Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
методическая разработка

Сафонова Ирина Николаевна

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Виды работ с текстом

Работа с текстом до чтения

  1. Вступительная беседа (по содержанию текста, биографии автора, историческим событиям, случаям из жизни и т.п.).
  2. Работа с заголовком (прогнозирование).
  3. Работа с иллюстрацией.
  4. Работа с трудночитаемыми словами (речевая разминка, речевая пятиминутка, речевая зарядка).
  5. Работа с непонятными словами и выражениями.
  6. Чтение текста учителем, проверка восприятия.

Работа с текстом во время чтения

  1. Чтение цепочкой по предложению.
  2. Чтение цепочкой по абзацу.
  3. Чтение вполголоса.
  4. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
  5. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
  6. Чтение, ответы на вопросы учителя.
  7. Чтение, выделение непонятных слов.
  8. Чтение слов, к которым даны сноски.
  9. Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).
  10. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  11. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  12. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  13. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  14. Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.

Работа с текстом после чтения

  1. Чтение, деление на части. Составление плана.
  2. Чтение по готовому плану.
  3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  5. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  6. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
  7. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  8. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  9. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  10. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  11. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  12. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  13. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  14. Чтение по ролям.
  15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  16. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).
  17. Пересказ прочитанного с опорой на план (словесный, иллюстративный, цитатный, схематичный и т.д.).
  18. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
  19. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
  20. Конкурсное чтение стихотворений.
  21. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  22. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  23. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  25. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  26. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  27. Работа над характеристикой персонажей.
  28. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  29. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  30. Нахождение в тексте выводов.
  31. Осмысление замысла и главной мысли произведения.
  32. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями

В комплексном подходе к ребенку с ограниченными возможностями невозможно обойти вопрос работы с родителями. Именно они находятся с ребенком большую часть времени. От их состояния во многом зависит усп...

Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...

Методические рекомендации педагогу по работе со слабоуспевающими учениками

Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками...

Реализация проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла

Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект ...

Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации

Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации...

Доклад "Дисплей-текст на уроках гуманитарного цикла"

Всероссийская конференция «ТЕКСТ И КОНТЕКСТ: КЛАССИКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ» Именно так звучала тема знакового события для учителей-словесников, организованная МГУ им. М.В. Ломоносова и ...