данными видами исследования.

Результаты, исходя из формулировки вопроса, разделились на две категории: за исследовательскую деятельность и за изучение по учебникам. И в подтверждение ранее изложенных результатов были получены ответы, согласно которым 96% учеников предпочитают исследовательскую деятельность изучению истории по учебникам.

Исходя из ответа на 4-й вопрос, были получены различные предложения, среди которых наиболее частыми и интересными  являются:

- анализ различных эпох, культуры и быта сравнительно с современным временным периодом;

- написание коротких исследовательских проектов на темы по анализу наиболее сомнительных и интересных фактов исторических эпох с применением анализа исторического источника;

- постановка сценок на исторические темы.

При анализе опыта внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс в рамках курсовой работы было выявлено несколько действующих методических разработок.

«Уроки-путешествия» (одно из них – виртуальное путешествие по Эрмитажу), на которых дети анализировали исторические источники на предмет ответа на поставленные вопросы, показал эффективность, выраженную в повышении запоминаемости материала. Однако условием   должна быть нестандартная постановка вопроса, желательно в сомнительной и интригующей, даже немного скандальной (в рамках деловой культуры, этики и профессионализма) формулировкой. Иначе данный вид деятельности сводится к простому пересказу, вследствие чего снижается заинтересованность школьников.

Разработка проекта «Россия помнит», посвященного войне 1812 г., где дети самостоятельно оформляли стенд малоизвестными фактами и информацией о личностях того периода путем поиска информации в сети Интернет в рамках тематик урока истории. Эффективность так же зависела от подачи целей проекта, оценочной мотивации.

Творческое задание для школьников 7 класса, по которому необходимо было придумать историю рыцаря и его фамильный герб. Данная деятельность развивала заинтересованность школьника в изучении эпохи средневековья на предмет особенностей жизни того времени, а так же типовых примеров гербов знатных родов той или иной эпохи.

Проводились так же дискуссионные круглые столы ко дню Победы «Никто не забыт, ни что не забыто», в рамках которого дети рассказывали о своих предках-ветеранах и обсуждали конкретные события и подвиги ВОВ, например, подвиги Покрышкина, Матросова, Космодемьянской и других. Результаты таких столов показали, что изучение великих личностей и событий в дискуссионной форме гораздо более эффективно закрепляется в памяти школьников.

При ответе на 5-й вопрос наиболее частыми ответами были следующие:

- не нравится работать по учебникам, просто читая или конспектируя их;

- не нравится отвечать заученные параграфы;

- не нравится рисовать контурные карты путем нанесения на них стрелок и названий городов, местностей.

Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что по результатам данного исследования подтверждается необходимость и эффективность применения исследовательской работы на уроках истории в основной школе. Так же был сделан вывод о том, что интерактивная форма с отступлением от книжного учебного материала дает лучшие результаты, нежели работа только с учеником, которой сами школьники оказывают сопротивление в силу личных убеждений.

В системе работы МБОУ СОШ № 2 г. Пятигорска по организации исследовательской деятельности  учитываются следующие  закономерности: постоянное отслеживание промежуточных результатов исследовательской деятельности в образовательном процессе  влияет на повышение качества обучения учащихся, появление у них мотивов к самообразованию; включение в образовательный процесс исследовательских заданий положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, повышается мотивация учения; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении самооценки учащихся, формировании у них чувства собственного достоинства; использование исследовательской деятельности повышает активность учащихся, формирует у них мотивы учебной деятельности, стремление к познанию.

2.3. Рекомендации учителю по особенностям использования исследовательской деятельности на уроках истории в основной школе

Основываясь на вышеописанных исследованиях необходимо вывести проблемы и ограничения использования исследовательской деятельности в основной школе. Выявлен кризис в развитии любознательности детей старшего подросткового (13-14 лет) возраста. Кризис, проявляющийся в «спаде» вопросов, приходящийся на старший подростковый возраст, обусловлен тем, что наблюдается снижение спонтанной любознательности, подростки становятся менее откровенны и более критичны к себе, проявляется избирательность в познавательной деятельности, обусловленная формирующимися профессиональными интересами, вопросы все больше обращены к самому себе. В этом возрасте ярче проявляются индивидуальные различия в умственной деятельности. Интеллектуально активные подростки стремятся к построению гипотетических вопросов, интеллектуально пассивные - к постановке вопросов, которые носят шаблонный, репродуктивный характер, либо подростки не проявляют стремления задавать вопросы вовсе [3, c.5].

Основываясь на данном явлении, следует так же выделить и другие ограничительные барьеры для исследовательской деятельности школьников:

- отсутствие устойчивой системы ценностных ориентаций на творческую самореализацию и саморазвитие в учебно-исследовательской деятельности, на личностные достижения в этой деятельности;

- отсутствие способности к ценностно-смысловому самоопределению и самоактуализации в проблемных и исследовательских ситуациях;

- отсутствие целостной, личностной системы знаний о “методах” учебного и научного познания, их возможностях для творческой самореализации и саморазвития в учебно-исследовательской деятельности;

- преобладающая реакция на познавательную новизну проблемной, исследовательской ситуации, но не на возможное развитие своего интеллектуального творческого потенциала (новизну себя в процессе их разрешения);

- отсутствие чувствительности к противоречиям, ощущение их внешней заданности условием учебно-исследовательского задания или проблемной, исследовательской ситуации; отсутствие способности видеть противоречия в личностном процессе самореализации в этих ситуациях;

- стереотипность мышления, деятельности, общения;

- отсутствие интеллектуально творческой инициативы и активности в осмыслении не только познавательных, но и личностных затруднений на начальном этапе вхождения в учебно-исследовательскую деятельность, в процессе ее осуществления, а также в использовании рефлексии целей, процесса и результатов этой деятельности с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности;

- стереотипность личностно значимых целей выполнения учебно-исследовательских задач и заданий, которые заключаются преимущественно в получении нового знания, ознакомлении с новыми приемами деятельности; при этом не являются приоритетными цели творческой самореализации и саморазвития в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий;

- низкий уровень методологической культуры [5].

Все эти ограничения, накладывающиеся на психологические особенности детского поведения в исследуемом возрастном периоде, создают серьезный барьер в донесении и закреплении знаний на уроках истории. Подтверждением данных идей является все тот же анализ-опрос школьников. Детям не так интересен ход истории, сколько занимательные факты и нелогичность, скандальность интересных им вопросов. Причем здесь оказывает влияние психическая особенность рассеянного внимания и абстрагирования данного поколения, выраженная в зависимости от гаджетов, социальных сетей и других факторов, дополнительно рассеивающих внимание.

Основываясь на всем выше сказанном, можно предложить следующую    рекомендацию по организации процесса исследовательской деятельности на уроках истории. Донесение материала должно быть наиболее наглядным, с присутствием поверхностных фактов, творческой составляющей из несложных, но необычных заданий (например, рисунок герба рыцаря).  

Другой рекомендацией следует определить развитие в учащихся не только методической, но и воспитательной составляющей процесса обучения. Данная составляющая должна представлять собой формирование системы ценностных ориентиров не только для отдельных учеников, но и для коллектива. Наиболее эффективным будет:

- моделирование практических ситуаций;

- индивидуальный мотивационный подход к классам;

- культивирование здоровой способности к оценке собственного труда;

- разработка заданий с учетом возможности только  коллективного их выполнения;

- разработка больше творческих, нежели научных исследовательских работ и мероприятий в рамках урока.

Однако, данная рекомендация требует от учителей профессионализма, высокой заинтересованности, высоких навыков психологического анализа и коммуникации, поэтому является затруднительной в наших условиях.

Третьей рекомендацией может послужить вариативность использования методов исследовательской деятельности в зависимости от мотивированности класса, их среднего интеллектуального уровня. Учителю необходимо самостоятельно определить обоснованность использования одного из трех подходов к исследовательской деятельности:

- учитель формулирует проблему и называет способы решения, само же решение предстоит найти ученику;

- учитель создает проблемную ситуацию, из которой следует противоречие, на основе которого ученик формулирует проблему, определяет пути и методы ее решения, самостоятельно   приходит к результату, совместно с учителем корректирует его;

- ученик самостоятельно выдвигает проблему на основе осознанного им противоречия, создает гипотезу, определяет методы исследования, достигает результата и защищает его в ходе публичного выступления.

Исходя из данных рекомендаций наиболее эффективной будет   разработка мероприятия исследовательского характера с рабочим названием «Жизнь одного человека». Суть данной методики заключается в комплексном исследовании быта человека определенного класса в конкретный исторический период путем анализа исторических источников, Интернет-сайтов. Реализовываться будет в виде рассказа (в сопровождении с презентацией, если это учитель сочтет целесообразным) от лица человека с отражением происходивших в то время событий с интерпретацией последних на современные условия жизни в конце рассказа (что было бы, если бы это вернулось в наше время).

Данная разработка позволит более подробно комплексно изучить все стороны того временного периода, найти интересные факты, внести творческую составляющую в процесс изучения, а так же изучить уровень понимания учениками изучаемого материала и его интерпретации в личностном сознании.

Таким образом, выделены  проблемы реализации исследовательской деятельности на уроках истории в основной школе, на их основе предложены рекомендации по особенностям   использования исследовательской деятельности на уроках истории в основной школе.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Рассмотрев основные аспекты данной главы можно сделать следующие выводы:

- управление исследовательской деятельностью и учащихся, и учителями в реальном педагогическом процессе происходит по общей поэтапной структуре. Однако было выявлено, что если критерии результативности исследовательской деятельности учащихся можно вывести из ФГОС ООО, то четких единых критериев для оценки результативности ведения исследовательской деятельности педагогом не существует, поэтому администрация   школы  разрабатывает свои критерии и стандарты;

- при реализации системы управления исследовательской деятельностью следует учитывать множество внутренних и внешних факторов, которые зависят от субъекта управления или окужающей его обстановки;

- проведенное исследование подтверждает необходимость и эффективность применения исследовательской работы на уроках истории в основной школе, интерактивная форма с отступлением от книжного учебного материала дает лучшие результаты, нежели работа только с учеником, которой сами школьники оказывают сопротивление в силу личных убеждений;

- в ходе анализа возможных рекомендаций учителю по внедрению исследовательской деятельности были определены основные ограничения и направления развития данной исследовательской деятельности.

- в системе работы МБОУ СОШ № 2 г. Пятигорска по организации исследовательской деятельности  учитываются следующие  закономерности: постоянное отслеживание промежуточных результатов исследовательской деятельности в образовательном процессе  влияет на повышение качества обучения учащихся, появление у них мотивов к самообразованию; включение в образовательный процесс исследовательских заданий положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, повышается мотивация учения; использование исследовательской деятельности положительно сказывается на повышении самооценки учащихся, формировании у них чувства собственного достоинства; использование исследовательской деятельности повышает активность учащихся, формирует у них мотивы учебной деятельности, стремление к познанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев основные аспекты данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

- основываясь на результатах исследования места исследовательской деятельности в школе, можно утверждать об обоснованности и необходимости использования исследовательской деятельности в образовательном процессе в виду многочисленности его преимуществ и выполняемых функций. Однако, при этом не стоит забывать и об отдельных особенностях организации процесса исследовательской деятельности, основываясь на конкретном его виде.

- на основании проведенного анализа исследований ученых по   формированию навыков можно утверждать о высокой эффективности исследовательской деятельности в образовательной процессе с точки зрения реализации и развития стандартных навыков и умений у учащихся основной школы. Некоторые умения дублируются, что показывает дополнительную эффективность использования такой деятельности в виду многократности повторения и, следовательно, повышения степени овладения учащимся определенным навыком.

- реализация творческих способностей обучающегося в рамках исследовательской деятельности имеет ряд особенностей и составляющих групп, которые должны быть учтены педагогом при формировании и применения на практике. Так же данный метод развития творческих способностей должен быть скорректирован на особенности гуманитарного познания, как процесса изучения дисциплин гуманитарного цикла. В целом же процесс реализации творчества обучающегося через метод исследовательской деятельности будет представлять поэтапный процесс, совмещающий в себе ключевые этапы творческой и исследовательской деятельности. При всем этом, не следует забывать об особенностях и требованиях к управлению данным процессом педагога и учащегося в силу двустороннего характера такой деятельности.

- управление исследовательской деятельностью и учащихся, и учителями в реальном педагогическом процессе происходит по общей поэтапной структуре. Однако было выявлено, что если критерии результативности исследовательской деятельности учащихся можно вывести из ФГОС ООО, то четких единых критериев для оценки результативности ведения исследовательской деятельности педагогом не существует, поэтому администрация   школы  разрабатывает свои критерии и стандарты;

- при реализации системы управления исследовательской деятельностью следует учитывать множество внутренних и внешних факторов, которые зависят от субъекта управления или окужающей его обстановки;

- проведенное исследование подтверждает необходимость и эффективность применения исследовательской работы на уроках истории в основной школе, интерактивная форма с отступлением от книжного учебного материала дает лучшие результаты, нежели работа только с учеником, которой сами школьники оказывают сопротивление в силу личных убеждений;

- в ходе анализа возможных рекомендаций учителю по внедрению исследовательской деятельности были определены основные ограничения и направления развития данной исследовательской деятельности.

       Таким образом, нашла подтверждение гипотеза о том, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы реализуется, если исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитию его творческих познавательных способностей, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках истории.

    Данное исследование   ограничивалось кругом вопросов, связанных с организацией исследовательской деятельности в  школе на уровне основного общего образования.

              В качестве перспективы развития полученных выводов представляются необходимыми в дальнейшем исследовании более детальное изучение преемственности организации исследовательской деятельности в процессе индивидуального развития ребенка, разработка системы поддержки формирования исследовательских компетенций, раскрытие специфических возможностей образовательного потенциала исследовательской деятельности на материале различных предметов, изучаемых на разных возрастных ступенях школы. Решение этих задач раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина В.И. – Творческая деятельность учащихся – базовое требование ФГОС/ Российский образовательный портал «ИнфоУрок» [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://infourok.ru/tvorcheskaya-deyatelnost-uchaschihsya-bazovoe-trebovanie-fgos-2722721.html

2. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. - 2012. - №8. - с. 309-312.

3. Гуськова Е. А. Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 4-6.

4. Долбнев В. В. Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 134-137.

5. Жирвблене Т.В. - Исследовательская деятельность на уроках истории как основа формирования научного мировоззрения учащихся [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_istorii_kak_osnova_formirovaniia_

6. Залуцкая Г. Ф. - Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. - 2016. - №10. - c. 1222-1226.

7. Игропуло И.Ф., Игропуло В.С. – Функции исследовательской деятельности в развитии личности школьников в интегрированной образовательной системе/ PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGICS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS DEVELOPMENT, Лондон, 2013 – с.84-86

8. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

9. Казарина Л.А. – Принципы и особенности обучения исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы/ Современные проблемы науки и образования. 2015, №1 [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19913

10.Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - с. 6-9.

11. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 186 с.

12. Манузина Е.Б. – Особенности управления  научно-исследовательской деятельностью преподавателей педагогического вуза/ Вестник Томского  государственного педагогического университета, 2018 -c.129-134

   13. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.

              14. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. - 2012. - №10. - c. 358-361.

    15. Павлов А. В. Управление научно-исследовательской деятельностью в школе как условие развитие педагогов: материалы из опыта работы директора школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – c. 676–680.

16. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"/ Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

17. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"/ Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/

18. Солдатова Г.В., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. -  144 с.

19. Стерхова Н. С. Виды представления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их оценка // Школьная педагогика. - 2015. - №2. - С. 43-49.

          20. Терскова А. В. Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах // Молодой ученый. - 2017. - №39. - с. 106-109

21. Чудина А.А.- Организация исследовательской деятельности школьников, 2016/ Российский образовательный портал «ИнфоУрок» [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-1218048.html

22. Чистяков Д. К юбилею Нобевского лауреата академика Н.Н. Семенова // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 2. — С. 133.

23. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 2001. — 24 с.

  24. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986. — С. 36—37.

            25.  Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. — М., 1997. —78 с.

            26. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

            27. Юлпатова Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильногообучения : дис. . канд. пед. наук. — Волгоград, 2007. — 137 с.

            28.. Guilford , J. P. The nature of human intelligence. — N. Y. : McGraw-Hill, 1967.

            29. Hilgard E. R. Introduction to Psychology. — N.Y., 1957.

            30. Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing // The nature of creativity / RJ.Sternberg (Ed.). — N. Y. : Cambridge University Press, 1988. — P. 43—75.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

1. ПОЧЕМУ ВЫ ЛЮБИТЕ УРОК ИСТОРИИ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. КАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗА ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ: ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКАХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО КНИЖКАМ ИЛИ ПРОВОДИТЬ СОБСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ЧТО БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ ДОБАВИТЬ В УРОК ДЛЯ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ЧТОБЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ УБРАТЬ ИЗ РАБОТЫ НА УРОКЕ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая карта урока истории 7 класс.

Тема урока

«Бунташный век»

Тип урока

Урок – путешествие

Информационно методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

  • История России: учебник для 7 класса / Данилов А.А. Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2015
  • Атлас История России 7 класс. – М.: Дрова, 2016

План урока

  1. Причины народных выступлений
  2. Соляной бунт
  3. Медный бунт
  4. Восстание Степана Разина
  5. Восстание старообрядцев

Цель урока

Продолжить формирование ценностного отношения к прошлому своей страны.

формирование способностей у учеников работать в группах

умение делать логический анализ социальной информации

способность выработать собственную мировоззренческую позицию

расширение кругозора школьников

восстановление исторической памяти.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Основные понятия и термины

«Бунташный век», восстание, закрепощение крестьян.

Формы и методы обучения

беседа, групповая работа, работа в парах, работа с источником.

Личностные результаты

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны

Предметные УУД:

  • усвоить основы знаний о личностных характеристиках Алексея Михайловича; причинах и итогах народных выступлений в период его правления; установления самодержавия в Российском государстве
  • уметь систематизировать информацию из различных исторических источников, выделять основную;
  • понимать причинно – следственные связи конкретных исторических событий эпохи «бунташного века»;
  • применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
  • освоить базовые понятия по теме (бунт, бунташный век, самодержавие)
  • уместное употребление данных понятий в адекватной ситуации

Метапредметные УУД:

  • сформированность целеполагания в учебной деятельности
  • уметь выделять в тексте главное (причины, состав, итоги выступлений)
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • уметь формулировать свое мнение;
  • систематизировать материал в виде сравнительной таблицы;
  • уметь решать проблемные вопросы

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Оргмомент

1 мин

Подготовка класса к работе

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

фронтальная

регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

наблюдение учителя

II. Актуализация знаний

5 мин

Историческая разминка

Проводит мини-викторину на повторение изученного (прил.1)

Отвечают на вопросы разминки

фронтальная

Регулятивные:

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей

Система жетонов

1 правильный ответ или дополнение =1жетон

III. Сообщение темы и целей урока

  10      мин

Сообщение учителя

Корзина идей

  1. Называет тему, предлагает учащимся сформулировать учебную задачу
  1. Предлагает ученикам по очереди назвать известные  факты, события и даты по теме. Фиксирует информацию на доске
  2. Предлагает сформулировать  вопросы, требующие уточнения
  1. Слушают учителя, формулируют учебную задачу
  1. Ученики, выполнившие опережающее домашнее задание по очереди называют факты, события и даты по теме.
  1. Формулируют вопросы урока «Каковы итоги народных движений 17 века?», «Почему именно 17 век стал «бунташным»? или «Каковы причины народных выступлений в 17 веке?»

фронтальная

Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий

20

  1. Фишбоун («рыбий скелет»)

Предлагает нарисовать в тетради скелет рыбы. Голова -  главное понятие урока: «Бунташный век»  Кости – факты, события, даты, причины

Хвост – Итоги.

Корректирует записи по ходу урока.

Заполняют верхнюю часть скелета названиями и датами восстаний. Проверяют друг друга.

Заполняют нижние «косточки» причинами этих народных движений в паре.  После заполнения сверяют записи с ребятами на соседней парте.

Заполняют хвост итогами народных выступлений. Фронтально читают вслух записи (по желанию)

фронтальная

групповая

парная

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделяют существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные:

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Запись в тетради схемы

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

3

Обобщающая беседа

Организует беседу по вопросам:

- Почему именно 17 век стал «бунташным»?

- Каковы общие причины восстаний 17 века?

- Какую  новую информацию получили на уроке?

- Считаете ли вы, что полученные на уроке сведения пригодятся в дальнейшем?

Выставляет оценки за урок.

Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

фронтальная

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности; анализируют собственную работу; адекватно воспринимают оценку учителя

VI.  Домашнее задание

1

Параграф. 8 читать, устно отвечать на вопросы после параграфа

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку.

Приложение 1

Вопросы для викторины:

  1. Русский царь с 1598 года. Брат жены царя Федора Иоанновича
  2. Авантюристка,  дочь польского магната. Жена Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2.
  3. Подать с населения, взимаемая с побежденного народа победителем.
  4. Народное собрание в Древней Руси
  5. Отделение от русской православной церкви части верующих, не признававших реформ середины XVII века
  6. Фамилия нового русского царя Михаила Фёдоровича, избранного на Земском соборе 1613 г.
  7. Вождь крестьянской войны 1667-1671 гг., донской казак
  8. Даты правления Михаила Федоровича Романова
  9. Даты правления Алексея Михайловича Романова
  10. Кто провёл на Руси церковную реформу, расколовшую верующих на два противоборствующих лагеря

Министерство образования   Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске

Направление_______________________________________________________________________________________________________________________

Курс______2________Группа___Б-2ИР____

Студент Кунцевич Екатерина Валерьевна_____________________________  

Тема курсовой работы «Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе»________

Отзыв

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель Иванченко Ирина Васильевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии___

Дата____________    Оценка________   Подпись руководителя_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

В статье изложены основные положения работы над проектами на уроках. Этот вид работы, несомненно стоит того, чтобы его включили в свою деятельность все педагоги....

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»

Данный мастер-класс «Эффективность использования  современных  технологий  на  уроках  гуманитарного  цикла»  был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....

«Использование здоровьесберегающей технологий на уроках гуманитарного цикла»

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей ...

Элементы проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла. Рефлексия, как завершающий этап

 Рефлексия результатов проекта – очень важный, заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся в процессе осознает все, что он сделал, какие сп...

Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

Что такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учи...