Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла
    методическая разработка по теме

    Драгунова Валентина Владимировна

    В статье изложены основные положения работы над проектами на уроках. Этот вид работы, несомненно стоит того, чтобы его включили в свою деятельность все педагоги.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_rabota_v_shkole.docx17.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная работа в школе

    Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)
    Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
    • общенаучную;
    • информационную;
    • познавательную;
    • коммуникативную;
    • ценностно-смысловую;
    • социальную;
    • стремления личностного самосовершенствования.

    Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

    Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

    1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
    - ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
    - ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
    - ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
    - ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
    - ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
    - ученик субъект обучения – учитель партнер;
    - ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.


    2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
    3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
    4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
    5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
    6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
    7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

    Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
    Рефлексивные умения:

    • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
    • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

    Поисковые (исследовательские) умения: 

    • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
    • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
    • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
    • Умение находить несколько вариантов решения проблемы
    • Умение выдвигать гипотезы
    • Умение устанавливать причинно-следственные связи

    Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    • Навыки коллективного планирования
    • Умение взаимодействоать с любым партнером
    • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
    • Навыки делового партнерского общения
    • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

    Менеджерские умения и навыки:

    • Умение проектировать процесс (изделие)
    • Умение планировать деятельность, время, ресурсы
    • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
    • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

    Коммуникативные умения:

    • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
    • Умение вести дискуссию
    • Умение отстаивать свою точку зрения
    • Умение находить компромисс
    • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

    Презентационные умения и навыки:

    • Навыки монологической речи
    • Умение уверенно держать себя во время выступления
    • Артистические умения
    • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
    • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

    Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

    1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
    2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
    3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
    4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
    5. Возрастает нагрузка на учителя.

    Как же их разрешить? 

    1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
    2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
    3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
    4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
    5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.


    В подготовке этой статьи использовались следующие источники:
    1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
    2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
    3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
    4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
    circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
    5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на уроках естественного цикла

    В наш современный век ребёнка не удивишь ни видеофильмом, ни, тем более, слайдовой презентацией. Поэтому проблема развития познавательного интереса к предмету очень актуальна....

    Элементы проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла. Рефлексия, как завершающий этап

     Рефлексия результатов проекта – очень важный, заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся в процессе осознает все, что он сделал, какие сп...

    Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

    Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

    Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе

    В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...

    Доклад на тему: «Основные направления внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла.»

    В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности...

    Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

    Что такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учи...

    Анализ деятельности ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» за прошедший 2019-2020 учебный год

    В прошлом учебном году мы продолжали работать над темой  «Проектно-исследовательская работа, направленная на формирование коммуникативной культуры в условиях введения ФГОС ООО»....