Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
методическая разработка (6 класс)
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению
Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в этом может следующий план работы.
- Прочитай стихотворение несколько раз.
- Узнай сведения об авторе стихотворения.
- Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
- Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
- Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри Памятку «Словарь настроений»).
- Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
- Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
- Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
- Собери все черновые записи и систематизируй их. В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.
Предварительный просмотр:
Речевые клише
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
-В стихотворении… (автор, название) говорится о…
-В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
-В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
-Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
-Автора пронизывает чувство…
-Стихотворение можно разделить на…части, так как…
-Композиционно стихотворение делится на…части.
-Короткие (длинные) строки подчеркивают…
-В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
-Поэт хочет запечатлеть словами….
-Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
-Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
-Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
-Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
-Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
-Стихотворение вызывает у меня чувство…
Предварительный просмотр:
Словарь настроений
В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.
восторженное; очарованное; радостное; радужное; веселое; светлое; восхищается; восторгается; восторженно- радостное; легкое; светлое; | жалеет о … нежное; игривое; умиротворенное; теплое; спокойное. приподнятое печалится сожалеет о… поэту жаль … переживает за … | негодует расстроен поэту больно от …, с болью в сердце пишет о… грустно, с грустью говорит о… сердито тоскует по … с волнением говорит о… испытывает чувство горечи |
Предварительный просмотр:
Словарь терминов
Это словарь слов, которые, возможно, будут употреблены вами в сочинении.
Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.
Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.
Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.
ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.
Жанр – тип художественного произведения.
Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.
Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
Поэзия – словесное художественное творчество.
Проза – не стихотворная речь.
Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)
Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.
Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.
ТРОПЫ (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.
Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.
Предварительный просмотр:
Инструкция к уроку литературы в 6 классе.
Сочинение по анализу одного стихотворения
(По лирике А. С. Пушкина)
- Выберите стихотворение А. С. Пушкина из изученных в этом году.
- Обратите внимание, что анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка.
Вспомните: Восприятие Здесь вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками. Истолкование Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Оценка это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе |
- Подготовьтесь к работе над сочинением – анализом этого стихотворения.
Ознакомьтесь с предложенными памятками:
- Памятка. «Подготовка к сочинению» - Памятка. «Речевые клише» - Памятка. «Словарь настроений» - Памятка. «Словарь терминов» Вспомните, как оформляются стихотворные цитаты (См. таблицу «Цитаты») |
Д/З Письменно: сочинение-анализ одного стихотворения А. С. Пушкина из программы 6 класса. /Требуемый объём – 1, 5 страницы!/ Название сочинению дадите сами. |
Срок сдачи – до 12. 10. 2020
Пересылка сообщением в журнале или по почте Urevna47@mail.ru
Успехов в работе!
9 октября 2020 г.
Учитель словесности Алла Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Лицейский период в жизни А.С.Пушкина", 6 класс
Урок литературы - часть уроков по биографии А.С.Пушкина - содержит материал о жизни поэта в период обучения в Царском Селе в Лицее в период с 1811 по 1817гг....
Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.
Конспект урока литературы в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения....
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Презентация поможет организовать деятельность учащихся на уроке, который рассчитан на 2 часа. Это семинарское занятие организовано в форме групповой работы, работы в парах. В заметках к слайду даны за...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в стихотворениях А.С.Пушкина"
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в стихотворениях А.С.Пушкина"Учебник В.Ф.Чертова...
Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Итоговое тестирование за курс 5 класса"
Предложен итоговый контрольный тест за курс 5 класса...
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....
Технологическая карта дистанционного урока литературы в 7 классе на тему: «Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге» c использованием платформы МЭО
Урок знакомит учеников с летописным источником произведения А. С. Пушкина, развивает навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения. Урок спос...