Анализ деятельности ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» за прошедший 2019-2020 учебный год
материал

В прошлом учебном году мы продолжали работать над темой  «Проектно-исследовательская работа, направленная на формирование коммуникативной культуры в условиях введения ФГОС ООО». 

Целью было:
повышение качества образования учащихся по гуманитарным дисциплинам на основе организации инновационных   технологий, проектно-исследовательской работы с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении и повышения профессиональной компетентности учителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_shmo.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности  

ШМО учителей гуманитарного цикла  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» за прошедший  2019-2020 учебный год

         В прошлом учебном году мы продолжали работать над темой  «Проектно-исследовательская работа, направленная на формирование коммуникативной культуры в условиях введения ФГОС ООО».  

Целью было:
повышение качества образования учащихся по гуманитарным дисциплинам на основе организации инновационных   технологий, проектно-исследовательской работы с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении и повышения профессиональной компетентности учителей.

 Наши учителя повышали квалификацию на предметных курсах,  совершенствовали  уровень педагогического мастерства на районных заседаниях МО,  на семинарах, а также в процессе обмена опытом при взаимопосещении уроков, внеклассных мероприятий  и в процессе самообразования.

  Внедряя новые технологии в обучении, наши педагоги  ведут курсы по выбору, занимаются проектно- исследовательской работой.  

    В прошедшем учебном году наше МО провело ряд заседаний:

№ п/п

Тематика заседаний

Сроки проведе

ния

1

1.Утверждение рабочих программ

август

2

1. Анализ работы за прошедший 2018-2019 учебный год.

                                                                (Руководитель МО)

2.Анализ результатов ЕГЭ.

3. Утверждение плана работы на 2019-2020 учебный год.

4. Знакомство с нормативными документами Министерства образования и науки РФ и РМ в контексте ФГОС.

сентябрь

3

1. Доклад. «Возможности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективное средство реализации ФГОС» (Злыдникова Г. Н.)

2. Анализ итогов олимпиады предметам гуманитарного цикла среди школьников 5-11 классов.

3. Выступление учителей, работающих в 5 классе по освоению ФГОС. Результаты адаптации пятиклассников. (Шинелева П. А.,  
Телегина Л. Н.)

4. О проведении предметных недель

5. О подготовке к итоговому сочинению в 11 классе и итоговому собеседованию в 9 классе.

ноябрь

4

1. Доклад. «Формирование активной жизненной позиции на примере фактов и событий Отечественной истории различными методическими приемами. (Коптелов Н. Г.)

2. Анализ мониторинга обученности учащихся за 1 полугодие. Итоги муниципальных олимпиад.

3. О подготовке к  ГИА и ЕГЭ по русскому языку  и обществознанию в 9, 11 классах.

4. О корректировке рабочих  программ

январь

5

1. Доклад.  «Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС». (Чикнайкина Н. В.).

2. Заслушивание проектно-исследовательских работ.

3. Утверждение материалов репетиционных экзаменов в 9 и 11 классах

март

6

1. Итоги репетиционных экзаменов. (Руководитель МО)

2. Итоги проведения предметных недель гуманитарных наук

3. Самоотчеты учителей по результативности учебно-методической работы.

4. О разном.

май

Тематика заседаний была направлена на работу учителей-предметников условиях ФГОС ООО. (Протоколы заседаний,  доклады и выступления ответственных прилагаются).

Учителя МО работают над следующими  проблемами:

1. Злыдникова Г. Н. «Формирование орфографической зоркости у учащихся»

2. Коптелов Н. Г.  «Организация работы со слабоуспевающими на уроке истории»

3. Лысов В. А. «Активизация познавательной деятельности на уроках истории»

4. Телегина Л. Н.»Оптимизация обучения иностранному языку в школе»

5. Чикнайкина Н. В. «Нетрадиционные формы обучения на уроках иностранного языка»

6. Шинелева П. А. «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»

  Проводились практикумы по отслеживанию выполнения учебного плана, прохождения программного материала, мониторинги качества знаний и обученности  по изучаемым дисциплинам  (материалы прилагаются).

      Учителя русского языка и литературы ШМО работали по программам: «Литература, 5-11 классы» / под ред. Коровиной В. Я.- М.:Просвещение- 2009 (базовый уровень). Баранов М. Т, и др. «Русский язык, 5-9 классы» - М.: Просвещение 2010  (Базовый уровень),  Рыбченкова Л.  М.,  Власенков А. И.   «Русский язык, 10-11 классы» - М.: Просвещение -2010 (Базовый уровень). Учителя немецкого языка работают по учебникам Бима И. Л.; авторы учебников английского языка -  Кауфман К.И., Кауфман М. Ю.  Злыдникова Г. Н. работает по учебникам эрзянского языка, составленным и рекомендованным преподавателями  МРИО и министерством образования РМ. (Вальчук Е. В., Дмитриева С. Ю., Кочеваткина О. В. и др.)

Наши учителя-филологи  работают  по русскому языку по учебникам Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др.

Учителя истории и обществознания работают по программам и  учебникам Боголюбова Л. Н.(обществознание),  Данилова А. А. (история России), Агибаловой Е. В., Донской Г. М. (история средних веков), Юдовской А. Я. (новая история),  Загладина Н. В. (истории Отечества, 11 класс)

   В этом учебном году наши учителя работают по учебникам, изданным не позднее 2015года,  по программам 2010 гг.

Учителя, работающие в 5-7 классах перешли на ФГОС.

   В течение года вниманию коллег были предложены такие открытые уроки,  как:  урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Басенный мир И. Крылова» (учитель Киселева Т. Н.), урок русского языка   в 5 классе  «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное » (учитель Шинелева П.А.), урок русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное»  (учитель Злыдникова Г. Н.), урок-соревнование  во 2 классе «Кто знает английский лучше всех?» (учитель Чикнайкина Н. В.),урок истории в 5 классе «Рабство в древнем Риме» (учитель Коптелов Н. Г.)

    Надо сказать,  что все посещенные уроки были проведены на достаточно высоком уровне (график проведения  и конспекты уроков прилагаются).

Присутствующие  отметили достаточно высокую активность ребят, их умение  анализировать тексты, работать с тестами.

    Уроки были проведены с использованием разных форм работы .

Каждый учитель применял  на своих уроках презентации. Они уже прочно вошли в  практику педагога, но, тем не менее, открытый урок – это всегда большая ответственность.

     Педагогами ШМО были посещены следующие  внеклассные мероприятия: 

21 ноября в 5-9-х классах  проводилось  мероприятие «Словарь – наш друг и помощник», посвященное Дню словарей и энциклопедий, который отмечается 22 ноября, в день рождения В. И. Даля.

16 апреля (дистанционно) в  школе проводился День эрзянского языка, где принимали участи обучающиеся 5-7–х  классов. Смотрели презентацию участвовали в викторине о памятных местах и известных людях Мордовии. (Ответственная Г. Н. Злыдникова).

      С 22 по 24 апреля в рамках Месячника родного языка в дистанционном формате с учащимися 5-7-х классов  проводились мероприятия, посвященные русскому и  эрзянскому языкам.       «Язык – целый мир» - так называлась беседа, которую  П. А. Шинелева провела  с учащимися 5 и  7 классов. В ходе беседы речь шла о древнерусских названиях месяцев, о том, где можно узнать значение слова, если оно непонятно. Ребята  сами определяли значение   слов.

       С большим интересом семиклассники выполняли различные задания в ходе  викторины «Наш родной русский язык».  Много прозвучало пословиц, загадок о спорте, о книгах, о языке, разгадывались загадки, решались разные логические задачи.

  Г. Н. Злыдникова провела с учащимися 5 класса  викторину, содержащую вопросы о мордовских поэтах  и писателях, выдающихся людях Мордовии, о древних богах мордвы и другие. Также дети разгадывали ребусы и загадки.

В преддверии Дня славянской письменности и культуры (24 мая), в средних классах в дистанционном режиме прошли беседы, посвященные  создателям азбуки, Кириллу и Мефодию.
Все мероприятия были хорошо подготовлены.

       В школе ведётся работа с одарёнными детьми.

Ученик 6 класса Кабайкин Артём стал  призером  муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по эрзянскому языку
(рук. Г. Н. Злыдникова).

Однако следует отметить, что мы недостаточно работаем в этом направлении, так как у нас не было  призёров  даже на муниципальном уровне  в олимпиаде по русскому языку, иностранным языкам, а также истории и обществознанию.  Нужно работать во всех классах, готовя их к участию в олимпиадах,

вести работу по выявлению одаренных детей, принимать участие во всех конкурсах,  так как это способствует развитию личности учащегося.

      Также наши обучающиеся принимали активное участие в творческих конкурсах школьного, муниципального, республиканского, российского уровней.

В конце февраля 2020 года проводился школьный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая  классика». В нём принимали участие четыре человека: пятиклассники Камила Бекирова, Владислав Кузнецов (учитель П. А. Шинелева) и восьмиклассники Дарья Уварова и Антон Моисеев (учитель

Г. Н. Злыдникова). Всем участникам были вручены грамоты. Дарья Уварова – 1 место, Антон Моисеев – 2-е место, Камила Бекирова  Владислав Кузнецов – 3-е место. Муниципальный этап был отменен в связи с коронавирусной пандемией.

       Ученица Валерия  Сизганова (9 кл.) заняла  3-е место в муниципальном  конкурсе исследовательских работ «Шагнувшие в бессмертие» в номинации «Чеченская война: подвиг шестой роты» (руководитель Г. Н. Злыдникова).

        В условиях пандемии ребята активно включились в участие в интернет-конкурсе, организованном Ардатовским отделом культуры (детский фестиваль «Перезвон талантов») и флешмобе Ардатовской районной библиотеки, посвященном 75–летию  Победы. Некоторые ребята подавали  заявки и на участие в Открытом Всероссийском онлайн-фестивале «Спасибо за Победу!». Ученики всех классов читали стихи, посвященные Великой Отечественной войне, а также  фронтовые письма учителей и учеников  в рамках  Всероссийского  проекта «Учитель на войне».

 Видео выступлений детей можно увидеть в социальных сетях.

      В ноябре 2013 года был разработан проект «Школьная газета», с тех пор газета «Школьный калейдоскоп»  издается ежемесячно. Её объём вырос до 8-12 страниц. В состав редакции входит пятеро старшеклассников.  Есть электронная версия газеты на школьном сайте. Руководитель проекта и главный редактор П. А.  Шинелева.    Школьная газета – это прекрасная возможность для формирования коммуникативных навыков учащихся.

    Мониторинги успеваемости – один из  методов изучения качества знаний и успеваемости учащихся, а значит и эффективности работы учителя. Наше ШМО регулярно отслеживает результаты мониторингов и делает соответствующие выводы.
2019-2020-й учебный год заканчивался в условиях дистанционного обучения, поэтому трудно судить об объективности оценок за четвертую четверть и итоговых контрольных работ, но наши педагоги старались выставить максимально объективные оценки за год.

Итоги контрольных работ по русскому языку за 2019-2020 учебный год следующие: качество знаний в среднем: 55%, средний балл: 3,6, успеваемость: 100%.

   Наиболее характерные ошибки: в средних классах правописание безударных гласных,  падежных окончаний имен существительных, окончаний глаголов, правописание наречий; в старших классах безударные окончания глаголов, правописание наречий, обособление причастного и деепричастного оборотов.  Над безударными гласными  и падежными окончаниями  имён существительных  и прилагательных работаем с начальных классов, но ошибки на эти правила повторяются в течение почти всех лет обучения.

    Результаты мониторинга  по иностранному языку за 2014-2015 учебный год: качество знаний по английскому языку в среднем по школе: 52 % , средний балл : 3,4 (учитель Н. В. Чикнайкина).

 По литературе: качество знаний в среднем по школе с 5 по 11 класс: 65%, средний балл 3,5.

 По истории качество знаний  в среднем 56%,  средний балл: 3,4. По обществознанию качество знаний 58%, средний балл: 3, 7

     Программный материал пройден во всех классах всеми учителями МО.

   Следующее, на что мне хотелось бы обратить внимание, это  результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классе  (учитель Шинелева П. А.) (В связи с новой коронавирусной инфекцией  Ковид-19 ГИА  в 9 классе проводилась по итогам готовых оценок). В 11 классе  результаты ЕГЭ следующие:

Сдали экзамен по русскому языку все ученики. Самый высокий балл – 76 , (Неяскина Алевтина), Голюшова Екатерина – 54 балла. И три выпускника набрали по 47 баллов (учитель Шинелева П. А.)

По обществознанию один выпускник не набрал проходной балл (учитель Коптелов Н. Г.).

      Исходя из этого,  учителям, работающим в выпускных классах, нужно тщательно продумать систему повторения, работу, с тестами, анализ текстов и написание эссе.  Учащиеся должны уметь рассуждать,  строить свою речь логически правильно и красиво. Как письменную, так и устную

   Нам нужно находить способы развития познавательных интересов у школьников, формировать желание развивать коммуникативные умения.

             Подводя итоги проделанной работы за  прошедший год, можно с уверенностью сказать, что наши педагоги, учитывая накопленный опыт,  будут продолжать работу над внедрением новых технологий в условиях ФГОС.

         Руководитель ШМО:                                          /Шинелева П. А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа за 2010-2011 учебный год.

Осмысливание своего трудаведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти хорошо известные слова В.Г...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Характеристика-представление на учителя информатики и математики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыреву Людмилу Анатольевну

Козырева Людмила Анатольевна в МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» работает с 1999 года после окончания в 1989 году МГПИ имени М.Е.Евсевьева по специальности «Математика и физика»....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича

laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....