Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Дудка Ольга Александровна
Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_tsvetaeva.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…»

Цель урока. Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии.

  Развивать  ассоциативное (образное)  мышление детей как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее вооображение в восприятии произведения как явления искусства.

  Воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное, любовь и уважение к русскому слову и родному языку.

Ход урока

1.Слово учителя. Сообщение темы и целей урока.  В качестве эпиграфа к уроку мы взяли строки М.Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» (слайд 3)  Как вы понимаете смысл этих строк? Поэтесса сравнивала свой стих с раковиной, в которой неизменно слышен гул океана. «Цветаева организовала свой стих –в музыкально-звуковом отношении- преимущественно с помощью сочетаний ударений и резко индивидуально-выраженных пауз, которые и придавали ее ритму сложный, прихотливый и (…) изощренный рисунок, всегда оправданный замыслом» (А.Павловский).

Учитель читает стихотворение «Рябину рубили зорькою…»

2.Анализ стихотворения.

-Определите тему стихотворения, найдите ключевые слова.

-Каждая строфа начинается со слова «рябина». Как в поэзии называется такой прием?  (анафора)

-В чем композиционное значение этого приема? (заострить внимание на самом главном, сообщить стиху плавность, напевность )

-Какие ассоциации у вас связаны со словом «рябина»?

-Какое слово могло бы стоять в ряду «рябина-судьбина», рифмуясь с этими словами? (Марина) Марина-рябина-судьбина.

Мы подошли к определению темы и основной мысли стихотворения: через образ рябины сказать о своей судьбе и о судьбе русской вообще.

-Сколько микротем в стихотворении? (четыре)

-Как меняется мысль от первой микротемы к последней?

Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина. И это не случайно. Еще в 1916 году М.Цветаева написала стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» Послушайте чтение этого стихотворения в авторском исполнении.   А.И.Павловский в книге «Куст рябины» пишет: «Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы -она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения».Приступаем к рассмотрению каждой микротемы. Первая микротема представляет собою развернутую метафору.  

-Обратите внимание на фонетический уровень языка, охарактеризуйте согласные звуки в этом предложении? Как называется такой прием? (аллитерация)

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (неопределенно-личное предложение) В чем стилистические особенности таких предложений? (Все сосредоточено на действии) Итак, в н/л предложениях повышается смысловая  роль главного члена. 

-Что представляет собой данная микротема с точки зрения содержания?

Это стихотворение написано в эмиграции в 1934 году. Перед нами картина жизни, поразившая ее, вызвавшая в душевном мире М.Цветаевой определенные ассоциации.  В это время М.Цветаева рвется на Родину. Возникает новое ключевое слово: рябина-Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина - контекстуальные синонимы слова рябина. Рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль:  рябина-символ судьбы М.Цветаевой.

Вторая микротема:  

 –Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (Двусоставное предложение с нулевой связкой) А.Н.Гвоздев отмечает стилистические особенности таких конструкций: «Именительный падеж существительного без связки выражает наибольшее постоянство отношений двух  понятий- неизменный, вневременный характер связи между ними» -Какие два понятия тесно слиты между собой в этой микротеме? (рябина-судьбина).

- Подберите синонимы к слову судьбина. В чем различие слов судьба и судьбина?

–В каком значении употребляется определение «горькая»?

Третья микротема:  

–Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (неполное предложение)

-Для чего используется неполное предложение в поэтической речи? (Прием достижения динамичности, сжатости речи, передача взволнованности автора)  Метафора продолжает развиваться, появляются новые смысловые оттенки: седыми спусками.

-Давайте подумаем, почему появляется этот образ? (серые листья, седые волосы)

-Почему в конце этого предложения стоит многоточие? Это самый «семантический знак препинания» по определению В.В.Бабайцевой. Этот знак заставляет нас остановиться, задуматься о главном. Главная мысль заключена в четвертой микротеме:  

                 Рябина!

                 Судьбина

                 Русская.

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (назывные предложения)

-Назовите стилистические особенности назывных предложений? (Эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать о многом)

Мы поняли главное: рябина-судьбина русская!  

-Какие языковые уровни мы рассмотрели в процессе лингвистического анализа? (Синтаксис, пунктуация, фонетика, лексика)

-Проведите статистический анализ частей речи в этом стихотворении?

(В стихотворении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных)

3.В этом же году М.Цветаева пишет стихотворение «Тоска по Родине»

  Конец стихотворения очень необычен. До него все стихотворение было пронизано отрицанием Родины, но вот звучат последние строки:

             Но если по дороге - куст

             Встает, особенно -рябина…

И все… простое многоточие… Но сколько любви, нежности к Отчизне в этих строках! Героиня понимает, что в ее душе навсегда останется частичка ее Родины. Она навсегда связана с родной землей.

4.Рефлексия  

5.Домашнее задание.  

                                             

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...

Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...

Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....

Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы». ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)

Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».  ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....