Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Дараа Азияна Андреевна

        Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое изучение языка недостаточно, отрывочно, ибо язык неразрывно связан с культурой его носителей. А  современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.

      Изучая язык другого народа  необходимо познавать и культуру его создателя, носителя – знакомиться с традициями, психологией, бытом страны, так как никакое, даже самое углубленное предметное образование, лишенное национально-культурной основы, не может обеспечить главного – формирования нравственной и творческой личности. В русской народной культуре воплощены общечеловеческие ценности: свобода, красота, доброта, любовь к людям и дому. Не бывает нравственности без культуры, не может быть творцом личность, не знающая культурных достижений народа.

      Развивая культурологическую компетенцию учащихся мы выполняем и поставленную перед нами на современном этапе развития школьного образования сложную задачу: подготовить молодых людей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить, воспитывать в них высокие нравственные качества.

     Уроки развития речи как раз прекрасно подходят для того, чтобы приобщить учащихся к культуре того народа, который создал великий русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_shirokaya_maslenitsa.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовки написания сочинения «Широкая масленица»

Образовательная цель: познакомить детей с традициями празднования Масленицы,

                                написать сочинение «Замечательный праздник «Масленица»;

Развивающая цель: развивать связную речь, память, мышление, логику, воображение;

Воспитательня цель: приобщить детей к русской культуре, к общечеловеческим

                                    ценностям;

Оборудование: мультимедийный проектор (слайды), тесты, тексты, чучело масленицы, блины.

                                                             Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Повторение пройденного.

  1. Опрос по пройденной теме.

 - Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Сначала назовите шипящие согласные.

- Дайте определение правописания О,Е после шипящих в корне.

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 422 (фронтальный опрос)

3. Тестовый контроль за усвоением предыдущих тем.

                                             Тест.

  1. Укажите слово, которое имеет приставку.

а) подберезовик  

б)  дворик

в) здоровье

2. Укажите слово, в котором неверно выделен суффикс.

а) паркетный

 б) дружок

в) холодный

3. Укажите слово, в котором пишется О.

а) р…стение

б) ор…сить

в) р…сти

4. Укажите слово, где в корне пишется А

а) ул…жить

б) выр…сла

в) сл…гать

5. Укажите слово, где на месте пропуска пишется И.

а) выт…раю

б) соб…ру

в) зап…рли

6. Укажите слово, в котором после шипящего пишется Ё.

а)  ш…сссе

б) уч…ный

в)  ж…нглер

7. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется одна и та же буква.

а) ч…рный, ж…сткий

б) деш…вый, ш…ссе

в) крыж…вник, ж…лудь

Взаимопроверка. Критерии выставления оценок:

0 ошибок – «5»

1,2 ошибок – «4»

3,4 ошибок – «3»

5 и более ошибок – «2»

III. Работа по теме.

  1. Предисловие.

- Перед тем, как  мы приступим к изучению новой темы, скажите пожалуйста, какой замечательный праздник мы праздновали на прошлой неделе? (Шага)

- Что означает празднование Шагаа? (мы прощаемся со старым годом  и и встречаем новый год)

 - По восточному календарю с годом какого зверя мы попрощались и год какого зверя мы встретили?

        Слово учителя.  «Шагаа» так же символизирует приближение весны. Мы прощаемся с зимой и ожидаем наступление весны. У русского народа тоже есть замечательный праздник проводов зимы – «Масленица».

        Ознакомление с целью урока.  

  1. О масленице.

                                                               Эпиграф урока: Масленица – веселый праздник,

                                                                                           Праздник проводов зимы.

                                                                                           Масленица – сытный праздник

                                                                                           С приогами да блинами.

         Давайте узнаем о традициях и обычаях празднования «Масленицы».        

Масленица – древний славянский праздник. Его празднуют со второй половины февраля до начала марта. Масленица  приходятся на неделю, предшествующую Великому посту.

                                         Словарная работа.  

         Великий пост – весенний семинедельный пост перед Пасхой. Вовремя поста,по предписанию церкви, запрещается употребление скромной помощи пищи  (мяса…) и действуют другие ограничение .    

          Во время масленичной недели можно полакомится отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем кроме мяса. Поэтому масленицу называют сытным праздником.

          Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Во время праздника веселился весь честной народ: пели, плясали,  играли, водили хороводы.

А самые главные атрибуты Масленицы – соломенное чучело и блины.

     Чучело зимы делали из соломы в виде женщины, наряжали в старую одежду. Соломенное чучело называли Масленицей.

     Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Его пекут с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Ведь именного бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый, румяный блин очень похож на летнее солнце.

           Масленица длится целую неделю. Каждый день Масленицы имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать:

            Понедельник – «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети вместе со взрослыми делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и возили по улицам. Устраивались качели и столы со сладостями.

             Вторник – «заигрыши». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горках, ели блины.

              Среда – «лакомка». Готовили разные угощения: оладьи, блины, пироги, баранки… на первом месте среди них, конечно же, блины.

             Четверг – «разгуляй».  Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают, по традиции, катание на лошадях «по солнышку», т.е. по часовой стрелке вокруг деревни. Проводят кулачные бои, различные игры вокруг чучела Масленицы.

               Пятница – «тещины вечера». Зять едет к теще на блины.

                                       Словарная работа.

Зять – муж дочери (кудээзи)

Теща – мама жены (кат-иези)

                Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

                                       Словарная работа.

Золовка – сестра мужа.

                 Воскресенье – «Прощенный день». Все просят прощения у родных и знакомых за обиды, после этого, как правило, целуются. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму.  Прощаются с ней шутками, песнями, танцами.

                 Когда же «зима» сгорит, молодежь прыгает через костер. Этим состязанием ловкости и завершается праздник «Масленицы».

IV.  Закрепление.

        Во время Масленицы никто не должен грустить. Считалось, что  если человек плохо и скучно провел масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

        Так давайте же, и мы повеселимся, не отступая от традиций.

                                          Сценарий.

Ведущая.

Добрый день, судари и сударушки!

Люди добрые, красны девицы,

Добры молодцы,

Старцы почтенные!

К анм нынче пришла

В гости Масленица!

Русская, старинная,

Румяная да блинная!

Со «Снежными городками»,

Горячими пирогами,

С бубликами да баранками,

Тройками да баранками!

Ведущий:      Русскую зиму проводить нужно

По-стариному – весело, дружно.

Грустить сегодня не полагается!

Итак, наш праздник продолжается!

И сейчас для всех для вас

Мы  пословицы расскажем.

1.  Без блинов не масленица,

     Без пирогов – не именины. (Чоргаар)

2. Без блина не масляна. (Чойган)

3. На горках покататься,

    В блинах поваляться. (Сырга)

5. Боится Масленица

    Горькой редьки да пареной репы. (Янсула)

Ведущая: Ребята, а что нам говорит «народное метеобюро»? Какие приметы есть в Масленицу?

1. Какой день масляны красный,

    В такой сей  пшеницу. (Айслан)

2. Ненастье в воскресенье перед масляной, к урожаю грибов. (Айыжы)

3. Если на Масленицу идет снег,

    Будет урожай гречихи. (Белек-кыс)

                        Физминутка.

  1. Игра «Почта». Учащиеся встают в круг

Учитель :- Динь, динь, динь!

Учащиеся: - Кто там?

Учитель: -Почта.

Учащиеся: - Откуда?

Учитель: - Из центральной площади.

 Учащиеся: - А что там делают?

Учитель: - Празднуют широкую Масленицу. Ребята хлопают в ладоши, топают ногами, качаются, прыгают на месте, хороводы водят в одну сторону, а потом в другую, поднимают руки вверх, восславляют, любимую игру ребятишек во время Масленицы.

  1. Теперь мальчики поиграйте в снежный тир, любимую игру ребятишек во время Масленицы.

   Ведущая:          Призываем наиболее метких

Попасть снежками в самую метку.

Конкурс по силам любому,

Не мешайте один другому.

(участникам предлагается попасть ватными «снежками» в щит диаметром 40 см., расстояние от метальщика до щита должно быть небольшим).

     Ведущая: Друзья, весне вы помогите,

Зимний холод растопите.

А для этого, ребята,

Нужно отгадать загадки.

Загадки из русской кухни.

  1. На плешь капнешь,

      Вставишь, попаришь,

      Вынешь, поправишь. (испечение блинов)

  1. Берега железны, рыба без костей,

Вода дорога. (сковорода, блин, масло)

  1. Сидит царь-птица,

На золотых яичках. (сковорода на углях)

Загадки о природе.

  1. И сокол выше его не летает.

   Оно без огня горит, оно встанет, так и утро настанет. (солнце)

  1. Всю зиму лежал,

А весной в реку убежал. (снег)

6. хоть сама -  и снег, и лед,

 А уходит – слезы льет. (зима)

7. шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку. (весна)

Ведущая: Загадки верно отгадали-

Значит ключик пдобрали.

 Странно, а весны все не видать.

Надо нам ее позвать.

Ученик: Зиму провожаем,

Чучело зимы сжигаем!

На \Руси обычай есть:

Надо масленицу сжечь,

Чтоб тепло ее костра

 Наша милая весна

Всей душою ощутила,

К нам на праздник поспешила!

Ученик: Зима, Мороз, счастливого пути желаем!

На север с миром отпускаем.

Весна, в свои права вступай,

Природой править начинай!

     Молодцы, ребята, садитесь по местам.

V. Обобщение.

- Вам понравился русский праздник проводов зимы «Масленица»?

- Расскажите, что вы узнали об этом празднике?

- Когда его празднуют?

- Как долго длится Масленица?

- Назовите название каждого дня.

- А в масленицу можно грустить?

- Как народ веселился во время этого праздника?

VI. Написание чернового варианта сочинения «Замечательный праздник Масленица» по плану.

                    План:

  1. Масленица – древний славянский праздник.
  2. Как долго его празднуют?
  3. Как народ праздновал проводы зимы?
  4. Какое впечатление произвело на меня праздник «Масленица»?

  Напишите рассказ сначала на черновиках.

  Прослушать 2-3 работы.

VII Домашнее задание.

      Дома перепишите свой рассказ в тетради для творческих работ.

VIII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения»

АннотацияЭкзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей.  Первая часть - это написание сжатого изложения по тексту. Моя методическая разработка посвящена проблеме подг...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения в ...

Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...