"На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло..."Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"
проект по литературе (11 класс) на тему

Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой , выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состояние через языковые средства: тропы, пунктуацию, аллитерацию. Построено стихотворение от начала до конца на противопоставлении (антитезе). В стихотворении всплывает тема противопоставления творческой личности "толпе"; кто занят более важным делом, делает революцию.Трагедия поэта состоит в том, что он в этот момент не востребован своим народом, но поэт продолжает творить, понимая, что революции не вечны. Придет время и откроется имя поэта в истории и будущие поколения оценят по достоинству "серебро" творца. В этом стихотворении приоткрывается тема назначения поэта и, как у Пушкина, звучит вера в своё предназначение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« На стёкла вечности легло моё дыхание, моё

  тепло…» (Методика анализа стихотворения Марины

Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из

глины…»)

                                                                                   Учитель   русского   языка   и   литературы

                                                                                                                                  Мальцева Н.М.

                                                                                                                        МКОУ СО «Новолисинская  школа- интернат»  (2018г)

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

1920 год...  Старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, часть голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит.

Гражданская война в самом разгаре, страна разделена на большевиков и врагов народа.  Марина Цветаева – жена белого офицера, жена врага народа, и её поэзия никому в этом враждующем мире не нужна.  Оставшись без  средств к существованию, она вынуждена отдать в приют своих малолетних дочерей, чтобы спасти их от голода.

 Три года нет вестей от мужа, Сергея Эфрона, который сражается где-то на Дону. Переживая о его судьбе, Цветаева пишет и читает стихи на площади, сравнивая белую армию «со стаей белых лебедей…».

Умирает в приюте дочь Ирина…. Забрав Ариадну, старшую дочь из приюта, Марина Цветаева живёт надеждой на чудо. Всё сплелось воедино: боль утраты, голод, предательство, одиночество….

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины» написано    23 мая 1920 года, посвящено художнику  Николаю Николаевичу Вы-шеславцеву, единственному другу в то страшное и трагическое время для Марины Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

 Первая строфа построена на противопоставлении-антитезе. Первая строка открывается вопросительным местоимением КТО. Создают из камня только статуи. Но «камень» здесь - аллегория, из камня созданы вожди, они, словно кремень, твёрдые идейные носители эпохи рево-люции. «Глина» - мягкое, бесформенное, которому можно придать любую форму. За ним стоит народ, из которого и лепят вожди.

«А я серебрюсь» - глагол действия образован от существительного «се-ребро». Есть поговорка: «Молчанье – золото, а слово – серебро». Личное местоимение «я» раскрывает значение строки: «действие словами».

В первой строке стихотворения вожди и народ противопоставлены поэту, жизнь которого состоит в словотворчестве. Народ строит новую жизнь, отвоёвывая его у старого мира и, пока льётся кровь, ему не до стихов.

Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

«Мне дело – измена». Поэт творит для народа, и готов измениться, принять его сторону, чтобы услышали её «серебро». Но всё тщетно.                          Имя «Марина» - значит «морская»- вечная, бунтующая, мятежная.  

Последняя  строка сравнивает лирическую героиню с « бренной пеной морскою».  Рассмотрим эпитет «бренная пена».                        «Бренная»-это тленный, преходящий,так говорят о недолговечности человеческой жизни.

 Если мы говорим о пене, пене морской, она образуется с каждой следующей волной, беспрерывно. Эти строки говорят о быстротечности человеческой жизни , а «вечная пена» - это творчество поэта, это вдохновение частицы своей души в каждое слово.

                          Особое значение в этом стихотворении уделено пунктуации и аллитерации. В пронзительных и обрывистых фразах угадывается состояние поэтессы. Как тяжело  идет высокая волна и захлёстывает прибрежный песок, также тире и запятые, помогают услышать стон и вздох  лирического героя.

Звуки «с - з  -д» рисуют картину волн, слизывающих песок и скатываю-щихся к морю.  Звук «р» открывает картину рокочущего неспокойного моря.  Этот звук подчеркивает образ бунтующей мятежной героини сти-хотворения.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

И вновь повторяющаяся строка второй строфы открывается противопоставлением и вопросительным местоимением КТО.  «Кто создан из глины»- народ, безликий  и часто безымянный, когда совершаются революции, они гибнут за правое дело сотнями и миллионами, и через  века их имён никто и не вспомнит, и им уготованы только гробы. А «надгробные плиты» ставят только вождям и их имена остаются в истории, но также не навсегда!

— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Метафора «купель морская». Слово «купель»- это чашеобразный сосуд, служит для проведения таинства крещения.  Лирическая героиня кре-щена в вечной бунтующей стихии, и её предназначение особое. Она ждёт и надеется, что когда стихнет гром орудий, когда наступит мир , придёт её время, но время ещё не пришло и поэтому - «непрестанно разбита!»

Надрыв души и  чувство боли выделяются знаками пунктуации. В строфе добавляется аллитерация звуков «б-п», что рисует картину кладбища и тот первый ком земли, который ударяется об деревянную крышку гроба.

В последних  двух строках стечение согласных «р» раскрывают гнев, протест лирического героя.

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Первая строка третьей строфы перекликается с пушкинскими строками:

«Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Она по-нимает,  что её творчество – это дар для человечества и он обязательно найдет отклик в сердцах людей, пускай не сегодня, ни через год , когда стихнет буря революции.

«Своеволье» - значит, склонный поступать,  поступать по своей прихоти.

Она верит в свое предназначение и не опускает руки, продолжает бо-роться, несмотря на невзгоды этой жизни. Она сильнее этих обстоя-тельств. Её назначение нести людям красоту и истинные ценности, что может быть выше.

В следующих строчках – эпитет «беспутные кудри» и скрытая метафора «земною солью». Слово «беспутный» трактуется, «как разгульный, беспорядочный, не имеющий какой-либо цели», но здесь мы можем сопоставить это определение, как «непослушные» волосы, сколько их не приглаживай, они всё равно лягут как им захочется. Слово «земное»-зем-ное поприще, то что принадлежит земле.  Здесь « кудри беспутные» ассоциируются с морскими волнами, героиня принадлежит другой стихии и у неё другие цели, открыть мир истинных ценностей. Она не может растрачивать своё время на земные дела,она не может уподобляться им «из плоти», она - другая, её дело – творить для людей пусть даже не этого поколения, а тех, кто придет потом.

В этой строфе строки менее отрывисты, используется только одно тире.

Сквозь последний вздох идет нарастание силы духа, протеста, вызова. Ощутив своё призвание Марина Цветаева сливается воедино с лиричес-кой героиней, забывая о внутренней боли.

Стечение согласных «с-з, ж, д, р ц» продолжают рисовать образ бушующего моря.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Метафора «гранитные колена» ассоциируются с толпой, «волна» – с поэтом, которая способна воскресать вновь и вновь, способная творить и не находить отклика у толпы. Звучит тема одиночества, но не пес-симизм, скорее оптимизм. Вера в то, что вода камни точит, а значит её услышат. Отсюда- радость, радость предвкушения. и оптимизм. Побеждает чувство понимания своего назначения-нести высокое искус-ство народу своему.

Последняя строфа –это уже шторм. Грозно звучат согласные «д.з.0р», и восклицательные знаки подчеркивают торжественность бушующей стихии, гласные звуки в сочетании со знаками тире придают веселое безудержное настроение стихии.

Становится понятной душа «своевольной и переменчивой» героини.

Морская стихия помогает ей возрождаться, как фениксу, в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созида-нию,а также верой в то, что её творчество станет достоянием будущих поколений.0

Размер, которым написано стихотворение,- амфибрахий. Поэтесса использовала перекрёстную рифмовку и женские рифмы, повторы слов.

В каждое  из своих  стихотворений Марина Цветаева вложила частицу своей души, которая способна  и через столетие проникать в нашу жизнь, чувствовать, удивлять и радовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Анализ лирического произведения. Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой "Молитва".

Вопросы, предложенные одиннадцатиклассникам, помогут не только глубже понять внутренний мир лирической героини Цветаевой, но и ощутить драматизм всего творчества поэта. Кроме того, стихотворение"Молит...

Анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот,робкое дыханье"

Построфный анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот, робкое дыханье"...

Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....

Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."...