Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
методическая разработка (6 класс)

Андреева Алла Юрьевна

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению

Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в этом может следующий план работы.

  1. Прочитай стихотворение несколько раз.
  2. Узнай сведения об авторе стихотворения.
  3. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
  4. Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
  5. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри Памятку «Словарь настроений»).
  6.  Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
  7. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
  8. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
  9. Собери все черновые записи и систематизируй их. В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.



Предварительный просмотр:

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

-В стихотворении… (автор, название) говорится о…

-В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

-В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

-Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

-Автора пронизывает чувство…

-Стихотворение можно разделить на…части, так как…

-Композиционно стихотворение делится на…части.

-Короткие (длинные) строки подчеркивают…

-В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

-Поэт хочет запечатлеть словами….

-Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

-Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

-Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

-Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

-Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

-Стихотворение вызывает у меня чувство…



Предварительный просмотр:

Словарь настроений

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

жалеет о …

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи




Предварительный просмотр:

Словарь терминов

Это словарь слов, которые, возможно, будут употреблены вами в сочинении.

Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия – словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.



Предварительный просмотр:

Инструкция к уроку литературы в 6 классе.

Сочинение по анализу одного стихотворения

(По лирике А. С. Пушкина)

http://db74.ru/images/skach.jpg

  1. Выберите стихотворение А. С. Пушкина из изученных в этом году.

  1. Обратите внимание, что анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка.

Вспомните:

Восприятие

 Здесь вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Истолкование

Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы.

Оценка

это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе

  1. Подготовьтесь к работе над сочинением – анализом этого стихотворения.

Ознакомьтесь с предложенными памятками:

https://fhd.multiurok.ru/a/b/1/ab1b0478bf8fd0de4f8d748c84f0828519dc9cbe/img_phplFFYhT_igra-ostatsya-v-zhivyh_0_7.jpg

- Памятка. «Подготовка к сочинению»

- Памятка. «Речевые клише»

- Памятка. «Словарь настроений»

- Памятка. «Словарь терминов»

Вспомните, как оформляются стихотворные цитаты (См. таблицу «Цитаты»)

https://img2.freepng.ru/20180329/kpe/kisspng-pencil-drawing-doodle-clip-art-doodle-5abd78a50d2b49.952009011522366629054.jpg

Д/З Письменно: сочинение-анализ одного стихотворения А. С. Пушкина из программы 6 класса. /Требуемый объём –

1, 5 страницы!/

Название сочинению дадите сами.

Срок сдачи  –  до 12. 10. 2020

Пересылка сообщением в журнале или по почте Urevna47@mail.ru

Успехов в работе!

9 октября 2020 г.

Учитель словесности Алла Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Лицейский период в жизни А.С.Пушкина", 6 класс

Урок литературы - часть уроков по биографии А.С.Пушкина - содержит материал о жизни поэта в период обучения в Царском Селе в Лицее в период с 1811 по 1817гг....

Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.

Конспект урока литературы  в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация поможет организовать деятельность учащихся на уроке, который рассчитан на 2 часа. Это семинарское занятие организовано в форме групповой работы, работы в парах. В заметках к слайду даны за...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в стихотворениях А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа  в стихотворениях А.С.Пушкина"Учебник В.Ф.Чертова...

Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Итоговое тестирование за курс 5 класса"

Предложен итоговый контрольный тест за курс 5 класса...

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".

Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....

Технологическая карта дистанционного урока литературы в 7 классе на тему: «Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге» c использованием платформы МЭО

Урок знакомит учеников с летописным  источником произведения А. С. Пушкина, развивает навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения. Урок спос...