Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Васенина Тамара Александровна

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики - передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям На настоящую поэзию дети откликнуться сразу. Представленный материал поможет глубже проникнуть, понять  глубину лирического текста. В работе представлен алгоритм анализа поэтического текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)

 Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность  в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

  Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика.  Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Основные особенности

прозы

поэзии

Сфера

Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности

Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта

Содержание

Важен сюжет, последовательное развитие событий

Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания

Язык

Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.

Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.

         С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Год написания произведения.

В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

Композиция (построение произведения).

Жанр произведения ( если не указан выше)

Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

Собственная аргументированная оценка, вывод.

        

 Привожу примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»

 Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

План анализа

Примеры

1

Год написания произведения

Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.

2

В какой период творчества поэта оно написано

Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии.

3

Тема стихотворения

Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире

4

Идея стихотворения

Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.

5

Сюжет

Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение

6

 Композиция

«Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в  четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.

7

Жанр произведения

Стихотворение

8

Система образов

Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными  её чертами.

9

Язык художественного произведения

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.            

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

10

Выразительные средства языка

Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;

Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;

Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.

Звукопись:

1)у – гр- у –а—а

2)е – е – р – гр

3) р – е – гр – а

4) гр – о – е – б – г  - б – о

Находим ассонансы и аллитерацию.

11

Размер стиха

Четырехстопный ямб

12

Собственная аргументированная оценка

«Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом.  Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.

 Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы  утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.

 Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней  единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.

Литература:

1.Ле Озеров «Биография стихотворения»,  издательство «Знание», М., 1981г.

      2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

      3.Журнал « Литература в школе» №2, 1996г.

     Приложение: 

Средства выразительности речи.

 Памятка для учащихся.

   Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово  употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)

Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна

Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

 Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.

Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.

 Уж небо осенью дышало.

 Здесь даже камни плачут.

Россия вспрянет ото сна.

Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.

Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)

Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;

Мать городов русских – Киев;

Черное золото вместо нефть;

Царь зверей вместо лев.

Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Стилистические средства изобразительности

( фигуры речи)

 Антитеза – противопоставление:

 что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.

Черный вечер, белый снег.

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.

Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.

 Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Анафора – единоначалие: Вынес достаточно  русский народ, вынес и эту дорогу железную…

Клянусь я первым днем творенья,                      Это утро, радость эта,

Клянусь его последним днем.                             Эта мощь и дня и света,

Клянусь позором преступленья                          Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством.                            Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)

                       М. Лерионтов)

Эпифора – одинаковое завершение:

 « Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.

Бессоюзие – придает фразе динамику:

 Швед, русский – рубит, колет режет.

 Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.

 И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.

Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)

Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.

Нет, я хотел…  быть может, вы…

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.

 Мы села – в пепел, грады – в прах…

 Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Кто не проклинал станционных смотрителей,

Кто с ними не бранился?

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)

Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

        

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)

Ассонанс-  повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ -  прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

 Полночной порою в болотной глуши

 Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

Литература:

1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.

2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.

3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...

Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)

В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...

Анализ лирического текста в школьном изучении ( на примере стихотворения А.Фета «Пчёлы»)

Анализ стихотворения А.Фета "Пчёлы" в школьном изучении для обучающихся 10 класса.Представлена схема анализа  и подробный разбор стихотворения А.Фета, которые могут быть использованыдля...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....


 

Комментарии

Васенина Тамара Александровна

Предложенный материал поможет учащимся самостоятельно анализировать лирический текст. Алгоритм анализа можно давать с 5-6 класса, постепенно усложняя задания. В работе с лирическим текстом особую значимость приобретают самостоятельные усилия каждого ученика-читателя.