Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.
статья (литература, 8 класс) на тему

Бурцева Елена Валерьевна

 

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией  члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основываясь на программу, была выстроена дополнительная работа по изучению творчества данного поэта. Для успешного изучения и понимания философской концепции Ф.Тютчева (завершение работы по творчеству поэта III четверть 8-го класса) была организована работа в творческой исследовательской лаборатории /своеобразные уроки словесности, построенные на основе изучения поэтических текстов/. Учитывая возрастные особенности детей (среднее звено), анализировалась пейзажная лирика, так как она более эмоциональна, образна, доступна в первичном восприятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_-_2011.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.

Выполнил: Бурцева Е.В., МОУ лицей №8, г.Томска.

Основным направлением на уроках русского языка и литературы является работа с художественным текстом. Чтобы научить ребенка говорить и писать о каком-то произведении, на какую-то тему, а особенно вести предметный, обоснованный разговор по поставленной проблеме, первоначально необходимо научить обучающихся понимать данное произведение. Именно в связи с этим приоритетным  направлением  на уроках литературы является работа по анализу поэтического текста. Ведь именно от того, как ребенок воспримет произведение, будет зависеть его дальнейшая успешная работа на уроках литературы. К.Гуковский писал: «Не надо искать в произведении то, чего там нет. Любое литературное произведение должно быть связано и отражать настроение, мироощущение самого автора».

Учитывая данное замечание, работа над анализом лирического произведения требует особого подхода.

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией  члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основываясь на программу, была выстроена дополнительная работа по изучению творчества данного поэта. Для успешного изучения и понимания философской концепции Ф.Тютчева (завершение работы по творчеству поэта III четверть 8-го класса) была организована работа в творческой исследовательской лаборатории /своеобразные уроки словесности, построенные на основе изучения поэтических текстов/. Учитывая возрастные особенности детей (среднее звено), анализировалась пейзажная лирика, так как она более эмоциональна, образна, доступна в первичном восприятии.

Работа творческой лаборатории основывалась на первичном восприятии текста и его анализе с лингвистической точки зрения, который позволил на последующих этапах углубить и расширить работу над изучением творчества поэта и создавать собственные тексты – отзывы на прочитанные стихотворения. Осуществлялась первичная обработка текста путем анкетирования. С этой целью была разработана анкета – вопросник, с помощью которой проводилась данная работа. (Анкета – вопросник прилагается).

Первичная работа была коллективной – дети обучались анкетированию, знакомились с различными лингвистическими и литературоведческими терминами и понятиями. Следующим этапом следовала индивидуальная работа обучающихся (анкеты обрабатывались педагогом). И последний этап – групповая работа, предполагающая следующие виды работ:

  1. заполнение и обработка итоговой анкеты всей группой;
  2. проведение сравнительного анализа между группами;
  3.  формулирование общего вывода.

На последующих уроках освещался результат совместной деятельности групп и на основе этого производился дальнейший анализ произведения. Таким образом использовались различные формы и методы работы с обучающимися:

  1. коллективная
  2. индивидуальная
  3. групповая
  4. исследовательская деятельность /собственные наблюдения и изыскания/
  5. аналитическая работа /сравнение и сопоставление полученных результатов/
  6. творческая работа /создание собственного текста/

Данная работа производилась по каждому стихотворению, шла групповая работа по темам, например по времени суток, или временам года,  или месту действия, что позволило производить и сравнительный анализ стихотворений. На основе данных исследований обучающиеся смогли сами прийти к выводам об особенностях авторской манеры изложения и мировосприятия поэта. Полученные результаты не противоречили, а подтверждали высказывания литературоведов и исследователей творчества Ф.Тютчева.

Такая работа с текстом позволила показать обучающимся разные пути восприятия и понимания глубинного смысла текста. Каждый читатель видит, слышит и чувствует в стихотворении что-то свое (индивидуально – субъективное), но за этим своим необходимо увидеть авторскую позицию.

В ходе проводимой работы обучающиеся смогли увидеть в произведении не только главное (тему, идею), но и выразить свои чувства и эмоции, научились сопереживать и видеть прекрасное, бережно относиться к художественному слову.

Сопоставляя анкеты 5-го и 8-го классов, можно сделать вывод, что обучающиеся, работающие в творческой лаборатории не один год, более тонко и точно определяют тему и идею стихотворений, глубже проникаются авторским пониманием изображаемого, способны делать обоснованные выводы, связанные с особенностями художественного стиля поэта.

Данная работа позволила обучающимся воспринимать лирические произведения на слух (первоначальная работа велась с «видимым» текстом, что позволяло находить ключевое слово, на последующих этапах воспринималось слово звучащее).

Еще одна особенность – все стихотворения давались без названий, а обучающимся самим предлагалось их придумать. Это позволило проявить индивидуальные творческие особенности и точно усвоить основную тему и идею стихотворения. Затем предложенные варианты заглавий  сопоставлялись с авторскими. Таким образом велась разноплановая работа, направленная на разноуровневое восприятие и изучение текста обучающимися.

В работе творческой исследовательской лаборатории были использованы следующие произведения Ф.Тютчева:

«Вечер»

сравнение времен года, одного момента суток

«Летний вечер»

«Осенний вечер

«Утро в горах»

сравнение различных времен суток

«Полдень»

«День и ночь»

«Вечер»

В качестве примера приводим результаты исследовательской деятельности обучающихся в ходе анализа стихотворений:

  1. «Вечер» (1826 г.):

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, –

И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе

Светлея, не колыхнет день, –

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

В работе принимало участие 30 обучающихся. По результатам анализа анкет возникла следующая картина:

  1. Тема и идея стихотворения была выделена всеми обучающимися.
  2. Варианты названий:

Вечер                                – 8

Тихий вечер                        – 4

Вечерняя заря                        – 4

Вечер над долиной                – 6

Закат                                – 5

Летний вечер                        – 1

Долина во время заката        – 1

Место на краю земли        – 1 (творч.)

Слово вечер отмечено в 23 работах, как синоним к слову, закат – 6 раз.

  1. Ассоциации:

вечер                        – 21

долина                        – 18

колокольный звон        – 17

ветер                        – 15

тишина                        – 17

море                        – 15

тень                        – 13

журавлиный крик        – 12

лето                        – 12

журавлиная стая        – 10

закат                        – 15

церковь                        – 8

мгла                        – 10

прохлада                – 13        синоним свежесть

свежесть                – 9        синоним прохлада

небо                        – 13

зелень                        – 9

  1. Эмоции, чувства:

спокойствие                – 16

тихо                        – 14

хочется отдохнуть        – 9

грусть                        – 9

задумчивость                – 12

покой                        – 10

печаль                        – 6

мечтательность        – 5

вдохновение                – 5

наслаждение                – 4

уныние                        – 6

Анализируя чувства и эмоции, возникшие у обучающихся, приходим к выводу:

*        тишина                ┐

покой                ├        возникает ощущение тайны

спокойствие        ┘

Ощущение покоя создается и всеми глаголами:

*        веет

замер

не колыхнет

ложится

молчаливый        (отриц. прил.)

Стихотворение начинается со слова тихо, а заканчивается словом тень.

Все изменения происходят незаметно, отсюда возникает чувство неторопливости, успокоения, покоя.

  1. Анализ частеречной принадлежности слов стихотворении:

существительное        – 10        (42 %)

глагол                        – 4

прилагательное        – 5        (21 %)

наречие                        – 3

местоимение                – 1

Вывод:

предметность

описательность

тип действия

абсолютная конкретность

можно представить конкретную картину – фрагмент

Данный вывод обучающихся соответствует утверждению Ю.Н.Тынянова о том, что – «художественная форма стихов Ф.Тютчева – это фрагмент».

Задание:        опишите, какая картина предстала в вашем воображении /творческая работа по созданию собственного текста/.

*        тихий летний вечер

слабый, еле слышный звон колокола, который затихает среди шелеста листвы, как удаляющийся журавлиный крик

после дневного зноя наступает прохлада

возникает чувство успокоенности, умиротворения

  1. Работа с содержанием текста:

Основное место, описываемое в стихотворении?        долина

А что же связано с долиной?        веет далекий колокольный звон торопливей, молчаливей ложится тень

Колокольный звон (вечерняя служба) + ложится тень:

О каком времени суток идет речь?                вечер

А о чем основном говорит автор?                вечер

Можно ли предположить, о каком времени года говорит автор и почему:

а)        колокольный звон, как шум  от стаи журавлиной (сравнение)        – лето

б)        звучные листья (эпитет) – в полной силе                лето

в)        море вешнее в разливе (эпитет)                        лето

Таким образом, приходим к определению летнего вечера, что ранее отразилось при анализе ассоциаций обучающихся и описании  возникшей картины, а так же в названии.

Приходим к общему выводу, что вечер в произведении Ф.Тютчева есть тайна, покой, тишина, умиротворенность, тень, грусть (= легкая улыбка).

  1.  «Утро в горах» (1829г.)

Лазурь небесная смеется,

Ночной смытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывает скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

  1. Тема и идея стихотворения была выделена всеми обучающимися.
  2. Варианты названий:

Утро                                – 6

Прохладное утро                – 3

Рассвет                                – 3        (синоним утро)

Волшебное утро                – 4

Утро в  горах                        – 3

Горы утром                        – 2

Утренняя лазурь                – 1

Летнее утро                        – 2

Слово утро (как основная тема) было выделено всеми учащимися.

  1. Ассоциации:

лето                        – 7

утро                        – 18

красота                        – 3

свежесть                – 12

горы                        – 18

заря                        – 4

долина                        – 19

легкость                        – 5

чистота                        – 8

роса                        – 9

воздушность                – 1

туман                        – 10

лазурь                        – 9

свет /ясно/                – 5

волшебство                – 4

прохлада                – 16

небо                        – 10

солнце (неяркое)        – 8

влажность                – 7

тишина                        – 8

  1. Эмоции, чувства:

радость                        – 13

скрытая радость        – 5

бодрость                – 10

красота                        – 12

нежность                – 8

легкость                        – 14

пробуждение                – 18

воодушевление        – 6

Анализируя чувства и эмоции, возникшие у обучающихся, приходим к выводу:

*        радость

бодрость

легкость

воодушевление

все это создает состояние пробуждения

*        лазурь небесная смеется

чувство радости, легкости

  1. Анализ частеречной принадлежности слов стихотворения:

существительное        – 12        (52 %)

прилагательное        – 6        (26 %)

2/3

глагол                        – 4

наречие                        – 3

местоимение                – 1

Вывод:

предметность

описательность

тип действия

абсолютная конкретность

(нет местоимений)

можно представить конкретную картину – фрагмент

  1. Работа с содержанием текста:

Что указывает на утро?

*        лазурь небесная                (очень ясно, светло)

Ночной осмытая грозой        (свежесть, чистота)

росисто                        (роса только утром)

долина                        (светлая полоса, чистота)

туманы                        (утром)

до половины покрывают скат        (уже не сильно рано)

А почему утро в горах?

*        долина между гор         (место, где происходит действие)

как бы воздушные руины волшебством созданных палат

(образное красочное сравнение гор)

Приходим к выводу:

утро –        небесная лазурь

туманы

ощущение объема и воздуха

свежесть

чистота

бодрость        (= легкий смех)

свет

  1.  «Полдень»

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

В лазури пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота низкая объемлет.

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

В работе принимало участие 27 обучающихся. По результатам анализа анкет возникла следующая картина:

  1. Тема и идея стихотворения была выделена всеми обучающимися.
  2. Варианты названий:

Полдень                                – 5

Сон                                – 1

Лень                                – 2

Лениво…                        – 1

Ленивая природа                – 1

Спящая природа                – 2

Жаркое лето                        – 3

Жаркий полдень                – 2

Летний полдень                – 3

Дремота                                – 7

Слово полдень (как основная тема) было выделено 10-ю учащимися.

  1. Ассоциации:

полдень                        – 11

река                        – 7

лень                        – 5

лето                        – 2

жара                        – 4

дремота                        – 6

облака                        – 10

пещера                        – 2

лазурь                        – 3

середина дня                – 3

пасмурно                – 1

солнце                        – 7

дождь                        – 1

утро                        – 4

туман                        – 4

сказка                        – 1

ночь                        – 1

сон                        – 1

горы                        – 1

природа                        – 1

  1. Эмоции, чувства:

лень                        – 4

расслабление                – 5

усталость                – 2

спокойствие                – 7

грусть                        – 1

чистота                        – 1

легкость                        – 3

Анализируя чувства и эмоции, возникшие у обучающихся, приходим к выводу:

*        спокойствие

расслабление

чистота

легкость

все это создает состояние покоя, умиротворения, отдыха, лени

*        покойно дремлет

спокойный отдых

Из этого следует, что обучающиеся верно поняли идею и тему стихотворения.

  1. Анализ частеречной принадлежности слов стихотворении:

существительное        – 10        (37 %)

прилагательное        – 5        (19 %)

глагол                        – 5

наречие                – 4        («лениво» - 3 раза)

местоимение                – 2

Вывод:

предметность

описательность

тип действия

абсолютная конкретность

(нет личных местоимений)

можно представить конкретную картину – фрагмент:

состояние природы в полдень,

все спит, движения нет

  1. Работа с содержанием текста:

Что указывает на полдень?

*        полдень мглистый

в лазури пламенной и чистой                (очень ясно)

тают облака                (утром был туман и сейчас он расходится)

дремота жаркая                (жаркий полдень склоняет ко сну)

Приходим к выводу:

полдень –        жара

дремота

отсутствие свежести

усталость

свет

лень

  1. Производя сравнительный анализ приведенных стихотворений, обучающиеся пришли к следующим выводам:
  1. основная художественная форма стихотворений Ф.Тютчева – фрагмент.
  2. для каждого времени суток, для их описания автор употребляет определенный набор слов.
  3. для произведений Ф.Тютчева характерно широкое использование антонимов:

*        утро        – вечер

долина        – горы

тень        – свет

покой        – бодрость

  1. основой поэтической речи Ф.Тютчева является обыденная разговорная лексика.
  2. среди средств художественной изобразительности наиболее часто употребляются эпитеты, развёрнутые сравнения.
  3. природа у поэта не фон, на котором происходят события, а живой организм, и лирический герой – часть этого живого организма, который подчиняется всемирно установленному порядку природы.

Работа опубликована:

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы (лирика Ф.И.Тютчева) / Материалы 4 областного научного семинара «Проектный метод на уроках русского языка и литературы»/ - Т.: ТОИПКРО.- 2011. - С.76-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка..

Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи,...

Разработка урока рок по теме" Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка".

Урок развития речи. Цель  -  повторить знания о поэтической речи, её изобразительно - выразительных, синтаксических и ритмических особенностях; дать понятие о сочинении-интерпретации поэтиче...

Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

«Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовал­ся в своей поэзии, и, перелистывая то­мики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэ...

Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах".

Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов. Пособие предназначено дл...

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".

quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....