Художественно-эстетическое воспитание учащихся на основе реализации дополнительной общеобразовательной авторской программы "Нескучное рукоделие"
статья

Белозерская Елена Михайловна

Дополнительное образование детей – это та сфера, где возможна наиболее активная реализация их творческих возможностей в самых разных направлениях. Образовательные программы художественной направленности нацелены на художественно-эстетическое воспитание и образование учащихся, формирование эстетического вкуса как важного компонента гармоничного развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belozerskaya_e._m._statya.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «НЕСКУЧНОЕ РУКОДЕЛИЕ»

Белозерская Е. М.,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»

 

Дополнительное образование детей – это та сфера, где возможна наиболее активная реализация их творческих возможностей в самых разных направлениях. Образовательные программы художественной направленности нацелены на художественно-эстетическое воспитание и образование учащихся, формирование эстетического вкуса как важного компонента гармоничного развития личности.

Эстетический вкус играет большую роль в становлении личности современного ребенка. Самое главное в формировании вкуса, - постараться воспитать стремление к отбору и приобретению каждым ребенком подлинно человеческих, истинно гуманистических ценностей. Эстетический вкус есть определенное отношение к миру, к людям и явлениям. Это своего рода компас, который помогает точно определять хорошее и плохое, прекрасное и безобразное.

Как педагог декоративно – прикладного творчества,  считаю важным научить детей воспринимать, ценить прекрасное и, по мере возможности, творчески участвовать во внесении в нашу жизнь красоты. Необходимо развивать способность эмоционально наслаждаться прекрасным, давать эстетическую оценку тем или иным произведениям искусства, явлениям природы, человеческим отношениям. На основе такой оценивающей активности и формируется вкус как чувственно - оценочная способность человека [1].        

        Авторская образовательная программа «Нескучное рукоделие» предполагает обучение девочек швейному делу и различным видам декоративно – прикладного творчества. Цель программы: обеспечение условий для оптимальной творческой самореализации личности, художественного и нравственного совершенствования. Программа рассчитана на 5 лет, но при желании учащиеся могут продолжить обучение. Занятия по программе дают возможность преобразить мир вокруг себя, украсить его приятными и полезными вещами. Творческие замыслы порой превращаются в настоящие произведения искусства, которые получают высокую оценку не только на региональных, но и на всероссийских конкурсах и фестивалях.         

Большое значение для художественно-эстетического воспитания имеет та среда, в которой ребенок живет и развивается. Окружающая среда оказывает такое воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, приятна, если дети видят красивые вещи вокруг, слышат грамотную речь, то они будут воспринимать такое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у них неприятие [2]. Надо сказать, что у старшего поколения была более благоприятная среда для формирования эстетического вкуса. В кинотеатрах шли прекрасные, в том числе детские фильмы, по радио звучала красивая классическая музыка, в театре показывали спектакли, после которых люди уходили просто потрясенные. Нецензурную брань можно было слышать крайне редко, и общественность активно пресекала подобные выпады.

Сейчас обстановка кардинально изменилась. В современных условиях, при отсутствии цензуры и других ограничений, художественно - эстетическое воспитание приобретает важнейшее значение в деле формирования личности ребенка. 

Занятия коллектива «Белошвейка», которым я руковожу уже более 20 лет, проходят на базе МАОУ «СОШ №17» города Губкина. Когда дети впервые попадают в нашу творческую мастерскую, они выражают искреннее восхищение от увиденного. А восхититься есть чем. Здесь собраны творческие работы юных мастериц разных лет. Это  прекрасные панно с цветами из ткани и фоамирана, работы в технике декупаж, лоскутной мозаики, декоративной обработки кожи, куклы в красивых нарядах и мягкие игрушки, выполненные руками детей. По сути, это небольшой музей, где о каждой вещи можно рассказать целую историю. После такой экскурсии у девочек возникает желание скорее научиться делать то же самое. Задача педагога – поддержать это желание как можно дольше. Этому способствуют занятия, разнообразные по форме и содержанию.

Так, осенью, с младшими группами проводится небольшая экскурсия вокруг школы, где собирается коллекция из листьев, неповторимых по своей форме и окраске. После этого учащиеся пытаются воспроизвести подобное из ткани и бумаги. Работа с осенними листьями доставляет удовольствие всем детям. Они, порой впервые, внимательно с удивлением рассматривают то, что лежит у них буквально под ногами. Мы говорим о том, насколько восхитительна наша природа в любое время года. Такого разнообразия растений, пожалуй, не встретишь нигде в мире. Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Любить и, по возможности, преумножать красоту родного края.

В коллективе все давно привыкли к тому, что остатки материалов не выбрасываются, а преобразуются в красивые и полезные вещи: сумки, косметички, наволочки для подушек, лоскутные коврики, прихватки и многое другое. Так в 2017 году, когда в России был объявлен Год экологии, учащиеся разработали и выполнили целую коллекцию рюкзаков из старых джинсов. Каждый автор воплотил свое видение в то, как должно выглядеть новое изделие. В ход пошли пуговицы, кружево, тесьма, молнии, аппликации и прочие отделки. Рюкзаки получились оригинальными, удобными и многофункциональными.

Изготавливая одежду на себя, девочки готовятся к тому, чтобы продемонстрировать свои изделия. Такая тренировка дает возможность выработать красивую походку, постоянно следить за правильной осанкой, всегда помнить о таких понятиях, как женственность и грациозность.         Полученные в течение пяти лет знания, умения и навыки реализуются в разработке и выполнении проекта. В качестве проекта может быть сложное швейное изделие, макет, топиарий, коллаж. Художественное мышление и приобретенный опыт позволяют детям работать более самостоятельно, творчески воплощая задуманное в конкретных изделиях.

Посещение Губкинского краеведческого музея, всевозможных мастер-классов, различных выставок, которые проходят в городе, дают возможность приобщиться к культурному наследию прошлого и увидеть интересные образцы, созданные руками современных мастеров и учащихся. Такие встречи открывает новые горизонты в творческой деятельности коллектива.

В 2019 году детскому объединению «Белошвейка» Дворца детского творчества «Юный губкинец» исполняется 25 лет. Хочется отметить эту солидную дату новыми творческими работами. Выражаем надежду, что юбилейная выставка будет яркой и разнообразной, а значит, привлечет внимание многих любителей декоративно-прикладного творчества. Среди гостей хочется увидеть многочисленных выпускников коллектива. В большинстве своем, это интересные творческие люди, нашедшие свой путь в непростой современной жизни. Среди них есть предприниматели, открывшие свое ателье по ремонту и пошиву одежды, врачи, юристы, журналисты, педагоги, тьютеры, работающие в образовательных учреждениях города. Поддерживаем с ними связь через социальные сети, сообщаем друг другу о своих успехах. Отрадно слышать, что знания, полученные в коллективе, помогают им в жизни, особенно с появлением своих детей. До глубины души тронуло признание одной из бывших учениц. Она сказала так: «Елена Михайловна, мы Вам очень благодарны за наше красивое детство!». Ради таких слов, непременно, стоит жить и продолжать трудиться еще долгие годы.

Литература:

1. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2600

2. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. канд. пед. наук / В.А. Березина. - М., 2002. - 391 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная прогамма Студия рукоделия"Алиса в стране чудес"

Программа направлена на воспитание у учащихся художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков при работе с различными материалами....

«Художественно-эстетическая деятельность младших школьников на занятиях отделения дополнительного образования»

Статья об организации художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в системе дополнительного образования....

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Организация работы с детьми с ОВЗ по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лоскутное рукоделие» первого года обучения

Дополнительное образование – это сфера вариативного содержания образования, где развивается личность в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и ...

Выступление «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»

Выступление на тему: «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвиваю...