Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Манеева Наталья Сергеевна

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lermontova_rodina.docx79.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Озерновская СОШ №3

Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему:

«Тема Родины. Анализ стихотворения

М. Ю. Лермонтова «Родина»

Как бы Родину любили.

выполнила учитель

русского языка и литературы

Манеева Н.С.

Озерновский,2022

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»

Цели урока:
- отработка  навыков анализа стихотворения;

- работа с текстом произведения: с чем ассоциируется образ Родины, что нового внес поэт в развитие этой темы; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

-расширение словарного запаса учащихся;

-углубление литературоведческих знаний;

-анализ произведения и новаторство поэта в разработке темы;

-расширение представлений учащихся о любви к Родине.

Задачи:

1.работать с текстом произведения.

2.Использовать приемы смыслового чтения.

3.Сделать лингвистический анализ текста.

Оборудование: тексты стихотворения Лермонтова, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, раздаточный материал (таблицы для анализа стихотворения «Ро-дина», видеоролик к стихотворению «Родина», музыкальное сопровождение. Видеоролик к песне С. Глазунова «Размышление о Родине», видеоролик к песне С. Трофимова «Родина», презентация, кластер «Родина», попс-формула.

Тип урока: урок-исследование

Структура урока

I Организационный момент

II.Слово учителя:

Определение типа урока

Учитель

-Сегодня у нас урок - исследование.

-Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю?

Учащиеся

-Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость.

Учитель

- Я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения. А начнем мы наш урок с музыкальной композиции. (Показывается ролик с песней С. Глазунова «Размышление о Родине», Приложение 1).

-Как вы думаете, почему я начала урок именно так?

III.Работа с эпиграфом урока

Учитель

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью!

М.Ю.Лермонтов.

Учитель

- Зная эпиграф, предположите тему нашего урока?

Учащиеся

-Тема Родины.

Учитель

-А объектом исследования станет стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».

IV Объявление темы урока.

Учитель

Тема сегодняшнего урока - исследования: «Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

-Запишите дату и тему урока в тетрадь.

-Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего исследования.

Учащиеся

-Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы. 

Учитель

-Отсюда вытекают задачи урока. Какие?

Учащиеся

-Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Учитель

-Что изучает лингвистика?

Лингвистика-наука о языке, учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

V Составление кластера  к слову «Родина»

Учитель

-А начнем мы свою работу с составления кластера, в котором вы отразите свое представление о Родине.

- Ребята, что такое Родина в вашем понимании?

Учащиеся

- Дом, родня, семья, друзья, школа, село, язык, сад, страна, государство, народ, природа и другие понятия.

Учитель

- Начнем исследование. Анализ стихотворения.

VI. Исследование

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

1. Творческая история стихотворения

Лермонтов поехал через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И у него возникла потребность сказать о России. Так,  в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».

Проверка д.з.

Учитель

-А теперь мы послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова. (Учащийся  выразительно читает стихотворение «Родина» )

2.Беседа

Учитель

-Определите тему стихотворения

Учащийся

-Тема Родины.

Учитель

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина». Почему автор изменил название стихотворения? В чем особенность этих слов. Поработаем с лексическим значением данных понятий.

Словари

РОДИНА

ОТЧИЗНА

С. И. Ожегов

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь

Отечество, Родина

В.И.Даль

Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

См. «Отец»

В статье

Отец, Отечество, Родина

-Разграничивают ли они лексическое значение этих слов?

Учащийся

-Нет

Учитель

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Обратимся к композиции произведения.

3. Работа с композицией стихотворения

Учитель

- Из скольких частей состоит стихотворение?

Учащийся

-Стихотворение состоит из 3 частей.

Учитель

-Зачитайте части. Сравним эти части.

-Предлагаю поработать в группах. Сядьте по группам.

Заполним таблицу. Давайте распределим роли в группе. Выберите ответственного в группе. Выберите, кто будет следить за временем. Определите, кто выступать будет от группы.

(Учитель объясняет, как работать по таблице)

Работа с таблицей в группах

1 часть

2 часть

3 часть

Чувства лирического героя (в чем главная мысль?)

Странная любовь.

 Автор понимает значение исторического прошлого России; им сформулировано сердечное чувство патриотизма.

Отстаивает право на любовь к Родине, но отвергает сложившийся образ Родины.

Любовь к родной земле ещё не объяснима.

Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине, очарован глубиной народной жизни.

Образ

Родины

Создан отвлечённый образ официальной Росси.

Степи, леса, реки, дороги, огни деревень

с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной.

Дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы и человека ).

Создан целостный образ России, её безбрежная широта.

Средства выразительности

Инверсия

Люблю отчизну я

Анафора

Ни слава, ни полный, ни тёмной

Эпитеты, ряды однородных членов.

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ Родины.

Эпитеты

безбрежных лесов, печальных деревень

Сравнение

Реки, подобные морям

Ряды однородных членов.

Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

Цветопись:

жёлтая нива, белеющие берёзы.

Эпитеты, ряды однородных членов -поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

Работа по первой части

Учитель

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части. (Чтение первой части стихотворения).

Учащиеся

-1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».

Учитель

-1часть в таблице. Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование слова СТРАННАЯ в контексте предложения. Для этого дайте толкование этих слов

- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.

(необычный, особенный)

Учащиеся

-Необычная. Используя личные и притяжательные местоимения ( я, мой, мне ), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

Учитель

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ Отчизны в первой части? Назовите средства выразительности

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

Работа по второй части

Учитель

-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль?

Ученики

-Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

Учитель

-2 часть в таблице.

- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?

Учащиеся

Степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.

Работа по третьей части

Учитель

3 часть

-Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Проселочным путем … Назовите эти образы.

Учащиеся

-Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков.

Учитель

-Что видит и слышит, чувствует лирический герой?

Учащиеся

-Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.

4. Физминутка.

Релаксация под музыку. Учитель просит учащихся   сесть удобней, расслабиться, закрыть глаза и представить благоухающую картину природы.

Учитель

- После работы в группах переходим к дальнейшему анализу

- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?

Учащиеся

-Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.

Учитель

-Вывод о символе России.

- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.

Учитель

5.Лексическая работа.

- познакомимся с лексическим толкованием слов: ГУМНО, ЖНИВА, НИВА. 

Учащиеся

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб

7.Лингвистический анализ стихотворения.

Учитель

-Почему поэту радостно видеть полное гумно; избу, покрытую соломой; резные ставни?

Ученик

-Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

Учитель

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

Учащиеся

-Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье ). Для поэта Родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.

Учитель

- Чей образ появляется в конце стихотворения?

Учащийся

-Образ человека.

Учитель

- Какие объекты говорят о приближении человека?

Ученик

-Обоз, двор, дом, окно.

Учитель

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

Учащийся

-Мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.

Учитель

-Мы сейчас приступим к цветовой лексике. Как мы можем по-другому назвать эту работу?

Учащийся

-Цветопись

7.Цветовая лексика.

Учитель

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись . Какие цвета присутствуют в стихотворении?

Учащиеся

-Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

8.Продолжение беседы.

Учитель

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

Учащиеся

-В первой - отвергается патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится  обширная страна- Россия.

Учитель

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам Отчизны и Родины?

Ученик

Антитеза

Учитель

-Что такое антитеза?

Учащийся

- Противопоставление. В следующих словах :люблю-странная.

VII Обратимся к тем целям урока, которые ставили вначале.

Учитель

-Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ Родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?

Учащиеся

-Показал неразрывность связи родины и народа

Учитель

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

-Учащиеся

-Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

Учитель

Вывод

-В первой строфе стихотворения смысл понятия «Родина» смыкается с официальной идеологией и речь идет о «большой Родине» — государстве, поэтому употреблено слово Отчизна: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!».

-Но слово “Родина “ в заглавии «направляет» в сторону глубоко личных чувств и переживаний автора, которые составляют очень важную часть содержания стихотворения. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую Родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую Родину» самым главным элементом сложного понятия «большой Родины». В стихотворении «Родина» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение большой и малой Родины впоследствии стало традиционным в русской поэзии. 

VIII Заключительное слово

Учитель

-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа стихотворения Лер-монтова?

-Что вы чувствуете после изучения произведения, после проведенного исследования?

Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне, попс-формуле, телеграмме.

IX.. Рефлексия.

X. Домашнее задание. Сочинение-эссе на тему «Люблю Отчизну …»

XI.Оценивание работы учащихся.

XII. Заключительное слово учителя.

-Родина-самое дорогое, что есть у человека. Любите Россию такой, какая она есть. Любите и берегите свою Родину.

(Видеоролик  С.Трофимова «Родина», Приложение 5.).

Фотографии с мероприятия (Приложение 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"

Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...

Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")

Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо  матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. У...

Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия....

Урок внеклассного чтения в 11 классе "Муза и гений." (Анализ стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»)

Урок рассчитан на 2 часа. Урок знакомит выпускников с творчеством сюрреалистов, осуществляет метапредметные связи через музыку, живопись, литературу;формирует  метапредметные понятия: муза и гени...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

Урок литературы в 6б классе «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)

Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных д...

Урок литературы в 7 классе по лирике Маяковского ( анализ стихотворения " Хорошее отношение к лошадям"

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 класс. Анализ стихотворения В.Маяковского " Хорошее отношение к лошадям" проводится с использованием ассоциативно- семантического анализа текста лирического ...