Доклад "Дисплей-текст на уроках гуманитарного цикла"
статья

Белякова Людмила Михайловна

Всероссийская конференция «ТЕКСТ И КОНТЕКСТ: КЛАССИКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ» Именно так звучала тема знакового события для учителей-словесников, организованная МГУ им. М.В. Ломоносова и РАО. В работе секций приняли участие более тысячи педагогов с разных уголков нашей страны и зарубежья. Мне посчастливилось быть модератором секции "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Модераторы: Голубков Михаил Михайлович (Россия, г. Москва), д.ф.н., профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Белякова Людмила Муртазовна (Россия, г. Рыбинск), к.ф.н.

Этот опыт позволил увидеть вступающих с нового ракурса, выявить те объединяющие смыслы, которые и определяют главную цель любой конференции, любого события - Диссеминация педагогического опыта, процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

В этом контексте предлагаю свой доклад "Дисплей-текст на уроках гуманитарного цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyakova_statya.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.311.5

Л.М.Белякова  

blm555@yandex.ru

ДИСПЛЕЙ-ТЕКСТ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

         

         

        В начале нашей эры Луций Анней Сенека произнёс золотую фразу, актуальную и по сей день: «Век живи – век учись тому, как следует жить». Правда, к XXI веку её сократили до «Век живи – век учись», но суть осталась той же: учиться нужно всегда, всегда нужно расти и развиваться, ведь стагнация ничем не лучше деградации.

Но при всех реформах и изменениях трендом номер один был, есть и остаётся Lifelong Learning, (ляйф лён лёнинг) или  «обучение всю жизнь», а одной из приоритетных национальных целей образования на ближайшие 10 лет является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

В связи с этим обновлены ФГОС, ключевой задачей школы стала задача формирования навыков XXI века, в т.ч. и функциональной грамотности. И перед учеником современная жизнь ставит  новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поскольку в речи выражается  человек, работа с текстом способствует формированию его мировоззрения, жизненной позиции, владение различными способами освоения содержания текста: составление вопросов, плана, тезисов, извлечение информации из карты, рисунка, диаграммы, дисплей-текста.

Слайд 1

Языковое существование людей изменяется с невероятной прогрессией, изменилась природа текста: расширилось представление о тексте: карты, рисунки, фильмы, аудио- и видеозаписи. А в условиях цифровизации образования остро встает проблема чтения текста с экрана.  В образовательном контексте цифровые тексты и цифровое чтение рассматриваются с нескольких позиций. Синонимия «цифровой текст» обширна.

Слайд 2

Но в научной литературе, посвященной исследованию текстов, размещенных на экране цифрового устройства, не наблюдается терминологического единства. Это можно объяснить тем, что объект рассматривается с позиций разных дисциплин, у каждой из которых свои задачи, свои предпочтения.

Мы обратимся к дисплейному тексту. К сожалению,    некоторые учителя-практики, особенно те, кто преподаёт гуманитарные дисциплины,  убеждены в том, что дисплейные тексты быстро забываются, теряются в потоке информации.

Так ли это? Возможно ли сегодня не принимать во внимание новую форму выражения языка? И насколько важно в исторически сложившемся языковом существовании людей суметь правильно оценить подобное явление.

Отвечая на эти вопросы, во-первых, обратимся к дефиниции «дисплейный текст».

Слайд 3

Это понятие только-только входит в нашу речь, поэтому в большинстве словарей лексическое значение термина отсутствует. Так, например, не нашлось объяснения в БСЭ, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, Современной энциклопедии (замечу, что поиск осуществлялся в двух векторах: «дисплей-текст» и «дисплейный текст»). В Современной толковой словаре русского языка Ефремовой[1] дано определение только понятия «дисплей»:

 1. как визуального отображения информации и

 2. как экрана такого устройства, но что такое  «дисплейный текст» - определения нет.

И  система Национальный корпус русского языка также показывает ноль вхождений, читаем - «по вашему запросу ничего не найдено». Можно ли на основании проведённого наблюдения делать вывод, что дисплейный текст  не является массовокоммуникативным текстом? Или следует констатировать другое: дисплейные тексты – это новое явление в языке. И совершенно определённо следует признать, что наряду с устной и письменной формой коммуникации воцаряется и сетевая.

Конечно,  при   всей  своей    доступности,    легкой    воспринимаемости    и    других   недостатках дисплейные    тексты    не    заменяют    собственно текст, но могут органично соотноситься   с другими сферами общения.

Они используются как способ визуализации основного текста с одной стороны, а  с другой стороны задают вектор мыслительной деятельности, сохраняя при этом основные принципы текста: связности,  логичности, целостности. Основным принципом организации работы над таким текстом остаётся   принцип коммуникативной целесообразности.

Слайд 4

Здесь и далее мы будем рассматривать дисплейный текст

- как дидактическую единицу,

- как объект мыслительной деятельности и

-  как воспитательный элемент на уроках русского языка (на примерах упражнений из учебников по русскому языку под ред. Е. А. Быстровой и по русскому родному языку Т. М. Воителевой).

Работа с дисплей-текстом имеет определённые трудности, главная из которых – выбор правильной страт'егии работы с таким текстом.   Об этом образно  говорил и писатель Пришвин:  «С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную». Дисплей-текст обладает  эмерджентностью, приращением смыслов, и это свойство способствует развитию познавательного интереса.

В современном учебном процессе в условиях постоянного информационного взрыва ученику действительно сложно сохранить и прорастить свой собственный «зелёный росток» мысли. Именно поэтому учитель обязан учитывать многофункциональность дисплейного текста: рассматривать дисплей-текст как развивающую среду для ребёнка, как объект мыслительной деятельности, а не только как дидактическую единицу.  Именно такой подход не позволит обучение русскому языку сделать формальным.  

До недавнего времени школьная традиция признавала лишь книжные тексты, а не любые фиксации коммуникативного действия. Многие видели в дисплейных текстах сиюминутность, поверхность сведений, не достаточных для постижения смысла. Они порождают клиповое мышление. Но можно ли сегодня оградить современного человека от таких текстов? Конечно, нет. А значит, нужно не отвергать форму их существования, а сменить ракурс восприятия, видя в первую очередь достоинства, а  не недостатки.   И дилемма «книга или дисплей», они  обречены жить и развиваться в содружестве (разве плохо получать нужные сведения в краткой и яркой форме). Задача ввести это соображение в образование становится принципиальной, так как коммуникация сегодня  это не только письменная и устная, но и сетевая. Когда-то это начиналось с простейших смайликов, неких символов вместо знаков препинания, (ещё раннее наскальная живопись, узелковое письмо), теперь прочное место в нашем понимании  сетевое общение: устные тексты, письменные тексты, дисплейные тексты.

Слайд 5

Ученики должны понимать, что дисплейный текст – это жёсткий конструктор, в который внесены языковые и внеязыковые носители смысла  и происходит чередование единиц разного потенциала. Так, например, любая презентация – это простейший образец дисплейного текста, где соседствуют языковые носители смысла: звук, письмо, интонация и внеязыковые: изображение, цвет, движение. Дисплейный текст предполагает, точнее, создаёт иллюзию соучастия всего происходящего.

Задача учителя научить «читать» дисплейные тексты, понимать их структуру. Понимать конструкцию текста, чередование всех трёх его единиц. Такой своеобразный конструктор вы видите сейчас на экране.

Слайд 6

Делается это для того, чтобы быстро и чётко усваивать информацию, разделённую   на удобно воспринимаемые клипы. Думаем, что ДТ должен обязательно должен поддерживаться иллюстративным текстом, цветом, что  обеспечит его осмысление разными каналами восприятия.

Слайд 7

Итак, учитывая специфику дисплейных текстов, учитель должен осознавать некую степень ответственности при их использовании, чтобы ученик был не просто потребителем, а думающим, мыслящим читателем. Многие учёные и учителя-практики справедливо отмечают, что если книжный текст требует переработки информации, определённых мыслительных действий, то дисплейный текст предстаёт в готовом виде. И в этом случае подобная доступность может нести некую угрозу формирования читательских компетенций. Мы считаем, что этого можно избежать, приняв как данность современную картину мира как вербально-картинно-образную. Не передача информации представляет опасность, а способ её переработки. Принцип от сосуществования – к сотрудничеству (диалогу: ученик-ДТ) предполагает решить эту дилемму, доказывая при  этом, что язык – это развивающееся явление, реагирующее на все изменения, происходящие в обществе.

Слайд 8

            Сегодня практически все авторы УМК по русскому языку включают в структуру учебника дисплейные тексты. Рассмотрим некоторые из них в УМК под редакцией Е.А. Быстровой. ДТ отражают определённую коммуникативную ситуацию, которой соответствуют все структурные компоненты.  

           Идя от определения В.Г. Костомарова, что дисплейный текст – это «информация в виде «живых» актов общения» [4: 67], автор Быстрова Е.А. предлагают серию упражнений, где представлены дисплейные тексты в виде двух плакатов: упр.231  [3: 82], основной идеей которых является призыв сохранения всего живого на Земле. Упражнение сопровождается следующими заданиями: охарактеризуйте вербальные и невербальные компоненты дисплейных текстов; удачно ли они сочетаются; представьте свой вариант дисплейного текста, отражающего ту же идею.

Слайд 9

 В учебнике 9 класса представлено более 10 примеров дисплейных текстов, которые  определяют позицию ученика не как потребителя своеобразной рекламы, а организуют многоуровневый диалог   между учеником и дисплей-текстом. Конструктор такого текста способствуют развитию не только коммуникативных УУД, но и познавательных, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему.

Слайд 10

             Дисплейные тексты становятся современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, многомерный инструмент, где обеспечивается работа с определённым объёмом информации на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний.

        Слайд 11 (литература)

Слайд 12 (сами создаём ДТ)

Слайд 13 (история)

Слайд 14 (история)

 

Слайд 15 (обществознание)

 

Слайд 16 (вывод)

           Считаю, что в современном постоянно изменяющемся мире, возможно расширить назначение и функции дисплейного текста и добавить следующее дополнение для получения нового определения: «Дисплейный текст – это образовательное средство, содержание которого отражает краткую тематическую информацию, но при этом предоставляет неограниченную возможность интерпретации».

 

Библиографический список

  1. Обновлённый ФГОС ООО: знания, компетенции, успех.
  2. Программа курса «Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой. 5-9 классы. [Текст] авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М., 2020.
  3. Русский язык. 9 класс: учебник для, Ю.Н. Гостева и др.; общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева слово - РС».  [Текст]  – М., 2020.
  4. В.Г. Костомаров. Языковой вкус эпохи. [Текст] – М., 1999.
  5. Громовик И.В. Современный русский язык: дисплейные тексты. [Электронный ресурс] // URL: https://video.1sept.ru/video/1415. (дата обращения – 25.03.2022]

Bibliographic list

1. Updated FGOS LLC: knowledge, competence, success.

2. The program of the course "Russian language" edited by Academician of the   Russian Academy of Sciences E.A. Bystrova. Grades 5-9. [Text] author-comp. L.V. Kibireva. – M., 2020.

3. Russian language. 5th grade: textbook for, Yu.N. Gosteva and others; educational institutions: at 2 o'clock / E.A. Bystrova, L.V. Kibireva slovo - RS". [Text] – M., 2020.

4. V.G. Kostomarov. The linguistic taste of the epoch. [Text] – M., 1999.

5. Gromovik I.V. Modern Russian: display texts. [Electronic resource] // URL: https://video.1sept.ru/video/1415 . (accessed 25.03.2022]        


[1] Современный толковый словарь Ефремевой - https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/158438/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%B9

Дата вхождения – 31 марта 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оптимизация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла

презентация к засаданию школьного методического обединения учителей гуманитарного цикла...

Педагогические технологии на уроках гуманитарного цикла

выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...

Творческая и исследовательская работа обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла

Как, наверное, каждый учитель, я мечтаю, чтобы мой предмет вызывал у детей интерес. Творческая и учебно-исследовательская работа обучающихся, с моей точки зрения, помогают мне в этом. Данная публикаци...

Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. О...

Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"

Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...

Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла

В статье изложены основные положения работы над проектами на уроках. Этот вид работы, несомненно стоит того, чтобы его включили в свою деятельность все педагоги....