Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое изучение языка недостаточно, отрывочно, ибо язык неразрывно связан с культурой его носителей. А современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.
Изучая язык другого народа необходимо познавать и культуру его создателя, носителя – знакомиться с традициями, психологией, бытом страны, так как никакое, даже самое углубленное предметное образование, лишенное национально-культурной основы, не может обеспечить главного – формирования нравственной и творческой личности. В русской народной культуре воплощены общечеловеческие ценности: свобода, красота, доброта, любовь к людям и дому. Не бывает нравственности без культуры, не может быть творцом личность, не знающая культурных достижений народа.
Развивая культурологическую компетенцию учащихся мы выполняем и поставленную перед нами на современном этапе развития школьного образования сложную задачу: подготовить молодых людей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить, воспитывать в них высокие нравственные качества.
Уроки развития речи как раз прекрасно подходят для того, чтобы приобщить учащихся к культуре того народа, который создал великий русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_shirokaya_maslenitsa.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовки написания сочинения «Широкая масленица»
Образовательная цель: познакомить детей с традициями празднования Масленицы,
написать сочинение «Замечательный праздник «Масленица»;
Развивающая цель: развивать связную речь, память, мышление, логику, воображение;
Воспитательня цель: приобщить детей к русской культуре, к общечеловеческим
ценностям;
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды), тесты, тексты, чучело масленицы, блины.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Повторение пройденного.
- Опрос по пройденной теме.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Сначала назовите шипящие согласные.
- Дайте определение правописания О,Е после шипящих в корне.
2. Проверка домашнего задания. Упражнение 422 (фронтальный опрос)
3. Тестовый контроль за усвоением предыдущих тем.
Тест.
- Укажите слово, которое имеет приставку.
а) подберезовик
б) дворик
в) здоровье
2. Укажите слово, в котором неверно выделен суффикс.
а) паркетный
б) дружок
в) холодный
3. Укажите слово, в котором пишется О.
а) р…стение
б) ор…сить
в) р…сти
4. Укажите слово, где в корне пишется А
а) ул…жить
б) выр…сла
в) сл…гать
5. Укажите слово, где на месте пропуска пишется И.
а) выт…раю
б) соб…ру
в) зап…рли
6. Укажите слово, в котором после шипящего пишется Ё.
а) ш…сссе
б) уч…ный
в) ж…нглер
7. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется одна и та же буква.
а) ч…рный, ж…сткий
б) деш…вый, ш…ссе
в) крыж…вник, ж…лудь
Взаимопроверка. Критерии выставления оценок:
0 ошибок – «5»
1,2 ошибок – «4»
3,4 ошибок – «3»
5 и более ошибок – «2»
III. Работа по теме.
- Предисловие.
- Перед тем, как мы приступим к изучению новой темы, скажите пожалуйста, какой замечательный праздник мы праздновали на прошлой неделе? (Шага)
- Что означает празднование Шагаа? (мы прощаемся со старым годом и и встречаем новый год)
- По восточному календарю с годом какого зверя мы попрощались и год какого зверя мы встретили?
Слово учителя. «Шагаа» так же символизирует приближение весны. Мы прощаемся с зимой и ожидаем наступление весны. У русского народа тоже есть замечательный праздник проводов зимы – «Масленица».
Ознакомление с целью урока.
- О масленице.
Эпиграф урока: Масленица – веселый праздник,
Праздник проводов зимы.
Масленица – сытный праздник
С приогами да блинами.
Давайте узнаем о традициях и обычаях празднования «Масленицы».
Масленица – древний славянский праздник. Его празднуют со второй половины февраля до начала марта. Масленица приходятся на неделю, предшествующую Великому посту.
Словарная работа.
Великий пост – весенний семинедельный пост перед Пасхой. Вовремя поста,по предписанию церкви, запрещается употребление скромной помощи пищи (мяса…) и действуют другие ограничение .
Во время масленичной недели можно полакомится отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем кроме мяса. Поэтому масленицу называют сытным праздником.
Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Во время праздника веселился весь честной народ: пели, плясали, играли, водили хороводы.
А самые главные атрибуты Масленицы – соломенное чучело и блины.
Чучело зимы делали из соломы в виде женщины, наряжали в старую одежду. Соломенное чучело называли Масленицей.
Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Его пекут с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Ведь именного бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый, румяный блин очень похож на летнее солнце.
Масленица длится целую неделю. Каждый день Масленицы имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать:
Понедельник – «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети вместе со взрослыми делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и возили по улицам. Устраивались качели и столы со сладостями.
Вторник – «заигрыши». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горках, ели блины.
Среда – «лакомка». Готовили разные угощения: оладьи, блины, пироги, баранки… на первом месте среди них, конечно же, блины.
Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают, по традиции, катание на лошадях «по солнышку», т.е. по часовой стрелке вокруг деревни. Проводят кулачные бои, различные игры вокруг чучела Масленицы.
Пятница – «тещины вечера». Зять едет к теще на блины.
Словарная работа.
Зять – муж дочери (кудээзи)
Теща – мама жены (кат-иези)
Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.
Словарная работа.
Золовка – сестра мужа.
Воскресенье – «Прощенный день». Все просят прощения у родных и знакомых за обиды, после этого, как правило, целуются. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Прощаются с ней шутками, песнями, танцами.
Когда же «зима» сгорит, молодежь прыгает через костер. Этим состязанием ловкости и завершается праздник «Масленицы».
IV. Закрепление.
Во время Масленицы никто не должен грустить. Считалось, что если человек плохо и скучно провел масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Так давайте же, и мы повеселимся, не отступая от традиций.
Сценарий.
Ведущая.
Добрый день, судари и сударушки!
Люди добрые, красны девицы,
Добры молодцы,
Старцы почтенные!
К анм нынче пришла
В гости Масленица!
Русская, старинная,
Румяная да блинная!
Со «Снежными городками»,
Горячими пирогами,
С бубликами да баранками,
Тройками да баранками!
Ведущий: Русскую зиму проводить нужно
По-стариному – весело, дружно.
Грустить сегодня не полагается!
Итак, наш праздник продолжается!
И сейчас для всех для вас
Мы пословицы расскажем.
1. Без блинов не масленица,
Без пирогов – не именины. (Чоргаар)
2. Без блина не масляна. (Чойган)
3. На горках покататься,
В блинах поваляться. (Сырга)
5. Боится Масленица
Горькой редьки да пареной репы. (Янсула)
Ведущая: Ребята, а что нам говорит «народное метеобюро»? Какие приметы есть в Масленицу?
1. Какой день масляны красный,
В такой сей пшеницу. (Айслан)
2. Ненастье в воскресенье перед масляной, к урожаю грибов. (Айыжы)
3. Если на Масленицу идет снег,
Будет урожай гречихи. (Белек-кыс)
Физминутка.
- Игра «Почта». Учащиеся встают в круг
Учитель :- Динь, динь, динь!
Учащиеся: - Кто там?
Учитель: -Почта.
Учащиеся: - Откуда?
Учитель: - Из центральной площади.
Учащиеся: - А что там делают?
Учитель: - Празднуют широкую Масленицу. Ребята хлопают в ладоши, топают ногами, качаются, прыгают на месте, хороводы водят в одну сторону, а потом в другую, поднимают руки вверх, восславляют, любимую игру ребятишек во время Масленицы.
- Теперь мальчики поиграйте в снежный тир, любимую игру ребятишек во время Масленицы.
Ведущая: Призываем наиболее метких
Попасть снежками в самую метку.
Конкурс по силам любому,
Не мешайте один другому.
(участникам предлагается попасть ватными «снежками» в щит диаметром 40 см., расстояние от метальщика до щита должно быть небольшим).
Ведущая: Друзья, весне вы помогите,
Зимний холод растопите.
А для этого, ребята,
Нужно отгадать загадки.
Загадки из русской кухни.
- На плешь капнешь,
Вставишь, попаришь,
Вынешь, поправишь. (испечение блинов)
- Берега железны, рыба без костей,
Вода дорога. (сковорода, блин, масло)
- Сидит царь-птица,
На золотых яичках. (сковорода на углях)
Загадки о природе.
- И сокол выше его не летает.
Оно без огня горит, оно встанет, так и утро настанет. (солнце)
- Всю зиму лежал,
А весной в реку убежал. (снег)
6. хоть сама - и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (зима)
7. шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (весна)
Ведущая: Загадки верно отгадали-
Значит ключик пдобрали.
Странно, а весны все не видать.
Надо нам ее позвать.
Ученик: Зиму провожаем,
Чучело зимы сжигаем!
На \Руси обычай есть:
Надо масленицу сжечь,
Чтоб тепло ее костра
Наша милая весна
Всей душою ощутила,
К нам на праздник поспешила!
Ученик: Зима, Мороз, счастливого пути желаем!
На север с миром отпускаем.
Весна, в свои права вступай,
Природой править начинай!
Молодцы, ребята, садитесь по местам.
V. Обобщение.
- Вам понравился русский праздник проводов зимы «Масленица»?
- Расскажите, что вы узнали об этом празднике?
- Когда его празднуют?
- Как долго длится Масленица?
- Назовите название каждого дня.
- А в масленицу можно грустить?
- Как народ веселился во время этого праздника?
VI. Написание чернового варианта сочинения «Замечательный праздник Масленица» по плану.
План:
- Масленица – древний славянский праздник.
- Как долго его празднуют?
- Как народ праздновал проводы зимы?
- Какое впечатление произвело на меня праздник «Масленица»?
Напишите рассказ сначала на черновиках.
Прослушать 2-3 работы.
VII Домашнее задание.
Дома перепишите свой рассказ в тетради для творческих работ.
VIII. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения»
АннотацияЭкзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей. Первая часть - это написание сжатого изложения по тексту. Моя методическая разработка посвящена проблеме подг...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения в ...
Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3
Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...