Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Ратникова Лилия Владимировна

 Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slovesnosti_po_cvetaevoy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 открытая (сменная) общеобразовательная школа №1

г. Сафоново  Смоленской области

Урок словесности

«Лингвостилистический анализ текста М.Цветаевой

«Рябину рубили зорькою…»

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

Ратникова Лилия Владимировна

 

2012г.

Цель:

-исследовать язык художественного произведения;

-расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образную информацию;

-разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

Оборудование:   запись  песен на стихи М.Цветаевой, портрет поэтессы,  карточки – «помощники», раздаточные карточки с текстом.                                                          

                                                               Эпиграф:

Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии.

Пылающая и горькая…она стала символом судьбы,

тоже переходной и горькой, пылающей творчеством

 и уходящей в забвение.

А.Павловский «Куст рябины».

Ход урока.

Музыкальная  вставка.

Песня на слова М.Цветаевой «Благословляю вас…»

1.Слово учителя.

   С этих замечательных строк «благословления» я и хочу начать урок словесности, связанный с нелёгкой творческой судьбой гениальной поэтессы России М.Цветаевой и посвящённый лингвистическому анализу её стихотворения, написанного в эмиграции в 1934 году, вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»

  Цель нашего урока:

попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную» информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

   2. Анализ текста.

Итак, знакомимся с текстом:

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

      Спусками…

Рябина!

  Судьбина

Русская.

                               1934г.

? Вдумаемся в  смысл и попробуем определить тему. А в этом нам помогут ключевые слова. Назовите их.

(Рябина – судьбина )

?Какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?

(Марина)

Рябина – судьбина – Марина

?  Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

? Определите жанр произведения.

       (лирическое стихотворение)

? На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?

          (4)

   В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены общей темой и начинаются со слова «рябина».

(Это стилистическая фигура – анафора-повтор начального слова).

И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:

Красною кистью

 Рябина зажглась.

Падали листья.

                                                              Я родилась.                                                                                    Спорили сотни

                                                               Колоколов.

          День был субботний:

                                                              Иоанн Богослов.                                                                                         Мне и доныне  

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

   А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в  геральдику её  поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

   Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

 Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого у вас на столах есть всё необходимое: текст, карточки-«помощники».

 1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою

  1.  Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».

     Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

  1.  Подберите образные синонимы:

                    Рубили – вредили, губили

  1.  Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?

        ( р,  б,  л) – приём аллитерации

  1.  С чем ассоциируются звонкие согласные звуки?

        (со стуком топора)

Вывод:

    Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

    Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

?А почему возник образ зорьки?

Знаю, умру я на заре…», - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

     Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.

      2-я микротема (помогает одна из групп):

Рябина-

Судьина

Горькая.

? Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

 (А.Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий».)

     В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

                                       (рябина – судьбина)

-Подберите синонимы к слову «судьбина»

                                       (судьба, доля, участь)

-Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

            (суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.

? В каком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая).

    Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.

     3-я микротема (помогает другая группа):

Рябина –

Седыми

     Спусками…

? Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи. взволнованности автора»)

Это предложение неполное.

Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками», назовите её.

                                        (метафора)

? Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?

(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев серая, как седая.

  2.Седые волосы Марины).

     В 20-е годы у Марины появляются стихи:

Золото моих волос

              Тихо переходит в седость…

      Это пеплы сокровищ,

                                                            Утрат и обид.

          Это пеплы, пред коими

В прах-гранит.  

? Почему в конце есть  многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться, задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)

   Вывод:

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины

4-я микротема (помогает группа):

Рябина!

  Судьбина

Русская.

? Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А.Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

? Почему в первом предложении стоит восклицательный знак?

(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба  русская)

   Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.

Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябина – судьба русская.

Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!

  1.  Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)

  1.  А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

-Проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов: 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.

И для меня, как наважденье,

Как символ святости земной,

Звучат цветаевские строки:

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

                                                                    (  В.Рахматуллина)

(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»).

Карточка – « помощница» №1.

1 микротема:                                Рябину

Рубили

Зорькою.

1.Синтаксическая конструкция.

    Особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

              неопределённое.

А.Пешковский.

2.Стилистический приём.

Аллитерация – повтор звонких согласных звуков.

Карточка – « помощница» №2.

2 микротема:                                Рябина -

  Судьбина

Горькая

1.Синтаксическая конструкция.

     Особенность двусоставного предложения с нулевой связкой состоит в том, что именительный падеж существительных без связки выражает постоянство отношений двух понятий и указывает на тесную связь между ними.

                                          А.Гвоздев.

2.Лексическое понятие.

Синонимы – слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Карточка – « помощница» №3.

3 микротема:                                Рябина -

Седыми

   Спусками…

1.Синтаксическая конструкция.

    В неполном предложении пропуск одного из членов есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи, взволнованности автора.

                                      А.Решетов.

2.Стилистический приём.

а) метафора – образное скрытое сравнение;

б) недосказанность заставляет остановиться, задуматься над чем-то.

Карточка – « помощница» №4.

4 микротема:                                Рябина!

  Судьбина

Русская.

1.Синтаксическая конструкция.

Назывные предложения - это эмоциональная оценка изображаемого,

                                смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать                             многое.

                                А.Гвоздев.

2.Стилистический приём.

а) анафора – повтор начального слова.