Проектная деятельность на уроках естественного цикла
статья по физике на тему

В наш современный век ребёнка не удивишь ни видеофильмом, ни, тем более, слайдовой презентацией. Поэтому проблема развития познавательного интереса к предмету очень актуальна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках естественного цикла

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. 

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Мы должны добиться того, чтобы выпускник нашей школы мог адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Одним из эффективных приемов в полной мере можно считать организацию подготовки и защиты проектов учащимися и на уроках, и во внеурочной деятельности. Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале нам надо научить учащихся работать над проектами. Для этого необходимо познакомить учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Физика – практическая наука. Мои ученики занимаются проектной деятельностью на уроках, на внеурочных внеклассных мероприятиях и, а также в домашних условиях. При изучении физики самыми удачными моментами для формирования элементов проектной деятельности являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией групповой работы, любые деятельностные формы организации учебных занятий. В это время формируется полноценное развитие личности, его подготовка к реальным условиям. Любознательность и познавательный интерес ученика 7 класса развивается также при изготовлении самодельных физических приборов своими руками. Например, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды», предлагаю учащимся изготовить модель фонтана из любых подручных средств. Фантазии детей безграничны. В работе с изготовлением самодельных приборов реализовать себя может каждый ученик, и слабоуспевающий, и сильный. Мною замечено, что подобная работа школьников обязательно способствует интеллектуальному развитию и улучшению качества знаний по предмету. Учитывая современную направленность обучения с использованием компьютерных технологий, стала использовать во внеурочной деятельности презентации, которые школьники 8 классов с удовольствием делают на компьютере по различным темам . Время, отводимое на презентацию ограничиваю до 2 -3 минут , в результате удаётся увидеть, на большом экране с использованием проектора, работы всего класса. Обычно такой урок провожу при завершении изучения большой темы. Удовлетворение от данной работы учащиеся получают огромное, очень стараются показать свой труд как можно лучше, следовательно, знания также становятся качественнее. Кроме того данный вид деятельности рождает мощный эмоциональный подъём и желание учиться ещё лучше!

         Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся  используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов. Метод проектов -  эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении. Например, в 8 классе уроки-конференции по темам «Физика атмосферы» (образование тумана и облаков, образование ветра, осадки, метеорологические наблюдения), «Лампа накаливания и электронагревательные приборы», «Электромагниты и их применение», «Глаз. Очки. Оптические приборы (глаз, очки, близорукость, дальнозоркость, проекционный аппарат, фотоаппарат, лупа). Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально.

Эффективно применение проектной деятельности в итоговых, заключительных уроках. В этом учебном году вместе с учащимися 8-х  классов выполнен проект по итогам  изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”. Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.

Во внеурочное время проектная деятельность стала одной из ведущих форм работы с увлеченными и одаренными ребятами. Внеклассные мероприятия оказывают положительное влияние на уроки, поскольку многие учащиеся начинают понимать, что они могут успешно заниматься физикой, повышается самооценка, возникает желание помочь отстающему товарищу.

Таким образом, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Современная школа немыслима без применения новых методов работы, обучения, использования передовых технологий.

Проводя такие работы в течение учебного года  можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

  1. Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
  2. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
  3. Данный проект может быть использован  при изучении «Капиллярные явления. Смачивание».

     В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект. В настоящее время одним из приоритетных методов повышения профессиональной компетентности учащихся является использование компьютерных технологий.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. У них горят глаза, они горды тем, что учитель ФИЗИКИ предложил им, как старшеклассникам, заниматься и научным исследованием. На вопрос учителей, одноклассников о том, чем они занимаются, ребята с гордостью отвечают: “Научной работой!”.

Список литературы

  1. Л. Ф. Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  2. А.С. Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
  3. О.В. Брыкова, Т.В.Громова Проектная деятельность в учебном процессе. – М: Чистые пруды, 2006 . – 3с
  4. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В. Чуракова Метод проектов-технология компетентностно-ориентированного образования.-Самара: Учебная литература, 2006.-3с.
  5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
  6. Н.И.Зильберберг. Приобщение к математическому творчеству. Уфа. Башкирское книжное издательство, 1988 г.
  7.  Н.А. Лымарева Проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008. - 3-4 с.
  8. А.М. Матюшкин. Загадки одаренности. М. Школа-пресс, 1993 г.
  9. Д. Пойа. Математическое открытие. М. Наука, 1976 г.
  10. Е.А. Самойлов Приемы продуктивной деятельности в познании природы. Самара: - СИПКРО, 2002, - 5с.
  11.  Е.А. Самойлов, И.А. Шунин Простые опыты по физике. - Самара: 1999.- 3с.
  12. В.Д. Степанов. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М. Просвещение, 1991 г.
  13.  М.А. Ступницкая Что такое учебный проект? М: Первое сентября, 2012.
  14. Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

В статье изложены основные положения работы над проектами на уроках. Этот вид работы, несомненно стоит того, чтобы его включили в свою деятельность все педагоги....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.

В статье раскрывается опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу"....

Элементы проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла. Рефлексия, как завершающий этап

 Рефлексия результатов проекта – очень важный, заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся в процессе осознает все, что он сделал, какие сп...

Проектная деятельность на уроках естественно - научного цикла

В презентации показаны виды проектов, их значение в образовании, этапы работы над проектом....

Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

Что такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учи...

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».

Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающ...