Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.
статья (литература) по теме

Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а обобщение опыта работы по системе Ю.М. Лотмана "Анализ поэтического текста". Это школа структурно-семиотического анализа поэтичекого текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ лирического текста на уроках литературы.

Из опыта работы.

Оглавление

  1.  Анализ системы работы учителя:

  1.  Выяснение противоречия в педагогической деятельности, поиск разрешения которого привел к данной теме.
  2.  Мысленное дробление темы работы на составные части (модули). Эмоциональное погружение в текст.
  1.  Описание каждой части (модуля) по плану:

  1.  Что это? (система, метод, прием... дать название)
  2.  Зачем это делается? (цель педагогических действий)
  3.  Как это делается (педагогическая технология)
  4.  Каков результат? (показатели, критерии, сравнения)
  5.  Условия применения
  1. Приложения:

  1.  Планы уроков.
  2.  Список литературы.

 

Анализ системы работы.

1.Выяснение противоречия

Перед школой сегодня поставлена задача - помочь ребенку образовать себя, сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ всегда формировался, - вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа.

Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: Интернета, мутной телеволны, льющей на наших детей совсем иные ценности.

Что может противостоять этому? Культура. Наши предметы - русский язык, литература - это часть культуры.

Лирика - это не только сердцевина национальной культуры, а значит, и основа родного языка, но это еще и наиболее яркий пример искусства слова, доступный учащимся и действующий, подобно музыке, не только смыслом, значением слов. Поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, чувства читателя всеми своими богатствами, в том числе звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

Но чтобы это произошло, дети должны быть грамотными, заинтересованными читателями. Эта задача - сделать детей квалифицированными читателями - является целью и содержанием литературного образования. Путь приобретения детьми читательской квалификации - самостоятельный, глубокий, эстетический анализ художественного текста, умение воспринимать текст как знаковую систему, как систему образов, видеть способы создания художественного образа, испытывать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста.

В школьной практике мы сталкиваемся с большими трудностями, когда предлагаем ученикам проанализировать лирическое произведение. Современные школьники воспринимают данную учебную деятельность как некую «повинность», принудительную часть урока, зачастую не понимая, чего от них хотят, какого результата добивается учитель. Стихи понять под силу учащимся, обладающим образным восприятием, ассоциативным мышлением.

Почему не все люди любят стихи? Почему их любят все дети дошкольного возраста, с удовольствием слушают, повторяют и быстро запоминают наизусть? Почему в школьные годы эта любовь нередко угасает, вместо того чтобы усиливаться, и с возрастом многие люди теряют вкус к поэзии? Причин этому много, главная из них - недостаточная работа на уроках  литературы по развитию воображения и внутреннего слуха учащихся, без чего самостоятельное чтение стихов вызывает у них значительные затруднения.

Как же все-таки изучать лирические произведения в школе? Нужно ли учить ребят постижению внутренних смыслов стихотворения или достаточно, чтобы они понимали стихотворения только на уровне чувства, не призывая себе в помощники разум?

С такой меркой можно подойти и к проблеме «глубины» анализа стихотворения «Анализ лирического текста (название стихотворения). Восприятие, истолкование, оценка». Чем больше смыслов сможет выявить ученик, разбираясь в тексте, тем глубже будет его понимание. В современной школе это особенно важно: ведь в школьную программу включены самые сложные образцы русской лирики, поэзия «золотого» и «серебряного» веков поэзии.

Задача учителя литературы - научить школьника замечать смыслы поэтического и произведения, выявляя особенности художественной формы. Глубина анализа лирического стихотворения измеряется тем, сколько смыслов сумел найти при анализе читатель, сколько слоев он «снял» с «луковицы» текста, пробираясь к его «сердцевине» - главной авторской мысли и чувству, выраженному в стихотворении, и доказательно аргументировал свою точку зрения.

2. Мысленное дробление системы работы на составные части (модули).

На первый взгляд, искусство и технология - «две вещи несовместные». Технология предлагает заданный порядок действий, ведущих к надежному и в значительной степени стандартизованному результату. Поэтому и общение с искусством требует соблюдения известных правил, дающих простор воображению читателя, личностной оценке художественного произведения.

Программа общения с лирикой может быть представлена в виде цикла операций, каждая из которых имеет определенную цель. Совокупность этих операций рождает интерпретацию художественного произведения (стихотворения).

1 операция (блок, модуль) - это эмоциональное погружение в текст. При этом важно, чтобы читатель замечал не только собственные, но и авторские чувства.

2 операция (блок, модуль) - это анализ текста, т. е. работа, проверяющая наши чувства, мысли, представления, возникшие при чтении.

Анализ - это самая трудная и важная операция при постижении смысла стихотворения. Любое стихотворение - это образ мира, в котором отражен идеал автора. Конечная цель анализа лирического текста - познание художественно-эстетического идеала автора.

Анализ — это путь от читательских впечатлений к автору произведения, это попытка приблизиться к позиции писателя.

Анализ требует от читателя определенных умений, поэтому внутри 2-го блока следует выделить 3 подуровня:

  •  разделение поэтического текста на уровни и элементы структуры;
  •  нахождение связей между уровнями и элементами структуры;
  • рассмотрение всей совокупности элементов как единого целого.

В старших классах может быть включен еще один подуровень: рассмотрение лирического стихотворения в культурно-историческом контексте.

3 операция, завершающая работу, - оценка своего первичного восприятия, насколько мы поняли, почувствовали поэта, ведь обдумывание художественного текста уточняет, углубляет, изменяет чувства читателя. Наконец, оценка своего отношения к тому, что поэтом создано.

Для оценки собственных творческих возможностей и их развития, оценивания творчества поэтов можно использовать (в 5-8 кл.) игровые формы: детям даны рифмы и указаны стихотворные размеры (раздаточный материал)

завесила

ели

весело

метели

одному

торчат

пойму

спят

дактиль

амфибрахий

Нужно написать четверостишие по данной рифме и размеру.

Штора окошко завесила,

Детям становится весело.

Скучно лишь мне одному,

А почему - не пойму.

Зеленые, темные ели

             Укрыли зимою метели.

Пушистые ветки торчат,

Как будто им грустно, и спят.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

А. А. Фет

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят...

Ф. И. Тютчев Чтение стихотворений по учебнику.

Дети естественным образом подходят к пониманию таланта, культуры прошлого, как бы вступая с ними в диалог.

  1. Условия применения опыта, его результат:

  •  главная задача должна выполняться - помочь ребенку в произведениях прошлого увидеть общечеловеческий смысл, вечные проблемы;
  •  работать прежде всего над усилением эмоционального восприятия текста;
  •  отсутствие авторитаризма, диалогичная, полилогичная формы работы на уроке;
  •  вариативность заданий на уроке и дома; свобода выбора формы работы;
  •  чтобы каждый методический прием работал на усиление творческих способностей детей.

Результат : Дети больше читают, осознанно воспринимают лирический текст, без принуждения заучивают наизусть, владеют терминами по теории литературы при анализе стихотворения, способны на самостоятельное монологическое высказывание в устной и письменной форме по поводу восприятия, истолкования, оценки художественного текста.

П. Описание каждого модуля (операции) по плану:

  •  Что это?
  •  Зачем это делается?
  •  Как это делается?

Результат и условия будут указаны после описания всех модулей.

Описание 1 модуля «Эмоциональное погружение в текст».

 Процесс эмоционального погружения в текст связан с эстетическим восприятием.

Эстетическое восприятие - это сокровенный, личностный процесс, который протекает в глубине сознания человека и трудно фиксируется при наблюдении. Есть такие чувства и ощущения, которые плохо повинуются нашей воле и возникают вполне непроизвольно в определенной обстановке. Нередко нужное чувство вызвать прямым путем невозможно.

 Важно разбудить воображение, вызвать различные ассоциации, обратиться к образному мышлению детей.

Здесь важны формы и приемы, развивающие эмоции и образное мышление:

           

             эмоционально-образный комментарий учителя с опорой на личный эмоциональный опыт учащихся;

краткий рассказ об авторе, истории создания стихотворения; творческие миниатюры, обмен впечатлениями;

выразительное чтение стихотворения учителем; прослушивание музыкальных миниатюр.

Примеры использования этих приемов на уроках:

а) Перед чтением стихотворения И. А. Бунина «Восход луны» (5 класс) подготовим восприятие учащихся.

Представьте себе теплую летнюю ночь. Вы вышли из дома и увидели огромный тополь, устремленный в темное небо. Постарайтесь увидеть его как можно лучше. Он., (какой?) Продолжайте описание.

Чтение миниатюр, обмен впечатлениями.

  •  Полюбоваться теплой летней ночью, вслушаться в нее, почувствовать «дуновение тепла» приглашает нас И. А. Бунин.

Прослушивание стихотворения в исполнении учителя.

б) Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагается такое задание.

Представьте на миг, что вы художник. В руках у вас волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» (6 класс) (дети говорят).

  •  Какие образы этой картины особенно трудно передать живописцу на холсте?

«роща отряхает... листву»;

«дохнул осенний хлад»;

«страждут озими»;

«уснувшие дубравы».

  •  Какой прием помогает оживить красоту осеннего пейзажа? (Олицетворение)* попутное повторение тропов.

Прослушивание стихотворения в грамзаписи.

Чтение стихотворения - это уже и его толкование. Главное, чтобы формой общения ребенка с произведением искусства стал диалог (как призывал академик М. М. Бахтин).

Общение школьника с произведением искусства проходит несколько этапов, свои конкретные учебные цели преследует начальная школа, базовая школа, старшие классы.

Средние классы (5-8) должны стать школой читательского и исполнительского мастерства. Поэтому здесь так важен этот первый описанный выше блок (модуль) погружения в текст.

Хотя этим ученикам уже становится доступно изучение (анализ) лирического текста в его специфике.

Приемами анализа художественного текста (2 модуль) уже вполне должны овладеть учащиеся старших классов. Эмоциональное погружение в текст для них уже, как правило, труда не составляет.

2. Описание 2 модуля «Анализ стихотворения»

 Анализ стихотворения - это путь от читательских впечатлений к автору произведения; это попытка приблизиться к позиции поэта; это интерпретация, т. е. постижение смысла произведения.

Когда человек впервые знакомится с методами филологического анализа текста, то важно объяснить ему не только как это делается, но и зачем они нужны. Необходимо показать на уроках, как дотошный анализ общеизвестного текста выявляет в нем смыслы, которые дотоле могли оставаться незамеченными. Все, что может сделать наука, -это помочь обыкновенному читателю услышать то, что и так слышит читатель идеальный.

Любое стихотворное произведение имеет свою структуру

а) внешняя форма (строфика, размер, ритм, рифма, особенности поэтического синтаксиса, звуковая организация стихотворения)

б) внутренняя форма (тропы, фигуры, лексика; ассоциативные связи, заключенные в них; особенности композиции, основной формальный прием, на котором выстроено стихотворение (антитеза, параллелизм, анафора и т. д.)

С этими элементами структуры связаны два приема работы с поэтическим текстом

  •  разделение поэтического текста на уровни и элементы структуры;
  •  нахождение связей между уровнями и элементами структуры

в) третий элемент структуры лирического текста - эстетический уровень (образ лирического героя, движение лирического сюжета, пафос стихотворения) связан с таким приемом работы как рассмотрение всей совокупности уровней, элементов структуры как единого целого.

Приведем конкретные формы работы по анализу лирического текста. Начнем со старших классов (9-11), т. к. именно они уже должны владеть всеми приемами работы с текстом

Первые два приема работы с лирическим текстом могут быть представлены в традиционной форме аналитической беседы с классом. Она становится более продуктивной, если идет групповая работа (класс делится на группы, каждой предложен свой блок вопросов, над которыми работает группа, затем - обсуждение в классе). Менее продуктивно идет аналитическая беседа с целым классом (по тем же вопросам).

Аналитическая беседа по содержанию стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» (9 класс)

Блоки вопросов по группам.

1 группа: (исследует)

1 - что представляет собой стихотворение в синтаксическом отношении?

[(СПП, период, смысловое единое целое)

Период делится на 2 части: повышение тона (ПР), понижение тона (ГЛ)

1 часть - 3 строфы (придаточное)

II часть - 1 строфа (главное)]

  1. группа:

Проявляется ли двухчастность композиции на лексическом уровне?

[Лексика делится на 2 тематические группы:

  1.  часть - разнообразные явления природы
  2.  часть - духовный мир человека]

3 группа:

Какие художественные приемы использует поэт, рисуя мир природы? Какой из них является главным?

[восходящая градация одушевления, оживления природы. Достигает вершины в III строфе].

Найдите точку сцепления III и IV строф (слово) [мирный край - смиряется].

  1. группа:

Что представляет собой IV строфа? (о смысле, связи)

[Ответная реакция лирического героя на обращение к нему природы].

Что дают лирическому герою общение с природой? [Умиротворение, постижение счастья на земле].

Зачем поэту нужно смешение сезонов, мест, времен? [Поэту нужно показать, что всегда и всюду, где и когда мир прекрасен, там и тогда человеку легко и он может постигнуть счастье].

Каждый подробный поуровневый анализ текста завершается творческой работой в классе или дома.

 «Анатомируя» таким образом лирический текст, необходимо помнить о том, чтобы не разрушать целостного впечатления. Лирику необходимо рассматривать как систему всех перечисленных уровней.

Но нет единого метода, овладев которым можно проанализировать любое стихотворение любого автора. И значит - делать это очень сложно.

Более сложной формой работы является сравнительный анализ поэтических текстов. Методика его описана, например, в статье Е. Н. Черобай, PC, №4, 2001, с. 21  или в статье В. Н. Лазаревой ЛВШ №2, 1996, с. 82.

Поэты сравнимы уже потому, что они поэты, т. е. творцы. Говоря о сравнении поэтических текстов, мы имеем в виду художественные миры, которые сравнимы в их органической целостности. Именно сравнительный анализ позволяет увидеть разность этих миров, их неповторимость, как выражение человеческого духа. Сравнение дает возможность поисков себя, самоутверждения. Ребенок формирует свое сознание, развивает чувства, учится переживать, видеть, ощущать.

Очень интересна такая форма работы, как постижение смысла лирического текста через одну художественную деталь. Каждый даже самый ничтожный элемент формы строит смысл. И чтобы приблизиться к поэту, нужно отыскать в тексте всего лишь одно слово. Так, в урок по теме «В чем главная особенность жизненного и творческого пути С. Есенина?» можно включить фрагмент анализа небольшого стихотворения Есенина, написанного в 1910 году, когда Сергею было 14 лет.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Это стихотворение не имеет названия. Попробуем сами озаглавить его (медленное чтение) [«В огороде», «Два дерева», «Утром», «Детство»]

Какое же самое удачное?

А какое слово в тексте сразу бросается в глаза? (клененочек)

Почему? (окказионализм)

Подумайте, какое значение вкладывает автор в свой окказионализм? Найдите слово, подобным способом образованное:

Кот - котенок – котеночек. Клен - клененок - клененочек

Уменьшительно-ласкательные суффиксы указывают на детеныша, передают ласковое к нему отношение.

Значит, в тексте это не просто маленькое дерево, а живое существо, детеныш клена.

Найдите слова, подтверждающие это (эпитет «маленький», олицетворение «клененочек сосет вымя»).

Название «Детство» хорошо тем, что оно многопланово. А суть есенинского творчества и его истоки - глубоко народные.

3-ий прием работы с лирическим текстом (рассмотрение всей совокупности уровней как единого целого) может быть представлен как в традиционной форме (общий вывод по уроку после анализа текста), так и в игровой форме (тогда с этого приема начинается урок-игра, а затем детальный анализ текста).

Пример применения приема в традиционной форме. Так, после анализа фонетической, лексической, морфологической структуры текста стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», классу задается вопрос-задание: «Докажите, что стихотворение построено на контрасте на любом языковом уровне».

 Откуда грусть последних 3 строк? Откуда эти темные пятна в сияющем празднике зимы? (Стихотворение обнаруживает боренье чувств поэта, трудность его пути к гармонии).

Пример применения приема в нетрадиционной форме: собирание целого поэтического текста (незнакомого) из разрозненных строк. Такая работа может быть индивидуальной и групповой.

Строки небольшого стихотворения записываются на доске в перепутанном порядке.  Детям сообщаются первая и последняя строки и способ рифмовки. Каждый в тетради собирает свой текст. Потом результаты обсуждаются, подвергаются защите, ни с чем не сравнима заинтересованная тишина, которая стоит при чтении учителем правильного текста. Потом классу предлагаются вопросы на понимание текста. Разобранное таким способом стихотворение почти без труда выучивается наизусть. Такая форма работы подойдет для семи- восьмиклассников.

3. Описание 3 модуля «Оценка первичного восприятия лирического текста, выражение своего отношения к нему»

 Всесторонний анализ лирического текста углубляет, дополняет, корректирует первичное восприятие.

 Учащиеся при заинтересованной работе с текстом постигают идейно-эстетический идеал автора и учатся выражать свое отношение (приятие, неприятие, восхищение и т. п.) к тому, что поэтом создано.

Гений может быть понятен всем, тем более его потомкам, но это осмысление творчества разноуровневое. Можно скользить по поверхности, а можно «дойти до самой сути».

И если старшеклассники при заинтересованном разговоре могут выразить свою оценку, отношение монологически (устно или письменно), то учащиеся 5-7 классов, как правило, делают это еще с трудом, учатся выражать свою оценку стихотворения, своей работы с ним.

Для формирования этого умения, начиная с 5 класса, можно использовать интересные творческие задания, которые «переводят» литературные произведения на язык других видов искусства. Для этого пятиклассникам  надо самим окунуться в процесс творчества.

В чем суть такой работы? В течение урока (редко 2) учащиеся должны в рисунке выразить свое понимание произведения и дать ему словесное обоснование. Как оценивать такие работы - ведь рисуют все неодинаково? Не надо искать недостатки, главное - увидеть, как они восприняли смысл произведения, какие образные ассоциации у них возникли. Все словесно-изобразительные сочинения обязательно анализируются в классе. Ребята рассматривают рисунки, выделяют, по их мнению, лучшие. Все это - дополнительный способ углубления восприятия, истолкования, оценки лирического текста и в то же время еще один толчок к развитию их творческих особенностей. Об интересном эксперименте по заучиванию стихотворного текста с помощью ассоциативного рисунка рассказала учитель Денисенко И. В. (ЛВШ №4, 2001, с. 36)

Приложения

Урок литературы в 9 классе

 Тема: Свободолюбивая лирика Пушкина

Цель: чтение и анализ  стихотворений «Вольность» (1817), «Деревня (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), обучение анализу стихотворения «Во глубине сибирских руд..» (1827)

Словарная работа: вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос

Тема вольности претерпела эволюцию в творчестве Пушкина.

Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами».

«К Чаадаеву» речь идет об ожиданиях «вольности» в пределах русской действительности, нельзя не видеть в послании призыва к действию.

«Деревня» - это призыв, направленный к лицам, обладающим властью совершать реформы.

«Птичка» - мотив свободы связан с гуманистической идеей «дарования свободы». «Анчар» - исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Комментарии, объясняющие причину обращения Пушкина к теме свободы.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина - тема свободы. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и ближайшие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря.

Уже в стихотворениях 1817 - 1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом (хочу воспеть свободу миру), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями (звезда пленительного счастья), то обозначение душевного состояния поэта (тайная свобода). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей, на самого себя.

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открывалась Пушкину как абсолютная ценность.

 Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо.

  •  Мотив социально-политической свободы «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд...», «Арион».

Главные идеи - осуждение тирании, служение общественным идеалам.

  •  Мотив личной свободы «Узник», «Птичка».

Призыв к бегству из неволи-темницы усиливается образами птиц.

  •  Мотив свободы творчества «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти» (1836)

Свобода - духовный идеал личности, ищущей совершенства (философское осмысление свободы) «Анчар» (1828), «Пора, мой друг, пора...» (1836)

II Примерные вопросы и задания

1.  Ода «Вольность» (1817)

Поэт скорбит и негодует, потому что живет в мире, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир лишен свободы, вольности, следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты.

Стихотворение отражает взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России.

  1. - Как в этом стихотворении работают законы жанра?

- Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркнуты в оде?

 -Что становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?

 -Найдите строчки, отражающие идею стихотворения

- Ч-то является основой свободы по Пушкину?

Пушкин страстно желает, чтобы мир жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы.

Прославляя закон как прочную основу свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира», «стыд природы», нарушение божественной гармонии.

- Каково настроение, чувство лирического героя?

- Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

Поэт - противник насилия. Свобода не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой», подчеркнув ее разрушительный характер.

- Какую роль играют в «Вольности» 2 исторических сюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

- Чем заканчивается ода?

Призыв к разуму монархов, к их чувству самосохранения, к соблюдению и сохранению Закона.

2. «Деревня» (1819)

Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостничестве, о свободе русского крестьянина.

Если в I части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во 2 части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Речь идет о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине - рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», а торжество «свободы просвещенной» по- прежнему связывает с волей царя.

- В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?

В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия».

В «Вольности» поэт - друг человечества. В деревне образ автора конкретнее: приезд в деревню - акт его воли.

-Почему автор предпочитает деревню городу?

Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее мирным «шумом дубров» и «тишиной полей» суетной городской жизни с «порочным двором» и «роскошными пирами». Город - это «суетные оковы», только в деревне поэт учится «свободною душой Закон боготворить».

- На какие 2 части делится стихотворение?

-Как в I части - идиллического изображения природы - проявляется традиция сентиментальной литературы?

Картина счастья в I части напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется II частью стихотворения. Проанализируйте картину пейзажа. Докажите, что он увиден глазами человека со свободной душой.

-Почему II часть «о барстве диком» имеет выраженное публицистическое звучание?

-Можно ли считать революционным вопрос - призыв, заключенный в последней части?

- Как в стихотворении работает прием контраста?

                3.«К Чаадаеву» (о личности Чаадаева)

Стихотворение носит личный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности», «Деревне» он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный адрес»: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

-Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?

-Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это связано?

- На какие 3 части, соответственно формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части?

-Как понимается свобода в этом стихотворении?

Свобода предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной.

Свобода - это страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью.

-В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

-Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения?

-Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу?

- Что возникает в финале стихотворения?

Образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы. Пушкин не имеет в виду падение монархии, самовластье - это тирания, деспотизм.

4. «Птичка», «Узник»

- Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы? Какую роль в этом играют образы-символы птиц?

5.«Анчар»

Может быть прочитана и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория. В контексте современности: вмешательство человека в жизнь природы ведет к гибели человечества.

- Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

-Какого отношения автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

-Какое звучание придает стихотворению обращение к легенде и легендарному образу древа?

  1.  Пушкин рисует страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево.

-Но почему мог человека человек послать к ангару? (властным взглядом)

-Характеристика раба - различные оттенки. Путь к анчару - это подвиг (послушно).

Стихотворение построено на контрастах в композиции (дерево смерти - идущий к нему человек), раб - владыка.

-Характеристика владыки (рассылает гибель)

- Ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его подневольный подвиг?

-В этих контрастах выражается и характер лирического героя, смело обнажающего остроту противоречий деспотичного строя

-эпитеты, сравнения

-размер - четырехстопный ямб

-композиция - 4 части

  1. строф - описание анчара

-приказ владыки

- судьба раба

- о царе

Звучание стиха резко меняется во 2 части. Здесь основной конфликт - основной интонационный подъем. Здесь центр трагедии, потрясшей лирического героя (повторение звука а)

6. «Во глубине сибирских руд...»

- Пушкин хотел передать его с М. Волконской, но не успел и передал с Ал. Муравьевой. Пушкин в своем стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 г.

-тема верности идеалам юности

-жанр - гражданское и дружеское послание

-средства поэтической выразительности.

Стихотворение написано в духе поэтики декабристов( оковы, темницы, подземелье, затворы).

-олицетворение абстрактных понятий (надежда разбудит)

-эпитеты (гордое терпенье)

-сравнение

Аллитерация на «р», придающая звучанию стихотворения строгость и торжественность.

7. «К морю»

-Какое стихотворение можно назвать элегией? (проникнутое грустью)

Элегии бывают любовные и философские.

В философской разрешается философский вопрос (вопрос о свободе).

- Каковы два центральных образа I части?

- В чем они противопоставлены?

- Чем влечет море лирического героя? (Море - идеал свободы). Своенравные порывы - неограниченная свобода.

-Какой художественный прием преобладает в этих строфах? (олицетворение)

-Свободной стихии противопоставлена неволя лирического героя.

-Море - образ свободы, отсюда мужской род.

- Чтение строф с 8 по 13 (Наполеон - Байрон)

- Почему Пушкин объединил эти имена? (носители идеи свободы, одновременно ее жертвы)

-Элегия - прощание с романтизмом. Пушкин перерос романтизм. Он понял, что свободу, к которой рвутся романтики, обрести невозможно. Но выход найден (2 последние строфы)

Романтизм - вид мировоззрения, художественное направление.

  1.  В центре художественной системы романтизма - личность. Романтическая личность - страстная личность (страсти высокие и низкие). Это сильный характер, на голову выше окружающих.
  2.  Основной конфликт - между личностью и обществом. Романтический герой несовместим с обыденным миром.
  3.  Исключительному характеру соответствуют исключительные свойства. Любимая романтическая среда - история, экзотика.
  4.  Романтиков интересует национальная самобытность народов, внимание к фольклору.
  5.  События разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге.
  6.  Много внимания уделяли природе - бурной стихии. Типичный романтический пейзаж - море, горы, небо.
  7.  Отсутствует эволюция характеров, т. к. обстоятельства не влияют на личность.

Тема: А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

Цель урока: Образ Прекрасной Дамы и тема Родины в лирике поэта.

  1. Запись эпиграфа к уроку.

Он был Лермонтов нашей эпохи.

И у него была та же тяжелая

Тяжба с миром, богом, собою...

К. И. Чуковский

    1. Прокомментируйте слова Чуковского.

     Как сопоставление с Лермонтовым приближает понимание Блока?

    2.Слово учителя о Блоке (чтение статьи учебника).

Мистика - 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с       потусторонним миром

                   2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое

       Мистик - человек, склонный к мистике.

Разгадать высший смысл, скрытый над оболочкой жизненных явлений, - такова   сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения - в виде символов (условное изображение героя).

Духовным учителем Блока-символиста является поэт и философ Вл.Соловьев. Его учение основывается на поиске Вечной Женственности - воплощение добра, истины и красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) будет приобретать в лирике Блока то образ земной женщины, то небесного Божества.

Большинство  стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящены Л. Д. Менделеевой - жене поэта.

Блок создал цельную всеобъемлющую систему

символов. В ее основе лежит простой мотив:

Прекрасная Дама заря звезда солнце белый цвет

      рыцарь        порыв

      юноша        стремление

                          к идеалу, поиск жизненного

                                                     пути

Ветер - знак ее приближения

Утро, весна - время, когда надежда на встречу наиболее крепка

Зима, ночь - разлука, торжество злого начала

Синие, лиловые миры, одежды - крушение идеала, веры в саму возможность встречи Болото - обыденная, бездуховная жизнь

Жолтые фонари - пошлость повседневности.

        3.Беседа по стихам, анализ лирического текста

«Ушла, но гиацинты ждали...»

-Какие чувства переживает лирический герой этого стихотворения?

-Каков образ его возлюбленной?

-Как он создается?

- Какой цветовой ряд представлен в этом стихотворении?

-Символичен или реалистичен образ героини?

3. А Ахматова сказала о Блоке: «Трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в хрестоматии, может подтвердить слова поэтессы?

«Как тяжело ходить среди людей...»

Какова тема этого стихотворения?

4. В каких стихах лирический герой Блока раскрывается по-другому?

5.Что для лирического героя заключается в понятии «жить»?

6.Чем интересен синтаксис этих стихотворений?

1V.Домашнее задание: биография и лирика Есенина. Баевский В. С.История русской поэзии:   Смоленск. Русич. 1994, с. 202


Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»

Красивое, личное, интимное стихотворение А. Блока. Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль человеческого сердца.

  1.  За автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта Л. Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.
  2.  Что подразумевают первые строки стихотворения?

Ратные подвиги на поле битвы, имя которому - жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.

«Лицо в простой оправе» - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет чувства (сияло)

  1.  Читателю открывалась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для лирического героя.

Докажите, что в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее и будущее.

Любовь - полная отдача себя, а потому она всегда трагична (оставляет неизгладимый след в сердце).

  1.  На сколько частей можно поделить стихотворение (3 части). Проследите изменение глагольных форм.
  2.  Сколько героев в стихотворении? (Лирический герой - одинокий, страдающий, она - таинственная незнакомка)
  3.  Проанализируем I часть (прошлое)

Формы глаголов  совершенного вида  прошедшего времени

Тропы (эпитеты, метафора)

Меняется синтаксис. Рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом.

  1.  Проанализируем 2 часть.

Вихрь опустошенной жизни, жизни «без божества, без вдохновенья».

Найдите синтаксический параллелизм.

Антитеза замыкает вечный круг одиночества лирического героя. В этом круге он наедине со своей болью.

Образ - символ (синий плащ)

Тропы (сравнения, метафора, повтор, эпитеты). Попытка вернуть любовь и смысл жизни (неудачная).

  1.  Проанализируем III часть.

Формы глаголов - настоящее время - герой, прошедшее  время – героиня.

Безличные предложения - будущее. Глаголы совершенного вида.

Повтор: нежность, твое лицо - убрал я.

Кольцевая композиция. Так лирический герой осознает неумолимое течение времени (все миновалось)

  1. Стихотворение затрагивает глубинные струны души читателя. Реминисценция пушкинского отношения —► но Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта (нет продолжения утраченной мечты о счастье).

И все же оба стихотворения - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и они вечны...

        Тема: С.А.Есенин (1985-1925) Жизнь и творчество.

  1. Цель: очерк жизни и творчества Есенина, своеобразие его лирики; тематика
  2. Беседа по повторению и на проверку восприятия стихов Есенина.
  1.  Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Есенина?
  2.  Какие интонации преобладают?
  3.  Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?
  4.  Что вас привлекло в поэзии Есенина? В чем причина столь широкой популярности его стихов?
  1.  Лекция учителя. Чтение и составление выборочного конспекта к статье о  Есенине.

1.Какие черты лирики Есенина названы в этой статье?

-звукопись и цветопись

-художественная выразительность

-народно-поэтическая основа его стихов

-гуманистический пафос поэзии

2. Подтвердите эти черты своими примерами из прочитанных произведений.

1V.      Анализ стихотворений.

  1.  «Письмо к женщине» (1924)

Создает образ не только прошедшей, но и негармоничной любви.

Каким мы видим лирического героя в этом стихотворении? (Трагический, одинокий образ лирического героя, подавленного роком событий. Однако все-таки ему удается обрести иные ценности).

Какие мотивы лирики Блока вы увидели в этом стихотворении? (Печальное повествование о разрушенных любовных связях; ощущение невозможности вернуть любовь; в благословении возлюбленной и ее новой любви).

2.Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!. » (1924)

В послании доминирует тема рязанского раздолья и разлуки с северной девушкой.

Какие особенности любовной лирики Есенина вы могли бы увидеть? (В отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная).

3. Какие еще мотивы присутствуют в творчестве Есенина?

«Не жалею, не зову, не плачу...» (1921)

«Отговорила роща золотая...» (1924)

Мотивы увядания человека, утекания жизни. Лирический герой его поздних элегий воспринимает невозвратность молодости и мудрость смерти по-пушкински спокойно. У поэта определилось философское отношение к переходу от земной жизни в страну покоя, к которому он так стремится в последние годы.

V. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

Подготовка к сочинению-анализу стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...»

«Отговорила роща золотая...»

I. Обретение гармонии с Миром происходит в поэзии Есенина последних лет (1922 - 1925) под могучим влиянием двух великих начал - фольклора и русской классической поэзии во главе с Пушкиным. Это глубокое лирическое осмысление себя и мира:

П. «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922) Одна из вершин есенинской поэзии.

  1.  Как вы определили содержание стихотворения?

Оно предельно конкретно и в то же время условно.

  1.  Назовите поэтические детали земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца)
  2.  Какой образ может быть назван символическим?

Образ розового коня: реальный, крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве. Символ восхода, весны, радости, жизни «проскакал на розовом коне» - символическое детство, связанное с жизнью и смертью (последнюю олицетворяет в мифологии белый конь).

Поэтому после слов о розовом коне идут строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную медь.

  1.  Человек в восприятии поэта - часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека посвящена тем же мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизнь не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, познать радость жизни, а затем умереть.

Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение.

  1.  Стихотворение заканчивается на слове «умереть». Самое ли оно значимое?

Акцентируется в последней строке емкое слово «процвесть» (логическая

интонированность).

Это стихотворение - благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего.

По своему философскому содержанию - размышление о жизни в предчувствии смерти - есенинское стихотворение перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли...». Но эта вечная тема у Есенина звучит оригинально и неповторимо.

Ш.«Отговорила роща золотая...» (1924)

По жанру элегия. Его содержание во многом определяется мифологическим мировосприятием

автора.

  1.  «Золотая роща» - это и конкретный предметный образ, но главное - это жизнь поэта, образ судьбы.
  2.  Какая пора природы изображена в стихотворении?

Осень - пора тишины и ярких красок, поэтому главное здесь - цветовые образы, а звуковых практически нет.

Но есть одни звуковой настрой - «журавли печально пролетая...»

Журавли - лейтмотив осени, тема прощания.

Прощания со всеми юными, веселыми днями, «сиреневой цветью» природы, души человека.

  1.  Какую роль в стихотворении играет цвет?

Золотая - цвет осени, цвет увядания.

  1.  Два времени в стихотворении (весна, осень)
  2. Тема странника - тема бесприютности (голубой пруд - холодный эпитет) Как подчеркивается одиночество - стою один.
  3.  Два образа - времени и ветра.

Они делают концовку светлой (милым языком), кольцевая композиция.

Гармоническое единство человека с Миром - вот что определяет лучшие творения Есенина.

Слово о Маяковском (1983-1930) особенности лирики

I. Личность Маяковского, очерк его жизни и творчества.

  1.  Реализация домашнего задания (сообщение о Маяковском)
  2.  Чтение и обсуждение статьи учебника

-Что поразило вас в личности Маяковского?

-Какие факты личной и творческой жизни привлекли ваше внимание?

-Что можете добавить к материалу учебника?

(Книга Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского)

  1.  Чтение отрывков из воспоминаний современников.
  2.  Какие стихи Маяковского или строчки из его стихов вы помните?

П. Новаторство Маяковского.

  1.  Чтение статьи «Как работал Маяковский?» (три этапа)
  2.  Художественные принципы Маяковского: (ЛЕФ)

а) принцип социального заказа (необходимость писать на ту тему, которая особенно актуальна); выбор темы

б) принцип литературы факта (отбор материала для творчества). Факт, а не вымысел должен стать предметом искусства.

в) принцип искусства - жизнестроения

Задача искусства - напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему.

3. Отсюда - изменения в поэтической системе, ее новаторство (изменение поэтического языка)

а) стремился вести разговор с людьми не столько через книгу, сколько через живое общение.

Потому его стих - это ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами людей

б) новаторство в стихосложении

- Это стих не классический. Использовал тоническую систему: строка делится не на стопы, а на смысловые доли. Каждая доля выделена интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, расположение долей «лесенкой».

-Это дало новые возможности рифмовки (рифмовал не только концы строк, но и середины, середина и конец).

Рифма неточная, но богатая: иногда одно слово рифмуется с объединенными короткими. Стремится воплотить особенности разговорного произношения.

в) новаторство в системе художественных средств, лексики, синтаксиса

- обилие авторских неологизмов (приставочные глагольные образования, сообщение признака притяжательное другим прилагательным, субстантивация наречий, нарушение форм склонения, рода, числа, словообразовательные пародии; разложение аббревиатуры на независимые морфы; фразеологические модернизации; совмещение высокой поэтической лексики с разговорной)

-особенности поэтического синтаксиса - присущий разговорной речи.

Главная особенность разговорной речи - подвижность, «неправильность» (порядок слов, вопросительные, восклицательные предложения, обращения, повелительное наклонение, неполные предложения)

- гиперболизм, оригинальность сравнений и метафор (олицетворений)

Вывод:  черты поэтики - публицистичность и разговорность. Смешение стилей.

Маяковский ввел в поэзию язык улицы, грубый, непоэтичный, но поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом новой эпохи.

Анализ лирического текста

 (восприятие, истолкование, оценка)

  1. «А вы могли бы?» (1913)

Одна из самых важных тем дореволюционной лирики Маяковского - тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.

Он страдает от своего одиночества, жалуется на него, ищет из него выхода и не находит. Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире.

  1.  Каково настроение лирического героя?

Одинок, страдает от непонимания, тоскует по другой живой человеческой душе. Бунтарь.

  1.  В чем его бунтарство? (Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью)

Бросает вызов миру, ему многое удается изменить.

  1.  Что может обозначать выражение «карта будня»?

Схематичность, строгое расписание хода жизни. На этой карте пятно краски как бы образует новый, неведомый «материк»

Карта: географическая, игральная, меню?

Ранний Маяковский - едящие люди описываются дотошно и с ненавистью.

  1.  Почему стихотворение открывается местоимением «я»? Занимает ли оно отдельную строку?

Герой воспринимает себя равновеликим целому миру. Ярким пятном врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств

  1.  В чем смысл предложения «Я показал...»

Казалось бы, оно бессмысленное. Блюдо студня? (Нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, противопоставленное океану). Косые скулы океана? (Волны, энергия, твердость, мужественность, великолепие, величественность)

  1.  Чешуя жестяной рыбы

В холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним.

Зовы новых губ - зарождается чувство единства и надежда, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны.

  1.  Какое скрытое сравнение читается дальше?

Водосток кажется похожим на флейту, лишь поэту в любой житейской мелочи видится необычное)

  1.  С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу?

Возможна двоякая интонация:

 вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства

вопросительная, с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе.

Название подчеркивает, что стихотворение написано как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании (ВЫ занимает отдельную строку)

И. «Нате!» (1913)

Будучи одиноким в мире, поэт выражал резкое неприятие этого мира и тех, кто чувствует себя в этом мире хозяевами.

Важнейшие из эмоциональных ощущений раннего Маяковского - боль, страдание. Они возникают от столкновения поэта с окружающим миром.

Несовершенство мира, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.

  1.  Можно ли было не услышать поэта?
  2.  Как в стихотворении выражен конфликт поэта и толпы?
  1.  «Послушайте!» (1914)
  1.  В чем особенность названия?
  2.  Чем похожи лирические герои этого стихотворения и стихотворения «Нате!». В чем отличие?
  3.  О чем это стихотворение?

О сути поэзии, о назначении поэта. Бесполезность поэта и поэзии среди будничных повседневных забот кажущаяся.

Поэт - это тоже звезда, свет ее служит нравственным, духовным ориентиром людям.

Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир.

  1.  «Прозаседавшиеся»
  1.  Какова тема этого стихотворения?
  2.  С каким словом рифмуется определение «бумажные», каков смысл этой рифмы?
  3.  Какие строчки окрашены авторской иронией?
  4.  Как в стихотворении используется гротеск?
  5.  Как в стихотворении сочетаются отрицающее и утверждающее начала?
  6.  Насколько актуально это стихотворение в наши дни?
  1.  Домашнее задание: биография М. Цветаевой.

Список использованных источников

  1.  М.А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения.
  2.  В.В. Голубков. Методика преподавания литературы
  3.  Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся.
  4.  ТОИУУ Нетрадиционные формы организации уроков русского языка и литературы.
  5.  НВ. Беляева. Вопросы и задания для формирования читательского восприятия при обучении интерпретации лирических текстов.
  6.  Т.С. Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе.
  7.  Ю.М. Лотман. Анализ лирического текста.

8.    Периодика: журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Русская словесность»; газеты «Литература», «Русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста на уроке литературы

Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Анализ художественного текста на уроках литературы

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы

В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...

Приемы анализа лирического текста на уроке

Предлагаю вашему вниманию вариант применения моей системы образного анализа художественного текста на уроке, посвященном работе со стихотворением А. Блока из цикла "На поле Куликовом". Образный подход...

Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах

Алгоритм и этапы анализа лирического произведения....

Приёмы анализа художественного произведения на этапах современного урока литературы (из опыта работы)

В статье рассказывается о приемах, которые помогают анализировать художественное произведение на всех этапах урока литературы....