Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"
методическая разработка по литературе по теме

Васенина Тамара Александровна

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения в процессе анализа.. Важно, чтобы учащиеся поняли, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирика. Цель лирики - передача чувств, настроений героя.В работе с лирическим текстом особую роль приобретают самостоятельные усилия каждого ученика. Учитель только помогает ученику войти в этот  текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области 

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения

О.Э.Мандельштама «Ленинград»)

 Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность  в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

  Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика.  Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Основные особенности

прозы

поэзии

Сфера

Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности

Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта

Содержание

Важен сюжет, последовательное развитие событий

Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания

Язык

Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.

Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.

         С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Год написания произведения.

В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

Композиция (построение произведения).

Жанр произведения ( если не указан выше)

Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

Собственная аргументированная оценка, вывод.

        

 Привожу примерный анализ стихотворения  О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

                             1930г.

План анализа

Примеры

1

Год написания произведения

О.Э.Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г

2

В какой период творчества поэта оно написано

                                              В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста.

3

Тема стихотворения

Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко.

4

Идея стихотворения

Лирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток..

5

Сюжет

Стихотворение состоит из 7 строф:

1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город;

2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой;

4-я.5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет;

6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде.

6

 Композиция

Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека.

7

Жанр произведения

Стихотворение

8

Система образов

Можно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый..)

Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» - Петербург и Ленинград.

9

Язык художественного произведения

В стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ  - Я.. В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка.

10

Выразительные средства языка

Эпитеты –лестница черная, зловещий деготь;

Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок;

Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.;

Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;

Антитеза: приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда

Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.

Находим аллитерацию:

Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

11

Размер стиха

Трехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный  анапест

12

Собственная аргументированная оценка

«Ленинград» - одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти  Декабрьский денек  вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, которого нет.

 Я на лестнице черной живу, и в висок

 Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе:

 по которым найду мертвецов голоса.

 Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении.


Литература:

1.Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г

      2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

      3.Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

«Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовал­ся в своей поэзии, и, перелистывая то­мики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэ...

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." и ответ на него и митрополита Филарета

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....


 

Комментарии

Васенина Тамара Александровна

В работе предложен алгоритм анализа поэтического текста. Учащиеся, овладевшие азбукой анализа поэтического текста, могут анализировать сложные тексты, воспринимать их полностью, докапываться до глубинного смысла.