Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lermontova_rodina.docx | 79.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Озерновская СОШ №3
Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему:
«Тема Родины. Анализ стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Родина»
выполнила учитель
русского языка и литературы
Манеева Н.С.
Озерновский,2022
Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»
Цели урока:
- отработка навыков анализа стихотворения;
- работа с текстом произведения: с чем ассоциируется образ Родины, что нового внес поэт в развитие этой темы; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;
-расширение словарного запаса учащихся;
-углубление литературоведческих знаний;
-анализ произведения и новаторство поэта в разработке темы;
-расширение представлений учащихся о любви к Родине.
Задачи:
1.работать с текстом произведения.
2.Использовать приемы смыслового чтения.
3.Сделать лингвистический анализ текста.
Оборудование: тексты стихотворения Лермонтова, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, раздаточный материал (таблицы для анализа стихотворения «Ро-дина», видеоролик к стихотворению «Родина», музыкальное сопровождение. Видеоролик к песне С. Глазунова «Размышление о Родине», видеоролик к песне С. Трофимова «Родина», презентация, кластер «Родина», попс-формула.
Тип урока: урок-исследование
Структура урока
I Организационный момент
II.Слово учителя:
Определение типа урока
Учитель
-Сегодня у нас урок - исследование.
-Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю?
Учащиеся
-Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость.
Учитель
- Я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения. А начнем мы наш урок с музыкальной композиции. (Показывается ролик с песней С. Глазунова «Размышление о Родине», Приложение 1).
-Как вы думаете, почему я начала урок именно так?
III.Работа с эпиграфом урока
Учитель
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения Лермонтова
Люблю отчизну я, но странною любовью!
М.Ю.Лермонтов.
Учитель
- Зная эпиграф, предположите тему нашего урока?
Учащиеся
-Тема Родины.
Учитель
-А объектом исследования станет стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».
IV Объявление темы урока.
Учитель
Тема сегодняшнего урока - исследования: «Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».
-Запишите дату и тему урока в тетрадь.
-Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего исследования.
Учащиеся
-Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы.
Учитель
-Отсюда вытекают задачи урока. Какие?
Учащиеся
-Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
Учитель
-Что изучает лингвистика?
Лингвистика-наука о языке, учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.
V Составление кластера к слову «Родина»
Учитель
-А начнем мы свою работу с составления кластера, в котором вы отразите свое представление о Родине.
- Ребята, что такое Родина в вашем понимании?
Учащиеся
- Дом, родня, семья, друзья, школа, село, язык, сад, страна, государство, народ, природа и другие понятия.
Учитель
- Начнем исследование. Анализ стихотворения.
VI. Исследование
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
1. Творческая история стихотворения
Лермонтов поехал через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И у него возникла потребность сказать о России. Так, в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
Проверка д.з.
Учитель
-А теперь мы послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова. (Учащийся выразительно читает стихотворение «Родина» )
2.Беседа
Учитель
-Определите тему стихотворения
Учащийся
-Тема Родины.
Учитель
-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина». Почему автор изменил название стихотворения? В чем особенность этих слов. Поработаем с лексическим значением данных понятий.
Словари | РОДИНА | ОТЧИЗНА |
С. И. Ожегов | 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь | Отечество, Родина |
В.И.Даль | Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился | См. «Отец» В статье Отец, Отечество, Родина |
-Разграничивают ли они лексическое значение этих слов?
Учащийся
-Нет
Учитель
- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.
Обратимся к композиции произведения.
3. Работа с композицией стихотворения
Учитель
- Из скольких частей состоит стихотворение?
Учащийся
-Стихотворение состоит из 3 частей.
Учитель
-Зачитайте части. Сравним эти части.
-Предлагаю поработать в группах. Сядьте по группам.
Заполним таблицу. Давайте распределим роли в группе. Выберите ответственного в группе. Выберите, кто будет следить за временем. Определите, кто выступать будет от группы.
(Учитель объясняет, как работать по таблице)
Работа с таблицей в группах
1 часть | 2 часть | 3 часть | |
Чувства лирического героя (в чем главная мысль?) | Странная любовь. Автор понимает значение исторического прошлого России; им сформулировано сердечное чувство патриотизма. Отстаивает право на любовь к Родине, но отвергает сложившийся образ Родины. | Любовь к родной земле ещё не объяснима. | Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине, очарован глубиной народной жизни. |
Образ Родины | Создан отвлечённый образ официальной Росси. | Степи, леса, реки, дороги, огни деревень с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной. | Дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы и человека ). Создан целостный образ России, её безбрежная широта. |
Средства выразительности | Инверсия Люблю отчизну я Анафора Ни слава, ни полный, ни тёмной Эпитеты, ряды однородных членов. Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ Родины. | Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень Сравнение Реки, подобные морям Ряды однородных членов. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить. | Цветопись: жёлтая нива, белеющие берёзы. Эпитеты, ряды однородных членов -поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить. |
Работа по первой части
Учитель
- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части. (Чтение первой части стихотворения).
Учащиеся
-1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».
Учитель
-1часть в таблице. Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование слова СТРАННАЯ в контексте предложения. Для этого дайте толкование этих слов
- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.
(необычный, особенный)
Учащиеся
-Необычная. Используя личные и притяжательные местоимения ( я, мой, мне ), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)
Учитель
- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.
- С чем ассоциируется образ Отчизны в первой части? Назовите средства выразительности
- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?
Работа по второй части
Учитель
-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль?
Ученики
-Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.
Учитель
-2 часть в таблице.
- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?
Учащиеся
Степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.
Работа по третьей части
Учитель
3 часть
-Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Проселочным путем … Назовите эти образы.
Учащиеся
-Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков.
Учитель
-Что видит и слышит, чувствует лирический герой?
Учащиеся
-Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.
4. Физминутка.
Релаксация под музыку. Учитель просит учащихся сесть удобней, расслабиться, закрыть глаза и представить благоухающую картину природы.
Учитель
- После работы в группах переходим к дальнейшему анализу
- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?
Учащиеся
-Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.
Учитель
-Вывод о символе России.
- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.
Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.
Учитель
5.Лексическая работа.
- познакомимся с лексическим толкованием слов: ГУМНО, ЖНИВА, НИВА.
Учащиеся
Гумно – сарай для сжатого хлеба.
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб
7.Лингвистический анализ стихотворения.
Учитель
-Почему поэту радостно видеть полное гумно; избу, покрытую соломой; резные ставни?
Ученик
-Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.
Учитель
- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
Учащиеся
-Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье ). Для поэта Родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.
Учитель
- Чей образ появляется в конце стихотворения?
Учащийся
-Образ человека.
Учитель
- Какие объекты говорят о приближении человека?
Ученик
-Обоз, двор, дом, окно.
Учитель
- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?
Учащийся
-Мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.
Учитель
-Мы сейчас приступим к цветовой лексике. Как мы можем по-другому назвать эту работу?
Учащийся
-Цветопись
7.Цветовая лексика.
Учитель
- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись . Какие цвета присутствуют в стихотворении?
Учащиеся
-Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)
8.Продолжение беседы.
Учитель
- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?
Учащиеся
-В первой - отвергается патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится обширная страна- Россия.
Учитель
- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам Отчизны и Родины?
Ученик
Антитеза
Учитель
-Что такое антитеза?
Учащийся
- Противопоставление. В следующих словах :люблю-странная.
VII Обратимся к тем целям урока, которые ставили вначале.
Учитель
-Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ Родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?
Учащиеся
-Показал неразрывность связи родины и народа
Учитель
-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
-Учащиеся
-Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.
Учитель
Вывод
-В первой строфе стихотворения смысл понятия «Родина» смыкается с официальной идеологией и речь идет о «большой Родине» — государстве, поэтому употреблено слово Отчизна: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!».
-Но слово “Родина “ в заглавии «направляет» в сторону глубоко личных чувств и переживаний автора, которые составляют очень важную часть содержания стихотворения. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую Родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую Родину» самым главным элементом сложного понятия «большой Родины». В стихотворении «Родина» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение большой и малой Родины впоследствии стало традиционным в русской поэзии.
VIII Заключительное слово
Учитель
-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа стихотворения Лер-монтова?
-Что вы чувствуете после изучения произведения, после проведенного исследования?
Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне, попс-формуле, телеграмме.
IX.. Рефлексия.
X. Домашнее задание. Сочинение-эссе на тему «Люблю Отчизну …»
XI.Оценивание работы учащихся.
XII. Заключительное слово учителя.
-Родина-самое дорогое, что есть у человека. Любите Россию такой, какая она есть. Любите и берегите свою Родину.
(Видеоролик С.Трофимова «Родина», Приложение 5.).
Фотографии с мероприятия (Приложение 6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"
Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...
Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")
Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. У...
Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия....
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....
Урок литературы в 6б классе «Нетленные страницы шелестят…» (анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»)
Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных д...
Урок литературы в 7 классе по лирике Маяковского ( анализ стихотворения " Хорошее отношение к лошадям"
Урок внеклассного чтения по литературе в 7 класс. Анализ стихотворения В.Маяковского " Хорошее отношение к лошадям" проводится с использованием ассоциативно- семантического анализа текста лирического ...
Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"
Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...