Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока литературы в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_iktchesnokova_1.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе с применением ИКТ
Автор - учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.
МБУ СОШ №15
Тема. Анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль». Подготовка к сочинению.
Цель: учить написанию сочинения - анализа лирического стихотворения.
Задачи: - учить определять тему и основную мысль стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства, повторить понятие олицетворения, метафоры, учить определять морфологические средства выразительности, раскрыть образы стихотворения Пастернака Б. «Июль», определить настроение стихотворения, развивать письменную и устную речь, опираться на пошаговую инструкцию при написании сочинения, составлять материалы к сочинению;
- развивать умение анализировать, выделять главное, развивать мышление, память, внимание;
- воспитывать внимание к поэтическому слову.
Оборудование: доска, тетради, компьютерная презентация, проектор, учебник.
Ход урока.
- О.М. Актуализация цели.
- Подготовка к сочинению. (Слайд №2)
- Прочитай стихотворение несколько раз.
- Узнай сведения об авторе стихотворения.
- Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
- Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
- Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).
- Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
- Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
- Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
- Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.
3. План сочинения (Слайд№3) Записать в тетради.
- Кто автор? Год издания стихотворения.
- Тема и основная мысль стихотворения.
- Какую картину рисует поэт? Какое настроение передаёт?
- Главные образы. Изобразительно-выразительные средства.
- Какие чувства вызывает стихотворение?
4. Составление таблицы «Материалы к сочинению», опираясь на план подготовки к сочинению (слайд №4)
Ст. написано в 1956.г.П. предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него. "Единение с природой придаёт стихам Пастернака особую интимность и подлинность". |
Пересказ "своими словами" Поэт создаёт картину июля. Автор показывает его в образе "степного нечёсаного растрёпы", называя "призраком", "двойником", "баловником-невежей". Июль врывается в дом ветром, сквозняком, и всё приходит в движение: скатерть, занавеска. С ним приходят запахи липы и травы, гроза и пух одуванчиков. |
Настроение Поэт передаёт весёлое, жизнерадостное настроение. |
Изобразительно-выразительные средства Олицетворение: "ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка", "июль... всё громко говорящий вслух".Обилие глаголов, передающих движение: бродит, мелькают, болтается, мешается, крадётся. |
Тема и основная мысль Тема: Поэт говорит об особом очаровании июля, такого разного, живого, как вихрь. Осн. мысль: Пастернак хочет показать, какое жизнерадостное настроение вносит июль в дом своей разноликостью и вечным движением. |
Моё восприятие Вспоминаю летние деньки, чувствую дуновение июльского ветерка и запах скошенной травы. |
5. Работа над речевым оформлением стихотворения.
Речевые клише помогут составить предложения (слайд №5)
- В стихотворении… (автор, название) говорится о…
- В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
- Поэт хочет запечатлеть словами….
- Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
- Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
- Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
- Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
- Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
- Стихотворение вызывает у меня чувство…
Словарь настроений (поможет подобрать нужное слово для передачи настроения) (Слайд №6)
Позитивное торжественное восторженное, очарованное радостное, радужное веселое, светлое восхищается, восторгается восторженно- радостное легкое, светлое, нежное игривое умиротворенное теплое спокойное приподнятое | Негативное Печалится жалеет о …, сожалеет о… поэту жаль…,переживает за негодует расстроен поэту больно от …, с болью в сердце пишет о… грустно, с грустью говорит о… сердито тоскует по … с волнением говорит о… испытывает чувство горечи |
6. Дом.зад. Написать сочинение –анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль» Презентацию можно найти в электронном журнале в личной почте каждого ученика.
7. Итоги урока.
- Чему вы учились сегодня на уроке? Что вспомнили? Повторили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10 классе. А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»
Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета. В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку г...
Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс
Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое ...
урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс
Урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС 2 поколения....
урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс
Урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС 2 поколения....
Урок подготовки к ОГЭ по математике 9 класс
Материал представляет собой презентацию к уроку подготовки к ОГЭ по математике по теме "Уравнения".Рассмотрены решения линейных, квадратныхи рациональных уравнения. ...
Урок подготовки к ОГЭ по математике 9 класс
Материал представляет собой презентацию к уроку подготовки к ОГЭ по математике по теме "Уравнения".Рассмотрены решения линейных, квадратных и рациональных уравнений. ...
Презентация к уроку "Подготовка к сочинению - рассуждению в 6 классе"
Презентация к уроку представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразователь...