Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Чеснокова Елена Ивановна

Конспект урока литературы  в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_iktchesnokova_1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе с применением ИКТ

Автор - учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.

МБУ СОШ №15

Тема. Анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль». Подготовка к сочинению.

Цель: учить написанию сочинения - анализа лирического стихотворения.

Задачи: - учить  определять тему и основную мысль стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства, повторить понятие олицетворения, метафоры, учить определять морфологические средства выразительности, раскрыть образы стихотворения Пастернака Б. «Июль», определить настроение стихотворения, развивать письменную и устную речь, опираться на пошаговую инструкцию при написании сочинения, составлять материалы к сочинению;

- развивать умение анализировать, выделять главное, развивать мышление, память, внимание;

- воспитывать внимание к поэтическому слову.

Оборудование: доска, тетради, компьютерная презентация, проектор, учебник.

Ход урока.

  1. О.М. Актуализация цели.

  1. Подготовка к сочинению. (Слайд №2)

  • Прочитай стихотворение несколько раз.
  •  Узнай сведения об авторе стихотворения.
  • Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
  • Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
  •   Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).
  •  Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
  • Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
  • Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
  • Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже).  В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

3.   План сочинения (Слайд№3)  Записать в тетради.

  • Кто автор? Год издания стихотворения.
  • Тема и основная мысль стихотворения.
  • Какую картину рисует поэт? Какое настроение передаёт?
  • Главные образы. Изобразительно-выразительные средства.
  • Какие чувства вызывает стихотворение?

4. Составление таблицы «Материалы к сочинению», опираясь на план подготовки к сочинению (слайд №4)

Ст. написано в 1956.г.П. предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него. "Единение с природой придаёт стихам Пастернака особую интимность и подлинность".

Пересказ "своими словами"

Поэт создаёт картину июля. Автор показывает его в образе "степного нечёсаного растрёпы", называя "призраком", "двойником", "баловником-невежей". Июль врывается в дом ветром, сквозняком, и всё приходит в движение: скатерть, занавеска. С ним приходят запахи липы и травы, гроза и пух одуванчиков.

Настроение

Поэт передаёт весёлое, жизнерадостное настроение.

Изобразительно-выразительные средства

Олицетворение: "ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка", "июль... всё громко говорящий вслух".Обилие глаголов, передающих движение: бродит, мелькают, болтается, мешается, крадётся.

Тема и основная мысль

Тема: Поэт говорит об особом очаровании июля, такого разного, живого, как вихрь.

Осн. мысль: Пастернак хочет показать, какое жизнерадостное настроение вносит июль в дом своей разноликостью и вечным движением.

Моё восприятие

Вспоминаю летние деньки, чувствую дуновение июльского ветерка и запах скошенной травы.

5. Работа над речевым оформлением стихотворения.

 Речевые клише помогут составить предложения (слайд №5)

  • В стихотворении… (автор, название) говорится о…
  • В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
  • Поэт хочет запечатлеть словами….
  • Для того чтобы передать … настроение,  автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.).  С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
  • Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
  • Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
  • Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
  • Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
  • Стихотворение вызывает у меня чувство…

 Словарь настроений (поможет подобрать нужное слово для передачи настроения) (Слайд №6)

Позитивное

 торжественное

восторженное, очарованное

радостное, радужное

веселое, светлое

восхищается, восторгается

восторженно- радостное

легкое, светлое, нежное игривое

умиротворенное

теплое

спокойное

приподнятое

Негативное

Печалится

жалеет о …, сожалеет о…    

поэту жаль…,переживает за

негодует

 расстроен

поэту больно от …, с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

6. Дом.зад. Написать сочинение –анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль» Презентацию можно найти в электронном журнале в личной почте каждого ученика.

7. Итоги урока.

- Чему вы учились сегодня на уроке? Что вспомнили? Повторили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10 классе. А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.     В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку г...

Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс

      Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое ...

урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс

Урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС 2 поколения....

урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс

Урок "Подготовка швейной машины к работе" 5 класс. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС 2 поколения....

Урок подготовки к ОГЭ по математике 9 класс

Материал представляет собой презентацию к уроку подготовки к ОГЭ по математике по теме "Уравнения".Рассмотрены решения линейных, квадратныхи рациональных уравнения. ...

Урок подготовки к ОГЭ по математике 9 класс

Материал представляет собой презентацию к уроку подготовки к ОГЭ по математике по теме "Уравнения".Рассмотрены решения линейных, квадратных и рациональных уравнений. ...

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению - рассуждению в 6 классе"

Презентация к уроку представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразователь...