Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы». ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».  ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».  ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)

Цели:

  1. Развитие навыков исследования литературного произведения.
  2. Обобщение и повторение ранее изученных тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».
  3. Выработка орфографической и пунктуационной грамотности.
  4. Воспитание любви к русской поэзии.
  5. Формирование гражданского самосознания.
  6. Развитие речи и мышления учащихся.

                                    Ход урока.

Я не верю цветам,

которые льются. Рвутся – да!

М.Цветаева

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель (на фоне музыки):

                                                 Красною кистью

                                                 Рябина зажглась.

        Падали листья –

                                                  Я родилась.

                                                                  Спорили сотни

                                                                  Колоколов.

         День был субботний

        Иоанн Богослов.

                                                 Мне и доныне хочется грызть

                                                 Жаркой рябины

                                                 Горькую кисть.

        Сегодня на уроке мы будем исследовать язык лирического стихотворения, расшифровать поэтический текст, сохраняя при этом образность и очарование.  Другими словами, мы будем делать лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Рябину рубили».

        Откройте тетради и запишите дату и тему урока. В качестве эпиграфа – слова самой же Марины Цветаевой: «Я не верю цветам, которые льются. Рвутся – да!».

        Объясните внимание на опорную таблицу – план лингвистического анализа художественного текста, которым вы можете воспользоваться по ходу урока.

  1. Работа по тексту.

 

                     Класс поделён на 3 группы.

Чтение стихотворения Марины    Цветаевой «Рябину рубили»

                Рябину

                Рубили

                Зорькою.

        Рябина -

        Судьбина

                                                        Горькая.

                                                        Рябина

                                                        Седыми спусками.

         Рябина!

                                                        Судьбина

                                                        Русская.

- Найдите ключевые слова и, мотивируя свой ответ, запишем их цепочкой.

-  Рябина – судьбина – горькая – судьбина - русская… Слово «рябина» является ключевым, так как создаёт главный образ стихотворения. «Судьбина» - слово, определяющее тему стихотворения. Слово «горькая» передаёт настроение поэтессы. «Русская» - параллель частного с общим.

-  Какое слово можно внести в этот ряд, основываясь на рифмовке слов «рябина – судьбина»?

- С данными словами рифмуется слово «Марина». (Дописываем слово в цепочку).

-  Куда бы вы поместили это слово: в начало, в середину или в конец цепочки? Почему?

-  Это слово должно стоять в самом начале цепочки, так как Марина – это исток, звезда, начало всего.

-  И в подтверждение этого я прочту отрывок из ещё одного стихотворения Марины Цветаевой.

                                         Кто создан из камня, кто создан из глины, -

                                         А я серебрюсь и сверкаю.

                                         Мне дело – измена, мне дело – Марина.

                         Я – бренная пена морская.

-  Определите тему стихотворения «Рябину рубили».

-Тема стихотворения: судьба Цветаевой и судьба русская.

-  А какова же идея стихотворения?

- Посредством поэтического образа рябины Цветаева говорит о своей судьбе, о сопричастности судеб человека и Родины.

- Перед нами стоит более трудная задача – определите жанр данного произведения.

-  Перед нами лирическое стихотворение, так как в основе его – размышление поэта – гражданина, неравнодушного человека.

- Разбейте  стихотворение на смысловые отрезки (микротемы).

-  В этом стихотворении 4 смысловых отрезка. В каждом – по 3 предложения. Каждая группа начинается со слова «рябина» и имеет особый смысл. «Рябина» - главная героиня многих стихотворений поэтессы. Это символ её судьбы, пылающей, гениальной и увядающей, уходящей  в забытье.

-  «Цветаева – поэт красок, цветов, синонимики», - так сказал о ней литературовед Павловский. Докажите, что он прав.

-  Пример тому – метафора «рябина как судьба Марины», «рябина как судьба русская». Метафора необычная: расширенная, развёрнутая.

- Поработайте со смысловыми отрезками в группах.

                                             учитель  – микротема № 1

                                             1 группа -  микротема № 2

                                             2 группа – микротема № 3

                                             3 группа – микротема № 4

    - Пока я работаю с первой микротемой, прошу вас внимательно слушать и делать наброски ответов по своим отрезкам.

                                                           Рябину

                                                           Рубили

                                                           Зорькою.

              Это односоставное предложение, так как в нём только один главный челн предложения – сказуемое. Оно выражено глаголом 3 лица множественного числа. Главная роль в этом предложении отводится действию – «рубили», что значит «уничтожили», «сгубили».

              Согласные звуки (г), (б), (л) – звонкие, и не случайно. Цель выбора поэтессы – придание резкости звучанию в зависимости от значения слова.

              С точки зрения содержания можно сказать, что Цветаева нарисовала картину гибели русской рябины в момент рассвета, начала дня, на заре. Эта картина поразила её, задела за живое. Мы не знаем, выдумана или увидена поэтессой эта картина, но известно, что стихотворение написано в 1983 году, когда Цветаева находилась в эмиграции, тосковала по Родине, рвалась домой.

                                     Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.

                                     И всё равно, и всё едино –

                                     Но если по дороге – куст

                                     Встаёт, особенно – рябина, -

пишет Цветаева в стихотворении «Тоска по Родине». Следовательно, в цепочке ключевых слов должно появится ещё одно слово – Родина. Кстати, в одном стихотворении поэтесса написала: «Я умру на рассвете…». Рябину-Цветаеву загубили на рассвете её жизни, в начале её творческого пути. Рябина – символ её судьбы.

        Приступаем к анализу 2 микротемы. Прочтите её.

                                             Рябина –

                                             Судьбина

                                             Горькая.

-  Дайте характеристику этой микротеме с точки зрения синтаксиса.

-  Это двусоставное предложение, в котором и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в И.П., поэтому мы ставим между ними тире.

-  Есть ли в отрывке пример  метафоры?

-  Да, это выражение «рябина – судьбина».

-  Подберите к слову «судьбина» синонимы.

-  Участь, доля, судьба.

-  Почему поэтесса использовала слово «судьбина», а не слова судьба?

-  Суффикс - ин – придаёт слову одновременное значение значительности или горькой презрительности. Это слово чаще используется в разговорной речи.    

-  Найдите  синонимы к слову «горькая».

-  Печальная, трудная, тяжёлая.

-  Так какова основная мысль 2 микротемы?

-  Судьба Цветаевой, как и судьба рябины, печальная и тяжёлая.

-Работаем  над 3 микротемой. Прочтём её.

                                             Рябина –

                                             Седыми

                                             Спусками.

- Характеризуем её с точки зрения синтаксиса.

- Это неполное предложение, в котором пропущено слово. Сказуемое отсутствует, вместо него – тире. Этот пропуск придаёт резкое, жёсткое звучание предложению. Такова Цветаева, которая верит рвущимся, а не льющимся стихам.

-   Ищем метафору, ребята. В чём её смысл?

- Это выражение «седыми спусками». Рябина седая, испытавшая тяготы жизни. Седые листья – седые волосы Цветаевой.

-  Какова главная мысль отрывка?

-  Трагедия Марины – трагедия рябины.

-  Прекрасно. Дайте характеристику 4 микротемы с точки зрения синтаксиса. Но прежде прочтите этот отрывок.

-                                                           Рябина!

                                                          Судьбина

                                                          Русская.

                Перед нами 2 назывных предложения. Первое – восклицательное. В нём отражены боль, крик поэтессы – гражданки, а рябина – не только её судьба, но и судьба Родины. Чтобы усилить эту мысль, идёт повтор метафоры: «рябина – судьбина». Не судьба, а судьбина, которую явно не жалует Цветаева.

-  Сколько частей речи в данном стихотворении?

-  1 глагол – рубили; 4 существительных – рябину, зорькую, рябина, судьбина, рябина, спусками, рябина, судьбина; 3 прилагательных – горькая, седыми, русская.

- Какие разделы русского языка мы вспомнили благодаря этому стихотворению?

-  Мы вспомнили Фонетику (звуки речи), Лексику ( многозначные слова и синонимы), Пунктуацию (знаки препинания), Синтаксис – синтаксические особенности предложений.

-  Что испытываете вы после знакомства с творчеством Марины Цветаевой и, в частности, стихотворения «Рябину рубили»?

 -  Зазвенело, зазвучало, стало понятным и близким каждое слово стихотворения о рябине, стихотворения, проникнутого горечью и трагизмом, болью и тоской, обидой и прощением. Мы увидели  заключённую в нём информацию, научились читать между строк. И ещё: нам стало ближе творчество одной из замечательнейших поэтесс нашего времени – Марины Цветаевой. Мы почувствовали, что поэтесса  призывает  не литься, как тихий ручёёк, а рваться в бой.

                   Звучит тихая лирическая композиция. На фоне музыки – стихи.

                                   Моим стихам, написанным так рано,

                                       Что и не знала я, что я – поэт,

                                       Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                       Как искры из ракет.

         Ворвавшимся, как маленькие черти,

                                                       В святилище, как сон и фимиам,

                                                       Моим стихам о юности и смерти,

                                                       Несчитанным стихам!

                                       Разбросанным в пыли по магазинам,

                                       (Где их никто не брал и не берёт).      

        Моим стихам, как драгоценным винам,

                                      Настанет свой черёд.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее  задание на выбор:

Сочинение – эссе « 12 слов…12 строчек Марины Цветаевой».

Сочинение – размышление на тему «Чем мне запомнился урок по стихотворению Марины Цветаевой».            

 

                     Оформление доски.

Левая часть доски – стихотворение «Рябину рубили».

Правая часть доски – план лингвистического анализа стихотворения.

  1. Чтение полувслух.
  2. Поиск ключевых слов.
  3. Определи тему и идею стихотворения.
  4. Определи жанр.
  5. Раздели стихотворение на микротемы.
  6. Работа со смысловыми отрезками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщающее повторение темы "односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе.Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».Представленный урок является комбинированным. Можно выделить следующие этапы: организационный момент; орф...

Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...

Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....

Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"

Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....