Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Рязанова Елена Руслановна

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученики построчечно исседуют стихотворение, учатся читать между строк, понимать связь написанного и пережитого поэтессой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Цели:

  1. Развитие навыков исследования литературного произведения.
  2. Обобщение и повторение ранее изученных тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».
  3. Выработка орфографической и пунктуационной грамотности.
  4. Воспитание любви к русской поэзии.
  5. Формирование гражданского самосознания.
  6. развитие речи и мышления учащихся.

 Оборудование:

  1. сборники стихотворений Марины Цветаевой;
  2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.., 1955;
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1979;
  4. Павловский А. Куст рябины: о поэзии М. Цветаевой. Л., 1949.
  5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990;
  6. Фонограмма лирической мелодии из сб. «Русская классика».    

                                    Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель (на фоне музыки):

                                                 Красною кистью

                                                 Рябина зажглась.

        Падали листья –

                                                  Я родилась.

                                                                  Спорили сотни

                                                                  Колоколов.

         День был субботний

        Иоанн Богослов.

                                                 Мне и доныне хочется грызть

                                                 Жаркой рябины

                                                 Горькую кисть.

        Здравствуйте, ребята! Я не случайно начала наш урок русского языка  с чтения стихотворения прекрасной поэтессы Марины Цветаевой. Сегодня на уроке мы будем исследовать язык лирического стихотворения, расшифровать поэтический текст, сохраняя при этом образность и очарование.  Другими словами, мы будем делать лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Рябину рубили».

        Откройте тетради и запишите дату и тему урока. В качестве эпиграфа – слова самой же Марины Цветаевой: «Я не верю цветам, которые льются. Рвутся – да!».

        Объясните внимание на опорную таблицу – план лингвистического анализа художественного текста, которым вы можете воспользоваться по ходу урока.

  1. Работа по тексту.

 

                     Класс поделён на 3 группы, расположившиеся за столами,                  поставленными кругом.

                     Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Марины

                     Цветаевой «Рябину рубили» наизусть.

                Рябину

                Рубили

                Зорькою.

        Рябина -

        Судьбина

                                                        Горькая.

                                                        Рябина

                                                        Седыми спусками.

         Рябина!

                                                        Судьбина

                                                        Русская.

Учитель: Спасибо. А теперь прошу каждого из вас прочесть стихотворение для себя. Найдите ключевые слова и, мотивируя свой ответ, запишем их цепочкой.

Ответ: Рябина – судьбина – горькая – судьбина - русская… Слово «рябина» является ключевым, так как создаёт главный образ стихотворения. «Судьбина» - слово, определяющее тему стихотворения. Слово «горькая» передаёт настроение поэтессы. «Русская» - параллель частного с общим.

Учитель: Правильно. Какое слово можно внести в этот ряд, основываясь на рифмовке слов «рябина – судьбина»?

Ответ: С данными словами рифмуется слово «Марина». (Дописываем слово в цепочку).

Учитель: Куда бы вы поместили это слово: в начало, в середину или в конец цепочки? Почему?

Ответ: Это слово должно стоять в самом начале цепочки, так как Марина – это исток, звезда, начало всего.

Учитель: Верно. И в подтверждение этого я прочту отрывок из ещё одного стихотворения Марины Цветаевой.

                                         Кто создан из камня, кто создан из глины, -

                                         А я серебрюсь и сверкаю.

                                         Мне дело – измена, мне дело – Марина.

                         Я – бренная пена морская.

                  А сейчас я предлагаю вашему вниманию определить тему стихотворения «Рябину рубили».

Ответ: Тема стихотворения: судьба Цветаевой и судьба русская.

Учитель: Именно это волновало поэтессу всю жизнь. А какова же идея стихотворения?

Посредством поэтического образа рябины Цветаева говорит о своей судьбе, о сопричастности судеб человека и Родины.

Учитель: Перед нами стоит более трудная задача – определите жанр данного произведения.

Ответ: Перед нами лирическое стихотворение, так как в основе его – размышление поэта – гражданина, неравнодушного человека.

Учитель: Предлагаю разбить стихотворение на смысловые отрезки (микротемы).

Ответ: В этом стихотворении 4 смысловых отрезка. В каждом – по 3 предложения. Каждая группа начинается со слова «рябина» и имеет особый смысл. «Рябина» - главная героиня многих стихотворений поэтессы. Это символ её судьбы, пылающей, гениальной и увядающей, уходящей  в забытье.

Учитель: Отлично. «Цветаева – поэт красок, цветов, синонимики», - так сказал о ней литературовед Павловский. Докажите, что он прав.

Ответ: Пример тому – метафора «рябина как судьба Марины», «рябина как судьба русская». Метафора необычная: расширенная, развёрнутая.

Учитель: Это, действительно, так. И нам необходимо поработать со смысловыми отрезками в группах.

                                             учитель  – микротема № 1

                                             1 группа -  микротема № 2

                                             2 группа – микротема № 3

                                             3 группа – микротема № 4

    Пока я работаю с первой микротемой, прошу вас внимательно слушать и делать наброски ответов по своим отрезкам.

                          Учитель читает первый смысловой отрезок.          

                                                           Рябину

                                                           Рубили

                                                           Зорькою.

              Это односоставное предложение, так как в нём только один главный челн предложения – сказуемое. Оно выражено глаголом 3 лица множественного числа. Главная роль в этом предложении отводится действию – «рубили», что значит «уничтожили», «сгубили».

              Согласные звуки (г), (б), (л) – звонкие, и не случайно. Цель выбора поэтессы – придание резкости звучанию в зависимости от значения слова.

              С точки зрения содержания можно сказать, что Цветаева нарисовала картину гибели русской рябины в момент рассвета, начала дня, на заре. Эта картина поразила её, задела за живое. Мы не знаем, выдумана или увидена поэтессой эта картина, но известно, что стихотворение написано в 1983 году, когда Цветаева находилась в эмиграции, тосковала по Родине, рвалась домой.

                                     Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.

                                     И всё равно, и всё едино –

                                     Но если по дороге – куст

                                     Встаёт, особенно – рябина, -

пишет Цветаева в стихотворении «Тоска по Родине». Следовательно, в цепочке ключевых слов должно появится ещё одно слово – Родина. Кстати, в одном стихотворении поэтесса написала: «Я умру на рассвете…». Рябину-Цветаеву загубили на рассвете её жизни, в начале её творческого пути. Рябина – символ её судьбы.

        Я надеюсь, что у вас получится так же, как и у меня. Приступаем к анализу 2 микротемы. Прочтите её.

Ответ:                                  Рябина –

                                             Судьбина

                                             Горькая.

Учитель: Дайте характеристику этой микротеме с точки зрения синтаксиса.

Ответ: Это двусоставное предложение, в котором и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в И.П., поэтому мы ставим между ними тире.

Учитель: Есть ли в отрывке пример  метафоры?

Ответ: Да, это выражение «рябина – судьбина».

Учитель: Подберите к слову «судьбина» синонимы.

Ответ: Участь, доля, судьба.

Учитель: Почему поэтесса использовала слово «судьбина», а не слова судьба?

Ответ: Суффикс - ин – придаёт слову одновременное значение значительности или горькой презрительности. Это слово чаще используется в разговорной речи.    

Учитель: Верно. Прошу найти синонимы к слову «горькая».

Ответ: Печальная, трудная, тяжёлая.

Учитель: Так какова основная мысль 2 микротемы?

Ответ: Судьба Цветаевой, как и судьба рябины, печальная и тяжёлая.

Учитель. Правильно. Мы приступаем к работе над 3 микротемой. Прочтём её.

Ответ:                                  Рябина –

                                             Седыми

                                             Спусками.

Учитель: Характеризуем её с точки зрения синтаксиса.

Ответ: Это неполное предложение, в котором пропущено слово. Сказуемое отсутствует, вместо него – тире. Этот пропуск придаёт резкое, жёсткое звучание предложению. Такова Цветаева, которая верит рвущимся, а не льющимся стихам.

Учитель: Ищем метафору, ребята. В чём её смысл?

Ответ: Это выражение «седыми спусками». Рябина седая, испытавшая тяготы жизни. Седые листья – седые волосы Цветаевой.

Учитель: Какова главная мысль отрывка?

Ответ: Трагедия Марины – трагедия рябины.

Учитель: Прекрасно. Дайте характеристику 4 микротемы с точки зрения синтаксиса. Но прежде прочтите этот отрывок.

Ответ:                                               Рябина!

                                                          Судьбина

                                                          Русская.

                Перед нами 2 назывных предложения. Первое – восклицательное. В нём отражены боль, крик поэтессы – гражданки, а рябина – не только её судьба, но и судьба Родины. Чтобы усилить эту мысль, идёт повтор метафоры: «рябина – судьбина». Не судьба, а судьбина, которую явно не жалует Цветаева.

  1. Работа с капитанами команд.

Учитель: Сколько частей речи в данном стихотворении?

Ответ: 1 глагол – рубили; 4 существительных – рябину, зорькую, рябина, судьбина, рябина, спусками, рябина, судьбина; 3 прилагательных – горькая, седыми, русская.

Учитель: Какие разделы русского языка мы вспомнили благодаря этому стихотворению?

Ответ: Мы вспомнили Фонетику (звуки речи), Лексику ( многозначные слова и синонимы), Пунктуацию (знаки препинания), Синтаксис – синтаксические особенности предложений.

Учитель: Что испытываете вы после знакомства с творчеством Марины Цветаевой и ,в частности, стихотворения «Рябину рубили».

Ответ  произвольный.

  1. Обобщение.

Учитель: Итак, дел сделано. Дело нужное, полезное. Зазвенело, зазвучало, стало понятным и близким каждое слово стихотворения о рябине, стихотворения, проникнутого горечью и трагизмом, болью и тоской, обидой и прощением. Я не призываю вас рассматривать каждое стихотворение под «лингвистическим микроскопом», но мы должны видеть заключённую в нём информацию, читать между строк. Это мы сегодня и сделали: И ещё: нам стало ближе творчество одной из замечательнейших поэтесс нашего времени – Марины Цветаевой. И в заключение работы я призываю вас жить так, как призывала Цветаева: не литься, как тихий ручёёк, а рваться в бой.

                   Звучит тихая лирическая композиция. На фоне музыки – стихи.

Учитель:                        Моим стихам, написанным так рано,

                                       Что и не знала я, что я – поэт,

                                       Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                       Как искры из ракет.

         Ворвавшимся, как маленькие черти,

                                                       В святилище, как сон и фимиам,

                                                       Моим стихам о юности и смерти,

                                                       Несчитанным стихам!

                                       Разбросанным в пыли по магазинам,

                                       (Где их никто не брал и не берёт).      

        Моим стихам, как драгоценным винам,

                                      Настанет свой черёд.

Учитель: Именно за подтверждение этого пророчества Цветаевой я и хочу поставить вам сегодня оценки.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее  задание.

1 группа – сочинение – эссе « 12 слов…12 строчек Марины Цветаевой».

2, 3 группа – сочинение – размышление на тему «Чем мне запомнился урок по стихотворению Марины Цветаевой».            

 

                     Оформление доски.

Левая часть доски – стихотворение «Рябину рубили».

Средняя часть – запись даты, темы урока, эпиграф и опорная схема:

        мысль        мысль

                                              I        IY

          Рябину рубили

        II        III

                                         мысль                                  мысль  

Правая часть доски – план лингвистического анализа стихотворения.

  1. Чтение полувслух.
  2. Поиск ключевых слов.
  3. Определи тему и идею стихотворения.
  4. Определи жанр.
  5. Раздели стихотворение на микротемы.
  6. Работа со смысловыми отрезками.