Статья "Формирование семейных ценностей на уроках литературы. Из опыта работы"
статья по литературе по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_semeynykh_tsennostey_na_urokakh_literatury.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сливкина О.К., учитель русского языка

Формирование семейных ценностей на уроках литературы.

 Из опыта работы

Наш современник, писатель, педагог Юрий Петрович Азаров, говорил: «Не боритесь с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Этим светом, по нашему мнению, и является наша литература, имеющая глубокие духовно-нравственные истоки. На уроках литературы основная задача учителя состоит  в том, чтобы соединить жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, научить детей разбираться в людях, делать выводы. Мы с детьми затрагиваем различные темы, в том числе говорим о семье как о хранительнице духовных ценностей. Эта тема звучит как в 5-м, так и в 11-м классах. Мы стараемся показать учащимся на примере литературного произведения, что настоящая семья – средоточие духовности, добра, любви, гармонии, что она является прочной опорой, защитой человека перед лицом множества неприятностей, бед, искушений.

Мы стараемся, чтобы каждый новый урок не был похож на предыдущий. В этом нам помогают различные приёмы, о которых мы хотим рассказать. В качестве примера возьмем программу 7 класса (учебник В.Я.Коровиной).

Одним из самых удачных уроков, на наш взгляд, можно назвать урок по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Прежде чем прочитать эту повесть, мы просим учащихся прочитать библейскую притчу о блудном сыне. Обсуждая содержание притчи, мы вспоминаем библейские заповеди, акцентируя внимание на 5 заповеди «Чти отца и мать свою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Урок-изучение повести «Станционный смотритель» мы называем «Чти отца и матерь свою».

В ходе урока мы используем монологические высказывания от лица героев повести (Самсона Вырина и Дуни), заранее подготовленными учениками. Прослушав эти высказывания, дети делают вывод об эмоциональном состоянии героев. Возможно попросить учащихся проиллюстрировать свои выводы, используя прием цветописи. Дети приходят к выводу, что Самсон Вырин в начале повести и в конце – два разных человека. Затем мы стараемся понять, что так повлияло на нашего героя, и приходим к выводу, что причина – невольное предательство Дуни. Далее, работая в группах, учащиеся составляют сравнительную характеристику блудного сына из библейской притчи и Дуни, ориентируясь на такие вопросы:

  1. По какой причине герой оставляет дом?
  2. Счастлив ли он вдали от родного дома?
  3. Что привело его в родительский дом через некоторое время?
  4. Кто оказался счастливее и почему?

Мы стараемся подвести учеников к выводу, что дети в долгу перед родителями, что любой опрометчивый поступок может быть прощен родителями, стоит лишь вовремя осознать свою вину и произнести волшебное слово «прости».

Урок-изучение повести «Станционный смотритель» «Чти отца и матерь свою» апробирован на базе нашей школы, а также напечатан в журнале «Духовно-нравственное воспитание» в номере 6 за 2012 год.

Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», мы затрагиваем многие темы, в том числе тему семьи. Готовясь к уроку «Два брата» (о судьбе Остапа и Андрия), дети получают  домашнее задание проанализировать мотивы поступков героев. У каждого своё задание: кто-то готовится выступить в роли адвоката, кто-то в роли прокурора, кто-то становится свидетелем или самим обвиняемым. Мы таким образом стараемся понять или осудить Андрия, преступившего заветную черту – в погоне за любовью прекрасной полячки предавшего своего отца, свою семью, свою родину. Не обходим стороной и душевные муки, которые испытывает Тарас Бульба, произнося: «Я тебя породил, я тебя и убью». На подобных уроках каждый может высказать своё мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым.

Когда мы обращаемся к «Песни… о купце Калашникове», мы можем предложить учащимся решить литературоведческую задачу: в какой семье воспитывался купец Калашников, в какой – Кирибеевич? Нужно помнить то, что об этом в тексте практически ничего не сказано. Ответить на этот вопрос ученики смогут, лишь проанализировав поступки героев. Ведь дети – лицо семьи.

Также уместно предложить учащимся поразмышлять о том, почему Степан Калашников не предает огласке (не говорит царю) причину, по которой он вышел сражаться с царским опричником. Именно здесь уместно говорить с детьми о чести человеческой, о чести женской, о чести семьи, а также об ответственности каждого члена семьи за своих близких.

Изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы говорим не только о том, что описанные события имеют реальную историческую основу. Важно и то, что в России с 2008 года 8 июля отмечается день семьи, любви и верности именно потому, что в этот день Русская Православная Церковь вспоминает Петра и Февронию Муромских, покровителей семьи и брака. Работая с текстом повести, мы с детьми обращаем внимание и на их семьи, семьи родственников, знакомых, стараемся понять, что лежит в основе настоящей семьи, что разрушает семью, что её, наоборот, делает прочной и нерушимой.

В 2010 году с учащимися нашей школы мы создали постановку «Сказание о Петре и Февронии Муромских», с которой выступали и на проходящем ежегодно в нашей школе конкурсе «Наш дебют», и на городском театральном конкурсе «Маленькие шедевры». Сценарий этой пьесы напечатан в журнале «Духовно – нравственное воспитание» (№6 за 2010 год), в сети Интернет (NS-портал).

Наша литература «вышла из православной купели» (И. Шмелев), поэтому мы считаем, что на уроках в любом классе должны звучать, пускай даже фрагментарно, цитаты из Библии. Книга книг – наша помощница в великом деле становления личности ребенка.

Идеи, которые появляются при творческом взаимодействии учителя и ученика, мы реализуем и во внеурочной деятельности. На базе нашей школы функционируют кружки «Актерское мастерство» и «Проба пера». Учащимися под нашим руководством созданы стихотворения, рассказы, эссе, сценарии пьес, творческие проекты. Многие учащиеся со своими творческими работами получили призовые места на конкурсах города, области, страны. Например, ученица 7 класса Полякова Зоя победила во всероссийском конкурсе, Моя семья – моя Родина» в 20012-13 уч.году. В 2011-2012 уч.году ученик 8 класса Александров Владислав занял 3 место во Всероссийском конкурсе «Звездное слово» с эссе, созданном по воспоминаниям своего дедушки, ветерана Великой Отечественной войны. Участвуя в Литературных чтениях в 2012-2013 уч. году, учащиеся нашей школы создали творческий проект «Пою моё Отечество», в который вошли стихотворения о нашей малой родине, о наших смоленских святых, среди которых особенно удачным получилось стихотворение «Иулиании Вяземской». Им мы и хотим закончить наше выступление. (Чтение стихотворения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.

Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов   способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призе...

Интегрированное обучение на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье рассматриваются примеры использования приемов интегрированного обучения на уроках литературы в средней и старшей школе....