Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."
методическая разработка по литературе по теме

 

 

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_analiz.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

8класс

После урока литературы «Мне имя – Марина», где речь идёт о нелёгкой творческой судьбе гениальной поэтессы России Марины Цветаевой.

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рябину рубили…».

                                                                «Я не верю стихам, которые льются.

                                                                 Рвутся – да!».

1.Выразительное чтение стихотворения учителем.

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

                           1934г.

1. Чтение стихотворения учащимися, определим тему, найдём ключевые слова.

                                     Рябина – судьбина (горькая)

                                      - Судьбина( русская)

 -Какое слово может стоять в этом ряду, рифмуясь  с  рябина – судьбина?

 - Марина – рябина – судьбина.

Вспомним строки Марины Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя -  Марина,

Я – бренная пена морская.

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.

Жанр произведения – лирическое стихотворение.

 - Разбейте текст на смысловые отрезки.

В стихотворении их 4 (каждые 3 строки объединены общей темой.

Каждый смысловой отрезок начинается со слова   рябина.

И это не случайно. Ещё в 1916году Марина Цветаева писала

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья .

Я родилась.

                  Спорили сотни

                   Колоколов

                   День был субботний:

                    Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

(Рябина навсегда вошла в поэзию Цветаевой)

 - Пылающая, горькая, на излёте осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой.

 - Как меняется мысль автора в стихотворении по мере движения от 1ой  микротемы к последней7

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьбина горькая.

Рябина – седыми спусками.

Перед нами развёрнутая метафора:

Рябина как судьба Марины;

Рябина как судьба русская.

Теперь приступим к рассмотрению каждой микротемы.

1ая микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою.

 - Что представляет это предложение с точки зрения синтаксиса?

(это неопределённо – личное предложение).

В неопределённо – личном предложении повышается смысловая роль главного члена. У нас это глагол      РУБИЛИ.

Перед нами картина жизни. Стихотворение написано в эмиграции в 1934году. В это время Марина Цветаева рвётся на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по родине!», которое заканчивается словами:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге  - куст

Встаёт, особенно – рябина…

Так возникает новое ключевое слово: рябина – Россия, Родина – контекстуальные синонимы слова рябина.

 - «Рябину рубили зорькою» - почему возник этот образ?

Помните: «Знаю, умру на заре, - писала Цветаева.

Таким образом, рассмотрев 1ую микротему, мы подтвердили мысль: рябина – символ судьбы М.Цветаевой.

2ая микротема:

Рябина –

Судьбина

Горькая

Что представляет это предложение с точки зрения синтаксиса?

(двусоставное предложение с нулевой связкой)

Образ рябина – судьбине в творчестве поэтессы неизменен. Во второй микротеме начинает разворачиваться метафора. Обратите внимание на слова СУДЬБИНА и ГОРЬКАЯ.

Найдите синонимы к слову СУДЬБИНА

(судьбина – судьба, доля, участь) Суффикс ИН вносит дополнительный оттенок, оно вносит в слово значение чего – то большего, значительного.

В каком значении употребляется определение ГОРЬКАЯ? Подберите синонимы. Синонимы (горькая – горестная – трудная, тяжёлая)

3ья микротема:

Рябина –

Седыми

Спусками…

 -Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

(это неполное предложение)

 - Для чего используется неполное предложение в поэтической речи?

(для достижения динамичности, сжатости речи, передачи взволнованности автора). Такая неполнота – характерная черта стиля М. Цветаевой. Обратите внимание на эпиграф.

Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. – Почему появился этот образ? (Во –первых, листья рябины продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая; во-вторых,уже в 20ые годы у Цветаевой появились стихи:

Золото моих волос

Тихо переходит в седость

 - Не жалейте! Всё сбылось,

Всё в груди слилось и спелось…

Это пеплы сокровищ:

Утрат, обид.

Это пеплы, перед коими

В прах – гранит.

Серые листья, седые волосы…

 - Почему в конце стоит многоточие?(заставляет остановиться, задуматься)

Главная мысль в 4ой микротеме.

Рябина!

Судьбина

Русская

 - Что представляет 4ая микротема с точки зрения синтаксиса?

(это 2 назывных предложения. 1ое восклицательное)

! (рябина – судьбина русская! Метафора раскрылась до конца.)

Статистический анализ частей речи в этом стихотворении.

В произведении 12 слов:   1 глагол, 8 существительных, из них4 слова рябина, 3 прилагательных.

Д\з: творческая работа «12 слов… 12 строчек М.Цветаевой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...

лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...

Урок "Лингвистический анализ стихотворения"

Урок литературы в 10 классе "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою"...

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...

Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств яз...

Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"

Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...