Главные вкладки

    Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла
    статья по русскому языку по теме

    Ничкова Татьяна Анатольевна

    Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. Оно  воплощено в разнообразных концепциях, имеющих как теоретическое обоснование, так и практическое воплощение в деятельности лучших умов педагогической мысли. Но, несмотря на это многообразие, одно остается неизменным. Это моральная основа – стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, совесть, стыд, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих кажущихся элементарными нравственных норм общество не сможет существовать и развиваться.

    Выработке нравственных норм учащихся во многом способствуют уроки гуманитарного цикла, например, русский язык.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_gum_ikla.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Из опыта работы»

    Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

    Ничкова Т.А.,

    учитель русского языка и

    литературы,

    педагог дополнительного образования детей

    Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. Оно  воплощено в разнообразных концепциях, имеющих как теоретическое обоснование, так и практическое воплощение в деятельности лучших умов педагогической мысли. Но, несмотря на это многообразие, одно остается неизменным. Это моральная основа – стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, совесть, стыд, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих кажущихся элементарными нравственных норм общество не сможет существовать и развиваться.

    Выработке нравственных норм учащихся во многом способствуют уроки гуманитарного цикла, например, русский язык. В учебнике 6 кл. М. Т. Баранова и др. содержится ряд упражнений под общим названием «Отечество мое Россия», способствующий привитию учащимся чувства патриотизма. В упражнении 163 приводится информация о самом важном качестве человека, о его характере, а также ряд советов как его «закалять». На воспитание привязанности к Родине оказывает влияние и изобразительный ряд учебника.  

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Рассматривая вопрос нравственного воспитания в контексте уроков литературы (5-6 кл.), можно сделать вывод, что тексты, подобранные автором учебника – Коровиной В. Я. – способствуют формированию нравственности. Примером могут служить следующие тексты:

    1. Фольклор;
    2. «Повесть временных лет». Подвиги во имя мира на родной земле;
    3. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание;
    4. М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837 г.);
    5. И. С. Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие;
    6. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов;
    7. Поэты 19 и 20 веков о Родине и родной природе;
    8. И. А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами;
    9. В. Г. Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Осуждение равнодушия окружающих людей к беднякам. Взаимопонимание – основа отношений в семье;
    10. П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя;
    11. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание;
    12. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом;
    13. А. П. Платонов «Никита». Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира;
    14. В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций;
    15. «Ради жизни на земле…» стихотворные произведения о войне и др.

    Таким образом, нравственное воспитание учащихся среднего звена (5-6 кл.) строится на текстах, которые логически можно разделить на четыре типа:

    1. Любовь и воспевание родной земли, ее героического прошлого и природы;
    2. Борьба добра и зла;
    3. Становление характера человека и его отношения внутри общества;
    4. Законы нравственности, отраженные в фольклоре (пословицы, сказки).

    Подобным образом построен курс изучения литературы для 6 класса.

    На воспитание нравственности учащихся направлено изучение произведений факультативного курса «Вокруг тебя – Мир…». Большая часть текстов нацеливает  читателя на гуманизм, толерантность и милосердие.

    Посредством опоры на подобные художественные произведения,   тексты для языкового анализа, совместной выработке социальных норм, социально значимых качеств личности создается образ сообщества, в котором превыше всего ценятся свобода и любовь, терпимость и взаимопонимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

    Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

    Православные нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

    Православные нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла....

    Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

    Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

    Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

    Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и общес...

    Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в школе гуманитарного профиля.

    В данной статье автор рассматривает потенциал городской образовательной среды для духовно-нравственного развития и воспитания петербургских школьников в процессе проектной деятельности на уроках матем...