Главные вкладки

    Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Терёхина Вера Николаевна

     

    Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

    образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

    языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

     

    Цели: 1. Изучение особенностей поэтики М. Цветаевой через анализ стихотворения «Молодость».

    2. Развитие навыков анализа лирического стихотворения; развитие умения оперировать литературоведческими понятиями, навыков устной и письменной речи учащихся.

    3. Воспитывать интерес к творчеству Цветаевой. Сопоставление образа молодости с личными впечатлениями учащихся.

    Тип урока: Урок изучения художественного произведения.

    Вид урока: Урок углубленной работы над текстом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_11_klasse.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 11 классе по теме:

    Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

    Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

    образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

    языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

    Цели: 1. Изучение особенностей поэтики М. Цветаевой через анализ стихотворения «Молодость».

    2. Развитие навыков анализа лирического стихотворения; развитие умения оперировать литературоведческими понятиями, навыков устной и письменной речи учащихся.

    3. Воспитывать интерес к творчеству Цветаевой. Сопоставление образа молодости с личными впечатлениями учащихся.

    Тип урока: Урок изучения художественного произведения.

    Вид урока: Урок углубленной работы над текстом.

    Оборудование: 1. Эпиграф к уроку:

    Я никогда не поверю в прозу: ее нет. Я ее ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста ее. Да и какая может быть проза, когда … всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!

    М. Цветаева

    О молодость! Молодость … Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что всё сделаешь.

    И. Тургенев

    Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

    Н. Гоголь

    2. Портрет М. Цветаевой.

    3. Рабочие листы и тексты стихотворения на каждую парту.

    4. Музыкальное сопровождение к чтению стихотворений.

    5. Словари по лингвистике.

    6. Термины: эпитет, метафора, анафора, оксиморон, антитеза, звукопись (аллитерация, ассонанс), ритм, размер, рифмовка, синтаксический параллелизм и др.

    План урока:

    1. Орг. момент. Создание мотивации к уроку.

    Сегодня мы поговорим о молодости. Как бы вы определили, что такое молодость?

    См. эпиграфы. Так определили понятие молодости И. Тургенев и Н. Гоголь.

    Свой уникальный образ молодости создала Марина Цветаева.

    1. Объявление темы урока, постановка цели.

    Наша цель углубить анализ стихотворения «Молодость», сделанный вами дома, понять смысл стихотворения и проследить на его примере характерные черты цветаевской поэтики.

    Вам предстоит работа в группах, с рабочими листами, закрепление терминов (см. на доске), в конце урока напишете сочинение-миниатюру.

    1. слово учителя о жизненном контексте стихотворения.

    Стихотворение написано 29-летней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее постигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я – без Ирины – вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! – Мне стыдно, что жива. – Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».

    В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни – беспощадность. Никому ни до кого нет дела». Таков жизненный контекст создания этого стихотворения. /чтение стихотворения/

    1. Анализ стихотворения.

    1). Каково первое впечатление от стихотворения? О чем оно? Что можно отметить на первый взгляд?

    2). Заполнение рабочих листов.

    А) Определение жанровых особенностей.

    Б) Работа в группах.

    1. Лингвистический строй стихотворения.
    2. Синтаксический строй стихотворения.
    3. Средства выразительности в стихотворении.

    В) Отчет 1 группы. Остальные одновременно записывают выводы по работе первой группы.

    Г) Отчет 2 группы, остальные записывают выводы.

    Д) Отчет 3 группы, остальные записывают выводы.

    Е) Учитель определяет 3 основных приема, характерных для поэтики Цветаевой.

    1. Смысловые разрывы, переносы на другую строку /Моя морока // Молодость
    2. Варьирование образа молодости /молодость - золотце – янтарь/
    3. Нанизывание синонимов: ноша – обуза, яства – брашно.

     /Учащиеся фиксируют информацию в листах./

    Ж) Задание на закрепление «Семантический анализ стихотворения». Устные выводы:

    Сопоставляя отношение к молодости в 1 и 2 части стихотворения, можно отметить эволюцию взгляда лирической героини на свою молодость.

    Если в 1 части в чувствах героини ест оттенок горечи, неудовлетворенности, ласкового укора, сожаления, то во 2 части чувствуется ощущение радости, что эта веха в жизни все-таки была. Во 2 части отчаянно-веселое прощание с молодостью уже не как обузой, а как с частью души, вырванной из морских глубин (как морское имя – Марина)

    1. Молодость моя! – Иди к другим!

    3) Вывод учителя по творчеству Цветаевой.

    Все творчество, вся жизнь М. Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряженность, самосожжение, распахнутость души в этих ее словах (см. эпиграф).

    4) Завершающий контроль.

    (Звучит музыка). Выполнение на рабочих листах одного из творческих заданий.

    5) Чтение 2-3 работ. Анализ.

    6) Рефлексия (устно).

    4. Итоги урока. Проверка  рабочих листов.

    Рабочий лист к уроку литературы в 11 классе по теме

    «Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость»»

    Определить жанр стихотворения ...............................................................................

    Особенности жанра (нужное подчеркнуть): стих-е – воспоминание, стих-е – размышление, стих-е – исповедь, стих-е – зарисовка, стих-е – обращение, стих-е – признание.

    Работа в группах

    Задание для 1-ой группы «Лексический строй стихотворения»

    1) Определить, пользуясь словарем, значение слов и их стилистическую окраску (нейтральная, высокая, разговорно-просторечная):

    скипетр.....................................................................................................................................

    яство........................................................................................................................................

    брашно..................................................................................................................................

    морока.................................................................................................................................

    кумашный.............................................................................................................................

    2) Какие дополнительные значения получают эти слова в контексте стихотворения?.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    Задание для 2-ой группы «Синтаксический строй стихотворения»

    1) Из скольких предложений состоит стихотворение:

    1-ая часть............................., 2-ая часть................................ .

    2) Сколько односоставных назывных предложений-обращений:

     в 1-ой части.............., во 2-ой части.............. . Приведите пример ...................................... .

    3) Сколько восклицательных знаков:

    в 1-ой части................. , во 2-ой части................. .

    4) Сколько во 2-ой части указательных предложений? ........................................................

    5) Выписать из 2-ой части глаголы в повелительном наклонении ...............................................................................................................................................................

    Эти глаголы содержат  приказ или  просьбу? (нужное подчеркнуть)

    6) Привести примеры синтаксического параллелизма во 2-ой части стихотворения ..............................................................................................................................................................

    7) Сделать выводы по теме «Особенности синтаксиса в стихотворении» ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    Задание для 3-ей группы «Изобразительные средства стихотворения»

    1) Привести примеры:

    эпитеты....................................................................................................................................

    метафоры.................................................................................................................................

    олицетворение .........................................................................................................................

    оксиморон ................................................................................................................................

    антитеза .................................................................................................................................

    другие изобразительные средства ........................................................................................

    2) Особенности звукописи ................................................................................................... ..............................................................................................................................................................

    3) Особенности рифмовки в 1-ой части ............................, во 2-ой части............................ .

    4) Стихотворный размер в 1-ой части ................................., во 2-ой части ..........................

    5) Особенности ритма, интонации .......................................................................................... ...............................................................................................................................................................

    Обмен результатами работы в группах

    1) Краткие выводы по работе 1-ой группы

    Записать синонимы к словам: яство .................................... , брашно .............................. ,   морока ....................................., кумашный ...................................... .

    2) Краткие выводы по работе 2-ой группы

    Перечислить особенности синтаксиса стихотворения ........................................................ ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    3) Краткие выводы по работе 3-ей группы

    Перечислить основные изобразительные средства в стихотворении ................................... ...............................................................................................................................................................

    Рифма .........................................................................................................................................

    Размер ........................................................................................................................................

    4) Общие выводы (делает учитель)

    Перечислить отличительные черты поэтики М.Цветаевой ................................................. ................................................................................................................................................................

    Закрепление «Семантический анализ»

    1) Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию

    ........................................................                               .......................................................

    2) Выписать лексические цепочки (контекстуальные синонимы), соотносимые с ключевым образом молодости:

    В 1-ой части

    ............................................................................

    ............................................................................

    ...........................................................................

    ...........................................................................

    ...........................................................................

    Во 2-ой части

    ............................................................................

    ............................................................................

    ...........................................................................

    ..........................................................................

    ............................................................................

    3) Сопоставить отношение лирической героини к «молодости» в 1 и 2 части стихотворения (устно).

    Завершающий контроль

    Выполнить на выбор одно из творческих заданий:

    1. Миниатюра-рассуждение «Как я понимаю смысл стихотворения «Молодость»
    2. Лирическая миниатюра в стихотворной форме о молодости.

    ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    Рефлексия

    1) Помог ли тебе урок глубже, чем в домашней работе, проанализировать стихотворение? (нужное подчеркни)                                 Да                                 Нет

    2) Стал ли тебе к концу урока более понятным смысл стихотворения в сравнении с начальным его пониманием?                                              Да                                 Нет

    3) Что бы ты себе поставил за урок (в 10-бальной системе)?          (нужное подчеркни)            1  2  3  4  5  6  7  8  9  10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

    Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

    Открытый урок в 6 классе по теме "Анализ контрольного диктанта"

    Текст, анализ и самоанализ проведённого открытого урока...

    "На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло..."Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"

    Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой , выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состо...

    Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

    Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...