Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Дидоренко Татьяна Викторовна

   «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовал­ся в своей поэзии, и, перелистывая то­мики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэта и человека».

                                                                                                   И. Л. Андроников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkoy_slovesnosti.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок словесности

«Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Родина».

Цель: научиться  выполнять глубокий анализ стихотворения.

Оборудование:

стихотворный текст;
учебники;

тетради;

ручки;

словари (толковый, литературоведческий);

портрет поэта;

эпиграф.        

Ход урока:

1) Организационный момент (приветствие, запись темы, эпиграфа) (5 мин)

   «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».

                                                                                                   И. Л. Андроников

2) Выразительное чтение стихотворения (7 мин) (читают несколько человек):

                             Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

       Не победит ее рассудок мой.

             Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

     Но я люблю — за что, не знаю сам —

     Ее степей холодное молчанье,

     Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

       Люблю дымок спаленной жнивы,

       В степи ночующий обоз

       И на холме средь желтой нивы

       Чету белеющих берез.

       С отрадой, многим незнакомой,

       Я вижу полное гумно,

       Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

       1841

3) Работа со стихотворением (32 мин):

  - Учитель:

 Определите тему стихотворения.

 - Ученик:

- Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова. Образы Отечества - от первых стихотворений, запечатлевших картины русской осени («Осень», 1828 год), до проникнутого глубокими размышлениями и чувствами стихотворения «Родина» - неизменно определяют пафос лермонтовского творчества.

- Учитель:

Расскажите творческую историю стихотворения.

- Ученик:

-  В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. После путешествия по России в 1835-1836 годах он написал «Бородино», «Песню про купца Калашникова». И вновь возникла потребность сказать о Родине. В апрельском номере журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина», которое занимает особое место в русской патриотической поэзии. Для своего времени оно было по-настоящему новаторским.

- Учитель:

Дайте толкование слов родина и отчизна.

- Ученик:

- Словари не разграничивают лексического значения этих слов, но для традиционной поэзии заголовок не совсем обычен. В первое десятилетие XIX века стихотворения, имеющие в заглавии слово родина, обычно посвящались «малой родине», т.е. месту рождения, родовой усадьбе. Слово родина в поэзии начала XIX века часто сочеталось со словом тоска, обозначающим очень личное чувство.

- Учитель:

В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина». Почему? В чем поэт видел разницу между этими словами?

- Ученик:

-  Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения. В стихотворении две части: первая часть - отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине; вторая - объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы.

- Учитель:

В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации?

- Ученик:

-  Предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает нам волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова - об этом свидетельствует риторическое восклицание. Ключевое слово люблю, выделенное эллипсом: ...но (люблю) странною любовью. Эпитет странная имеет следующие толкования «чудный, необычайный, необыкновенный, особенный» (Словарь В.И. Даля), «необыкновенный,  непонятный,  необычный,  особенный,  вызывающий недоумение» («Словарь С.И. Ожегова»).

- Учитель:

Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову.

- Ученик:

- Своеобычный, непонятный, особенный

 - Учитель:

   Какая часть речи помогла вам сделать такой выбор?

- Ученик:

- В этом стихотворении преобладают местоимения первого лица (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины. Инверсия (люблю... я) требует постановки логического ударения на «я», что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор.

- Учитель:

Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но...). Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Как вы это понимаете?

- Ученик:

- Лермонтов, будучи истинным гражданином, не мог не выразить свою точку зрения на проблему народности - именно ей и посвящена первая часть «Родины».

 - Учитель:

  Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

- Ученик:

- Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм. А союз ни усиливает отрицание.

- Учитель:

   Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли утверждать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов?

- Ученик:

- Олицетворение, эпитет, сравнение, лексическая анафора.

 - Учитель:

  Как организовано пространство во второй части?

- Ученик:

-  Лирический герой словно обозревает всю необъятную Россию с головокружительной высоты.

- Учитель:

Как меняется точка обзора, начиная со строки «Проселочным путем люблю скакать в телеге...»?

- Ученик:

Эта точка ближе к земле, но и она позволяет видеть огромные пространства, по которым он едет. Мелькают деревни, ночи сменяют друг друга.

  - Учитель:

  Нет ли ошибки в выражении скакать в телеге?

- Ученик:

- Лермонтов был кавалеристом, это профессионализм.

 - Учитель:

  Как автор воспринимает окружающее? Какие чувства, помимо зрения, в этом участвуют?

- Ученик:

-  Зрение, обоняние («люблю дымок спаленной жнивы»); слух (пляска «с топотом и свистом», «говор мужичков»). Человек появляется в конце стихотворения, а сначала поэт описывает признаки его близости: спаленная жнива, ночующий обоз, двор. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина - это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.

   - Учитель:

Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

- Ученик:

- Это символы довольства (потому что в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

- Учитель:

Так в чем же отличие родины от отчизны в понимании Лермонтова?

- Ученик:

- Отчизна - это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина - это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

- Учитель:

Определите размер стихотворения,  количество стоп в стихах. Какую закономерность вы отметили? Как это связано с содержанием «Родины»

- Ученик:

-  Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом, причем четкий переход па четырехстопный ямб начинается во второй половине произведения, где автор дает конкретные приметы народной жизни. Сокращение на две стопы делает стих легким, простым, удобным для произношения.

- Учитель:

   Итак, в первой части поэт отверг официальный патриотизм, а во второй открыл нам свою душу, высказал самое откровенное - какой ему видится Русь, с чем ассоциируется образ Родины. Попробуйте определить идею стихотворения.

- Ученик:

- Для поэта родина - в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и «любовью». Лермонтов любит родную землю и ее людей, которых он познал, едучи в телеге, ночуя в степи вместе с обозом, в избе с казаками. Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах предков. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царит несправедливость, творится беззаконие, что люди в ней бесправны, жилища их убоги, деревни разорены и печальны...

- Учитель:

Обратите внимание на еще одну особенность лирики поэта. Как организовано в «Родине» время? Б какое время суток, года герой видит Россию?

- Ученик:

- Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек), летом (вечером росистым, лесов колыханье), осенью (желтая нива,  спаленное жнивье).  Для Лермонтова характерны «аномалия» при передаче времени - восприятие разнообразных этапов как одновременных, что переводит разговор о конкретном художественном образе (русской деревне) на абстрактный уровень, придает образу обобщенность, расширяет границы образа. Происходит метаморфоза: границы «малой родины» расширяются до пределов «большой» (с точки зрения организации времени). Лермонтовский реализм заключается во всеохватности, умении в тесном временном единстве передать смену времен года и даже эпох.

- Учитель:

Охарактеризуйте цветопись.

- Ученик:

- Желтый ~ степи, огни, нивы, солома; черный - ночь, спаленная; голубой - реки; зеленый - леса, белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Если бы мы взялись иллюстрировать это стихотворение, то у нас получилось бы несколько картин. И только объединенные в целое, они создали бы во всей полноте образ родины.

  - Учитель:

 Как связана звуковая организация стихотворения с рифмой?

- Ученик:

-  Рифма простая, точная, перекрестная, с чередованием женской и мужской рифмы, что придает стиху плавность, строгость и торжественность одновременно.

  - Учитель:

   Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал

нам о своей любви к родине, он затронул наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно-изобразительных средств.

4) Домашнее задание (выразительное чтение стихотворения (наизусть)

(1 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией  члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основыв...

Разработка урока по теме Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка..

Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи,...

Разработка урока рок по теме" Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка".

Урок развития речи. Цель  -  повторить знания о поэтической речи, её изобразительно - выразительных, синтаксических и ритмических особенностях; дать понятие о сочинении-интерпретации поэтиче...

"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»...

интегрированный урок по подготовке к ОГЭ .Тема: «Языковой анализ текста на примере математических задач».

Тема: «Языковой анализ текста на примере математических задач».Предмет: Русский язык, математикаТема урока: «Языковой анализ текста на примере математических задач».Тип урока: ...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....