Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Козловская Инэсса Романовна

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Козловской И.Р

«Некоторые приемы развития речи учащихся  

 на уроках русского языка»

Оглавление

    Введение…………………………………………………………………..1

 Глава 1.  Развитие речи учащихся как актуальная методическая и

      психолого-педагогическая проблема………………………………..3

     1. Мотивация развития речи учащихся

     2. Методы развития речи учащихся на уроках русского языка

3. Формы развития речи на уроках русского языка

Глава 2. Работа над изобразительными средствами языка в аспекте

         развития речи учащихся пятых классов на уроках русского

         языка………………………………………………………………….25

     1. Работа над изобразительными средствами в свете развития речи         учащихся                        

      2. Система упражнений по обогащению речи учащихся      изобразительными средствами

     3. Этапы работы по обогащению речи учащихся средствами художественной выразительности

Заключение……………………………………………………………….37

Библиография……………………………………………………………39

Введение

    Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в средней школе, названо «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения». Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в средней школе является развитие речи учащихся. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка.     Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ГИА предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности.

      Практическая значимость работы состоит в развитии речевых навыков учащихся на уроках русского языка с 5-го класса. Не секрет, что на сегодняшний день речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Речь наших детей стала бедна. Увиденное с экранов телевизоров порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

   Выдвинута гипотеза: если использовать методику развития речи, то речевая культура учащихся будет на достаточно высоком уровне. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы ясно излагать свои мысли, умел слушать и говорить так, чтобы его понимали; умел  оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать, обладал культурой речевого спора.

   “Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”. Эти слова А.И.Куприна кажутся наиболее актуальными сегодня, когда ученикам всё труднее приходится выражать собственные мысли, отвечать связанно на уроках, писать рефераты, сочинения.

    Методика развития речи учащихся описывает методы развития речи: имитативные, коммуникативные и конструктивные.                                                                                                            

 Проблема совершенствования этих методов становится особенно актуальной в связи с реализацией идей развивающего обучения.   В дидактической классификации И.Я. Лернера выделяются следующие методы обучения: информационно-рецептивный, или объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый (эвристический); исследовательский; творческий.

      В работе дано описание формам работы по развитию речи: сочинения –повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Цель работы: разработать систему уроков по теме: «Развитие речи учащихся средней школы на уроках русского языка».

Задачи:

1.  Обозначить пути решения проблемы.

2. Разработать различные формы   работы с текстом.

3. Систематизировать формы и методы работы по обогащению словарного запаса школьников.

    Структура работы. Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению вопроса развития речи учащихся: где дается оценка методам   развития речи учащихся на уроках русского языка с позиции реализации идей развивающего обучения.

  Вторая глава содержит методические рекомендации по работе над изобразительными средствами в свете развития речи учащихся: систему упражнений по обогащению речи учащихся средствами художественной выразительности.

Глава 1.

Развитие речи учащихся как актуальная методическая и

психолого-педагогическая проблема.

1.Мотивация развития речи учащихся.

      Развитие устной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Понятие «развитие речи» имеет как философско-психологическое, так и педагогическое значение. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира.

     Духовная жизнь человека выражается не только в его производственной и социальной деятельности, но и в «речевом поступке», в его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Речевая и коммуникативная деятельность личности развиваются вместе с развитием её духовных интересов в процессе её контактов с прекрасным, с произведениями искусства.

     Отечественные философы конца XIX – начала XX века неразрывно связывали нравственное развитие личности с усвоением духовных ценностей народа, то есть его языка, литературы, истории, изобразительного искусства. Не случайно подчеркивал филолог Ф.И.Буслаев, что «родной язык так сросся с личностью каждою, что учить оному значит – вместе с тем развивать духовные способности учащихся».

     «Речевая деятельность человека неотделима от его морально – эстетических убеждений и поведений. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего.

     В более узком, научно – методическом значении под развитием речи понимают «специальную совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на овладение речью». В качестве рабочего определения мы будем опираться на данную формулировку» (1).

_________________________________________________________

 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2002г. с123

    «Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе.

    Важное понятие «речевого возраста» было выдвинуто А.К. Марковой, определяемое ею как «период, отделяющий одну качественную степень от другой, то есть период, разделяющий речевые новообразования, определяемые нами через соотношение функции и форм речи» (1).

    Уроки русского языка, в ходе которых правильная организация речевой деятельности и общения будет способствовать повышению культуры речи учащихся, а также обогащению духовного мира молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, играют огромную роль.

    Совершенствование речи учащихся необходимо для их успешного обучения как будущих специалистов. Есть и ещё одна причина, продолжать работу в этом направлении: подготовка к вступительным экзаменам в ВУЗ.

    При обучении русскому языку центральное место занимает работа по развитию связной речи у учащихся.

    Значимость развития речи в жизни - один из главных приёмов в осуществлении мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

   Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов, жизненноважных, можно достичь, развивая свою речь.     Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных.

__________________________________________________________

   Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст. – Л., 2004г. с.66

 Общая культура речи в значительной степени способствует становлению духовного мира человека, формирует внутреннюю потребность личности в практической реализации ее творческих возможностей и потребностей.

   Трудно переоценить воспитательное значение уроков по развитию речи в формировании личности учащегося: его мировоззрении, идейной позиции, умении отстоять свою точку зрения, развитии культуры общения, нравственных ориентиров. Развитие речи способствует укреплению памяти, вырабатывает образное и логическое мышление, активизирует речевую деятельность учащихся, развивает навыки монологической речи, помогает выстроить диалог. Владение грамотной речью позволяет учащемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.

   Поэтому в своей работе по развитию связной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи необходимо применять различные формы и методы обучения  на уроках русского языка.

2.Методы развития речи учащихся на уроках русского языка

     «Для овладения речью учащимися необходимы следующие методы развития речи: имитативные, коммуникативные и конструктивные.

     Основным приемом в имитационых методах является обучение по образцам. Среди типов упражнений можно выделить: многочисленные виды пересказа прочитанных текстов (близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями, с делением текста на части, озаглавливанием частей, составление плана прочитанного рассказа, то же в письменном варианте), письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра (рассказ перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенное для сценического воплощения)» (1).

      Назначение, функция языка – быть средством общения, коммуникации, а также самовыражения.    Важность коммуникативной функции языка определяет необходимость использования коммуникативных методов развития речи учащихся.

__________________________________________________________________

 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002г. с.111

     Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей и дневников; создание сюжетов, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы; «проба пера» - литературно-творческие попытки в прозе, стихах, в драматических жанрах.

     «Проблема совершенствования методов обучения русскому языку становится особенно актуальной в связи с реализацией идей развивающего обучения. Рассмотрим дидактическую классификацию методов И.Я. Лернера.   Согласно дидактической классификации И.Я. Лернера выделяются следующие методы обучения: информационно-рецептивный, или объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый (эвристический); исследовательский; творческий.

    Опираясь на классификацию И.Я. Лернера, есть возможность представить классификацию методов и приемов развития речи учащихся в следующем виде: рецептивный, репродуктивный, продуктивный» (1).

      Ведущим методом развития речи младших школьников признается продуктивный метод. Анализ педагогического опыта отечественных и зарубежных специалистов   говорит о том, что условием эффективного развития речи детей этого возраста является активное включение в процесс обучения детского словесного творчества.

    В первом направлении следует руководствоваться правилом, что словарная работа - это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами кура русского языка и литературы. Поэтому на каждом уроке надо обращать внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.

  Например, 5 класс. Тема «Буквы з и с на конце приставок».

     Работа с рассказом А.Курляндского «Геройский поступок».

________________________________________________________________

    Пахнова Т. М. «Русский язык. Комплексная работа с текстом».- М.,2004г. «Экзамен». с.52

Читается только часть рассказа, дети работают над изучаемой орфограммой, а в качестве домашнего задания учитель предлагает создать свой вариант конца рассказа. На следующем уроке идет речь и об основной мысли произведения, обсуждаются варианты, концовки, учитель зачитывает ребятам и авторский вариант. Так же можно организовать работу с рассказом Г.Горина «Ежик» при изучении темы «Обозначение мягкости согласных».

 Используется и такой вид работы, как литературно-музыкальные диктанты.

 «Например, 5 класс. Тема «Простые и сложные предложения».

 Прослушивается «Песенка Тортилы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)

 После первого прослушивания задаются вопросы:

 - Что значит «драться надо, так дерись»?

 - Какой смысл вкладывает Тротила в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад»?

- Попытаться запомнить побудительные предложения.

 - Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.

 Домашнее задание на этом уроке : написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи Тортилы»( Помните, что сложные предложения делают речь богаче!)

Такие задания вызывают у уч-ся большой интерес, пробуждают желание высказать свое мнение. А это очень важно – пробудить желание говорить, связно выразить свои мысли. Но чтобы это произошло, важно заинтересовать ребенка, создать для него ситуацию успеха. «Интерес к учению,- писал В.А.Сухомлинский, - проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…». В этом могут помочь нестандартные задания, которые не только позволяют совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и развивают навыки связной речи»(1).

    Эффективен и такой вид работы, как творческие диктанты.

______________________________________________________

 Никитина Е. И. Уроки развития речи.5 класс. К учебнику «Русская речь. Развитие речи». Методическое пособие. Дрофа, 2010г. с.56.

Например, 7 класс. Тема «Причастие»

    Проводится творческий диктант по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». В начале урока звучит рассказ о живописце, который готовят уч-ся. Затем читается текст диктанта (описание картины) и обращается внимание на то, что данное описание могло бы быть более ярким и полным, если его обогатить причастиями и причастными оборотами, что и делают уч-ся , когда текст читается по частям. Такой же диктант можно провести и в 8 классе по картине И.Шишкина «Рожь» при изучении темы «Однородные члены предложения» (1).

 Используется и такой вид работы, как изложение – миниатюра.

 Например, 9 класс. Тема «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

 Задание: передать содержание текста одним предложением, соответствующим данной схеме, не допуская повторения слов, употребить глаголы, характеризующие краски осени.

Текст : Осенний лес – костер.

    Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя: теплятся ровным восковым светом березки; горят трепетным оранжевым огнем клены; пылают, жарко червонея, осины; рассыпаются фиолетовым фейерверком вязы.

    При обучении русскому языку центральное место занимает совершенствование культуры речи. Этой работе следует посвящать много времени. В чем состоит эта работа? Прежде всего в обогащении грамматического строя речи каждого учащегося. Например, развивается умение выражать различные отношения-пространства, времени, причины, следствия, уступки и т. д. — различными грамматическими формами. Так учащийся должен понимать причинные отношения, выраженные не только существительным с предлогом (пел от радости), но и деепричастием (пел, обрадовавшись), причастием (пел, обрадованный), целым предложением (пел, потому что обрадовался) и. т. д. , а также употреблять их в своей речи.

_____________________________________________________________

 Никитина Е. И. Уроки развития речи.9 класс. К учебнику «Русская речь. Развитие речи». Методическое пособие. Дрофа, 2010г. с.88.

   

  В сложном предложении он должен уметь пользоваться не только нейтральным союзом потому что, но и стилистически окрашенными: так как; ибо; ввиду того, что. Уместно употреблять их в речи разговорной или художественной, научной, деловой, публицистической. Культура речи предполагает уместное употребление любых слов. Поэтому для тренировки своим учащимся я предлагаю, например, такие задания:

Задание 1. Вставьте причинный союз из данных в скобках, обдумав, насколько уместен он в предложении данного стиля.

 А. Человеческая личность должна быть крепка, как сталь,... На ней все строится.

 1. Ибо. 2. Ввиду того, что.

 Б. Действие закона всемирного тяготения применимо ко всем телам,... Луна притягивается одновременно и Землей и Солнцем.

 1. В силу того, что. 2.Ибо.

Задание 2. Укажите, какой синоним нужно вставить, чтобы избежать повтора.

 А. Вечерняя заря разлилась на полнеба. Отблеск ее дивно украсил мир. Багряные ... легли на воду озера.

 1.Отблески. 2. Отливы.

 Б. Окна маленькой сторожки пылали рубиновым ... , как три глаза волшебника.

 1.Отблеском. 2. Отливом. 3. Отсветом.

 В. На каждой покрытой росою травинке лежали лилово-розовые, перламутровые... .

 1.Отблески. 2. Отливы. 3. Отсветы. 4. Блики.

    Следует особо сказать об обучении учащихся деловому письму, поскольку школа должна подготовить ребят к жизни, где использование деловых бумаг имеет большое значение. В качестве образца  предлагается вниманию учащихся стенд «Оформление деловых бумаг». Во-первых, ребята знакомятся с основными их видами, во- вторых, учатся правильно составлять их, что пригодится им при поступлении на работу, учебу и в других жизненных ситуациях позволит чувствовать себя увереннее. В начале работы  рекомендуется учащимся завести особые тетради для записи в них образцов деловых бумаг, так как в будущем им придется не раз обращаться к этим тетрадям за оправками. Указываем, что деловая переписка по своему стилю отличается предельной простотой, точностью и краткостью изложения, в отдельных случаях архаичностью ряда стереотипных выражений, издавна вошедших в канцелярский язык и сохраняющихся до настоящего времени как некие стандарты (податель сего; в удостоверении чего выдается; с подлинным верно; подписью и приложением печати удостоверяется и т.п.)

    3.Формы развития речи на уроках русского языка

     В области развития речи детей у словесника имеются большие возможности, но и требования к нему велики. ЕГЭ, несомненно, серьезное испытание, которое предстоит пройти пятиклассникам через шесть лет. Но учителя должны готовить детей не для экзамена, а для жизни. Поэтому большое значение имеет работа над сочинением. Именно сочинение развивает логическую мысль ребенка, формирует его личные убеждения, и учить этому словесник все равно будет. Это сочинения-описания, повествования, рассуждения, свободные диктанты, изложения-миниатюры.

    Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна дать их гармоническое сочетание. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.

    В каждом классе есть по меньшей мере одна тема, которая требует к себе наиболее пристального внимания. Так, всегда много ошибок в словах с безударными гласными в корне слова, поэтому в 5 классе надо обращать внимание учеников на корень слова как его главную часть, что способствует предупреждению ошибок в правописании слов с безударными гласными.

 Вот почему параграф 61 учебника для 5 класса  рекомендовано использовать для обучения устному сочинению на тему: «Корень слова». По образцу устной работы можно провести письменное сочинение (домашняя работа).

 В ходе вдумчивого чтения правила и текста на с.157 учащиеся под руководством учителя вычленяют и записывают в виде плана основные сведения о корне слова:

 1. Корень – главная значимая часть слова.

 2. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

 3. Однокоренные слова.

 Затем пятиклассники выполняют упр.374 и определяют, какой пункт плана мы раскрываем, выполняя эту работу. Находим речевое оформление для ответа на первый пункт плана, например:

«Корень – это главная значимая часть слова. Почему перина называется периной? Она из пера. Корень помогает объяснить значение слова. Шиповник – это роза с шипами.

Смысл слова заключён в его корне».

 Аргументы для ответа на второй пункт плана берём из упр.369. Составляем такие, например, ряды слов:

 чистота, чистюля, чистый, чистить, чисто, чистенький…

 светлый, светлеть, светло, светлячки…

 чернеть, чёрный, чернота, чернушка, чёрненький…

    И снова, как и на первом этапе, оформляем ответ, например:

«В корне слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, какой бы частью речи они при этом ни были. Например, чистота и чистюля – имена существительные, чистить – глагол, чистый, чистенький – имена прилагательные, но все они однокоренные, у них корень чист» (1).

   Затем обращается  внимание учащихся на важность словосочетания «общее лексическое значение», выясняю, правильно ли они его понимают. Если ответы правильные, выполняем упр.370. Если ответы недостаточно уверенные, - упр.368. И в том, и в другом случае учащиеся должны сделать вывод, что одинаковое звучание и даже написание корней ещё не даёт права назвать однокоренными слова, если у них нет общего лексического значения. Этой информацией учащиеся дополняют ответ на второй вопрос.

Учитель делает общий вывод:

 - Слов без корня не бывает. «Отыскивая корень, мы касаемся самых глубинных и существенных признаков слова» (Шанский Н.М.). Недаром говорят «зри в корень». Внимание к этой части слова позволяет объяснить и тонкости орфографии слова, и тайны его происхождения.

_________________________________________________________________

  Соколова Г. П. «Уроки русского языка и словесности». М.,2003

Теперь объединяем в связный, доказательный ответ всё, что было подготовлено для него по частям. Только после того, как устный рассказ будет закреплён, задаётся последний вопрос: «Зачем всё это надо хорошо знать каждому?» Постепенно подвожу пятиклассников к ответу: чтобы избежать ошибок в правописании корней, видеть структуру слова, легко выделять другие структурные элементы слова. Кроме того, сообщаю, что к этой теме мы ещё не раз вернёмся: и когда будем знакомиться с чередованиями (тогда появится возможность показать, что, не меняя своего лексического значения, корень может в ряде родственных слов принять иной вид: брать, соберу, сбор, собирать), и при разборе слов по составу, и при словообразовательном анализе слова.

 После этого можно переходить к разбору по составу, к упражнениям на правописание корней с безударной гласной (упр.371, 372).

 Дома учащиеся охотно пишут – по аналогии с тем, что было сделано на уроке, - сочинение «Корень слова»; при этом они используют другие примеры, придумывают вступление и заключение как лирическое обрамление сочинения.

Ученики очень любят сочинять сказки на лингвистические темы. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Не сразу всё удавалось, но со временем творения ребят стали получаться весьма интересными и поучительными.

 Лингвистическая сказка является одним из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. В ней можно найти богатый материал, дающий учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе, работать над развитием воображения школьников. Ведь детская фантазия поистине безгранична, а лингвистическая сказка – это ещё и один шаг вперёд на трудном пути развития речи.

 На уроках развития речи предоставляем учащимся испробовать свои силы не только в прозе, но и в стихах. Конечно, далеко не все стихотворные попытки можно назвать настоящими стихами, но для меня важным было то, что у школьников возникло желание «попробовать своё перо».

 Многое дают для развития фантазии, воображения и речи детей экскурсии в природу, живые наблюдения, например, по такой тематике: «О чём шумит берёза под окнами нашей школы?», «Звуки весны», «Я хочу рассказать вам…».

 Разумеется, работа по развитию речи должна проводиться и на рабочих уроках русского языка. Так, например, в 6 классе на уроке по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» вывешиваю картину И.Шишкина «Лес». Ученики получают задание составить словосочетания с корнями раст – рос, стел – стил, кос – кас по картине, а затем написать сочинение-миниатюру.

 В 7 классе предлагается школьникам тема сочинения-рассуждения: «Приглашение к зеркалу». Ребята должны посмотреть на себя в зеркало и описать не только свою внешность, одежду, но и взглянуть на себя со стороны, постараться разобраться в своих мыслях и чувствах, а наблюдения изложить в сочинении. Хочу отметить, что учащиеся с интересом выполняют такое задание.

 Кроме того, можно использовать на уроках упражнения, в которых производное слово рассматривается как член словообразовательного гнезда. Основная цель этих упражнений – развитие речевой памяти детей, их языкового чутья.

На уроках полезно использовать и такие упражнения, при проведении которых обращается внимание на функционально-стилистическую и тематическую закреплённость анализируемых слов, на обычность-необычность их употребления в речи.

 Например:

 Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.

 (Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.

 У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.

 2. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их образования.

 Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облака затемнили солнце, делая его медно-красным.

 3. Замените описательные обороты в портретной зарисовке человека сложными словами. При этом следует несколько изменить порядок слов.

   Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой. Его лицо с белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и к людям. С первых слов мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.

 4. Составьте предложения на тему «Осенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, жёлтые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

 5. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?

     «Необходимы на уроках и такие упражнения, которые направлены на усвоение учащимися ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова. Смысл этих упражнений в предупреждении грамматических ошибок, устранении их в речи школьников» (1).

    Например, составьте предложения на тему «В магазине» со словами: апельсины, абрикосы, мандарины, яблоки, фрукты; помидоры, баклажаны, килограммы (во мн. числе, в род. падеже).

     Следует использовать и такие задания, как свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии. Такой вид диктанта является, на мой взгляд, хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины обращаю внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагаю найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна. Конечно же, ученики воспроизведут эти выражения и слова в своём тексте. В результате процесс формирования речевых и правописных навыков будет проходить параллельно.

________________________________________________________________

     Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск, 2005г. с.29

 При выборе картины учитываю возрастные особенности учащихся. Можно на основе единого текста провести свободный диктант по нескольким картинам одного автора, объединённым общностью темы. В 7 классе использую картины всех жанров.

     В работе над свободным диктантом можно выделить следующие этапы:

 1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание вопросов для беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для передачи основного содержания текста и картины).

 2. Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания картины, творческий замысел мастера).

 3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.

 4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.

 5. Чтение текста свободного диктанта.

 6. Анализ содержания картины и текста.

 7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.

 8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

 9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.

 10. Чтение и запись диктанта по абзацам.

    « Для свободного диктанта лучше использовать искусствоведческие тексты, поскольку они несут всю информацию о картине (истории её создания, содержании, средствах выражения замысла художника). Их авторами могут быть как сами художники, так и искусствоведы (например, В.Б.Розенвассер и его книга «Беседы об искусстве».) Можно использовать отрывки из художественных произведений, если они соответствуют содержанию картины или затрагивают отдельные её микротемы. Например, в 6 классе использую отрывок из повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» и т.д.) с опорой на картину А.И.Кунджи «Украинская ночь» (1).

______________________________________________________________

  Вырыпаева Л.С. Что за прелесть эта сказка!// Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок » 2005/2006. – Москва : «1 сентября», «Чистые пруды», 2006г. с.26

 На уроках развития речи, хотя бы изредка, нужно использовать музыку. После прослушивания музыкального произведения ребята в устной и письменной форме передают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями, чувствами. Например, предлагаю ученикам такие задания:

 1. Прочитайте стихотворение. Послушайте затем «Утро» Э.Грига из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Попробуйте передать своими словами увиденную и услышанную картину просыпающейся природы.

 Утро в горах.

 Лазурь небесная смеётся,

 Ночной омытая грозой,

 И между гор росисто вьётся

 Долина светлой полосой.

 Лишь высших гор до половины

 Туманы покрывают скат,

 Как бы воздушные руины

 Волшебством созданных палат.

 (Ф.И.Тютчев).

2. Послушайте «Тройку» Г.Свиридова. Расскажите, какая картина возникла перед вами. Нарисуйте иллюстрацию к услышанной музыке.

 3. Послушайте «Прелюдию» С.Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы.

 Применение предложенных упражнений поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной речи и увидеть силу родного слова, даст почувствовать себя творческой личностью, будет способствовать развитию речи учащихся, а также познакомит их с шедеврами русской и зарубежной музыки.

Использование на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения – одно из необходимых условий повышения интереса к предмету. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать о том, что игра – естественная потребность для детей, особенно младшего и среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

 Рекомендуется в уроки русского языка  вводить дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.

 Игра «Переводчик».

 Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

 А) Доктор прописал пациенту инъекции.

 Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.

 В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

 Г) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

 2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

 А) При проверке было выявлено немало дефектов.

 Б) Он пишет мемуары.

 В) Ваши аргументы убедительны.

 Г) Мы гордимся нашим голкипером.

 Д) В газете появилась информация о футбольном матче.

 Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

 Игра «Эрудит».

 Угадай слово по толкованию его лексического значения.

 А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).

 Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

 В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

 Г) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

 2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.

 3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

 Игра «Корректор».

 Найди ошибку в выборе слова.

 А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

 Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

 В) В центре города построен памятник герою.

 2. Кто быстрее и точнее отредактирует текст?

 3. Найди лишнее слово.

 А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.

 Б) Многие города были превращены в руины и развалины.

 В) Он написал свою автобиографию.

 Игра «Бумеранг».

 Найди синоним (или антоним) к слову.

 Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

 Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая).

 Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.

  Надо стремиться  к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является  дискуссия. Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели её проведения следующие: 1). выяснение разных точек зрения, помогающих найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников; 2). воспитание у школьников культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.

 Дискуссия как форма демократического общения имеет некоторые преимущества: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений.

 Конечно, настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И всё-таки определённая подготовка необходима. Можно выделить три этапа: 1) предварительная подготовка (выбор темы; глубокое изучение вопроса, который будет обсуждаться; создание инициативной группы по подготовке дискуссии; оформление помещения); 2) проведение дискуссии; 3) подведение итогов.

 Умелая дискуссия – почти искусство, поэтому важно не ошибиться в выборе ведущего.

 В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по русскому языку можно предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное сложное предложение» (классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?», «Многозначность или омонимия?», «Своё и чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи – не однообразие ли это?», «Красноречие - для всех или для избранных?» и т.п.

   Возможен и другой вариант. Это дискуссия – ролевая игра, которая предполагает деление класса на условных противников: одна группа учащихся опровергает норму, другая защищает её (роли распределяются заранее с учётом желания ребят). Игровую форму дискуссии я считаю наиболее эффективной: она снимает скованность детей, позволяет провести подготовительную работу с каждой группой. Ролевая игра позволяет учителю остаться арбитром в споре: не будучи обременён необходимостью аргументировать, сообщать информацию, он берёт на себя решающую роль ведущего – дирижёра дискуссии.

   Существует предположение, что 21 век будет временем торжества гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М.Бахтина, - это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт ТЕКСТ… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».

     Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования. Внедрению данного подхода в жизнь способствуют следующие виды уроков: урок-исследование, урок-семинар, практикум, деловая игра, дискуссия, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, формы выполнения работы и т.п.

   На  уроках   раздаём учащимся несколько вариантов с текстами и заданиями. Дети определяют, какой текст им интереснее, формируют пары, группы (кто-то решает работать индивидуально); отбирают необходимую справочную литературу, словари. Привожу в качестве примера один из вариантов текста для 7 класса.

 Текст № 1.

Часто и домом, и мастерской ему (Е.И.Носову) – лес, поля, реки.

- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И.Носов. – Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может зародиться. Это лучшая тишина.

Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолёт перед взлётом, раскручиваюсь. А когда «взлетел», живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно трясине слов. Можно, конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь – надо его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются. Может быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато… Перепишу-ка заново этот абзац!

      Порой на одну выбеленную страницу у меня приходиться по двадцать черновых. Немудрено, надо добиваться сколоченности фраз.

 (В.Черкасов) - Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

 - Как вы поняли слова беззвучная тишина, гармония? Опирайтесь на толковый словарь.

 - Какова роль деепричастий в речи? Подумайте, почему текст Носова стал глуховат «по смыслу», когда он убрал деепричастие?

 - Как вы думаете, почему В.Черкасов передал мысли Е.Носова дословно, а не использовал косвенную речь?

 - Какова роль вводных слов в этом тексте?

 - В каком значении использует автор слово выбеленную? От какого слова оно образовано? Поработайте со словарём.

 - Вчитайтесь в текст. Можно ли, сделать вывод, что художественное произведение, как и всякий другой текст, - это единство речи (содержания, идеи) и языка (лексики, морфологии, синтаксиса)? Аргументируйте свой ответ.

 - Выполните задания по выбору:

 1). Из 1-го абзаца (прямой речи) выпишите глаголы, выполните их морфологический разбор. Расскажите, в чём грамматическая особенность каждого из них.

 2). Определите вид глаголов из 2-го абзаца. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Сформулируйте различия в их значении. С какой целью, по-вашему, автор, рассказывая о процессе творчества, использует и те, и другие?

 3). Понаблюдайте, когда автор использует глаголы настоящего времени, а когда прошедшего и будущего. С какой целью это делается?

 4). Определите лицо глаголов. Почему в тексте нет глаголов в форме 2-го лица? Какие формы глагола указывают на лицо, участвующее в речи?

 - Расскажите письменно, как вы сами работаете над творческими заданиями, когда нужно «сочинить» текст: что у вас получается легко, что даётся с большим трудом, а что не получается совсем?

    Опыт работы по предложенной методике показал, что возросла читательская активность школьников, их стремление к диалогу с автором текста, учителем, одноклассниками, желание обогатить свой язык и речь, научиться ярко, образно, точно выражать свои мысли и чувства, собственное отношение к обсуждаемой теме. Кроме того, это хорошая возможность подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

         « Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал» (1).

_____________________________________________________________

 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002г. с.80

 Часто материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, готовят выступления так, чтобы заинтересовать слушателей, донести до них свои мысли образно и понятно. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию речи.

     Итак, цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.

 Итак, в центре внимания учителя должен быть ученик. Когда пишет, творит каждый, никто никем не подавлен, то каждый в процессе работы почувствует свою силу, а также узнает свои слабости. Кроме того, очень важный фактор для успешной деятельности – взаимодоверие между учителем и учеником. Учитель должен верить в искренность ученика, уважать чужое мнение. Не говоря уже о том, что ученик должен быть уверен – его высказывания не будут использованы против него.

 Каждый урок русского языка – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся. Следовательно, поиск продолжается.

Глава 2. Работа над изобразительными средствами языка в аспекте

развития речи учащихся пятых классов на уроках русского языка

1. Работа над изобразительными средствами в свете развития речи    учащихся

«Развитие речи :

 а) процесс обучения детей речи;

б) область методики преподавания русского языка.

 Развитие речи учащихся - одна из главных задач учебного предмета "Русский язык". В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников». (1).

При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.

Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

___________________________________________________________

 Никитина Е. И. Уроки развития речи.7 класс. К учебнику «Русская речь. Развитие речи». Методическое пособие. Дрофа, 2010г. с.56.

Безусловно, умению слушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы дети воспринимают (исполняют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника, соглашаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на интонацию высказывания.

В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей

«Чтение - один из видов речевой деятельности - заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль» (1). Следовательно, с помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание. Восприятие текста и активная переработка информации – вот

основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности - важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.

При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.

_________________________________________________________

 Никитина Е. И. Уроки развития речи.6 класс. К учебнику «Русская речь. Развитие речи». Методическое пособие. Дрофа, 2010г. с.77.

Ребенок с самого рождения слышит звучащую речь, а затем овладевает устной формой речи, связанной с определенной жизненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Это реплики диалогической разновидности речи, которые представляют собой побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв. Уже в 2-3 года встречаются элементы монологической речи. К 6-7 годам наряду с диалогической дети пользуются в зависимости от задач и условий общения и монологической устной речью.

В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог - монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Работа по развитию речи производится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения (1).

При этом предметом работы по развитию речи на уроках русского языка становится функционирование языковой единицы, под которым необходимо понимать не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка, а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого «интеллектуального» содержания, их употребление живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания.

_____________________________________________________________

  Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М.,2002г. с.91

«Т.А. Ладыженская и В.И. Капинос разработали методику работы над единицами языка в их соотношении в аспекте коммуникативного плана их усвоения. Рассмотрим соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи (таблица 1) В соответствии с этим подходом выделяется, по крайней мере, семь разделов работы по развитию речи (их наименование смотрите в таблице 1, в графе 3). «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь» - собственно речевые разделы; в первых двух предметом изучения является функционирование языковых средств, в третьем – такое сложное речевое образование, каким является текст»(1).

Первый путь – изучение языковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня. Так, изучая звуки и значащие части слова, мы показываем, как они соотносятся с единицами более высокого уровня – с морфемой и словом, как «участвуют в выражении смысла, входя в состав звуковых оболочек морфем и слов[1]. Таким образом, звуковые и словообразовательные средства рассматриваются не сами по себе, а во взаимодействии с теми языковыми средствами, которым они помогают выразить языковые и внеязыковые значения. Анализируя лексические, морфологические, синтаксические средства потенциально способные к самостоятельному употреблению, мы тем не менее используем языковые средства другого, более высокого уровня (как правило, для слова – словосочетание и предложение, для словосочетания - предложение, для последнего – сложное синтаксическое целое), чтобы показать особенности обозначения внеязыковой информации, речевую семантику рассматриваемого языкового средства, правильность и целесообразность ее использования. Второй путь – рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи, к тексту, высказыванию. Это необходимо в тех случаях, когда информационное значение языкового средства, его выразительность выявляются «только на содержательном фоне связного текста, в ряде случае весьма значительного по объему»[2], с учетом задачи и условий общения. Рассматриваемый путь реализации идеи взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи тем эффективнее, чем больше отдельные стороны этой работы подчинены решению общей, четко определенной задачи. Практическим средством осуществления принципа коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе являются упражнения по развитию речи, которые проводятся специально и попутно в связи с изучением материала основной программы.

2.Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными средствами

      Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

     «В пятом классе автор предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет, метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах: «Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа с олицетворением – в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работа с метафорой – в разделе «Словосочетание»(1).

    В 6 классе автор развивает у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитете и знакомит со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена в разделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа метафорой – в разделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»; работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».

Как говорилось выше, одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На уроках русского языка и литературы в 5 классе школьники получают понятие о тропах, они специально обучаются анализу и пониманию речевой формы высказывания, и поиску выразительных средств при написании творческих работ.

Приведем фрагмент урока русского языка, связанный с выявлением изобразительных средств языка в поэтическом тексте.

Этап урока: Анализ текста.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Давайте вспомним, что такое олицетворение (Прием изображения неживых существ живыми).

В стихах Есенина черемуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты – все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком.

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:

Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет…

Или: Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

Отсюда неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».

  • А что такое эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.
  • Напомните определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается такая метафора: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».

Для Есенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.

Работа с текстами:

  • Давайте обратимся к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).
  • Какова тема этого стихотворения? (красота русской природы).
  • Перед нами образ березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть, кто-то из вас представляет другую картину? Белая (береза) – цветовой эпитет;
  • (береза) принакрылась – олицетворение;
  • принакрылась снегом, точно серебром – сравнение;
  • на пушистых (ветках) – эпитет;
  • снежною (каймой) – эпитет;
  • в сонной (тишине) – эпитет;
  • в золотом (огне) – цветовой эпитет;
  • И горят снежинки в золотом огне – метафора;
  • А заря, обходя, осыпает – олицетворение;

Обратимся к еще одному стихотворению С. Есенина – «Топи да болота». Прочитайте его и назовите изобразительные средства (1).

  • синий (плат небес) – цветовой эпитет;
  • хвойной позолотой взвенивает лес – метафора;
  • меж лесных кудрей – метафора;
  • елям снится – олицетворение;
  • суховатой (липой) – эпитет;
  • слухают ракиты – олицетворение;
  • посвист ветряной – эпитет;

- С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).

3.Этапы работы по обогащению речи учащихся 5 класса средствами художественной выразительности (эпитетами)

«Важной составляющей методики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов является разработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется три группы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп в соответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте; 3)синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами» (1).

____________________________________________________________

 Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы //Русская словесность. 2002г.

 № 5.с.18

    В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.

Этапы работы над эпитетом .

Этап

Цель

Методы

Упражнения

Пример

1. Пропедевтический

Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающи-мся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи.

Сообщение, беседа, наблюдение.

Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка.

Задание. Прочитайте.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)

- Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении?

-Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки).

-Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок).

2. Репродуктивный

Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте.

Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала.

Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте

Задание. Прочитайте.

Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)

- Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро).

-Почему утро серебряное?

-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести)

3. Продуктив-ный

Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов.

Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение.

синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.

Задание. Прочитайте и озаглавьте текст.

Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).

-Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение (1).

«Построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию коммуникативно-речевых умений»(1).

_______________________________________________________

  Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск, 2005г. с.122.

Заключение

     В сфере развития речи учащихся средней школы у учителя имеются большие возможности, но и требования к нему велики.   Каждый учитель знает, что практически ни одного урока русского языка без развития речи нет, так как развитие речи теснейшим образом связано с развитием интеллекта. Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого общества. 

    Цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.

Материалы данной работы можно использовать учителям-словесникам    на уроках русского языка, во внеурочной деятельности (кружки, факультативы), так как каждый урок русского языка, факультатив, предметный кружок – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.

   Рекомендуется важную роль в развитии речи школьников уделять их   речевому общению, ведь именно оно имеет наибольшее значение, как в социальной деятельности подростков, так и в развитии их личности. При изучении выразительных средств языка необходимо проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более обширно.

 В перспективах дальнейшего развития работы над данной темой - создание коллективного сочинения - своего рода мастерской работы над словом. При этом учащиеся получат наглядный опыт, вырабатывая навыки самостоятельной работы. Текст, не утрачивая своей цельности, наполняется для каждого учащегося личностным смыслом.  При этом образец сочинения (модель текста), которым можно пользоваться при создании своего текста, лишает ребенка комплекса, снимает страх перед самостоятельной письменной работой, сочинением.

Библиография

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002г.

2. Вырыпаева  Л.С. Актуализация творческого потенциала личности ребенка на уроке развития речи при помощи сказок // Сборник студенческих научных статей молодежной конференции, посвященный проблемам детства. – Екатеринбург : УрГПУ, 2003г.

3.  Вырыпаева  Л.С. Устное народное творчество // Начальная школа. – 2002г. – № 11. – С. 12–16. Рубрика «Учителю на заметку».

 4. Вырыпаева Л.С. Что за прелесть эта сказка!// Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок » 2005/2006. – Москва : «1 сентября», «Чистые пруды», 2006г.

 5. Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки – один из приемов формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках развития речи // Сибирский педагогический журнал. – 2007г. - № 11.

6. Дэвидсон Д. Что означают метафоры.-М., 2002г.

7. Ефимова Л.И. Анализ художественного текста, Покровск, 2005г.

8. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.-М., 2002г.

9.Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст. – Л., 2004г.

10. Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2003г.

11. Никитина Е. И..Уроки развития речи. Дрофа,2002г.

12. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. Дрофа, 2012г.

13. Никитина Е. И. Уроки развития речи 5 класс. К учебнику «Русская речь. Развитие речи». Методическое пособие. Дрофа,2010г.

14. Никитина Е. И.. Уроки развития речи. 6 класс. Дрофа, 2010г.

15. Никитина Е. И. Уроки развития речи.6 класс. К учебнику «Русская речь. Развитие речи». Методическое пособие. Дрофа, 2010г.

16. Никитина Е. И.. Уроки развития речи. 7 класс. Методическое пособие, Дрофа, 20120г.

17. Никитина Е. И. Уроки развития речи. 9 класс. Дрофа, 2010г.

18. Пахнова Т. М. «Русский язык. Комплексная работа с текстом».- М.,2004г. «Экзамен».

19.  Соколова Г. П. «Уроки русского языка и словесности».-М.,2003г.

20.Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 2005г.

21.Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы //Русская словесность. 2002г.  № 5.


[1] Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 2005.  с.40

[2]1 Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации. Л., 2004.  с. 159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).

В данной работе  рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и дост...

«Эти трудные, странные, загадочные метафоры…» (из опыта работы учителя-словесника), 5 класс.

Данный материал из моей методической копилки отражает работу над умением находить одно из трудных средств художественной выразительно...