Приемы анализа лирического текста на уроке
статья по литературе (8 класс) на тему

Билиенкова Ирина Александровна

Предлагаю вашему вниманию вариант применения моей системы образного анализа художественного текста на уроке, посвященном работе со стихотворением А. Блока из цикла "На поле Куликовом". Образный подход помогает задействовать ассоциативные ряды и "оживить" идею текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bilienkova_i.a._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

О ПРИЕМАХ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ

Билиенкова И.А.

МОУ «Невонская СОШ № 1»им. Родькина Н.Д.

        Проблемы преподавания литературы в школе в последнее время активно обсуждаются неравнодушной педагогической аудиторией словесников, взволнованных и высказываниями о необязательности ее изучения, и вариантами введения в практику различных мониторинговых срезов по этому предмету. Проблема, безусловно, рождена спецификой самого предмета: знаниевая составляющая в нем не так велика, точных ответов в ней немного, и ценность литературы прежде всего в открытии, осознании и присвоении чувств, нравственного богатства и эстетического смысла прочитанных текстов. Довольно сложно научить, тем более проверить умение ученика чувствовать, понимать, толковать образ, которым и ценна литература, искусство неслучайного слова. Образ, ключевое понятие литературы, - это способ отображения и преображения мира через собственное Я, и его постижение – это не только путь к тексту и миру, но и путь к себе, необходимый         взрослеющему человеку.

        Уже признано многими коллегами-словесниками, что сложнее всего работать в школе с лирическим текстом, в котором часто нет сюжета, ясно выраженных мотиваций поступков, ощущений и чувств, и сложно бывает преодолеть некую искусственность, связанную с особенностями поэтической формы речи. Часто на таких уроках  лирический текст становится либо материалом для отработки навыков выразительного чтения, либо иллюстрацией рассказа о жизни поэта. Выстроить систему работы с лирическим текстом, которая смогла бы раскрыть ученикам его богатейший потенциал – такова цель моих размышлений и опыта работы, результатами которых хотелось бы поделиться.

        Мы предлагаем положить в основу изучения творчества поэта и просто поэтического текста концептуальный подход, основанный на последовательном постижении поэтической идеи через проникновение в созданные им образ, образный ряд, образную идею. Для уроков по подобным темам возможна такая система погружения в художественный мир отдельного текста или творчества поэта:

- ключ-образ (выявление и толкование основного образа, являющегося отправным сигналом к анализу);

- ключ-фраза (анализ афористического выражения темы, фразы, непременно содержащей противоречие, что является движущей силой любого художественного текста);

- ключ-текст (разбор поэтического текста, являющегося основным на уроке, хотя при этом возможно упоминание или чтение ряда других текстов для расширения общего поэтического поля);

- ключ-идея (формулировка основной поэтической мысли).

        Подобную систему мы использовали при разработке уроков изучения творчества И. Бродского в 11 классе, при разговоре с пятиклассниками о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус», практикуем такую работу постоянно. Хотелось бы поделиться размышлениями по поводу организации анализа на уроке стихотворения А.Блока из цикла «На поле Куликовом» (в учебнике В.Коровиной – материал 8 класса).

        Перед началом разговора о знаменитом тексте Блока необходимо восстановить идейно-ассоциативный ряд цикла – вспомнить, чем были для России Куликово поле и великая битва 1380 года. Это тоже образ-символ, который включает в себя не только отвагу и подвиг русских воинов, их готовность к любой жертве, но и решимость изменить привычную (300 лет!) ситуацию ига, пробуждение национального самосознания, боль за поруганную, попранную врагами отчизну. Как же этот образный ряд реализуется в главном стихотворении цикла («Река раскинулась…»)?

        Итак, ключ-образ – это, конечно, Русь. Это не просто река и поля, дубравы и березки. Это легенды и верования, это поэтический мир песен и сказок, это вера и люди, чью боль и радость ощущаешь как свою. Это язык, который объединяет нас, сегодняшних, и самого Блока, и Суворова, и воинов Дмитрия Донского, и молитвы Сергия Радонежского. Это мир, который воплощает лучшее в нас – любовь к миру, стремление к добру, гармонии, желание помочь и поддержать. Если мы считаем, что речь в любом поэтическом тексте не просто о предмете, пейзаже, то Русь в жизни лирического героя – это, без чего он не представляет своей жизни. Любовь к ней заставляет героя отказаться от спокойной жизни, потому что быть счастливым, чувствуя ее печаль, он не способен.

        Шаг второй – ключ-фраза. Это обычно сильное место текста – как правило, либо его начало, либо финал. В нашем случае это первый катрен:

                        Река раскинулась. Течет, грустит лениво

                        И моет берега.

                        Над скудной глиной желтого обрыва

                        В степи грустят стога. [1:134]

Неспешная, размеренная речь обнаруживает неожиданную дисгармонию: пятистопный ямб вдруг взрывается двустопным, дважды употребленный перенос мешает любованию пейзажем. На образном уровне происходит тот же перелом: река, берега, стога – узнаваемые, родные детали русского мира, ощущение широты, покоя (раскинулась, моет, степь, лениво) словно затемняются, усложняются образами тяжелыми, тоскливыми: скудный (нищий, бедный, небогатый), обрыв (край, падение), болезненный цветовой эпитет «желтый». И дважды – глагол «грустят». Противоречие налицо: прекрасная, широкая, такая любимая Русь не просто неспокойна – она в тоске, почти на краю, она больна. Это противоречие – боль лирического героя, движущая сила, заставляющая его искать причины этого страдания.

        Шаг третий – ключ-текст, разбор образного мира художественного произведения, всматривание в мир образов, создающих художественную ткань текста. Они встраиваются в уже открытую нами систему противоречий, развивая ее, обогащая новыми поворотами внутреннего сюжета. Осознание трагедии родины заставляет лирического героя понять свой путь – путь защитника, не сына, но мужа:

                        О Русь моя! Жена моя! До боли

                        Нам ясен долгий путь… [1:134]

Этот путь – битва за освобождение родины, чью боль герой чувствует как рану («стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь»). Этот путь – преодоление мрака, смерти и страха («мглы ночной и зарубежной я не боюсь»). Это решимость героя, готовность к подвигу, стремление к битве и вера в то, что именно это – путь к свету («озарим кострами степную даль»). Это уверенность в святости своего дела, в помощи Божьей (поэтому сквозь «глухой дым» виден блеск «святого знамени»). Неспешность и размеренность первого катрена сменяется нарастающим грозным темпом, грозным потому, что приходит осознание того, что эта битва – бесконечн6а. Ночная бескрайняя степь, озаряемая огненными вспышками, светла лишь там, где пролилась кровь, и для рождения и утверждения света требует новых жертв. Герой понимает: решившись на эту битву, он обрек себя на «вечный бой», на бесконечный не-покой, на постоянные жертвы, и это не та мирная жизнь, о которой он мечтал («Покой нам только снится…»). Той, прошлой, спокойной, хотя и грустной жизни уже не будет, рубеж перейден. Но происходит чудо: словно напитавшись мощью и неукротимостью своих воинов, Русь на наших глазах из грустной, медлительной, болезненной становится иной, рвущейся к будущему через страдания и боль:

                        Сквозь кровь и пыль

                        Летит, летит степная кобылица

                        И мнет ковыль… [1:134]

Степная кобылица – это летящая в будущее Русь, осознавшая свою силу и волю. Это уже не просто образ – символ. Не случайно Русь – кобылица: конь – извечный русский образ-мечта о счастье. И конек на крыше русской избы, и подкова над дверью, и сказочная мечта – Сивка-бурка, конь-товарищ, и былинные богатыри, и кони на русских иконах, и пряники конем, и гоголевская «птица-тройка», и даже мчащиеся кони в телезаставке «Вестей» - это все разные грани давней русской веры в счастье, неожиданное и прекрасное, как летящая по степи кобылица. Это Русь, с каждым шагом обретающая силу и веру в себя, и остановить ее уже невозможно («И нет конца!»). Ни страх и слезы («испуганные тучи»), ни боль и смерть («закат в крови») уже не могут остановить этого летящего шага Руси, устремленного в будущее, потому что нашли в себе силы шагнуть вперед ее воины:

                        Покоя нет! Степная кобылица

                        Несется вскачь! [1:135]

        Каков же вывод? Что помогло преображению отчизны? Родина слагается из чувств, поступков, мыслей каждого из нас. Она больна нашей болью и сильна нашей силой. Она – исток нашей мощи и ее результат. И поэтому каждый из нас – родина, и какова будет ее судьба, зависит от каждого нашего шага. Это и есть ключ-идея, может быть, немного сложная, но постижимая благодаря своему яркому образному воплощению.

        Именно подобный подход к анализу стихотворения представляется нам эффективным потому, что этот способ постижения художественного текста соответствует специфике языка литературы. Выраженная в образе идея ярка, убедительна, легко воспринимается. Этот образ еще не раз появится на страницах русской литературы, например, в толстовском романе «Война и мир»: за то, что происходит в мире и в нашем отечестве, ответствен каждый из нас. И любой наш поступок творит судьбу всей страны и целого народа – наши ошибки и пороки делают ее слабой, а самоотверженность, доброта придают ей силу и мощь.  Знаком того, насколько углубились, усложнились мысли детей о своей Родине, является сопоставление двух групп рисунков: ученикам было предложено нарисовать Россию до и после работы над стихотворением. Если рисунки первой группы – это прежде всего пейзажи или детали государственной символики, то работы  второй группы более сложны, насыщенны и по краскам, и по сути: церковные колокола и купола, знамена и воины, летящие кони – самые разные, но прекрасные в полете. Появились и портретные работы, потому что Россия – это не абстрактное понятие, это каждый из нас. А ведь это важно, чтобы уже сегодня подростки задумались о собственной значимости для судьбы огромной страны. И помог этому Блок и цикл «На поле Куликовом». Неужели такие уроки могут стать необязательными?

Литература

  1. Блок А. В огне и холоде тревог… - М.: «Детская литература», 1980
  2. Гаспаров М. О русской поэзии. – С-Пб.: «Азбука», 2001
  3. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. – М.: «Просвещение», 1965

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.

Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...

Анализ лирического текста.

Анализ лирического текста основан на том, как форма произведения помогает раскрыть содержание....

Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах

Алгоритм и этапы анализа лирического произведения....

Урок по теме"Обучение анализу лирического текста" 5класс

Повторение и закрепление знаний по теме "изобразительно-выразительные средства", проверка знаний терминолгии и умения находить в тексте. Данная работа может  быть использована в  5...

Основные подходы к анализу лирического текста

Презентиция поможет сделать акценты в докладе на данную тему...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....